К.И.Щепин – первый русский преподаватель госпитальных школ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 01:19, реферат

Краткое описание

Медицина в России, как и другие науки, переживает в 18 веке период интенсивного развития. Объективный ход истории с неуловимой закономерностью заставлял царское правительство учреждать госпитали и больницы, госпитальные школы и университеты, увеличивать кадры врачей, издавать медицинскую литературу. В 1725 году в России была создана Академия наук – Высший научный центр страны. М. В. Ломоносов, основоположник опытного направления в русской науке, впервые в истории добился практической целеустремленности научных исследований.

Оглавление

Введение………………………………………………. стр. 3
Основная часть
К.И. Щепин в годы своего обучения…………...стр.4-5
Педагогическая деятельность К.И.Щепина…....стр.6-11
Заключение ……………………………….....................стр.12
Список литературы……………………………………стр.13

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 77.00 Кб (Скачать)

                                     И.В. 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

Тема: «К.И.Щепин – первый русский преподаватель  госпитальных школ» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Введение………………………………………………. стр. 3
  2. Основная часть
    • К.И. Щепин в годы своего обучения…………...стр.4-5
    • Педагогическая деятельность К.И.Щепина…....стр.6-11
  3. Заключение ……………………………….....................стр.12
  4. Список литературы……………………………………стр.13
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

            Медицина в России, как и другие науки, переживает в 18 веке период интенсивного развития. Объективный ход истории с неуловимой закономерностью заставлял царское правительство учреждать госпитали и больницы, госпитальные школы и университеты, увеличивать кадры врачей, издавать медицинскую литературу. В 1725 году в России была создана Академия наук – Высший научный центр страны. М. В. Ломоносов, основоположник опытного направления в русской науке, впервые в истории добился практической целеустремленности научных исследований.

          К. И. Щепин (1728-1770 гг.) принадлежит к числу его современников и последователей. Сохранившиеся сведения дают представление о Щепине как о ученом лишь в самых общих чертах. Архивные изыскания продолжаются, но уже сейчас можно утверждать, что мировоззрение Щепина было материалистическим и с этих позиций он подходил к оценке медицинских теорий.  Щепин наряду с Ломоносовым был одним из лучших ученых своего времени уровню медицинских знаний того времени. Борьбе за торжество научных принципов в преподавании Константин Иванович отдал лучшие годы своей жизни.

      Щепина по праву следует назвать  основоположником клинического направления в медицинском образовании, которое еще много лет спустя оставалось недостижимым для медицинских школ Англии, Франции и Германии.. 
 
 
 
 
 
 

Основная  часть. 

К.И. Щепин в годы своего обучения 

     Щепин прошел долгий и трудный путь от скромного провинциального юноши до выдающегося ученого, занявшего одно из первых мест в передовой науке своего времени. Он родился в 1728 году в селе Молотникове близ города Котельнича Вятской губернии. Родители Щепина были крестьяне. Ко времени его поступления в славяно-латинскую школу в Вятке, отец стал пономарем котельнической церкви.

     Благодаря своим способностям Щепин уже  в школе выделился из круга  своих сверстников. По окончании славяно-латинской школы Щепин, преодолев огромное расстояние, почти пешком добрался до Киева и поступил в Киевскую академию. Данная академия была духовным учебным заведением; наряду с богословием в ней изучались светские гуманитарные науки, философские догматы Аристотеля, древние и современные языки. Срок обучения не был точно определен и мог продолжаться от 3 до 10 лет. Для талантливого юноши Щепина в стенах академии открылись широкие горизонты. За короткие сроки он сделался одним из первых воспитанников знаменитого училища. В 1748 году Щепин, пройдя класс философии, по своей просьбе был отправлен в Италию.

     Без знакомых и друзей, без денег юный Щепин находился в Италии. Он посетил  Флоренцию, слушал лекции в Падуанском и Болонском университетах. Из старых архивов стало известно, что Константин Иванович Щепин еще в 1748 году увлекся медициной в Болонье. Российский дипломат Бестужев-Рюмин и Воронцов рекомендовали Щепина в Академии наук.

     В академии Щепин занимался под  руководством выдающегося ученого  Степана Петровича Крашенникова (1711-1755) и уже через три месяца упорных занятий был возведен из адъютанта в переводчики. В ходе совместной работы между ними возникла крепкая дружба, прерванная смертью Крашенникова.

     По  просьбе Крашенникова 30 мая 1753 года Щепин из Кронштадта отбыл в Голландию. С 1753 по 1754 год он проходит обучение в Лейденском университете. 31 августа 1756 года Щепину в Лейден был послан указ о его переводе в медицинскую канцелярию. Щепин довольно подробно писал Медицинской канцелярии о своем пребывании в Лейдене. Денежный вопрос очень остро стоял перед Щепиным, так как переводы из России часто задерживались и были не такими большими, как хотелось Щепину. Директор Медицинской канцелярии П. З. Кондоиди, поставивший целью сделать из Щепина квалифицированного доктора медицины, не останавливается перед затратами. Он решает направить Щепина в другие страны для пополнения своих медицинских знаний.

     Заграницей  Константин Иванович Щепин защитил  свою докторскую диссертацию на тему «О растительной кислоте», произошло  это 19 мая 1758 года. В том же году им издано дополнение к своей диссертации под заглавием "Ботанические замечания о некоторых растениях".

     Плодотворным оказалось путешествие Щепина в Париж, где он пробыл около 7 месяцев с октября 1758 по май 1759 г. Там он слушал курс лекций, прошел курс хирургических операций. Изучал анатомию и повивальное искусство. 28 июня 1759 года он отбыл из Амстердама в Петербург. Вскоре, уже, будучи доктором наук, Константин Иванович Щепин вступил на родную землю. Так закончился период его обучения медицинским наукам в университетах и академиях.  
 
 
 
 

     Педагогическая  деятельность К.И. Щепина в госпитальных школах. 

     Московская  госпитальная школа была открыта  по указанию Петра I 1707 году. Все хлопоты по её организации выпали на долю лейб-медика Петра – Николая Бидлоо. Бидлоо руководил этой школой до самой кончины, то есть до 1735 года, и подготовил десятки лекарей для русской армии и флота.

     Госпитальная  школа создавалась на клинической  базе, но в условиях полного отсутствия  учебных пособий.  Сначала не было ни одного скелета, ни одной кости для преподавания анатомии, ни одной книги для учащихся, кроме личной библиотеки Бидлоо. Но постепенно жизнь в школе налаживалась, материальная база улучшалась, учебный процесс всё более совершенствовался.

     Наряду  с медицинскими науками, учащиеся должны были изучать латинский язык и рисовальное искусство. Из медицинских дисциплин на первом плане стояли анатомия и хирургия.

     Со  смертью Бидлоо Московская госпитальная школа пережила период кратковременного упадка. По странному стечению обстоятельств  во главе школы был поставлен де Тейльс, который всячески пытался разрушить школу изнутри. Сменивший де Тейльса Лаврентий Блюментрост не мог возродить былого расцвета школы. Лишь благодаря заботам Кондоиди, школа продолжала существовать более или менее удовлетворительно.

     Инструкцией от 13 декабря 1753 года Кондоиди обязывал докторов медицины повышать уровень  преподавания в госпитальных школах. Претворение данных замыслов в жизнь  удалось под силу лишь К.И.Щепину.

     В исполнение своих обязанностей руководителя госпитальной школы при Московском генеральном госпитале Щепин вступил 20 марта 1762 года. Необычайная жажда деятельности, помогла ему быстро войти в курс событий, всколыхнуть атмосферу равнодушия, окружавшую дело подготовки лекарей в госпитале. Только в апреле Щепин направляет в Медицинскую канцелярию семь рапортов с просьбой устранения ряда недостатков.

     Из  шестого рапорта, где Щепин представляет табель об экзамене. По этому табелю можно установить пофамильный состас учеников, численность их возраст  по состоянию на 1 мая 1762 года.

     Всего в ведении Щепина насчитывалось 65 учащихся. Они разделялись на подлекарей, лекарских учеников 1, 2,  3-го класса, учеников I, II и III подготовительных классов и волонтёров. Нумерация классов была обратной, высшим классом считался первый, именно ученики этого класса производились в подлекари. Средний возраст учащихся составлял 20-25 лет.

     Изучив  старую программу обучения медицине, Щепин признал её устаревшей и  предложил свой метод преподавания.

     В течение первого года обучения ученикам госпитальной школы преподавалась анатомия и хирургия. Остеологию учащиеся проходили по аппаратам, миологию и ангиневрологию изучали на трупах. Владея анатомической техникой, Щепин обучал своих помощников – оператора Елачича и Энгеля – искусству изготовления анатомических препаратов. За короткое время Елачич сделал преператы внутренних человеческих органов, наливая их воском, а также изготовил человечески скелеты мужского и женского пола из мацерированных и выбеленных человеческих костей.

     Для самостоятельной подготовки учащиеся использовали учебник анатомии Гейстера. Большую помощь в изучении анатомии оказывал анатомический атлас, изданный впервые в России в 1744 году.

     На  втором году обучения продолжалось изучение анатомии применительно к хирургии. Одновременно излагались отрывочные данные по физиологии. Основное внимание уделялось хирургии, так как военному врачу была необходима твёрдая хирургическая подготовка. При изучении хирургии часть времени отводилась для практических занятий, а другая часть – для «визитации» больных. На практических занятиях учащиеся выполняли назначения врача. На подготовительных занятиях учащиеся приобретали опыт в наложении повязок и в производстве операций на трупе. Диапозон их был достаточно большим – от остановки кровотечений с помощью турникета, до трепанации черепа.

     Кроме рукодельной хирургии, ученики госпитальных школ знакомились с медической хирургией, в практике которой использовались как наружные, так и внутренние лекарственные средства. Из наружных средств известны успокаивающие, противогнилостные, которые принимались в качестве примочек, мазей, пластырей.

     Особо следует упомянуть заботы Щепина о ведении учащимися истории  болезни. Щепин регулярно устраивал  клинические обходы больных госпиталя. Эти обходы как и дежурства у постели больных, воспитывали у учащихся  наблюдательность и умение самостоятельно решать вопросы лечения. Практика перемежалась с присутствием на лекциях по клинической медицине и фармации. Все эти дисциплины вёл один Щепин.

     Рабочий день Щепина продолжался с утра и до вечера. Часто практиковались и вечерние, факультативные лекции.  Для учащихся второго курса в обязательном порядке производились патологоанатомические вскрытия, это было нововведением в России. Три раза в год производилась тщательная проверка приобретённых знаний.

     Всемерно  заботясь об улучшении преподавания, Щепин в первую очередь достиг того, что его ученики основательно изучили анатомию. Раньше именно плохое знание анатомии было слабым местом у  всех молодых врачей. В отличии от многих анатомов того времени, видевших цель в зазубривании бесчисленного количества названий, Щепин на первый план ставил интересы практики. Поэтому ученики Щепина ещё до выпуска из школы могли ассистировать на операциях и даже самостоятельно производить многие из них. На выпускных экзаменах будущие лекари должны были продемонстрировать не только теоретические знания, но и умение действовать в качестве хирургов. На экзамене им предлагалось выполнить ту или иную операцию на трупе. Например нужно было показать мышцы живота, произвести трепанацию черепа, ампутировать нижнюю конечность и т.п.

     На  большую высоту поднял Щепин фармацевтическую подготовку лекарей. Он отменил практику использования учеников для сбора «трав и кореньев» , на лекциях демонстрировал фармацевтические препараты. Он ввёл преподавание рецептуры и добился узаконения практики лекарских учеников в аптеке. Щепин также предлагал организовать при госпитале особую группу «учеников аптекарских», из которых бы комплектовались кадры аптекарей. Но данная идея не была поддержана, поэтому подготовка аптекарей оставалась по-прежнему индивидуальной.

     До  Щепина всё аптекарское преподавание велось по записям, специальных руководств не было. Поэтому в числе других требований Щепин поставил приобретение для госпиталя учебника Бухнера, который мог оказать ученикам огромную пользу.

     Принятые  в фармацевтической отрасли меры способствовали повышению общей  культуры последующего поколения врачей.

     Своими  заботами об учёбе и быте учащихся Константин Иванович снискал среди них большую любовь и уважение. В этом нет ничего удивительного, так как такого учёного человека не было ни в одной госпитальной школе.

     29 апреля 1762 года Щепин ходатайствовал  перед Медицинской канцелярией о приобретении за казённый счет некоторого количества учебников по анатомии на русском языке для выдачи в бесплатное пользование нуждающимся ученикам. В мае того же года Щепин добился разрешения снабдить учеников за казённый счёт анатомическими инструментами для препаровки.

Информация о работе К.И.Щепин – первый русский преподаватель госпитальных школ