Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 10:26, реферат
“Культура” в современном социогуманитарном знании — открытая категория. В самом широком смысле Культура понимается как оппозиция Природе. Природа и Культура соотносятся как “естественное” и “искусственное”. По мысли известного американского социолога русского происхождения Питирима Сорокина (1889 - 1968) культура есть “надприродное” явление.
экономический рост и социальный прогресс”, вводят понятие социогенетического кода в рамках социокультурного анализа, В своих исследованиях они опираются на учение К.Маркса о вторичных макроформациях
Отсюда возникает закономерный вопрос, что же составляет содержание культурного ядра? На наш взгляд, его можно определить в связи с той функцией, которая присуща самой культуре. Основной же функцией культуры, как уже отмечалось, является трансляция от поколения к поколению информации, правил, эталонов и норм, гарантирующих историческую воспроизводимость и самоидентичность общества. Тогда ядро культуры и составляет то, что необходимо обществу для его воспроизводства. Одновременно соотнесенность, единство, целостность производства необходимого и того, что требуется для воспроизводства, составляет генетический норматив общества, его социокультурный код как необходимая сумма того, что составляет производство и воспроизводство данного социального субъекта. Причем, речь идет в данном случае не о статической сумме норм, стандартов, эталонов и правил деятельности, от фольклора и мифологии до исторических традиций и обрядов. Все эти элементы обусловлены рядом объективных условий, которые включают в себя естественные условия проживания, общественный способ воспроизводства жизненных средств, способ политической организации общества, а также культурные традиции, религию и т.д. Таким образом, каждое конкретно-историческое общество обладает определенной социальной структурой и существует определенным образом в соответствии с объективной необходимостью, диктуемой вышеуказанными фактами. Именно в этом плане мы можем говорить о некоторых чертах русского характера, таких как стремление к воле и широте, что видится в безбрежных российских просторах и в традициях градостроительства.
Таким образом, социокультурный подход в анализе культурного ядра общества оказывается чрезвычайно важным как для понимания непосредственно наблюдаемых процессов происходящих в конкретном обществе, так и для прогнозирования тенденций последующего развития. Он также незаменим в исследовании революционного процесса, для определения его
перспектив в конкретных странах и регионах, поскольку всякая революция, так или иначе, касается, видоизменяет или принципиально преобразует ядро культуры. Поэтому метод, которому в социальной науке лишь в самое последнее время пытаются придать категориальное оформление, может применяться наряду с другими методами для объяснения процессов, происходивших в различных культурных регионах, в обществах и
странах с различными типами культур или вариантами этих типов. Смысл социокультурного метода и заключается в том, чтобы при объяснении “текущих” социальных коллизий в отдельных культурных регионах и странах опираться не только на непосредственно наблюдаемые явления и процессы, но и на всю предельно доступную глубину общественно-исторического развития – историю рассматриваемых регионов, выявление
их культурно-исторической
уникальности. Речь в данном случае
идет не о феноменологической оболочке
истории того или иного общества, но об
их культурообразующих факторах, о том,
что сегодня называют кодом культуры,
который, действуя в настоящее время, сформировался
на исходных этапах существования данного
социума.
[1] Рейснер Л.И. “Цивилизация” и “формация “ в обществах Вос-
тока Запада // Азия и Африка сегодня. – 1984, № 6.
[2] Бауэр
О. Национальный вопрос и
1909.
[3] Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта. – Новоси-
бирск, 1997, Т. 1.
[4] Пантин И.К., Плимак Е.Т., Хорос В.Т. Революционная традиция
в России. – М.: Мысль, 1986.
[5] Российская ментальность:Материалы “круглого стола” // Вопросы
философии, 1969, № 9.
[6] Баткин Л.М. Тип культуры как историческая целостность. //
Вопросы философии. – 1969, № 9.
[7] Ахиезер А.С. Философские основы социокультурной теории и
методологии. // Вопросы философии. – 2000, № 9.
[8] Маркс К. Наброски ответа на письмо В.И. Засулич. //Маркс К.,
Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2-е, Т. 19. – М.: Политиздат, 1960.
[9] Ильин И.А. Философия и жизнь. // На переломе. Философия и
мировоззрение. Сост. П.В.Алексеев. – М.: Политиздат, 1990.
Понятие социокультурного кода.. 7