Императрица Екатерина II Великая

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 21:22, реферат

Краткое описание

В мае 2009 года исполнилось 280 лет со дня рождения императрицы Екатерины Второй (1729–1796). Этот очередной юбилей «матушки-государыни» не только заметили, но кое-где даже шумно праздновали. В Одессе, Симферополе и Севастополе прошли «екатерининские марши» и митинги. «Слава Великой Екатерине!» – гремело на тамошних улицах и площадях. Возникает вопрос, почему?

Оглавление

Введение
Основная часть
Биография
Вступление на престол
Характер и образ правления
Отношение к религии и крестьянскому вопросу
Внутренняя политика
Внешняя политика
Личная жизнь
Как жила Екатерина Великая
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Реферат Императрица Екатерина.doc

— 99.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования Российской Федерации

Федеральное государственное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«Челябинский  Государственный Педагогический Университет»

 

 

 

Реферат

по отечественной  истории

Императрица Екатерина II Великая

 

 

 

Выполнила: студентка 21 группы

Меляева А.А.

                                                    Проверил: Теплов В.В.

 

 

 

Челябинск 2011

Содержание

Введение

Основная часть

Биография

Вступление  на престол

Характер и  образ правления

Отношение к  религии и крестьянскому вопросу

Внутренняя  политика

Внешняя политика

Личная жизнь

Как жила Екатерина  Великая

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

Введение

Нужна ли нам  сегодня Екатерина Великая?

 

Одно  потомство вправе судить меня. Только перед ним я отвечаю: я смело могу сказать ему, что я нашла и что после себя оставлю.  
 
Екатерина II

В мае 2009 года исполнилось 280 лет со дня рождения императрицы Екатерины Второй (1729–1796). Этот очередной юбилей «матушки-государыни» не только заметили, но кое-где даже шумно праздновали. В Одессе, Симферополе и Севастополе прошли «екатерининские марши» и митинги. «Слава Великой Екатерине!» – гремело на тамошних улицах и площадях. Возникает вопрос, почему?

На звание «Лучший  правитель России» номинировались бы все древнерусские князья, цари, императоры, генеральные секретари ЦК КПСС, президенты и пр. Но в первую пятерку наверняка вошли бы правители, оказавшие, на наш взгляд, фундаментальное воздействие на русскую ментальность, русский образ жизни и действий.

Первым (по хронологии русской истории) назовем киевского князя Владимира. Именно он привел на Русь православное христианство. Вторым (по той же хронологии) упомянем князя Александра Невского. Благодаря своим громким победам над шведскими и немецкими «псами-рыцарями» он стал символом неустрашимости и непобедимости русских в военных испытаниях. Третьим окажется царь Иван Грозный. Его 51-летнее царствование с печально знаменитой опричниной породило в русском народе неистребимый страх перед всякой властью. Четвертым выступит Петр Великий. Именно он соблазнил русский народ идеей, что Россия способна претендовать на роль великой державы в мировой политике. Пятой же в этом славном ряду правителей России назовем императрицу Екатерину Великую. Она талантливо усвоила уроки своих предшественников на Олимпе власти и выполнила особую миссию в развитии русской ментальности и государственности.

Основная часть

Биография

Екатерина II Алексеевна (урожденная София Августа Фредерика, принцесса Анхальт-Цербстская) [21 апреля (2 мая) 1729, Штеттин - 6 (17) ноября 1796, Санкт-Петербург], российская императрица (1762-1796). Дочь находившегося на прусской службе принца Христиана-Августа Анхальт-Цербстского и принцессы Иоганны-Елизаветы (урожденной принцессы Голштейн-Готторпской), состояла в родстве с королевскими домами Швеции, Пруссии и Англии. Она получила домашнее образование: обучалась немецкому и французскому языкам, танцам, музыке, основам истории, географии, богословия. Уже в детстве проявился ее независимый характер, любознательность, настойчивость и вместе с тем склонность к живым, подвижным играм. В 1744 году Екатерина с матерью была вызвана в Россию императрицей Елизаветой Петровной, крещена по православному обычаю под именем Екатерины Алексеевны и наречена невестой великого князя Петра Федоровича (будущий император Петр III), с которым обвенчалась в 1745 году.

Екатерина поставила  себе цель завоевать расположение императрицы, своего мужа и русского народа. Однако ее личная жизнь складывалась неудачно: Петр был инфантилен, поэтому в течение первых лет брака между ними не существовало супружеских отношений. Отдав дань веселой жизни двора, Екатерина обратилась к чтению французских просветителей и трудам по истории, юриспруденции и экономике. Эти книги сформировали ее мировоззрение. Екатерина стала последовательной сторонницей идей Просвещения. Она также интересовалась историей, традициями и обычаями России. В начале 1750-х годов Екатерина завела роман с гвардейским офицером Сергеем Васильевичем Салтыковым, а в 1754 году родила сына, будущего императора Павла I, однако слухи о том, что Салтыков был отцом Павла, не имеют под собой оснований. Во второй половине 1750-х годов у Екатерины был роман с польским дипломатом Станиславом Понятовским (впоследствии король Станислав Август), а в начале 1760-х годов с Григорием Орловым, от которого она родила в 1762 году сына Алексея, получившего фамилию Бобринский. Ухудшение отношений с мужем привело к тому, что она стала опасаться за свою судьбу в случае его прихода к власти и принялась вербовать себе сторонников при дворе. Показное благочестие Екатерины, ее рассудительность, искренняя любовь к России - все это резко контрастировало с поведением Петра и позволило ей завоевать авторитет как среди великосветского столичного общества, так и в целом населения Петербурга.

Екатерина II - тонкий психолог и прекрасный знаток людей - умело подбирала себе ярких и талантливых сподвижников. Ее время отмечено появлением плеяды выдающихся государственных деятелей, полководцев, писателей, художников, музыкантов. О екатерининском царствовании сложилось представление как о «золотом веке» русского дворянства. Вместе с тем конец правления императрицы был не столь славен. На фаворитов истрачены миллионные суммы, сказывались и результаты многочисленных войн, расходы на армию и флот возросли в два раза. Неумеренный выпуск ассигнаций привел к обесцениванию рубля. Внешний долг страны составил 41,4 миллиона рублей. Однако громадные территориальные приращения, рост промышленности, увеличение числа больниц и школ как результат успешной деятельности императрицы позволили потомкам назвать Екатерину Великой. Скончалась самодержица после апоплексического удара 6 ноября 1796 года.

Вступление  на престол

Итак, в 1742 году бездетная императрица Елизавета  Петровна решала вопрос о наследовании русского престола. Её выбор пал  на племянника, родного внука Петра I герцога Шлезвиг-Голштинского Карла Петра Ульриха (1728–1762), сына второй дочери Петра Анны Петровны (1708–1728). Мальчика, которому уже исполнилось 14 лет, перевезли в Россию и нарекли Петром Федоровичем. В 1745 году ему надлежало жениться. Разумеется, поиск подходящей невесты для будущего наследника престола был делом политическим и проводился без участия самого наследника.

Решающим опять  же оказалось мнение самой императрицы: женой наследника будет шестнадцатилетняя немецкая принцесса довольно захудалого рода — София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская.

Здоровье у  Петра Федоровича было слабое, он не обладал особыми талантами и  не любил учиться. Его неприязнь  к латыни была столь велика, что он запретил помещать в свою библиотеку книги на латинском языке. Не мог он похвастать и хорошим воспитанием: по воспоминаниям современников, Петр был «вспыльчив, фальшив, любил хвастать, приучился лгать».

Сергей Михайлович Соловьев (1820–1879) писал, что «Петр обнаруживал все признаки остановившегося духовного развития, он являлся взрослым ребенком». Действительно, многие поступки Петра Федоровича иначе как детскими не назовешь: он показывал языки фрейлинам и дразнил священников во время церковной службы. К России и всему русскому он относился с нескрываемым презрением. В своем дневнике Екатерина отмечает слова своего супруга, что он «не рожден для России, что он непригоден русским и русские непригодны ему…». Даже сама Елизавета Петровна была не в восторге от выбранного ею наследника русской короны: она частенько называла его, то дураком, то уродом, а то и «проклятым племянником».

Став императором  России, Петр не стал русским. Первыми  же своими действиями он настроил против себя почти всю страну. Он прекратил удачную для России войну с Пруссией, приказал сдать ей все русские магазины (склады продовольствия, обмундирования и вооружения), вернул пруссакам все их земли, завоеванные русскими войсками. Вдобавок, он хотел освободить родной Шлезвиг от подчинения Дании, с которой намеревался начать войну летом 1762 года.

На таком  фоне росла и его взаимная антипатия  с женой. Однажды он даже хотел  отправить её в тюрьму. Во время  парадного обеда был провозглашен тост за императорскую фамилию. Екатерина выпила свой бокал сидя. Петр поинтересовался, почему она не встала. Екатерина отвечала, что не сочла это необходимым, так как сама принадлежит к этой фамилии. Петр стал прилюдно её бранить, и Императрица начала плакать. В тот же вечер Петр отдал приказ арестовать свою жену и изменил свое решение, только поддавшись уговорам родни.

Но больше всего  Екатерину ранила открытая связь  Петра с Елизаветой Романовной Воронцовой (1739–1792). В конце концов, Екатерина решила воспользоваться ошибками своего супруга для того, чтобы превратить минусы своего положения в плюсы. Она встала во главе заговора, имевшего в виду государственный переворот.

Екатерина тщательно  готовила заговор, опираясь на поддержку  братьев Орловых - Григория, Алексея, Федора и Владимира, Никиты Ивановича Панина, Кирилла Георгиевича Разумовского, Екатерины Романовны Дашковой и др. В ночь на 28 июня 1762 года, когда император находился в Ораниенбауме, Екатерина тайно прибыла в Петербург и в казармах Измайловского полка была провозглашена самодержавной императрицей. Вскоре к восставшим присоединились солдаты других полков. Весть о восшествии Екатерины на престол быстро разнеслась по городу и была с восторгом встречена петербуржцами. Для предупреждения действий свергнутого императора были посланы гонцы в армию и в Кронштадт. Между тем Петр, узнав о происшедшем, стал посылать к Екатерине предложения о переговорах, которые были отвергнуты. Сама императрица во главе гвардейских полков выступила в Петербург и по дороге получила письменное отречение Петра от престола.

Позже его кумир  Фридрих II в разговоре с французским  посланником в Петербурге графом Луи-Филиппом Сегюром дал такой отзыв о событиях в России: «Отсутствие мужества в Петре III погубило его: он позволил свергнуть себя с престола как ребенок, которого отсылают спать».

Под охраной  Алексея Орлова Петра поместили  в Ропше, в его великокняжеском  имении. Бывший император попросил предоставить ему всего четыре вещи: скрипку, любимую собаку, арапа и… Елизавету Воронцову. В первых трех ему не было отказано, а Елизавету отослали в Москву и выдали замуж за дворянина.

6 июля, когда  Петербург читал манифест о  восшествии Екатерины на престол,  из Ропши пришло сообщение  о смерти Петра. 

Истинные обстоятельства гибели Петра до сегодняшнего дня  остаются тайной. Официально было объявлено, что Петр скончался от «геморроидальной колики». Существует также предположение, что он умер от инсульта, вызванного шоком. Первоначально Петр Федорович был похоронен в Александро-Невской лавре, но в 1796 по приказу Павла I его тело было перенесено в Петропавловский собор.

Характер и  образ правления

Если иметь  в виду самостоятельность ума, то Екатерину, как и Петра Великого, можно назвать самоучкой. Конечно, у нее и в детстве, и в зрелости хватало учителей, но, выслушав их, она принимала свое решение, и это решение не часто совпадало с выводами и наставлениями преподавателей. По-видимому, иначе и быть не могло, этого требовала от Екатерины сама жизнь. К тому же в отличие от Петра I будущей российской императрице давали не практические знания, а теорию. Ее задачей (на трудном пути к власти, и тем более, когда она этой властью уже пользовалась) было перекинуть мостик от теории к практике.

Многое из того, что обычно приписывают екатерининской страсти к саморекламе, на самом деле было лишь своего рода тактической уловкой. Она вбрасывала в общество, как в пруд,  камень, а затем внимательно анализировала «круги на воде». Шумная дискуссия, возникавшая вокруг очередного замысла, давала ей возможность довести проект до ума либо совсем отказаться от идеи. Обычно, чем авантюрнее оказывался план, то есть чем хуже «башмак» налезал на русскую ногу, тем дольше он обсуждался,  тем меньше шансов имел на практическую реализацию. В этом смысле, то есть в стремлении угадывать желание подданных, у Екатерины нет аналогов в русской истории. Ни до нее, ни после нее не было в России реформатора, который бы так отчетливо понимал важность обратной связи между верхами и низами общества.

Поначалу Екатерина искренне представляла себе российское общество девственно нетронутой целиной. Ей казалось, что русскую целину легче вспахать реформами, чем неподатливую консервативную Европу. Прозрение, впрочем, пришло к ней довольно быстро, она убедилась, что «и у России есть свое прошлое, по крайней мере, есть свои исторические привычки и предрассудки, с которыми надобно считаться». 

Был и еще один резон, который  делал ее сторонником эволюционных изменений, мягким реформатором, а не революционером. Екатерина хорошо знала всемирную и русскую историю. Она понимала, что ее возможности, как бы решительно она не действовала, ограничены. «Что бы я ни делала для России, -  писала она, это будет капля в море!»

Отношение к  религии и крестьянскому вопросу

Екатерина отличалась показной набожностью, считала себя главой и защитницей Русской православной церкви и умело использовала религию в своих политических интересах. Вера ее, по-видимому, была не слишком глубока. В духе времени она проповедовала веротерпимость. По поводу ее религиозного образования, например, Василий Ключевский пишет: «Екатерину обучали Закону Божию и другим предметам французский придворный проповедник патер Перар, ревностный служитель папы, лютеранские пасторы Дове и Вагнер, которые презирали папу, школьный учитель кальвинист Лоран, который презирал и Лютера и папу, а когда она приехала в Петербург, наставником ее в греко-российской вере назначен был православный архимандрит Симон Тодорский, который со своим богословским образованием, довершенным в немецком университете, мог только равнодушно относиться и к папе, и к Лютеру, и к Кальвину, ко всем вероисповедным делителям единой христианской истины».

Если ко всему перечисленному выше списку учителей-богословов добавить воззрения атеиста Вольтера (этого интеллектуального бунтаря Екатерина так же считала своим духовным наставником), то неизбежно возникает подозрение, что в душе и без того до чрезвычайности прагматичной государыни царила не столько вера, сколько форма. При всей подчеркнутой набожности российской императрицы, выражавшейся в соблюдении всех необходимых православных обычаев и ритуалов, что необычайно умиляло ее подданных, реальная жизнь императрицы, как известно, святостью не отличалась. В России она легко ощущала себя  православной, в Испании была бы примерной католичкой, среди лютеран - лютеранкой, причем без больших душевных переживаний. Никто из обучавших ее богословов к такому результату, конечно, не стремился. Выводы сделала сама ученица. Екатерина о себе откровенно говорила: «Я, как Алкивиад, уживусь и в Спарте, и в Афинах».

Информация о работе Императрица Екатерина II Великая