Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 11:14, курсовая работа
Выбрав тему об Иосифе Бродском, я поставила следующие задачи:
1. Рассмотреть личность Иосифа Бродского, сформированную в детстве, значительные моменты биографии
2. Проанализировать главу из работы Л. Лосева «Петербуржец»
I. Введение……………………………………………………………..…...2
II. Основная часть…………………………………………….……………..4
1. Родина Бродского……………………………………………….….…5
2. Родители………………………………………………….……………7
3. Первые впечатление (война)………………………………...……….8
4. Врожденные особенности………………………………………….....9
5. Город как средство воспитания……………………………….……..11
6. В школе………………………………………………………….…….12
7. Образованность Бродского………………………………………..…13
8. Бродский как еврей…………………………………………….......…14
III. Заключение………………………………………………....……...…….16
IV. Список использованной литературы…………………….……...……..18
Однако в самых критических ситуациях он находил в себе силы на самообладание: «С годами он выработал навыки самодисциплины, проявлял завидное мужество перед лицом смертельной болезни, но и в молодые годы, в действительно критических ситуациях, как, например, на суде в 1964 году» (1,с.22)
Лосев
показывает сильную личность в данной
главе, в которой сочеталось стойкость
и мужество с глубоким чувством переживания
и эмоциональности. На самом деле непросто
найти в себе силы и выдержать суд с высоко
поднятой головой.
5. Город как средство воспитания
Часто
город выступает средством
Сознательная жизнь Бродского началась в послевоенном Ленинграде, который ассоциируется в то время с разрухой, потерями, голодом, нищетой: «Живое ощущение только что закончившейся войны и победы сливалось с имперскими мифами так же, как на улицах города следы недавней войны были неотделимы от обильной в Петербурге ампирной символики.… Из окна своей комнаты мальчик видел ограду Спасо-Преображенского собора, сделанную из трофейных пушек, а на другом конце улицы Пестеля стояла Пантелеймоновская церков. Мечи, копья, дротики, секиры, щиты, шлемы, дикторские фасции с топориками украшали …мост через Фонтанку бывшей столицы империи.» (1, с.23) благодаря такой обстановки в Иосифе воспитывались не только патриотические, но и многие другие чувства и познания. Например, первые сведения о женской наготе он получил от мраморных статуй в Летнем саду.
В голове ребенка выстроился идеальный образ родины: «империи, чья слава и могущество невероятным образом отделены от насилия и смерти, где жизнь основана на началах соразмерности, гармонии». (1.с.23). Себя Бродский в своих мечтах всегда представлял на кораблях. Это была его детская мечта, которая впоследствии была разрушена состоянием здоровья.
Ленинград
после войны – это ничто иное, как руины.
Город был разрушен бомбежками, обстрелами…
выжившие горожане, а именно петербуржцы
оказались в полной разрухе. Все, что видел
Иосиф в детстве – после войны – стало
темой его дальнейших работ, таких как,
«Театральное», «Мрамор», «Развивая Платона»
и т.д.
Школьные годы – это неотъемлемая страница жизни каждого подростка. Для кого-то она – радостная, запоминающаяся и любимая, для кого-то – это, пожалуй, худшие воспоминания. Иосиф Бродский был из числа последних. Он пошел в школу в 1947 году, а бросил в 1955, не имея больше сил учиться в ней.
Школа той эпохи – это нечто страшное для ребенка и подростка, его психики. Она никогда не была нацелена на образование, а скорее на подчинение личности. Ребенка всегда пытались унизить, оскорбить, выставить на всеобщее обозрение его проступки. Все, что давала школа – это умение читать, считать, элементарные знания в области точных наук и одного иностранного языка. В то время существовало также раздельное образование и, по словам Бродского, «в атмосфере сталинской России можно было возбудиться от совершенно соцреалистического полотна …"Прием в комсомол"... Среди персонажей…была молодая блондинка…контраст ее ноги с темно-коричневым платьем сводил меня с ума и преследовал в сновиденьях» (1,с.27). А Бродский, как и некоторые другие, физически развивался рано и быстро, поэтому чувствовал себя старше своих сверстников. Все эти и другие подобные факторы вызывали у Бродского отвращение к школе: «Все во мне бунтовало против них. Я держался особняком».(1,с.27)
К тому же Иосиф всего за восемь лет в школе сменил пять учебных заведений и даже оставался на второй год… Характеристики учителей не были полностью положительными. Они всегда отмечали его способности и тягу к общественной работе, добросовестное и качественное ее исполнение, но при этом говорили о его ленивости, вспыльчивости, что совершенно не одобрялось. После обучения в школе на втором год, Бродский отучился еще год и бросил школу.
После прочтения данной главы, не думаю, что у поэта остались хоть какие-то положительные воспоминания.
Как
уже было сказано выше – Бродский
не окончил школу, но при этом он
хорошо усвоил тот багаж знаний, данный
ему в этом учебном заведении. Будущий
поэт интуитивно писал с особым выражением,
свободно и очень грамотно, хотя употреблял
многие слова вопреки каким-либо правилам
просто из принципа. «Он глубоко вдумывался
в русский язык. Сохранилось письмо, которое
он написал в 1963 году по поводу предлагавшейся
реформы правописания. Молодой человек
без формального образования объяснял
ученым лингвистам, что унификация правописания
приводит к обеднению психологии говорящего».
(1, с.29). Уже тогда Бродский поражал своей
гениальностью. Вся его «образованность»
зависела только от него самого, поскольку
такие дисциплины как география, история,
иностранные языки – он изучал самостоятельно
и доводил до совершенства. Всю свою сознательную
жизнь он развивался и совершенствовал
себя – он начинал изучать китайский язык,
читал итальянские, французские и латинские
тексты. Если в его знаниях проявлялись
пробелы, он незамедлительно их заполнял.
Примером может служить следующее. Когда
Бродский бросил школу – это не означало
его отказа от получения образования.
По словам Лосева он «записался в вечернюю
школу, посещал вольнослушателем лекции
в университете» (1,с.30). Он всегда стремился
к развитию. Особое место в его сердце
занимал польский язык и польская поэзия.
Рассуждать на тему Бродский как еврей, сложно для меня лично, поскольку сам Иосиф говорил: «Я – еврей, русский поэт и американский гражданин». (1, с.33). Три понятия абсолютно разные, но они как-то сочетались в одном человеке.
Несомненно, Бродскому как еврею, в еще не зрелом возрасте жить было нелегко. Ему постоянно приходилось слышать оскорбления и унижения от сверстников: «В школе быть «евреем» означало постоянную готовность защищаться. Меня называли «жидом». Я лез с кулаками. Я довольно болезненно реагировал на подобные шутки… Они меня задевали, потому что я – еврей». Но в зрелом возрасте он редко страдал от антисемитизма, т.е. враждебного отношения к евреям, наверное потому, что он бросил школу и не стремился сделать карьеру. Ведь евреям часто препятствовали в поступлении в высшие учебные заведения или в продвижении по службе. Об этом и говорит Лосев.
Если говорить о языковом и культурном развитии Бродского, то в этом отношении он был русским. Он не говорил на иврите, не знал древнееврейского.
Он не терпел каких-либо расовых или этнических ассоциаций. Считал их не правильными. Лев Лосев приводит пример из жизни Бродского связанный с этим. Однажды Иосифа вызвали на допрос, проводимый следователем-евреем. Следователь обронил такую фразу: «Подумайте о своих родителей, ведь НАШИ родители – это не то, что ИХ родители». (1.с.33). Бродский вспоминал этот случай с отвращением. Он безразлично относился к Израилю, как к государству, хотя и эмигрировал туда, но не рассматривал его как вариант для своей жизни.
Бродский считал себя американским гражданином и поэтому высоко ценил американские сознание, литературу, музыку и кино. Хотя помимо этого любил Англию и страны Северной Европы.
Почему же Бродский говорил о себе так «тресмысленно»? Думаю, ответ кроется в прошлом его семьи. Как говорит Лосев, дед Иосифа отстранился от еврейской жизни и завел свое дело в Москве, поэтому своему сына, т.е. отцу Иосифа, он дал лишь минимальное еврейское религиозное образование. Эпоха тоже сыграла свою роль. «В этот период сотни тысяч советских евреев погибли от рук нацистов, а религиозно-общинная жизнь была разгромлена еще раньше в ходе советской антирелигиозной кампании». (1.с.34). Многие евреи уже даже не пытались сохранить свой традиционный образ жизни, особенно жители Москвы и Ленинграда… Поэтому Бродскому не были знакомы ни уклад жизни евреев, ни фольклор, ни иудаизм. Он был евреем лишь по происхождению. Поэтому в его обширном творчестве, еврейская проблематика поднималась всего два раза в стихотворениях «Еврейское кладбище около Ленинграда…» и «Леиклос». (Это название улицы в Вильнюсе).
Однако Бродский осознавал себя евреем лишь по антропологическим признакам. Он не выговаривал русского «Р» и считал, что его даже спрашивать не нужно о принадлежности к какой-либо национальности.
В
интервью он говорил: «Я еврей. Стопроцентный.
Нельзя быть больше евреем чем я… Что
до религии… Бог – это насилие. Я это чувствую
довольно сильно…без всяких тому доказательств».
(1. с.36).
Итак, я рассмотрела одну главу об Иосифе Александровиче Бродском под названием «Петербуржец» из книги Льва Владимировича Лосева. Мной был сделан анализ восьми подглав, входящих в нее, а также анализ личности известного поэта.
Я читала Бродского раньше, но после прочтения и анализа данной литературы, я стала понимать его намного лучше и глубже. Я узнала особенности его психики и характера, заложенные в самом детстве его родителями и обществом. Рассмотрела особые эпизоды из его памяти, оставившие след на формировании личности.
Конечно, нельзя не сказать о послевоенном Ленинграде, в котором вырос Иосиф Александрович. Отрывки из воспоминаний, касаемых этого города, остались навсегда в его сердце и разуме. Что значит, родится в годы войны? И первые годы жизни провести внутри войны? Это значит не иметь практически никаких светлых детских воспоминаний. Это значит, иметь только потери. Это значит, писать в дальнейшем об ужасах разрухи.
Школа – отдельная ужасная страница его жизни. К ней, пожалуй, у него есть только отвращение и ненависть, вместо должных положительных, добрых чувств к школьным годам чудесным.
Как все это отразилось на поэте, можно понять через его произведения. Если у многих других творцов стихов, к основным темам стихотворений относятся темы школьной любви, чудесных детских дней, юности и т.д. то Бродский в своих стихах о школе мог писать только об отрицательных, неприятных воспоминаниях. Ни капли положительного. Ведь человек жил в течение восьми лет в ужасной для себя обстановке, отсюда и след в душе.
Я
считаю, что Иосиф Александрович
Бродский своеобразный, в некотором
отношении странный человек, в какой-то
степени с неуровнавешанной психикой.
С точки зрения психологии, когда человек
разделяет себя так, как это делает Бродский
в отношении своей гражданственности,
национальной принадлежности и по другим
критериям на разных людей, происходит
некий раскол личности. А в данном случаи
на три части. Это, на мой взгляд, самая
яркая отличительная черта Бродского.
В этом и заключается его гениальность,
как поэта и просто человека.
1. http://hrono.ru/text/2007/
2. http://ru.wikipedia.org/wiki/
3. http://dic.academic.ru/dic.
4. http://school-collection.edu.