Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 21:29, биография
Бодлер (Baudelaire) Шарль французский поэт. Участник Революции 1848.
Бодлер Шарль (Пьер)
9 апреля 1821, Париж — 31 августа 1867, там же
Бодлер (Baudelaire) Шарль французский поэт. Участник Революции 1848. Предшественник французского символизма. В сборнике «Цветы зла» (1857) анархическое бунтарство, тоска по гармонии сочетаются с признанием неодолимости зла, эстетизацией пороков большого города. Художественно-критические труды (т. н. отчеты о салонах, 1845 и 1846; сборник «Романтическое искусство», издание 1868).
Первый из «проклятых поэтов»
Бодлер называл
брак своих родителей «
Свою литературную деятельность поэт начал с критических статей о живописи Давида и Делакруа. Первым его опубликованным сочинением была статья «Салон 1845 года». Большое значение имело для него знакомство с творчеством Эдгара По: страстный интерес к этому писателю он сохранил на всю жизнь — переводил его сочинения и писал о нем критические статьи в 1852-1865. В 1857-1867 Бодлер публиковал в периодической печати стихотворения в прозе, собранные в единый цикл под названием «Парижский сплин», они были изданы посмертно в 1869. В 1860 под общим названием «Искусственный рай» были изданы три произведения: «Вино и гашиш» (1851), «Поэма о гашише» (1858) и «Опиоман» (1860) – о воздействии гашиша и опиума на сознание человека и художника. Бодлер сам познал все круги искусственного рая, но в период работы над сборником отказался от приема опиума. Однако во время последней роковой поездки в Бельгию он снова стал искать утешения в наркотиках, и в апреле 1865 с ним случился удар. Частично парализованный, он утратил дар связной речи; его перевезли в Париж, где он и скончался.
Провозвестник символизма
В историю литературы Бодлер вошел, прежде всего, как автор «Цветов зла», изданных в июне 1857. Против автора, издателя и типографов был возбужден процесс по обвинению в непристойности и кощунстве. Бодлеру пришлось уплатить штраф и изъять шесть осужденных стихотворений (они были опубликованы вторично в 1866 в Бельгии; во Франции цензурный запрет был снят только в 1949). В 1861 появилось второе издание «Цветов зла», куда Бодлер включил более тридцати новых стихотворений, среди которых оказалось несколько признанных шедевров. Именно во втором издании сборник был разделен на шесть «глав», составляющих своеобразную автобиографию современной души в ее жизненном странствии. В первой и самой длинной главе «Сплин и Идеал» поэта раздирают противоборствующие силы: он возносит молитву Богу (духовное начало) и Сатане (животное начало) в тщетном стремлении обрести внутреннее единство. В эту же главу входят стихотворения об искусстве и три знаменитых «любовных цикла». В 1844 Бодлер познакомился с мулаткой Жанной Дюваль и посвятил ей свои первые любовные стихотворения. В 1852, расставшись на время с «черной Венерой», которая едва не довела его до самоубийства своими злобными выходками и неверностью, он вступил в платоническую связь с «белой Венерой» Аполлонией Сабатье – бывшей натурщицей и подругой многих художников. В 1854 появляется «зеленоглазая Венера» Мари Добрен. Лучшим из трех любовных циклов считается тот, что был посвящен Жанне Дюваль (с XXII по XXXIX сонет). Завершается первая глава погружением души в болото тоски или сплина. Во второй главе «Парижские картины» поэт в течение суток блуждает по улицам Парижа, терзаясь своими бедами в атмосфере удручающего равнодушия современного города. В третьей главе «Вино» он пытается найти успокоение с помощью вина или наркотиков. В четвертой главе «Цветы зла» описываются искушения и бесчисленные грехи, перед которыми он не смог устоять. В пятой главе «Мятеж» — короткий, но яростный бунт против своего удела. Последняя глава «Смерть» означает конец странствия. Символом освобождения души предстает море, которое одновременно воплощает бесконечное и бесцельное движение, не дающее покоя и отдохновения. В «Цветах зла» все вещи представляют символы, причастные к универсальным законам бытия, и четвертый сонет главы «Сплин и идеал» — «Соответствия» — стал своеобразным исповеданием веры для французских символистов, признавших Бодлера своим учителем.
АЛЬБАТРОС
Когда в морском пути тоска грызет матросов,
Они, досужий час желая скоротать,
Беспечных ловят птиц, огромных альбатросов,
Которые суда так
любят провожать.
И вот, когда царя любимого лазури
На палубе кладут, он снежных два крыла,
Умевших так легко парить навстречу бури,
Застенчиво влачит,
как два больших весла
Быстрейший из гонцов, как грузно он ступает!
Краса воздушных стран, как стал он вдруг смешон!
Дразня, тот в клюв ему табачный дым пускает,
Тот веселит толпу,
хромая, как и он.
Поэт, вот образ твой! Ты также без усилья
Летаешь в облаках, средь молний и громов,
Но исполинские тебе мешают крылья
Внизу ходить, в
толпе, средь шиканья глупцов.
Анализ стихотворения «Альбатрос»
Никем никогда не оспаривалось, что “Альбатрос” — наиболее программное стихотворение Шарля Бодлера. Оно входит в любую уважающую себя поэтическую антологию. “Альбатросом” представляют Бодлера и в тех изданиях, где каждый поэт дается лишь одним образцом его творчества.
Двуполюсность, лежащая в основе всего творчества Шарля Бодлера, находит отражение в стихотворении “Альбатрос”. Классическая тема “поэт и толпа” представлена в стихотворении в традициях и романтического, и символического искусства. От романтизма идет, в первую очередь, “двоемирие” стихотворения. “Альбатрос” делится на две сферы. Первая, связанная с поэтом, — область природы, свободы, царственного полета человеческого духа. Другая — мир людей, область несвободы, пленения, грубости и мелочности. Сопоставление этих миров рождает “всепожирающую иронию”. Поэт в толпе — это трагикомическая ситуация. Идея двоемирия играет решающую роль и для внутренней структуры произведения. Особая лексика, цвет, звуки — все “работает” на то, чтобы подчеркнуть контраст между небом и землей. С романтическим искусством связано и стремление Бодлера изобразить пространственную протяженность мира. Бесконечность и огромность пространства связаны с образами бездны (фр. l’amer) и моря (фр. la mer).
Метания Бодлера между Небом и Землей, Добром и Злом, Богом и Сатаной рождают символическое сравнение поэта с альбатросом. Жизнь их обоих неразрывно связана с полетом, оба они странники, их крылья — мощь в небе и помеха не земле. Альбатрос в качестве символа встречается и в творчестве других поэтов (Кольридж — “Сказание о старом Мореходе”, Бальмонт — “Альбатрос”).
Причина кроется
в том, что “Альбатрос” — удивительно
простое и четкое по композиции стихотворение
(а именно простые стихи переводить
труднее всего), а также в особенностях
ритмики французского языка. Видимо,
только французский язык, родной язык
Бодлера, мог наиболее полно и
точно выразить всю трагичность
и противоречивость его мятущейся
души.
Август
Стриндберг
(Strindberg, Johan August) (1849-1912),
крупнейший шведский писатель. У себя
на родине почитается мастером шведской
прозы, а за ее пределами приобрел известность
как один из ведущих реформаторов современной
драмы. Его пьесы предвосхитили появление
экспрессионизма и театра абсурда.
Родился 22 января 1849
в Стокгольме. Вскоре после его
рождения отец разорился и материальное
положение семьи ухудшилось. Когда ему
было 13 лет, умерла мать, а женитьба отца
в том же году на молодой экономке только
укрепила мятежные настроения подростка.
Воспитанный в строгих правилах пиетизма,
религиозный и мечтательный, Стриндберг
пережил в безрадостные годы своей юности
ряд мистико-эротических потрясений.
В 1867, с большим
трудом сдав экзамены, поступил в Упсальский
университет, где начал изучать эстетику
и иностранные языки. Нужда вынудила его
оставить занятия и пойти работать сначала
учителем в народной школе, а затем репетитором
в семье доктора Ламма в Стокгольме. Это
знакомство побудило его заняться медициной,
но, провалив первый экзамен и заинтересовавшись
театром, Стриндберг решил стать актером.
В 1869 он был принят учеником в Королевский
театр, однако застенчивость и затруднения
с речью вскоре закрыли для него и эту
профессию. В том же году он начал писать.
В 1870 Стриндберг вернулся в Упсалу, решив
заняться драматургией. Некоторое время
спустя его стихотворные пьесы В Риме
(I Rom) и Изгнанник (Den freds?se) были поставлены
в Королевском театре, а прозаическая
пьеса Вольнодумец (Frit?nkaren) опубликована.
Хотя эти произведения и были прохладно
приняты, они принесли автору стипендию
из личного фонда Карла XV.
В 1872 Стриндберг оставил
университет, не получив диплома, и
стал журналистом и критиком в
Стокгольме. В области художественной
критики Стриндберг в целом придерживался
романтических тенденций своего
времени, хотя как писатель принадлежал
к авангарду. Работы Ч.Дарвина, С.Кьеркегора
и Г.Брандеса подготовили его к восприятию
агностицизма и нового радикализма. В
1872 Стриндберг написал свою первую серьезную
историческую драму Местер Улоф (M?ster Olof).
После многочисленных переделок пьеса
была поставлена в 1878, но, к разочарованию
автора, не привлекла большого внимания.
В 1874 Стриндберг неожиданно получил пост
помощника библиотекаря в Королевской
публичной библиотеке. Его общественное
положение упрочилось. В 1877 актриса Сири
фон Эссен развелась с мужем, бароном Врангелем,
и вышла замуж за Стриндберга.
Опубликованная в
1879 Красная комната (Rоda rummet) принесла
Стриндбергу славу "шведского Золя",
хотя он еще не читал произведений французского
мастера. Книга предвосхищает 1880-е годы,
с их поколением новых, решительных и критически
настроенных писателей, отвергавших сложившиеся
порядки в религии, политике, обществе
и искусстве. В вопросе эмансипации женщин
Стриндберг занимал далеко не прогрессивную
позицию, феминизм, охвативший Скандинавию,
отчасти под воздействием пьесы Ибсена
Кукольный дом, весьма озадачивал его.
Он продолжал выступать со страстными
обличениями шведского общества, опубликовал
сборник стихотворений и несколько пьес,
в т.ч. Странствия Счастливчика Пера (Lycko-Pers
resa, 1882), соединив наивную сказку с социальной
сатирой. В 1883 на грани нервного срыва,
вызванного переутомлением, материальными
и домашними заботами и ответной враждебностью
шведского общества, Стриндберг уехал
с женой и детьми сначала во Францию, затем
в Швейцарию. Семейное счастье шло на убыль,
и в 1884 увидел свет первый том Браков (Giftas)
— саркастических новелл, обличающих
нравы женщин.
В 1887, снова находясь
за границей, он написал роман Жители
острова Хемсё (Hems?borna), не без юмора
изображающий жизнь на шхерах. Одновременно
он начал цикл жестких, т.н. "натуралистических
драм" о вражде между полами. Пьеса Отец
(Fadren) была поставлена в Копенгагене в
конце 1887, а в 1894 — в парижском "Свободном
театре" Антуана. Стриндберг видел в
ней греческую трагедию на современный
сюжет. Затем появились Фрёкен Жюли (Fr?rken
Julie), Кредиторы (Fordrings?gare) и проникнутый
горечью автобиографический роман Слово
безумца в свою защиту (на франц. яз. —
Le plaidoyer d’un fou; на швед. — En d?res f?rsvarstal). Фрёкен
Жюли предвосхищает драму Ибсена Гедда
Габлер (1890): это портрет современной неврастенички,
не знающей, какую роль — мужскую или женскую
— надлежит ей играть в мире, где меняются
половые ролевые установки. Сильное влияние
на Стриндберга оказали Ф.Ницше, с которым
он теперь состоял в переписке, и Золя.
В 1891 Стриндберг и
Сири фон Эссен расстались; сын и две дочери
остались на попечении матери. Бракоразводный
процесс ярко описан в небольшой пьесе
Узы (Bandet, 1892). Стриндберг проводил много
времени в Германии, став в Берлине литературной
знаменитостью. Там в 1893 он познакомился
с молодой австрийской журналисткой Фридой
Уль и женился на ней. Вместе с ней он посетил
Англию, где встретился с Дж.Т.Грейном,
открывшим тогда в Лондоне "Независимый
театр". После возвращения они жили
в стесненных обстоятельствах на доходы
от имения в Моравии, принадлежавшего
родителям матери Фриды. Фрида познакомила
его с трудами Сведенборга, и Стриндберг
проводил время, ставя химические опыты
или погрузившись в изучение философии,
ботаники и оккультизма. От Фриды Уль у
него была дочь, но этот брак оказался
менее продолжительным, чем первый, и таким
же несчастливым.