Много внимания в «Записке»
уделено критике государственного аппарата.
Карамзин отмечал его некомпетентность,
взяточничество чиновников всех рангов,
полную безответственность лиц, облеченных
высшими властными полномочиями. Перестройку
этого звена государственного управления
он видит не в создании новых учреждений,
а в подготовке грамотных, специально
обученных кадров. Чиновников, при расстановке
их на должностях, следует правильно организовать,
т.е. распределить по чинам в соответствии
со знаниями и способностями и всемерно
поощрять к выполнению их служебного долга
системой наград и наказаний. Главное
же начало хорошего управления состоит
в ослаблении прерогатив центральной
власти и расширении полномочий власти
на местах, ибо только местной власти известно
истинное положение дел в провинции.
Предъявляя высокие требования
к личности, поставленной по воле бога
над людьми, Карамзин считал, что предпочтительнее
полагаться на нравственные качества
правителя, нежели на те законы, которыми
в западных странах принято ограничивать
монарха. Однако это не отказ от принципа
законности в деятельности верховной
власти в стране. В данном случае, упоминая
«западные законы», он скорее имеет в виду
новшества, достигнутые революционным
путем, к которым Карамзин относился отрицательно,
причем он опасался не только революций,
но и серьезных реформ, полагая, что эти
мероприятия не способны разрешить проблемы,
стоящие перед Россией. Здесь «более требуется
мудрости хранительной, нежели творческой...
новости идут к новостям и благоприятствуют
необузданности произвола». Однако Карамзин
не противопоставлял Россию Западу, напротив,
«он,– по мнению историка С. Ф. Платонова,–
мыслил Россию как одну из европейских
стран и русский народ как один из равнокачественных
с прочими нациями». Не впадал он и в другую
крайность, «не клял Запада во имя любви
к Родине», но не хотел и забывать собственную
историю и унижать свой народ. «Россия,–
писал Н. М. Карамзин,– существует уже
более тысячи лет и не в образе дикой Орды,
но в виде государства великого», поэтому
он советовал бережно относиться к «древним
учреждениями и нравам». Здесь Карамзин
как бы продолжил мысль дипломата XVII в.
А. Л. Ордина-Нащокина о том, что «не стыдно
доброму навыкать со стороны», но при этом
свои порядки и нравы следует беречь и
уважать.10
В своем правопонимании Карамзин
придерживался естественно-правовой теории,
утверждая, что в нравственном государстве
законы гражданские должны полностью
соответствовать законам естественным.
Историк подчеркивал ответственность
работы законодателя, которому при подготовке
новых законопроектов следует тщательно
рассматривать «все вещи с разных сторон,
а не с одной, иначе, пресекая зло, он может
сделать еще более зла». Он отмечал также
назревшую необходимость современного
пересмотра всех российских законов путем
проведения инкорпоративных и кодификационных
работ. Карамзину хотелось видеть издание
обширного Свода законов, в котором бы
законы были систематизированы и снабжены
комментариями. Необходимость в проведении
таких работ давно назрела, так как многие
законы устарели и даже стали вредными,
поэтому следует некоторые из них «исправить...
в особенности же уголовные, жестокие
и варварские... но они существуют к стыду
нашего законодательства ».
Но более, нежели на законы,
автор «Записки» полагался на распространение
просвещения и нравственное воспитание
народа. Однако взгляды его отличались
непоследовательностью. Так, с одной стороны,
он выступал сторонником просвещения
и желал бы широко распространить в стране
политические и исторические знания (и
сам всемерно содействовал этому), а с
другой – критиковал принятую в западноевропейских
странах систему просвещения, считая ее
излишне теоретической и оторванной от
практической деятельности. Карамзин
полагал, что «в России нет охотников для
высших наук», купцам нужна арифметика,
стряпчим и судьям – основы юриспруденции,
а не познания в римском праве, ибо современный
уровень отечественной науки еще не подготовлен
к восприятию «общих знаний», сейчас необходимо
для пользы отечества от каждого человека
единственно требовать нужных для той
службы знаний, которой он желает себя
посвятить». В такой форме Карамзин возражал
Сперанскому, предложившему «введение
экзаменов на чин» в целях повышения общей
образованности и компетентности русских
чиновников.
Карамзин уделил внимание и
сословной организации общества, в структуре
которого он выделял: духовенство, дворянство,
купечество, крестьянство и прочий народ.
Дворянство он рассматривал
как сословие, пользующееся особыми привилегиями,
обеспеченное уважением и достатком. Дворяне
должны занимать высокие посты в армии
и на государственной службе, но тем не
менее Карамзин всегда повторял, что и
для низких сословий нельзя «заграждать
пути» к чинам и званиям, если они обладают
способностями и имеют «превосходные
знания».
Духовенство – «учительное
сословие», и поэтому оно должно обладать
высоким нравственным потенциалом и образовательным
уровнем. Его следует хорошо обучать в
специальных заведениях и достаточно
обеспечивать.
В определении положения крестьян
и дальнейших перспектив развития крестьянства
как основного сословия России суждения
Карамзина противоречивы. Будучи сторонником
естественно-правовой концепции, Карамзин
признавал за каждым человеком его неотъемлемое,
естественное право на свободу и в связи
с этим считал что Борис Годунов был не
прав, когда укрепил за господами вольных
крестьян (Карамзин имеет в виду перепись
населения, проведенную при Федоре Иоанновиче,
когда правителем был Годунов, а затем
введение урочных лет). Крестьяне по справедливости,
отмечал он, «могут требовать прежней
свободы», но современное их состояние
бесперспективно, ибо земель у них нет и,
получив свободу, они не смогут ее реализовать,
так как вынуждены будут оставаться на
прежней земле и работать у тех же помещиков,
так что «в их жизни мало что изменится».
К тому же отмена крепости может вызвать
и определенные беспорядки, ибо, получив
свободу, крестьяне начнут себе подыскивать
других владельцев, в результате поля
останутся невозделанными и, прежде всего,
потерпит убыток казна. Между тем хлебом
снабжают страну помещики, а не «вольные
хлебопашцы». Кроме того, крестьяне, лишившись
узды, начнут «пьянствовать и злодействовать».
Монарх же в сохранении порядка в стране
полагается на дворян, которые «опора
трона и хранители порядка и тишины в стране»,
и если поколебать существующее положение,
то государству может угрожать гибель.
Облегчение участи крестьян
Карамзин ожидает не от отмены крепостного
права, а от установления над крестьянами
«благоразумной власти помещика»: введения
умеренного оброка, законного определения
размеров барщины, хорошего личного обращения
и т.д. Власть помещиков над крестьянами
в целях недопущения злоупотреблений
он предлагал поставить под контроль губернаторов
и в случаях выявления недостойного поведения
дворян учреждать над ними опеку.
Предложенные Карамзиным мероприятия
успеха не обещали. По-видимому, он не понимал
всей бесперспективности крепостного
права для экономического развития России.11
Во внешнеполитических отношениях
Карамзин придерживался мирной ориентации.
«Политическая система московских государей
заслуживала удивления своей мудростью,
имея целью одно благоденствие народа;
они воевали только по необходимости,
всегда готовые к миру – восстановив Россию
в умеренном величии, не алкали завоеваний
неверных или опасных, желая сохранять,
а не приобретать». В организации современной
армии Карамзин усматривал необходимость
перемен: сокращения ее численности, уничтожения
военных поселений и «уменьшения строгости
в безделицах».
«Записка» произвела большое
впечатление на Александра I, поскольку
содержала серьезную критику действительности
и требования перестройки всего государственного
аппарата. В силу этих причин «Записка»
осталась неизвестной для современников.
Карамзин критически оценивал
положения «Указа о вольных хлебопашцах»,
полагая, что не они, а помещики могут быть
основными заготовителями хлеба. Дворяне
- основная опора трона, их надзор за крестьянами обеспечивает
порядок и спокойствие. Требуется не отмена
крепостного права как системы, а установление
«благоразумной власти помещика», умеренного
оброка, определенных законом размеров
барщины и т.п. Власть помещиков над крестьянами
должны контролировать губернаторы. Общей
мыслью Карамзина было то, что стране нужны
не реформы, а «патриархальная власть».
По его мнению, дела пойдут в России как
должно, если найдется в России 50 людей
умных и добросовестных, которые ревностно
станут блюсти «вверенное каждому из них
благо» россиян. Историк-публицист призывал
вопреки Сперанскому быть осторожнее
в новых государственных творениях, стараясь
всего более утвердить существующие и
думая более о людях, нежели о формах.12
Заключение
Николай Михайлович Карамзин - сторонник
норманнской теории происхождения Русского
государства. Периодизация русской истории
Карамзин Николай Михайлович очень близка
к периодизации В. Н. Татищева и М.М. Щербатова.
Все они отождествляют историю страны
с историей государства, а историю государства
- с историей самодержавия. Однако Николай
Михайлович Карамзин внёс много нового
как в понимание общего хода русской истории,
так и в оценки отдельных исторических
событий. В отличие от Татищева и Щербатова,
видевших в удельной системе только движение
назад и результат неразумной политики
великих князей, деливших государство
между сыновьями, Карамзин Николай Михайлович
считал, что удельная система была феодальной
и «сообразна с обстоятельствами и духом
времени» и что она была свойственна всем
странам Западной Европы.
Образование единого государства при
Иване III он рассматривал как процесс,
аналогичный и единовременный процессу
образования крупных централизованных
государств в Западной Европе. Карамзин
Н.М. не удовлетворялся чисто рационалистическим
объяснением исторических событий и в
ряде случаев использовал так называемый
прагматический взгляд на историю и историко-сравнительный
метод, что ставило Карамзин на уровень
передовой исторической науки того времени.
Он впервые использовал большое число
исторических документов, в том числе
Троицкую, Лаврентьевскую, Ипатьевскую
летописи, Двинские грамоты, Судебники,
свидетельства иностранцев и прочие. Извлечения
из документов Карамзин Н.М. поместил в
пространных примечаниях к своей «Истории»,
которые долгое время играли роль своеобразного
архива. Однако в тексте «Истории» Карамзин
Николай Михайлович нередко отходил от
источника или отдавал предпочтение менее
достоверному источнику в угоду своим
политическим целям и монархической исторической
концепции или из желания «оживить» и
«расцветить» события. Имя Николая Михайловича
Карамзина пользовалось широчайшей популярностью
не только в прошлом веке, но и ныне. Дарованиями,
свойственными Николаю Михайловичу, не
обладали ни историки XVIII века, ни историки
XIX столетия.
Список используемой литературы
- Великие государственные деятели России.
/Под ред. А.Ф. Киселева. - М.,1996.
Графский В. Г. История
политических и правовых учений:
учебник. – 2–е изд. перераб. и
доп. – М.: Проспект, 2006. – 608с.
- Золотухина Н.М., Исаев И.А.История
политических и правовых учений России
XIX - XX вв./ Н.М.Золотухина, И.А. Исаев. - М.:Юристь,1995.-378с.
- История политических и правовых учений.
/Под ред. В.С.Нерсесянца. -
М., 1998.
- История политических и правовых учений: Учебник/ Под ред. О.Э.Лейста – М., 2000.
- Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России в
ее политическом и гражданском отношениях/
Н.М.Карамзин .-М.: Наука, 1991.
- Карамзин Н. М. История государства Российского
в 12-ти томах. /Под ред. А. Н. Сахарова. – М.: Наука, 1991.
- Ключевский В.О. Исторические портреты.
Деятели исторической
мысли. - М.: Правда, 1991
- Крылов М.Э. История политических и правовых
учений. - М., 2003.
- Wikipedia.ru
- 1 Wikipedia.ru
- 2 Великие
государственные деятели России. /Под
ред. А.Ф. Киселева. - М.,1996.
- 3 Ключевский
В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли/В.О.Ключевский.
- М.: Правда, 1991
- 4 История
политических и правовых учений. /Под ред.
В.С.Нерсесянца. - М., 1998.
- 5 История политических и правовых
учений: Учебник/ Под ред. О.Э.Лейста – М., 2000.
- 6 Золотухина Н.М., Исаев И.А.История
политических и правовых учений России
XIX - XX вв./ Н.М.Золотухина, И.А. Исаев. - М.:Юристь,1995.-378с.
- 7 История
политических и правовых учений. /Под ред.
В.С.Нерсесянца. - М., 1998.
- 8 Крылов
М.Э. История политических и правовых учений/М.Э.Крылов.
- М., 2003.
- 9 Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России в
ее политическом и гражданском отношениях/
Н.М.Карамзин. - М.: Наука, 1991.
10 Графский В. Г. История
политических и правовых учений:
учебник. – 2–е изд. перераб. и
доп. – М.: Проспект, 2006. – 608с.
- 11 История
политических и правовых учений. /Под ред.
В.С.Нерсесянца. - М., 1998.
- 12 Золотухина Н.М., Исаев И.А.История
политических и правовых учений России
XIX - XX вв./ Н.М.Золотухина, И.А. Исаев. - М.:Юристь,1995.-378с.