Политические идеи Карамзина Н.М.

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 20:17, контрольная работа

Краткое описание

Первая половина XIX века характеризуется большим наличием самых разнообразных правовых политических течений. Обстановка, сложившаяся в связи с воцарением Александра I, поспособствовала появлению различных реформаторских проектов и конституционных настроений у передовой и образованной части русского общества и побудила их к составлению радикальных планов государственных преобразований. Не остался в стороне от таких изменений и Николай Михайлович Карамзин (1766-1826г.г.).

Файлы: 1 файл

контрольная работа по иппу.docx

— 47.97 Кб (Скачать)

Введение

Первая половина XIX века характеризуется большим наличием самых разнообразных правовых политических течений. Обстановка, сложившаяся в связи с воцарением Александра I, поспособствовала появлению различных реформаторских проектов и конституционных настроений у передовой и образованной части русского общества и побудила их к составлению радикальных планов государственных преобразований. Не остался в стороне от таких изменений и Николай Михайлович Карамзин (1766-1826г.г.).  Он возглавил консервативно настроенное дворянство. Определенное влияние на формирование его взглядов оказало русское масонство. Он отстаивал идеи божественного творения и непосредственного влияния Бога на судьбы людей. В то же время Карамзина связывал прогресс общества с развитием наук, искусства и просвещения.

Исторические взгляды Н.М.Карамзин вытекали из рационалистического представления о ходе общественного развития: история человечества есть история всемирного прогресса, основу которого составляет борьба разума с заблуждением, просвещения - с невежеством. Решающую роль в истории, по мнению Карамзина, играют великие люди. Историк защищал незыблемость самодержавия и необходимость сохранения крепостных отношений, осудил восстание декабристов и одобрил расправу над ними. Он считал, что даже если ограничить монархию законом, то неизбежно возникнут противоречия между государем и правом, дворянством и правом. Дворянство Карамзин считал опорой государственной власти. Основное произведение Карамзина «Записки о старой и новой России» можно назвать манифестом консервативного движения в России.

 

 

 

 

 

  1. Биография Н.М.Карамзина. Писатель, критик, историк, журналист.

Родился Н.М.Карамзин(1766-1826г.г.) в Симбирске в семье помещика среднего состояния. Образование получил в Москве в пансионе профессора Шадена. В молодости он много путешествовал, в связи с чем познакомился со многими выдающимися западноевропейскими философами и политическими деятелями. В Европе Карамзин встречался с Гете, Гердером, Кондорсе. В Париже  слушал речи Дантона и Демулена, также был знаком с Робеспьером.1

В 1784 Карамзин сблизился с новиковским просветительским центром, многие деятели которого были масонами. Испытав влияние масонов А. А. Петрова, А. М. Кутузова, Карамзин занялся переводами религиозно-нравоучительных сочинений. Постепенно освобождаясь от влияния масонов, а потом, порвав с ними, Карамзин проявлял все больший интерес к писателям французского и немецкого Просвещения.

Убеждения молодого Карамзина противоречивы. Философия Просвещения и литература сентиментализма пробудили в нем интерес к человеку, чье нравственное достоинство не зависит от богатства и сословной принадлежности. Идея личности стала центральной в эстетической концепции Карамзина. Весной 1789 Карамзин уехал за границу, посетил Германию, Швейцарию, Францию, где наблюдал деятельность революционного правительства, посещал заседания Учредительного собрания. Из Франции Карамзин направился в июне 1790 в Англию. В Москву Карамзин вернулся только осенью 1790.2

С 1791г. по 1792г. Карамзин издает ежемесячный «Московский журнал». В нем он напечатал огромное количество своих произведений: большую часть «Писем русского путешественника», повести «Лиодор», «Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь», очерки, рассказы, критические статьи и рецензии, переводы из Стерна, Ессиана и многое другое. Впервые в русском журнале большое место заняла критика: рецензии на русские и иностранные книги, спектакли парижских и московских театров. К сотрудничеству в нем Карамзин привлек своих друзей И. И. Дмитриева и    А. А. Петрова, а также М. М. Хераскова, Г. Р. Державина, Ю. Нелединского-Мелецкого, Н. А. Львова, С. С. Боброва.

К середине 1790-х Карамзин становится главой русского сентиментализма. Карамзин учил ценить не сословную принадлежность человека, а его душевный мир: он расширял возможности искусства в изображении человека. Переводя «все темное в сердцах на ясный нам язык», найдя «слова для тонких чувств», Карамзин создал лирику нового типа.

В 1802-1803г.г. Карамзин издает журнал «Вестник Европы», где преобладают литература и политика. К сотрудничеству Карамзин привлек Державина, Хераскова, Дмитриева и своих молодых последователей:

В. В. Измайлова и В. А. Жуковского.

Начало творческого пути связано с литературным поприщем. Он принимал активное участие в издательской деятельности, а также заявил о себе как писатель и родоначальник нового направления в литературе - сентиментализма.

В 1803 г. Н.М. Карамзин расстается с издательством и сосредоточивает свое внимание на создании «Истории государства Российского» Для осуществления своих замыслов он получил от Александра I звание историографа, пенсию на 23 года.

 С 1803г. и до самой смерти Карамзин занимался «по высочайшему повелению» «Историей государства Российского». В 1805-1808г.г. были закончены 3 тома этого труда, главы из которых Карамзин читал АлександруI. В 1811 Карамзин подал Александру I «Записку о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях», в которой изложил свою концепцию российской истории и резкую критику «новшеств», проводимых в первое десятилетие царствования Александра I. Смерть оборвала работу над 12-м томом «Истории государства Российского». Это случилось 3 июня (22 мая по старому стилю) 1826 в Петербурге.3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Н.М. Карамзин – историк

Консервативно-монархические взгляды Карамзина легли в основу русской историографии XIX в. Величие и значимость труда Карамзина состояло в том, что на основании большого количества исторических источников он впервые дал цельное изложение истории России с древнейших времен до XVII в. Работа Карамзина способствовала пробуждению интереса к истории в широких кругах русского общества. «История» явилась также своеобразным художественным произведением, запечатлевшим не только политический идеал Карамзина, но и его художественную концепцию русского национального характера.

С точки зрения Карамзина, самодержавие представляло собой «умную политическую систему», прошедшую длительную эволюцию и сыгравшую уникальную роль в истории России. Эта система была «великим творением князей московских», начиная с Ивана Калиты. В основных своих элементах она обладала качеством объективности, т. е. слабо зависела от личных свойств, ума и воли отдельных правителей, поскольку не была продуктом личной власти, а довольно сложной конструкцией, опирающейся на определенные традиции и государственные и общественные институты.4

Карамзин одним из первых в русской мысли поставил вопрос о негативных последствиях правления Петра I, поскольку стремление Императора преобразовать Россию в подобие Европы подрывало «дух народный», т. е. самые основы самодержавия, «нравственное могущество государства». Карамзин фактически обвинил Петра I в насильственном искоренении древних обычаев; социокультурном расколе народа на высший, «онемеченный» слой и низший, «простонародье»; уничтожении Патриаршества, что привело к ослаблению веры; переносе столицы на окраину государства, ценой огромных усилий и жертв. В итоге, утверждал Карамзин, русские «стали гражданами мира, но перестали быть, в некоторых случаях, гражданами России». Осуждал он и попытки отменить крепостное право. Карамзин полагал, что это приведет к вырождению крестьянства. Также он выступал против западнических настроений Сперанского, считая, что в государственном управлении нужно опираться на вековые традиции.5

Работа Карамзина над «Историей государства Российского» была временно прервана Отечественной войной 1812 г. Сам Карамзин готов был сражаться в московском ополчении и в последние мгновения перед вхождением Наполеона в столицу покинул город. 1813г. Карамзин провел в эвакуации вначале в Ярославле, а затем в Нижнем Новгороде. В Москву возвратился в июне 1813 и продолжил работу над «Историей», невзирая на то, что в московском пожаре 1812г. сгорела его библиотека. В 1816 г Карамзин приехал в Петербург просить средств на издание первых 8 томов. При поддержке императриц Елизаветы Алексеевны и Марии Федоровны, после приема у А.А.Аракчеева, Александр I удостоил Карамзина высочайшей аудиенции, в результате которой были выделены необходимые средства и написанные тома «Истории» без цензуры вышли в 1818г.

«История государства Российского» пользовалась огромным успехом. С 1816г. и до момента своей смерти Карамзин жил в Петербурге, общаясь с В.А. Жуковским, С.С. Уваровым, А.С. Пушкиным, П.А. Вяземским и другими. По предложению Александра I Карамзин стал проводить каждое лето в Царском Селе, что всё более и более усиливало его близость к царской семье. Государь неоднократно беседовал с Карамзиным во время прогулок по Царскосельскому парку, постоянно читал в рукописи «Историю», выслушивал мнения Карамзина о текущих политических событиях. 6

В 1818г. был принят в члены Российской Императорской академии. В этом же году вышли 8 томов «Истории» тиражом в 3 тысячи экземпляров, которые стремительно разошлись за 25 дней. Значение этого грандиозного труда точно выразил П. А. Вяземский: «Творение Карамзина есть единственная у нас книга, истинно государственная, народная и монархическая».7

Роль Карамзина как деятеля русской историографии в целом осознана в русской мысли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Политические идеи Н.М.Карамзина

Свою политическую концепцию Карамзин высказывал еще в издаваемом им «Вестнике Европы», который был практически первым политическим журналом в России, где, наряду с публикациями политических сочинений античных, французских, английских авторов, Карамзин излагал и свои взгляды относительно форм правления, политических режимов, содержания законов и других подобных вопросов.

Но последовательную и подробную разработку его политическая концепция получила именно в «Истории государства Российского», а конкретизацию – в «Записке о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях», составленной на имя царя Александра I в 1811 г.

Главной темой «Записки» было исследование форм правления, наиболее пригодных для России. На примере анализа правления Ивана IV Карамзин подверг аргументированной критике тиранию. Он осудил незаконное «свирепствование» этого царя, погубившее целые города и множество подданных. Теоретически Карамзин характеризовал тиранию как образ правления, при котором нарушаются естественные, положительные и нравственные законы.

В своих рассуждениях о форме правления Карамзин неоднократно подчеркивал, что в душе он республиканец, добавляя при этом, что вполне возможно оставаться республиканцем и при монархии. Само понятие республики как организации государственной и общественной жизни для него означало достижение свободы и безопасности всеми гражданами при высоком нравственном статусе общества. Реальный уровень нравственности людей, степень их политической грамотности являются теми показателями, которые определяют, к какой форме правления подготовлена та или иная страна. Например, Франция, которая так жаждала республики, не была к ней готова и потому в конечном итоге подчинилась Бонапарту, и последний, по мнению Карамзина, не был похитителем власти, а напротив, носителем истинной монархии, проводящим «благодетельную политику».8

Идеалом Н.М.Карамзина был сильный монарх, опирающийся в своей деятельности на законы и принимающий меры к нравственному воспитанию и политическому просвещению народов своей страны. Предпочтение к монархическому образу правления у Карамзина мотивируется также и географическими факторами. Историк полагал, что обширность территории России, численность ее народонаселения и былое историческое величие предопределили ее к монархии.

Карамзин считал, что историческое преодоление раздробленности в XIII–XIV вв., свержение татаро-монгольского ига и образование единой и независимой страны с централизованной властью и управлением во многом явилось результатом деятельности великих московских князей, обладавших единодержавной властью.

Карамзин противник разделения властей. «Две власти в одной державе суть два грозные льва в одной клетке, готовые терзать друг друга». Государь соединяет в одном лице все власти, поскольку «наше правление есть отеческое и патриархальное» и особа монарха представляет образ отечества.

Всю социально-политическую систему страны он представлял формулой: «Дворянство, Духовенство, Сенат и Синод как хранилище законов, над всеми. Государь – единственный законодатель, единственный источник власти», а потому «Самодержавие есть Палладиум России; целостность его необходима для ее счастья».

Однако не следует считать, что Карамзин не желал никаких перемен в нынешнем состоянии Российского государства. В «Записке» он писал: «Я не безмолвствовал о налогах в мирное время, о нелепой системе финансов, о грозных военных поселениях, о странном выборе некоторых сановников, о министерстве Просвещения или затмения, о необходимости уменьшить войско, воюющее только в России... и наконец, о необходимости иметь твердые законы гражданские и государственные».

Расхождения предложений Н.М. Карамзина с проектами М.М. Сперанского заключались не в содержании их политических взглядов (оба хотели «учредить Россию на законах непременных»), а в способе их реализации. Сперанский предложил реформу государственных преобразований, предусматривающую существенные изменения в устройстве основных институтов и учреждений власти и управления в стране. Карамзин же полагал, что «дела не лучше производятся... чиновниками другого названия... так как не формы, а люди важны». Дело не сдвинется учреждением Государственного совета и министерств. Величие царствования Петра I не в создании Сената с коллегиями, а в приближении «мужей знаменитых и разумом честных... не только в республиках, но и в монархиях кандидаты должны быть назначаемы единственно по способностям». В вопросах назначения и подбора чиновников на государственную службу Сперанский, кстати, придерживался тех же взглядов, но Карамзина раздражало «увлечение формой», результаты которого он усматривал в программах образования новых представительных учреждений, реализующих в своей деятельности принцип разделения властей.

Власть на местах должна быть представлена губернаторами, для чего Карамзин советовал найти пятьдесят умных и компетентных людей, которые «ревностно станут блюсти вверенное каждому из них благо полумиллиона России», и если «там дела пойдут как должно, то министры и Совет могут отдыхать».9

Информация о работе Политические идеи Карамзина Н.М.