Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 20:17, контрольная работа
Первая половина XIX века характеризуется большим наличием самых разнообразных правовых политических течений. Обстановка, сложившаяся в связи с воцарением Александра I, поспособствовала появлению различных реформаторских проектов и конституционных настроений у передовой и образованной части русского общества и побудила их к составлению радикальных планов государственных преобразований. Не остался в стороне от таких изменений и Николай Михайлович Карамзин (1766-1826г.г.).
Убеждения молодого Карамзина противоречивы. Философия Просвещения и литература сентиментализма пробудили в нем интерес к человеку, чье нравственное достоинство не зависит от богатства и сословной принадлежности. Идея личности стала центральной в эстетической концепции Карамзина. Весной 1789 Карамзин уехал за границу, посетил Германию, Швейцарию, Францию, где наблюдал деятельность революционного правительства, посещал заседания Учредительного собрания. Из Франции Карамзин направился в июне 1790 в Англию. В Москву Карамзин вернулся только осенью 1790.2
С 1791г. по 1792г. Карамзин издает ежемесячный «Московский журнал». В нем он напечатал огромное количество своих произведений: большую часть «Писем русского путешественника», повести «Лиодор», «Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь», очерки, рассказы, критические статьи и рецензии, переводы из Стерна, Ессиана и многое другое. Впервые в русском журнале большое место заняла критика: рецензии на русские и иностранные книги, спектакли парижских и московских театров. К сотрудничеству в нем Карамзин привлек своих друзей И. И. Дмитриева и А. А. Петрова, а также М. М. Хераскова, Г. Р. Державина, Ю. Нелединского-Мелецкого, Н. А. Львова, С. С. Боброва.
К середине 1790-х Карамзин становится главой русского сентиментализма. Карамзин учил ценить не сословную принадлежность человека, а его душевный мир: он расширял возможности искусства в изображении человека. Переводя «все темное в сердцах на ясный нам язык», найдя «слова для тонких чувств», Карамзин создал лирику нового типа.
В 1802-1803г.г. Карамзин издает журнал «Вестник Европы», где преобладают литература и политика. К сотрудничеству Карамзин привлек Державина, Хераскова, Дмитриева и своих молодых последователей:
В. В. Измайлова и В. А. Жуковского.
Начало творческого пути связано с литературным поприщем. Он принимал активное участие в издательской деятельности, а также заявил о себе как писатель и родоначальник нового направления в литературе - сентиментализма.
В 1803 г. Н.М. Карамзин расстается с издательством и сосредоточивает свое внимание на создании «Истории государства Российского» Для осуществления своих замыслов он получил от Александра I звание историографа, пенсию на 23 года.
С 1803г. и до самой смерти Карамзин занимался «по высочайшему повелению» «Историей государства Российского». В 1805-1808г.г. были закончены 3 тома этого труда, главы из которых Карамзин читал АлександруI. В 1811 Карамзин подал Александру I «Записку о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях», в которой изложил свою концепцию российской истории и резкую критику «новшеств», проводимых в первое десятилетие царствования Александра I. Смерть оборвала работу над 12-м томом «Истории государства Российского». Это случилось 3 июня (22 мая по старому стилю) 1826 в Петербурге.3
Консервативно-монархические взгляды Карамзина легли в основу русской историографии XIX в. Величие и значимость труда Карамзина состояло в том, что на основании большого количества исторических источников он впервые дал цельное изложение истории России с древнейших времен до XVII в. Работа Карамзина способствовала пробуждению интереса к истории в широких кругах русского общества. «История» явилась также своеобразным художественным произведением, запечатлевшим не только политический идеал Карамзина, но и его художественную концепцию русского национального характера.
С точки зрения Карамзина, самодержавие представляло собой «умную политическую систему», прошедшую длительную эволюцию и сыгравшую уникальную роль в истории России. Эта система была «великим творением князей московских», начиная с Ивана Калиты. В основных своих элементах она обладала качеством объективности, т. е. слабо зависела от личных свойств, ума и воли отдельных правителей, поскольку не была продуктом личной власти, а довольно сложной конструкцией, опирающейся на определенные традиции и государственные и общественные институты.4
Карамзин одним из первых в русской мысли поставил вопрос о негативных последствиях правления Петра I, поскольку стремление Императора преобразовать Россию в подобие Европы подрывало «дух народный», т. е. самые основы самодержавия, «нравственное могущество государства». Карамзин фактически обвинил Петра I в насильственном искоренении древних обычаев; социокультурном расколе народа на высший, «онемеченный» слой и низший, «простонародье»; уничтожении Патриаршества, что привело к ослаблению веры; переносе столицы на окраину государства, ценой огромных усилий и жертв. В итоге, утверждал Карамзин, русские «стали гражданами мира, но перестали быть, в некоторых случаях, гражданами России». Осуждал он и попытки отменить крепостное право. Карамзин полагал, что это приведет к вырождению крестьянства. Также он выступал против западнических настроений Сперанского, считая, что в государственном управлении нужно опираться на вековые традиции.5
Работа Карамзина над «Историей государства Российского» была временно прервана Отечественной войной 1812 г. Сам Карамзин готов был сражаться в московском ополчении и в последние мгновения перед вхождением Наполеона в столицу покинул город. 1813г. Карамзин провел в эвакуации вначале в Ярославле, а затем в Нижнем Новгороде. В Москву возвратился в июне 1813 и продолжил работу над «Историей», невзирая на то, что в московском пожаре 1812г. сгорела его библиотека. В 1816 г Карамзин приехал в Петербург просить средств на издание первых 8 томов. При поддержке императриц Елизаветы Алексеевны и Марии Федоровны, после приема у А.А.Аракчеева, Александр I удостоил Карамзина высочайшей аудиенции, в результате которой были выделены необходимые средства и написанные тома «Истории» без цензуры вышли в 1818г.
«История государства Российского» пользовалась огромным успехом. С 1816г. и до момента своей смерти Карамзин жил в Петербурге, общаясь с В.А. Жуковским, С.С. Уваровым, А.С. Пушкиным, П.А. Вяземским и другими. По предложению Александра I Карамзин стал проводить каждое лето в Царском Селе, что всё более и более усиливало его близость к царской семье. Государь неоднократно беседовал с Карамзиным во время прогулок по Царскосельскому парку, постоянно читал в рукописи «Историю», выслушивал мнения Карамзина о текущих политических событиях. 6
В 1818г. был принят в члены Российской Императорской академии. В этом же году вышли 8 томов «Истории» тиражом в 3 тысячи экземпляров, которые стремительно разошлись за 25 дней. Значение этого грандиозного труда точно выразил П. А. Вяземский: «Творение Карамзина есть единственная у нас книга, истинно государственная, народная и монархическая».7
Роль Карамзина как деятеля русской историографии в целом осознана в русской мысли.
Свою политическую концепцию Карамзин высказывал еще в издаваемом им «Вестнике Европы», который был практически первым политическим журналом в России, где, наряду с публикациями политических сочинений античных, французских, английских авторов, Карамзин излагал и свои взгляды относительно форм правления, политических режимов, содержания законов и других подобных вопросов.