Много внимания в «Записке» 
уделено критике государственного аппарата. 
Карамзин отмечал его некомпетентность, 
взяточничество чиновников всех рангов, 
полную безответственность лиц, облеченных 
высшими властными полномочиями. Перестройку 
этого звена государственного управления 
он видит не в создании новых учреждений, 
а в подготовке грамотных, специально 
обученных кадров. Чиновников, при расстановке 
их на должностях, следует правильно организовать, 
т.е. распределить по чинам в соответствии 
со знаниями и способностями и всемерно 
поощрять к выполнению их служебного долга 
системой наград и наказаний. Главное 
же начало хорошего управления состоит 
в ослаблении прерогатив центральной 
власти и расширении полномочий власти 
на местах, ибо только местной власти известно 
истинное положение дел в провинции.
Предъявляя высокие требования 
к личности, поставленной по воле бога 
над людьми, Карамзин считал, что предпочтительнее 
полагаться на нравственные качества 
правителя, нежели на те законы, которыми 
в западных странах принято ограничивать 
монарха. Однако это не отказ от принципа 
законности в деятельности верховной 
власти в стране. В данном случае, упоминая 
«западные законы», он скорее имеет в виду 
новшества, достигнутые революционным 
путем, к которым Карамзин относился отрицательно, 
причем он опасался не только революций, 
но и серьезных реформ, полагая, что эти 
мероприятия не способны разрешить проблемы, 
стоящие перед Россией. Здесь «более требуется 
мудрости хранительной, нежели творческой... 
новости идут к новостям и благоприятствуют 
необузданности произвола». Однако Карамзин 
не противопоставлял Россию Западу, напротив, 
«он,– по мнению историка С. Ф. Платонова,– 
мыслил Россию как одну из европейских 
стран и русский народ как один из равнокачественных 
с прочими нациями». Не впадал он и в другую 
крайность, «не клял Запада во имя любви 
к Родине», но не хотел и забывать собственную 
историю и унижать свой народ. «Россия,– 
писал Н. М. Карамзин,– существует уже 
более тысячи лет и не в образе дикой Орды, 
но в виде государства великого», поэтому 
он советовал бережно относиться к «древним 
учреждениями и нравам». Здесь Карамзин 
как бы продолжил мысль дипломата XVII в. 
А. Л. Ордина-Нащокина о том, что «не стыдно 
доброму навыкать со стороны», но при этом 
свои порядки и нравы следует беречь и 
уважать.10
В своем правопонимании Карамзин 
придерживался естественно-правовой теории, 
утверждая, что в нравственном государстве 
законы гражданские должны полностью 
соответствовать законам естественным.
Историк подчеркивал ответственность 
работы законодателя, которому при подготовке 
новых законопроектов следует тщательно 
рассматривать «все вещи с разных сторон, 
а не с одной, иначе, пресекая зло, он может 
сделать еще более зла». Он отмечал также 
назревшую необходимость современного 
пересмотра всех российских законов путем 
проведения инкорпоративных и кодификационных 
работ. Карамзину хотелось видеть издание 
обширного Свода законов, в котором бы 
законы были систематизированы и снабжены 
комментариями. Необходимость в проведении 
таких работ давно назрела, так как многие 
законы устарели и даже стали вредными, 
поэтому следует некоторые из них «исправить... 
в особенности же уголовные, жестокие 
и варварские... но они существуют к стыду 
нашего законодательства ».
Но более, нежели на законы, 
автор «Записки» полагался на распространение 
просвещения и нравственное воспитание 
народа. Однако взгляды его отличались 
непоследовательностью. Так, с одной стороны, 
он выступал сторонником просвещения 
и желал бы широко распространить в стране 
политические и исторические знания (и 
сам всемерно содействовал этому), а с 
другой – критиковал принятую в западноевропейских 
странах систему просвещения, считая ее 
излишне теоретической и оторванной от 
практической деятельности. Карамзин 
полагал, что «в России нет охотников для 
высших наук», купцам нужна арифметика, 
стряпчим и судьям – основы юриспруденции, 
а не познания в римском праве, ибо современный 
уровень отечественной науки еще не подготовлен 
к восприятию «общих знаний», сейчас необходимо 
для пользы отечества от каждого человека 
единственно требовать нужных для той 
службы знаний, которой он желает себя 
посвятить». В такой форме Карамзин возражал 
Сперанскому, предложившему «введение 
экзаменов на чин» в целях повышения общей 
образованности и компетентности русских 
чиновников.
Карамзин уделил внимание и 
сословной организации общества, в структуре 
которого он выделял: духовенство, дворянство, 
купечество, крестьянство и прочий народ.
Дворянство он рассматривал 
как сословие, пользующееся особыми привилегиями, 
обеспеченное уважением и достатком. Дворяне 
должны занимать высокие посты в армии 
и на государственной службе, но тем не 
менее Карамзин всегда повторял, что и 
для низких сословий нельзя «заграждать 
пути» к чинам и званиям, если они обладают 
способностями и имеют «превосходные 
знания».
Духовенство – «учительное 
сословие», и поэтому оно должно обладать 
высоким нравственным потенциалом и образовательным 
уровнем. Его следует хорошо обучать в 
специальных заведениях и достаточно 
обеспечивать.
В определении положения крестьян 
и дальнейших перспектив развития крестьянства 
как основного сословия России суждения 
Карамзина противоречивы. Будучи сторонником 
естественно-правовой концепции, Карамзин 
признавал за каждым человеком его неотъемлемое, 
естественное право на свободу и в связи 
с этим считал что Борис Годунов был не 
прав, когда укрепил за господами вольных 
крестьян (Карамзин имеет в виду перепись 
населения, проведенную при Федоре Иоанновиче, 
когда правителем был Годунов, а затем 
введение урочных лет). Крестьяне по справедливости, 
отмечал он, «могут требовать прежней 
свободы», но современное их состояние 
бесперспективно, ибо земель у них нет и, 
получив свободу, они не смогут ее реализовать, 
так как вынуждены будут оставаться на 
прежней земле и работать у тех же помещиков, 
так что «в их жизни мало что изменится». 
К тому же отмена крепости может вызвать 
и определенные беспорядки, ибо, получив 
свободу, крестьяне начнут себе подыскивать 
других владельцев, в результате поля 
останутся невозделанными и, прежде всего, 
потерпит убыток казна. Между тем хлебом 
снабжают страну помещики, а не «вольные 
хлебопашцы». Кроме того, крестьяне, лишившись 
узды, начнут «пьянствовать и злодействовать». 
Монарх же в сохранении порядка в стране 
полагается на дворян, которые «опора 
трона и хранители порядка и тишины в стране», 
и если поколебать существующее положение, 
то государству может угрожать гибель.
Облегчение участи крестьян 
Карамзин ожидает не от отмены крепостного 
права, а от установления над крестьянами 
«благоразумной власти помещика»: введения 
умеренного оброка, законного определения 
размеров барщины, хорошего личного обращения 
и т.д. Власть помещиков над крестьянами 
в целях недопущения злоупотреблений 
он предлагал поставить под контроль губернаторов 
и в случаях выявления недостойного поведения 
дворян учреждать над ними опеку.
Предложенные Карамзиным мероприятия 
успеха не обещали. По-видимому, он не понимал 
всей бесперспективности крепостного 
права для экономического развития России.11
Во внешнеполитических отношениях 
Карамзин придерживался мирной ориентации. 
«Политическая система московских государей 
заслуживала удивления своей мудростью, 
имея целью одно благоденствие народа; 
они воевали только по необходимости, 
всегда готовые к миру – восстановив Россию 
в умеренном величии, не алкали завоеваний 
неверных или опасных, желая сохранять, 
а не приобретать». В организации современной 
армии Карамзин усматривал необходимость 
перемен: сокращения ее численности, уничтожения 
военных поселений и «уменьшения строгости 
в безделицах».
«Записка» произвела большое 
впечатление на Александра I, поскольку 
содержала серьезную критику действительности 
и требования перестройки всего государственного 
аппарата. В силу этих причин «Записка» 
осталась неизвестной для современников.
Карамзин критически оценивал 
положения «Указа о вольных хлебопашцах», 
полагая, что не они, а помещики могут быть 
основными заготовителями хлеба. Дворяне 
- основная опора трона, их надзор за крестьянами обеспечивает 
порядок и спокойствие. Требуется не отмена 
крепостного права как системы, а установление 
«благоразумной власти помещика», умеренного 
оброка, определенных законом размеров 
барщины и т.п. Власть помещиков над крестьянами 
должны контролировать губернаторы. Общей 
мыслью Карамзина было то, что стране нужны 
не реформы, а «патриархальная власть». 
По его мнению, дела пойдут в России как 
должно, если найдется в России 50 людей 
умных и добросовестных, которые ревностно 
станут блюсти «вверенное каждому из них 
благо» россиян. Историк-публицист призывал 
вопреки Сперанскому быть осторожнее 
в новых государственных творениях, стараясь 
всего более утвердить существующие и 
думая более о людях, нежели о формах.12
 
 
 
 
 
 
 
 
Заключение
Николай Михайлович Карамзин - сторонник 
норманнской теории происхождения Русского 
государства. Периодизация русской истории 
Карамзин Николай Михайлович очень близка 
к периодизации В. Н. Татищева и М.М. Щербатова. 
Все они отождествляют историю страны 
с историей государства, а историю государства 
- с историей самодержавия. Однако Николай 
Михайлович Карамзин внёс много нового 
как в понимание общего хода русской истории, 
так и в оценки отдельных исторических 
событий. В отличие от Татищева и Щербатова, 
видевших в удельной системе только движение 
назад и результат неразумной политики 
великих князей, деливших государство 
между сыновьями, Карамзин Николай Михайлович 
считал, что удельная система была феодальной 
и «сообразна с обстоятельствами и духом 
времени» и что она была свойственна всем 
странам Западной Европы.
Образование единого государства при 
Иване III он рассматривал как процесс, 
аналогичный и единовременный процессу 
образования крупных централизованных 
государств в Западной Европе. Карамзин 
Н.М. не удовлетворялся чисто рационалистическим 
объяснением исторических событий и в 
ряде случаев использовал так называемый 
прагматический взгляд на историю и историко-сравнительный 
метод, что ставило Карамзин на уровень 
передовой исторической науки того времени. 
Он впервые использовал большое число 
исторических документов, в том числе 
Троицкую, Лаврентьевскую, Ипатьевскую 
летописи, Двинские грамоты, Судебники, 
свидетельства иностранцев и прочие. Извлечения 
из документов Карамзин Н.М. поместил в 
пространных примечаниях к своей «Истории», 
которые долгое время играли роль своеобразного 
архива. Однако в тексте «Истории» Карамзин 
Николай Михайлович нередко отходил от 
источника или отдавал предпочтение менее 
достоверному источнику в угоду своим 
политическим целям и монархической исторической 
концепции или из желания «оживить» и 
«расцветить» события. Имя Николая Михайловича 
Карамзина пользовалось широчайшей популярностью 
не только в прошлом веке, но и ныне. Дарованиями, 
свойственными Николаю Михайловичу, не 
обладали ни историки XVIII века, ни историки 
XIX столетия.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Список используемой литературы
  - Великие государственные деятели России. 
  /Под ред. А.Ф. Киселева. - М.,1996. 
 
  Графский В. Г. История 
  политических и правовых учений: 
  учебник. – 2–е изд. перераб. и 
  доп. – М.: Проспект, 2006. – 608с. 
 
  - Золотухина Н.М., Исаев И.А.История 
  политических и правовых учений России 
  XIX - XX вв./ Н.М.Золотухина, И.А. Исаев. - М.:Юристь,1995.-378с.
 
  - История политических и правовых учений. 
  /Под ред. В.С.Нерсесянца. -
 
М., 1998.
  - История политических и правовых учений: Учебник/ Под ред. О.Э.Лейста – М., 2000.
 
  - Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России в 
  ее политическом и гражданском отношениях/ 
  Н.М.Карамзин .-М.: Наука, 1991. 
 
  - Карамзин Н. М. История государства Российского 
  в 12-ти томах. /Под ред. А. Н. Сахарова. – М.: Наука, 1991.
 
  - Ключевский В.О. Исторические портреты. 
  Деятели исторической
 
мысли. - М.: Правда, 1991
  - Крылов М.Э. История политических и правовых 
  учений. - М., 2003.
 
  - Wikipedia.ru
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  - 1 Wikipedia.ru
 
 
  - 2 Великие 
  государственные деятели России. /Под 
  ред. А.Ф. Киселева. - М.,1996. 
 
 
  - 3 Ключевский 
  В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли/В.О.Ключевский. 
  - М.: Правда, 1991
 
  - 4 История 
  политических и правовых учений. /Под ред. 
  В.С.Нерсесянца. - М., 1998.
 
 
  - 5 История политических и правовых 
  учений: Учебник/ Под ред. О.Э.Лейста – М., 2000.
 
  - 6 Золотухина Н.М., Исаев И.А.История 
  политических и правовых учений России 
  XIX - XX вв./ Н.М.Золотухина, И.А. Исаев. - М.:Юристь,1995.-378с.
 
 
  - 7 История 
  политических и правовых учений. /Под ред. 
  В.С.Нерсесянца. - М., 1998.
 
 
  - 8 Крылов 
  М.Э. История политических и правовых учений/М.Э.Крылов. 
  - М., 2003.
 
 
  - 9 Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России в 
  ее политическом и гражданском отношениях/ 
  Н.М.Карамзин. - М.: Наука, 1991. 
 
 
  10 Графский В. Г. История 
  политических и правовых учений: 
  учебник. – 2–е изд. перераб. и 
  доп. – М.: Проспект, 2006. – 608с. 
 
 
  - 11 История 
  политических и правовых учений. /Под ред. 
  В.С.Нерсесянца. - М., 1998.
 
 
  - 12 Золотухина Н.М., Исаев И.А.История 
  политических и правовых учений России 
  XIX - XX вв./ Н.М.Золотухина, И.А. Исаев. - М.:Юристь,1995.-378с.