Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 23:12, реферат
Махатма Ганди, — один из руководителей и идеолог национально-освободительного движения Индии. Его философия ненасилия Сатьяграха оказала влияние на национальные и международные движения сторонников мирных перемен.
Махатма Ганди отвергал насилие в любой форме.
Введение 3
Краткая биография 4
Концепция ненасильственного сопротивления “Сатьяграха” 5
Ганди: моя вера в ненасилие 9
Ганди о религии 10
Список литературы 11
Ганди впервые
выдвигает идею ненасильственного сопротивления
произволу. Он ищет название для этого
движения и останавливается на предложении
младшего сына: "САТЬЯГРАХА", что
означает "твёрдость в истине".
6
Сатьяграха –
это слово точно выразило суть
концепции Сопротивления. Это не
вынужденная пассивность
Ганди предупреждает
правительство, что если закон будет
принят, индийцы объявят Сатьяграху. Но,
несмотря на это, закон был принят.
1 января 1908 года
Сатьяграха начинается
6 ноября 1913 года
он начинает знаменитый мирный
поход протеста из Наталя в
Трансвааль. Это было демонстративным
нарушением закона, запрещающего
индийцам перемещаться из
Вести из Южной
Африки взорвали общественное мнение
Европы и Америки. В поддержку индийцам
выступили А.Энштейн, Б.Шоу, Б.Рассел и
многие известные политические деятели.
Властям пришлось отступить. В течение
месяца шли напряжённые переговоры сторон.
30 июня 1914 г. было подписано соглашение,
согласно которому все наиболее оскорбительные
для индийцев законы были отменены.
20-ти летняя
борьба Ганди в Южной Африке
закончилась победой. Ганди
В Индии ситуация
была не намного лучше, чем в Африке.
Колонизаторы грабили страну, непомерные
налоги препятствовали развитию Индии,
поборы колонизаторов приводили крестьян
к существованию на грани голодной смерти.
Пришла в упадок жизненно важная система
орошения земель. Многовековой уклад жизни
рушился...
Ганди предложил
народу Индии принципиально новый путь
возрождения страны (не вооружённое восстание
и не путь петиций колонизаторам). Ганди
предложил "третий путь" – путь Ахимсы,
ненасилия. Ахимса означает внутренне
решение человека, в основе которого признание
высшими ценностями жизнь и любовь к человеку
и всему живому. В мире идёт не борьба между
хорошими и плохими людьми, а борьба между
Жизнью и Смертью, Добром и Злом в душе
каждого человека. Каждый способен отказать
Злу в своей поддержке, и Зло бессильно
против этого решения. Одновременно отказ
от участия в делах Зла приводит человека
на Путь Строительства нового мира – Мира
Добра.
7
Ганди предложил
индийцам программу несотрудничества
с колонизаторами: бойкоты правительственных
учреждений, иностранных товаров, отказ
от уплаты налогов, неповиновение наиболее
нетерпимым законам. Это не только подрывало
самую основу власти англичан, но и пробуждало
в индийцах дух свободы и солидарности.
Метод Ганди был глубоко продуман и проработан
в Южной Африке. Впервые в истории ему
удалось создать ненасильственное массовое
движение. Сатьяграха проводилась в сответсвии
с твёрдыми принципами, основанными на
самом духе ненасилия: полная гласность
и открытость, предупреждение противника
во всех своих действиях, применении сильных
средств только после того, как были испробованы
все более слабые. Сатьяграха могла начаться
только тогда, когда каждый участник точно
представлял себе смысл и последовательность
борьбы и был уверен в своей приверженности
духу ненасилия. Участники движения не
должны были желать зла противнику, стремясь
лишь к достижению поставленной цели.
Именно эти принципы позволяют сохранять
ненасильственный дух даже самых массовых
кампаний.
Сатьяграха –
это мирное восстание, непримиримая
борьба без злобы и выстрелов,
в которой у людей нет иного оружия, кроме
собственной жизни, и которую люди ведут
потому, что не могут поступить иначе.
Ганди всегда подчёркивал,
что ненасилие не имеет ничего
общего со слабостью и трусостью:
"Человек, который, столкнувшись с
опасностью, ведёт себя подобно мыши, справедливо
именуется трусом. Он лелеет насилие и
ненависть в своём сердце, и убил бы врага,
если бы не получил вреда при этом. Он чужд
ненасилию." Ганди терпимо относился
к человеческим слабостям, но трусость
отвратительна ему именно как скрытое
насилие.
Ненасилие –
не только позиция сильных, но и сама
по себе очень сильная позиция. Ещё
в Южной Африке один из чиновников
признался Ганди: "Я иногда хочу,
чтобы вы прибегли к насилию. Тогда
нам сразу же стало бы понятно
как поступить с вами.
Для Ганди ненасилие
– это борьба за Человека!
Можно спорить
об эффективности Сатьяграхи. Однако
Англия добровольно "ушла" из Индии,
оставив свои колониальные притязания.
8
Моя вера в ненасилие
(слова Ганди)
Я обнаружил, что
жизнь существует среди разрушения и,
следовательно, должен существовать закон
более высокий, чем закон разрушения. Только
при таком законе общество будет построено,
верно, и разумно, и жизнь будет стоить
того, чтобы прожить ее. И если это – закон
жизни, то мы должны применять его в каждодневной
жизни. Где бы ни возникала ссора, где бы
вам ни противостоял оппонент, покоряйте
его любовью. Стихийно я выработал это
в своей жизни. Это не означает, что все
мои проблемы решены. Но я обнаружил, что
этот закон любви действует так, как никогда
не действовал закон разрушения. В Индии
мы наблюдали наглядную демонстрацию
действия этого закона в самом широком
масштабе. Я не утверждаю, исходя из этого,
что ненасилием обязательно прониклись
все триста миллионов человек, но я утверждаю,
что оно проникло глубже, чем любая другая
идея и, причем за невероятно короткие
сроки. Мы не были все одинаковыми приверженцами
ненасилия; и для подавляющего большинства
ненасилие было вопросом политики. Но,
тем не менее, я хочу, чтобы вы поняли, что
страна сделала феноменальный шаг вперед
под защитой идеи ненасилия.
Необходима достаточно
напряженная подготовка, чтобы ненасилие
стало составной частью менталитета.
В каждодневной жизни это должен
быть путь дисциплины (хотя это может
кому-то и не понравиться), как, например,
жизнь солдата. Но я согласен с тем, что
пока нет сильной искренней поддержки
со стороны разума, одно лишь внешнее соблюдение
будет только маской, вредной как для самого
человека, так и для других. Совершенство
состояния достигается только когда разум,
тело и речь находятся в согласии. Но это
всегда напряженная умственная борьба.
Нельзя сказать, что я не способен на гнев,
например, но почти во всех случаях мне
удается контролировать свои чувства.
Каков бы ни был
результат, во мне всегда идет сознательная
борьба за целенаправленное и непрерывное
следование закону ненасилия. Такая борьба
делает человека сильным для дальнейшей
борьбы. Ненасилие – это оружие сильных.
У слабых это с легкостью может быть лицемерием.
Страх и любовь – противоречащие понятия.
Любовь безрассудно отдает, не задумываясь
о том, что получает взамен. Любовь борется
со всем миром, как с собой, и в конечном
итоге властвует над всеми другими чувствами.
Мой каждодневный опыт (а также тех, кто
работает со мной) показывает, что каждая
проблема поддается разрешению, если мы
решительно настроены, сделать закон правды
и ненасилия законом жизни. Правда и ненасилие
для меня – стороны одной медали.
Закон любви
действует, как действует закон
гравитации, не-зависимо от того, принимаем
мы это или нет. Так же как ученый творит
чудеса, по-разному применяя закон природы,
так и человек, применяющий закон любви
с аккуратностью ученого, может творить
еще большие чудеса. Сила ненасилия безгранично
более тонка и чудесна, чем материальные
силы природы, как, например, электричество.
Люди, открывшие для нас закон любви, были
более великими учеными, чем любой из наших
современных ученых. Только исследования
наши еще недостаточны, и поэтому не все
могут видеть достижения. Такова, по крайней
мере, иллюзия (если это иллюзия), которая
помогает мне трудиться. Чем больше я работаю
над этим законом, тем больше я ощущаю
радость в жизни, радость в устройстве
нашей вселенной. Это приносит мне мир
и объяснение тех таинств природы, которые
я бессилен описать.
9
О
религии
Под религией я
подразумеваю не формальную религию
или обычную религию, но ту религию,
которая лежит в основе всех религий,
и которая подводит нас к встрече
лицом к ли-цу с нашим Создателем.
Религия не означает
сектантство. Она означает веру в упо-рядоченное
этическое руководство со стороны вселенной.
Эта религия превосходит индуизм, ислам,
христианство, и т.д. Она не вытесняет их.
Она гармонизирует их и делает реальными.
[Это религия],
которая меняет природу
***
Молитва - это
сама душа и суть религии и, таким
образом, молитва должна быть самой
сутью жизни человека, поскольку
человек не может жить без молитвы.
У Бога тысячи имён, и, тем не менее, Он Без Имени.
Мы можем восхвалять
Его тем именем, которое приятно
нам. Одни называют Его Рама, другие
- Кришна, третьи зовут Его Рахим,
а есть те, кто называют Его Богом.
Все поклоняются одному и тому
же духу, но как какое-либо блюдо не
может понравиться всем, так и разные имена
не взывают ко всем. Каждый выбирает имя
в соответствии со своими ассоциаци-ями,
и Он, будучи Вездесущим, Всесильным и
Всеведущим, знает наши самые глубокие
чувства и отвечает нам в соот-ветствии
с тем, что мы заслуживаем.
Поклонение, или
молитва, таким образом, это то, что
выпол-няется не губами, а сердцем. И
вот почему молиться может и немой,
и заикающийся и невежа, и глупец.
Молитвы тех, чьи языки источают
нектар, а сердца полны яда, никогда
не бу-дут услышаны. Тот, кто молится Богу,
должен очистить своё сердце. Именно вера
ведёт нас через штормящие моря, вера двигает
горы, и вера в одно мгновение пересекает
океаны. Эта вера есть не что иное как живое,
пробуждённое во всей своей широте осознание
Бога внутри. Тот, кто достиг этого состояния,
ни в чём не нуждается. И даже если больно
его тело, он здоров духовно, он физически
чист, он пребывает в изобилии духовных
богатств.
Однако кто-то
может спросить: "А как можно
очистить серд-це до таких пределов?"
Легко научить языку губ, но кто мо-жет
научить языку сердца? Только бхакта –
истинный пре-данный – знает это, и может
научить этому. В Гите конкрет-ное определение
бхакты даётся в трёх местах, но в общем
о нём говорится везде. Однако знание определения
того, кто такой бхакта, с трудом может
послужить достаточным руко-водством.
Такие люди редки на этой земле. И я уже
говорил о том, что путь к тому, чтобы стать
бхактой, лежит через Религию Служения.
Сам Бог желает пребывать в сердце того,
кто служит своим ближним.
Наполненное молитвой сердце – это двигатель, а служение наполняет сердце молитвой. Те индуисты, которые в наше время служат "неприкасаемым" из всей полноты своего серд-ца, истинно молятся. Индуисты и те, кто молятся за бедных и нуждающихся, истинно молятся.
10
Список
литературы:
www.mkgandhi-sarvodaya.org
Махматма Ганди:
полный сайт информации.
http://www.gandhi-manibhavan.
Махатнма Ганди
музей
www.gandhimuseum.org
Национальный
музей Ганди.
www.mgudxboc.com
Махатма Ганди университет
www.harappa.com
Голос Ганди || “Моё
духовное послание” ||
Большая Советская
Энциклопедия (Москва.Издательство “Советская
энциклопедия” 1972)
11