Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 23:12, реферат
Махатма Ганди, — один из руководителей и идеолог  национально-освободительного движения Индии. Его философия ненасилия  Сатьяграха оказала влияние на национальные и международные движения сторонников  мирных перемен. 
Махатма Ганди  отвергал насилие в любой форме.
Введение                                                                                                                             3
Краткая биография                                                                                                              4
Концепция ненасильственного  сопротивления “Сатьяграха”                                       5
Ганди: моя вера в ненасилие                                                                                              9
Ганди о религии                                                                                                                  10
Список литературы                                                                                                             11
Ганди впервые 
выдвигает идею ненасильственного сопротивления 
произволу. Он ищет название для этого 
движения и останавливается на предложении 
младшего сына: "САТЬЯГРАХА", что 
означает "твёрдость в истине". 
 
 
6
Сатьяграха – 
это слово точно выразило суть 
концепции Сопротивления. Это не 
вынужденная пассивность 
Ганди предупреждает 
правительство, что если закон будет 
принят, индийцы объявят Сатьяграху. Но, 
несмотря на это, закон был принят.  
1 января 1908 года 
Сатьяграха начинается 
6 ноября 1913 года 
он начинает знаменитый мирный 
поход протеста из Наталя в 
Трансвааль. Это было демонстративным 
нарушением закона, запрещающего 
индийцам перемещаться из 
Вести из Южной 
Африки взорвали общественное мнение 
Европы и Америки. В поддержку индийцам 
выступили А.Энштейн, Б.Шоу, Б.Рассел и 
многие известные политические деятели. 
Властям пришлось отступить. В течение 
месяца шли напряжённые переговоры сторон. 
30 июня 1914 г. было подписано соглашение, 
согласно которому все наиболее оскорбительные 
для индийцев законы были отменены.  
20-ти летняя 
борьба Ганди в Южной Африке 
закончилась победой. Ганди 
В Индии ситуация 
была не намного лучше, чем в Африке. 
Колонизаторы грабили страну, непомерные 
налоги препятствовали развитию Индии, 
поборы колонизаторов приводили крестьян 
к существованию на грани голодной смерти. 
Пришла в упадок жизненно важная система 
орошения земель. Многовековой уклад жизни 
рушился...  
Ганди предложил 
народу Индии принципиально новый путь 
возрождения страны (не вооружённое восстание 
и не путь петиций колонизаторам). Ганди 
предложил "третий путь" – путь Ахимсы, 
ненасилия. Ахимса означает внутренне 
решение человека, в основе которого признание 
высшими ценностями жизнь и любовь к человеку 
и всему живому. В мире идёт не борьба между 
хорошими и плохими людьми, а борьба между 
Жизнью и Смертью, Добром и Злом в душе 
каждого человека. Каждый способен отказать 
Злу в своей поддержке, и Зло бессильно 
против этого решения. Одновременно отказ 
от участия в делах Зла приводит человека 
на Путь Строительства нового мира – Мира 
Добра. 
 
7
Ганди предложил 
индийцам программу несотрудничества 
с колонизаторами: бойкоты правительственных 
учреждений, иностранных товаров, отказ 
от уплаты налогов, неповиновение наиболее 
нетерпимым законам. Это не только подрывало 
самую основу власти англичан, но и пробуждало 
в индийцах дух свободы и солидарности. 
Метод Ганди был глубоко продуман и проработан 
в Южной Африке. Впервые в истории ему 
удалось создать ненасильственное массовое 
движение. Сатьяграха проводилась в сответсвии 
с твёрдыми принципами, основанными на 
самом духе ненасилия: полная гласность 
и открытость, предупреждение противника 
во всех своих действиях, применении сильных 
средств только после того, как были испробованы 
все более слабые. Сатьяграха могла начаться 
только тогда, когда каждый участник точно 
представлял себе смысл и последовательность 
борьбы и был уверен в своей приверженности 
духу ненасилия. Участники движения не 
должны были желать зла противнику, стремясь 
лишь к достижению поставленной цели. 
Именно эти принципы позволяют сохранять 
ненасильственный дух даже самых массовых 
кампаний.  
 
Сатьяграха – 
это мирное восстание, непримиримая 
борьба без злобы и выстрелов, 
в которой у людей нет иного оружия, кроме 
собственной жизни, и которую люди ведут 
потому, что не могут поступить иначе.  
 
Ганди всегда подчёркивал, 
что ненасилие не имеет ничего 
общего со слабостью и трусостью: 
"Человек, который, столкнувшись с 
опасностью, ведёт себя подобно мыши, справедливо 
именуется трусом. Он лелеет насилие и 
ненависть в своём сердце, и убил бы врага, 
если бы не получил вреда при этом. Он чужд 
ненасилию." Ганди терпимо относился 
к человеческим слабостям, но трусость 
отвратительна ему именно как скрытое 
насилие.  
 
Ненасилие – 
не только позиция сильных, но и сама 
по себе очень сильная позиция. Ещё 
в Южной Африке один из чиновников 
признался Ганди: "Я иногда хочу, 
чтобы вы прибегли к насилию. Тогда 
нам сразу же стало бы понятно 
как поступить с вами. 
 
Для Ганди ненасилие 
– это борьба за Человека! 
 
 
Можно спорить 
об эффективности Сатьяграхи. Однако 
Англия добровольно "ушла" из Индии, 
оставив свои колониальные притязания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
8
Моя вера в ненасилие
(слова Ганди) 
Я обнаружил, что 
жизнь существует среди разрушения и, 
следовательно, должен существовать закон 
более высокий, чем закон разрушения. Только 
при таком законе общество будет построено, 
верно, и разумно, и жизнь будет стоить 
того, чтобы прожить ее. И если это – закон 
жизни, то мы должны применять его в каждодневной 
жизни. Где бы ни возникала ссора, где бы 
вам ни противостоял оппонент, покоряйте 
его любовью. Стихийно я выработал это 
в своей жизни. Это не означает, что все 
мои проблемы решены. Но я обнаружил, что 
этот закон любви действует так, как никогда 
не действовал закон разрушения. В Индии 
мы наблюдали наглядную демонстрацию 
действия этого закона в самом широком 
масштабе. Я не утверждаю, исходя из этого, 
что ненасилием обязательно прониклись 
все триста миллионов человек, но я утверждаю, 
что оно проникло глубже, чем любая другая 
идея и, причем за невероятно короткие 
сроки. Мы не были все одинаковыми приверженцами 
ненасилия; и для подавляющего большинства 
ненасилие было вопросом политики. Но, 
тем не менее, я хочу, чтобы вы поняли, что 
страна сделала феноменальный шаг вперед 
под защитой идеи ненасилия. 
Необходима достаточно 
напряженная подготовка, чтобы ненасилие 
стало составной частью менталитета. 
В каждодневной жизни это должен 
быть путь дисциплины (хотя это может 
кому-то и не понравиться), как, например, 
жизнь солдата. Но я согласен с тем, что 
пока нет сильной искренней поддержки 
со стороны разума, одно лишь внешнее соблюдение 
будет только маской, вредной как для самого 
человека, так и для других. Совершенство 
состояния достигается только когда разум, 
тело и речь находятся в согласии. Но это 
всегда напряженная умственная борьба. 
Нельзя сказать, что я не способен на гнев, 
например, но почти во всех случаях мне 
удается контролировать свои чувства. 
Каков бы ни был 
результат, во мне всегда идет сознательная 
борьба за целенаправленное и непрерывное 
следование закону ненасилия. Такая борьба 
делает человека сильным для дальнейшей 
борьбы. Ненасилие – это оружие сильных. 
У слабых это с легкостью может быть лицемерием. 
Страх и любовь – противоречащие понятия. 
Любовь безрассудно отдает, не задумываясь 
о том, что получает взамен. Любовь борется 
со всем миром, как с собой, и в конечном 
итоге властвует над всеми другими чувствами. 
Мой каждодневный опыт (а также тех, кто 
работает со мной) показывает, что каждая 
проблема поддается разрешению, если мы 
решительно настроены, сделать закон правды 
и ненасилия законом жизни. Правда и ненасилие 
для меня – стороны одной медали. 
Закон любви 
действует, как действует закон 
гравитации, не-зависимо от того, принимаем 
мы это или нет. Так же как ученый творит 
чудеса, по-разному применяя закон природы, 
так и человек, применяющий закон любви 
с аккуратностью ученого, может творить 
еще большие чудеса. Сила ненасилия безгранично 
более тонка и чудесна, чем материальные 
силы природы, как, например, электричество. 
Люди, открывшие для нас закон любви, были 
более великими учеными, чем любой из наших 
современных ученых. Только исследования 
наши еще недостаточны, и поэтому не все 
могут видеть достижения. Такова, по крайней 
мере, иллюзия (если это иллюзия), которая 
помогает мне трудиться. Чем больше я работаю 
над этим законом, тем больше я ощущаю 
радость в жизни, радость в устройстве 
нашей вселенной. Это приносит мне мир 
и объяснение тех таинств природы, которые 
я бессилен описать. 
 
9
О 
религии 
Под религией я 
подразумеваю не формальную религию 
или обычную религию, но ту религию, 
которая лежит в основе всех религий, 
и которая подводит нас к встрече 
лицом к ли-цу с нашим Создателем. 
Религия не означает 
сектантство. Она означает веру в упо-рядоченное 
этическое руководство со стороны вселенной. 
Эта религия превосходит индуизм, ислам, 
христианство, и т.д. Она не вытесняет их. 
Она гармонизирует их и делает реальными. 
[Это религия], 
которая меняет природу 
*** 
Молитва - это 
сама душа и суть религии и, таким 
образом, молитва должна быть самой 
сутью жизни человека, поскольку 
человек не может жить без молитвы. 
У Бога тысячи имён, и, тем не менее, Он Без Имени.
Мы можем восхвалять 
Его тем именем, которое приятно 
нам. Одни называют Его Рама, другие 
- Кришна, третьи зовут Его Рахим, 
а есть те, кто называют Его Богом. 
Все поклоняются одному и тому 
же духу, но как какое-либо блюдо не 
может понравиться всем, так и разные имена 
не взывают ко всем. Каждый выбирает имя 
в соответствии со своими ассоциаци-ями, 
и Он, будучи Вездесущим, Всесильным и 
Всеведущим, знает наши самые глубокие 
чувства и отвечает нам в соот-ветствии 
с тем, что мы заслуживаем. 
Поклонение, или 
молитва, таким образом, это то, что 
выпол-няется не губами, а сердцем. И 
вот почему молиться может и немой, 
и заикающийся и невежа, и глупец. 
Молитвы тех, чьи языки источают 
нектар, а сердца полны яда, никогда 
не бу-дут услышаны. Тот, кто молится Богу, 
должен очистить своё сердце. Именно вера 
ведёт нас через штормящие моря, вера двигает 
горы, и вера в одно мгновение пересекает 
океаны. Эта вера есть не что иное как живое, 
пробуждённое во всей своей широте осознание 
Бога внутри. Тот, кто достиг этого состояния, 
ни в чём не нуждается. И даже если больно 
его тело, он здоров духовно, он физически 
чист, он пребывает в изобилии духовных 
богатств.  
Однако кто-то 
может спросить: "А как можно 
очистить серд-це до таких пределов?" 
Легко научить языку губ, но кто мо-жет 
научить языку сердца? Только бхакта – 
истинный пре-данный – знает это, и может 
научить этому. В Гите конкрет-ное определение 
бхакты даётся в трёх местах, но в общем 
о нём говорится везде. Однако знание определения 
того, кто такой бхакта, с трудом может 
послужить достаточным руко-водством. 
Такие люди редки на этой земле. И я уже 
говорил о том, что путь к тому, чтобы стать 
бхактой, лежит через Религию Служения. 
Сам Бог желает пребывать в сердце того, 
кто служит своим ближним. 
Наполненное молитвой сердце – это двигатель, а служение наполняет сердце молитвой. Те индуисты, которые в наше время служат "неприкасаемым" из всей полноты своего серд-ца, истинно молятся. Индуисты и те, кто молятся за бедных и нуждающихся, истинно молятся.
10 
Список 
литературы: 
www.mkgandhi-sarvodaya.org
Махматма Ганди: 
полный сайт информации. 
http://www.gandhi-manibhavan.
Махатнма Ганди 
музей 
www.gandhimuseum.org
Национальный 
музей Ганди. 
www.mgudxboc.com
Махатма Ганди университет 
www.harappa.com
Голос Ганди  || “Моё 
духовное послание” || 
Большая Советская 
Энциклопедия (Москва.Издательство “Советская 
энциклопедия” 1972) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
11