Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 01:19, реферат
Медицина в России, как и другие науки, переживает в 18 веке период интенсивного развития. Объективный ход истории с неуловимой закономерностью заставлял царское правительство учреждать госпитали и больницы, госпитальные школы и университеты, увеличивать кадры врачей, издавать медицинскую литературу. В 1725 году в России была создана Академия наук – Высший научный центр страны. М. В. Ломоносов, основоположник опытного направления в русской науке, впервые в истории добился практической целеустремленности научных исследований.
Введение………………………………………………. стр. 3
Основная часть
К.И. Щепин в годы своего обучения…………...стр.4-5
Педагогическая деятельность К.И.Щепина…....стр.6-11
Заключение ……………………………….....................стр.12
Список литературы……………………………………стр.13
Чем успешнее развёртывалась деятельность Щепина в Московском госпитале, тем сильнее ощущались трудности его пути. В ноября 1763 года сгорело старое здание анатомического театра. Погибло всё оборудование секционного зала, препараты и инструменты.
При крайне напряжённой работе Щепину буквально не на кого было опереться. Первый его помощник Елачич пробыл в госпитале недолго. Он не имел никакого специального образования, хотя и занимал должность оператора. Уже в первый месяц службы в Москве Щепин убедился в неспособности и нежелании своего помощника добросовестно выполнять обязанности оператора.
Непосильная борьба с трудностями без всякой поддержки с чьей-либо стороны подорвала здоровье Константина Ивановича. Болезнь ещё больше ухудшила положение, он не видел перспектив для себя в будущем.
В июне 1764 года Щепин был переведён преподавателем анатомии и хирургии в госпитальные школы Петербурга, он читал лекции на русском языке. Большинство студентов не знала ни русского, ни латинского языка. Это вынуждало держать по одному и тому же предмету двух преподавателей. Фон Меллен читал лекции на немецком языке. Демонстративно ему оказывалось большее доверие.
Лишённый возможности осуществлять в Петербурге свою систему подготовки врачей, окружённый преподавателями-иностранцами и сторонящимися его учениками, Щепин тяжело переживает разлуку с Москвой. Организационные и технические трудности резко ухудшают состояние здоровья доктора медицины, в 1766 году он был отстранён от преподавания. Медицинская коллегия жестоко расправилась со Щепиным. Он был не только уволен со службы, но и лишён права медицинской практики в России. Всё это обрекло Щепина на голодную смерть. Ему, казалось, оставался единственный выход – отправиться в чужие края и там искать средства для существования. Он хлопочет о выезде за границу. Ему разрешают лишь выезд в Юго-Восточную Европу. В 1766 – 1767 годах Константин Иванович совершает путешествие по Молдавии, Галиции и Валахии.
Вернувшись в Москву, Щепин возобновляет попытки реабилитации. Здоровье его окрепло, он вновь полон сил и энергии. Всё, чего удалось добиться Щепину, это разрешение частной практики и то под контролем штадт-физика Риндера. Издевательства над русским учёным продолжались. Вместо свободного изложения медицинских наук с профессорской кафедры Щепин вынужден был зарабатывать себе кусок хлеба случайными визитами к больным.
В долгой борьбе с вопиющей несправедливостью по отношению к самому себе и товарищам Щепин подорвал свои силы. О его научных занятиях последних лет ничего не известно.
В 1770 году он выехал в Киев, где велась упорная борьба с эпидемией моровой язвы (чумы), и там стал жертвой этой болезни.
Так
трагически погиб в сравнительно
молодом возрасте Константин Иванович
Щепин – учёный, горячий патриот,
верный сын своего народа. Его архив,
богатая медицинская библиотека, коллекции
и гербарии достались Московскому университету.
В сентябре 1812 года всё это было уничтожено
огнём во время пожара столицы. Той же
участи подверглись и книги, пожертвованные
им в Киевскую академическую библиотеку,
которая сгорела в 1780 году.
Заключение
Константин Иванович Щепин разработал научно обоснованную систему медицинского образования, предполагавшую достаточно широкое развитие естественно - научного кругозора будущих врачей. Он составил программы обучения для госпитальных школ соответственно уровню медицинских знаний того времени, а также собрал и обобщил государственное медицинское законодательство. Борясь за подготовку кадров врачей из среды русского народа, он показал своим ученикам и коллегам пример выполнения патриотического долга.
Его
по праву следует назвать
К.И.Щепин
горячо любил свою родину. Он гордился
силой, выносливостью и неиссякаемой творческой
энергией русского народа, преданно служил
ему до конца своих дней. Щепин умер, не
успев реализовать всех планов коренного
преобразования системы подготовки медицинских
кадров. Его порыв был охвачен другими
русскими врачами – материалистами, которые
смело продолжали начатое Щепиным дело.
Список
литературы:
Информация о работе К.И.Щепин – первый русский преподаватель госпитальных школ