Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 11:47, контрольная работа
Принципы воспитания в своем разнообразии могут охватывать всю жизнь детей и педагогов наряду с педагогическим воздействием и взаимодействием. В жизни существует и взаимодействие детей педагогам, и противодействие, и сопротивление им, и непротивление авторитетам, и отчуждение от них. Сознание ребенка формируется постепенно, в процессе жизни и, прежде всего средствами самой жизни. Поэтому педагогу, чтобы добиваться позитивного результата в воспитании, нужны не только принципы прямого воздействия, но и косвенного, опосредованного, долгосрочного действия на сознание и привычное поведение путем целенаправленного и духовного насыщения всех областей детской жизни.
Введение…………………………………………………………………………...2
Закономерности воспитательного процесса…………………………………….3
Принципы воспитания……………………………………………………………5
Заключение……………………………………………………………………….10
Список использованных источников…………………………………………11
Содержание
Введение…………………………………………………………
Закономерности
Принципы воспитания……………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………11
Введение
Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества.
Ребенок постоянно включен в те или иные формы общественной деятельности, и если отсутствует специальная ее организация, то воспитательное воздействие на ребенка оказывают наличные, традиционно сложившиеся ее формы, результат действия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания.
Принципы воспитания в своем разнообразии могут охватывать всю жизнь детей и педагогов наряду с педагогическим воздействием и взаимодействием. В жизни существует и взаимодействие детей педагогам, и противодействие, и сопротивление им, и непротивление авторитетам, и отчуждение от них. Сознание ребенка формируется постепенно, в процессе жизни и, прежде всего средствами самой жизни. Поэтому педагогу, чтобы добиваться позитивного результата в воспитании, нужны не только принципы прямого воздействия, но и косвенного, опосредованного, долгосрочного действия на сознание и привычное поведение путем целенаправленного и духовного насыщения всех областей детской жизни.
Закономерности
Система воспитания во многом зависит от закономерностей, которые определяют организацию воспитания и дают более или менее конкретное представление о том, как оно должно осуществляться на практике.
К этим закономерностям относятся следующие:
1. Воспитание личности происходит только в процессе включения ее в
деятельность. Эта закономерность обусловливается тем, что личностное развитие человека происходит только благодаря "присвоению" им общественного опыта в самых различных его проявлениях. Но это овладение требует от него соответствующей деятельности.
2. Воспитание есть
стимулирование активности
3. В процессе воспитания необходи
4. В процессе воспитания
необходимо открывать перед
5. В процессе воспитания
необходимо выявлять и
6. В воспитании необходимо
учитывать возрастные и
7. Воспитание должно осуществляться в коллективе и через коллектив.
8. В процессе воспитания
необходимо добиваться
Принципы воспитания
Принципы воспитания — это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. К ним предъявляются некоторые требования:
- обязательность. Принципы воспитания
требуют обязательного и
- комплексность. Принципы на
всем протяжении
- равнозначность. Принципы воспитания равнозначны, среди них нет главных и второстепенных.
Принципы, на которые опирается
воспитательный процесс, составляют систему.
Современная отечественная
следующими принципами:
1. Общественная направленность воспитания;
2. Опора на положительное в воспитании;
3. Гуманизация воспитания;
4. Личностный подход;
5. Единство воспитательных
Разберём их по порядку:
1. Общественная направленность воспитания.
Прогрессивные педагоги понимали воспитание
как "общественный институт, призванный
с нежного возраста готовить людей с помощью
наставлений и примера, убеждением и принуждением
к практической деятельности и к неуклонному
применению в жизни усвоенных правил"
(Г. Сент-Джон).
Воспитание ориентировано на поддержку
и упрочение государственного строя, его
институтов, органов власти, формирование
гражданских и социальных качеств на основе
принятых и действующих в государстве
идеологии, конституции, законов. Принцип
общественной направленности воспитания
требует подчинения всей деятельности
педагога задачам воспитания подрастающего
поколения в соответствии с государственной
стратегией воспитания и направляет деятельность
воспитателей на формирование социально
необходимого типа личности. Реализуя
этот принцип, важно добиваться практически-мотивированного
взаимодействия с воспитанниками [10].
2. Опора на положительное в воспитании.
Требования этого принципа просты: педагоги обязаны выявлять положительное в человеке и, опираясь на хорошее, развивать другие, недостаточно сформированные или отрицательно сориентированные качества, доводя их до необходимого уровня и гармонического сочетания. Философская основа этого принципа - известное философское положение о ''противоречивости" человеческой природы. В воспитательном процессе недопустима конфронтация, борьба воспитателя с воспитанником, противопоставление сил и позиций. Только сотрудничество, терпение и заинтересованное участие воспитателя в судьбе воспитанника дают положительные результаты. Опора на положительное имеет еще один аспект, который можно обозначить как создание, положительного воспитательного фона. Сюда относятся и жизнедеятельность воспитанников, и стиль воспитательных отношений, и даже "дух" (выражение К.Д. Ушинского) учебно-воспитательных заведений.
3. Гуманизация воспитания. Данный принцип требует:
- гуманного отношения
к личности воспитанника;
- уважения его прав и свобод;
- предъявления воспитаннику посильных
и разумно сформулированных требований;
- уважения к позиции воспитанника даже
тогда, когда он отказывается выполнять
предъявляемые требования;
- уважения права человека быть самим собой;
- доведения до сознания воспитанника
конкретных целей его воспитания;
- ненасильственного формирования требуемых
качеств;
- отказа от телесных и других унижающих
честь и достоинство личности наказаний;
- признания права личности на полный отказ
от формирования тех качеств, которые
по каким-либо причинам противоречат ее
убеждениям (гуманитарным, религиозным
и др.).
4. Принцип личностного подхода в воспитании.
Требует, чтобы воспитатель:
- постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные
особенности темперамента, черты характера,
взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников;
- умел диагностировать и знал реальный
уровень сформированное™ таких важных
личностных качеств, как образ мышления,
мотивы, интересы, установки, направленность
личности, отношение к жизни, труду, ценностные
ориентации, жизненные планы и др.;
- постоянно привлекал каждого воспитанника
к посильной для него и все усложняющейся
по трудности воспитательной деятельности,
обеспечивающей прогрессивное развитие
личности;
- своевременно выявлял и устранял причины,
которые могут помешать достижению цели,
а если эти причины не удалось вовремя
выявить и устранить - оперативно изменял
тактику воспитания в зависимости от новых
сложившихся условий и обстоятельств
[10];
- максимально опирался на собственную
активность личности;
- сочетал воспитание с самовоспитанием
личности; помогал в выборе целей, методов,
форм самовоспитания;
- развивал самостоятельность, инициативу,
самодеятельность воспитанников; не столько
руководил, сколько умело организовывал
и направлял ведущую к успеху деятельность.
5. Принцип единства воспитательных действий.
Правила реализации принципа
единства воспитательных воздействий помогают
воспитателям охватить все стороны воспитательного
взаимодействия:
- Личность воспитанника формируется под
влиянием семьи, товарищей, окружающих
взрослых людей, общественных организаций,
ученического коллектива и т. д. Среди
этих многообразных влияний немалая роль
принадлежит классному коллективу и личности
воспитателя, однако воспитатель всегда
должен помнить и о других сферах воспитательного
воздействия. Очень важно, чтобы требования,
исходящие от них и от воспитателя, были
едиными и не противоречили одно другому.
- Огромная роль в формировании личности
принадлежит семье. Интимность отношений,
индивидуальность воздействий, неповторимость
подходов к воспитанию в сочетании с глубоким
учетом особенностей детей, которых родители
знают значительно лучше воспитателей,
никакими другими педагогическими воздействиями
заменить нельзя. Недаром большинство
педагогов согласны с формулой "по-настоящему
в человеке воспитано лишь то, что воспитано
в семье". Отсюда требование поддерживать
и укреплять связь с семьей, опираться
на нее при решении всех воспитательных
задач, тщательно согласовывать воспитательные
действия.
- Воспитатель должен быть воспитан сам.
У педагогов и родителей нет иного пути,
как культивировать у себя те качества,
которые они хотели бы прививать своим
детям.
- В практике воспитания нередко возникают
конфликтные ситуации. Устранять недоразумения
следует, опираясь не на то, что разобщает,
а на то, что соединяет все воспитательные
усилия.
- Бывает, что воспитатель не согласен
с мнением коллектива, общественных организаций,
критикует поступки и действия других
воспитателей и т. п. Все это не может не
отражаться отрицательно на формировании
взглядов и убеждений личности. Поэтому
воспитателям надо всегда помнить о необходимости
поддерживать разумные требования друг
друга, бережно относиться к авторитету
коллектива.
Практическая реализация этого принципа
требует создания единой системы воспитания
как на занятиях, так и во внеучебное время.
Систематичность процесса воспитания
обеспечивается соблюдением преемственности
и последовательности в формировании
черт личности. В воспитательной работе
следует опираться на приобретенные ранее
положительные качества, нормы поведения.
Постепенно и нормы, и средства педагогического
воздействия должны усложняться. Воспитатели
следят за соблюдением этого требования
в семье, консультируя родителей.
Способ достижения единства воспитательных
воздействий - координация усилий причастных
к воспитанию людей служб, социальных
институтов.
Заключение
Изучив данный вопрос, можно сделать вывод, что принципы воспитания являются исходными моментами в воспитательном процессе, определяющими весь его ход. Их значение невозможно переоценить, так как на их основе строится вся система воспитания. Принципы воспитания задают целевую установку воспитательного процесса, которая состоит в том, чтобы каждого растущего человека сделать борцом за человечность, что требует не только умственного и творческого развития детей, умений самостоятельно мыслить, обновлять и расширять свои знания, но и развития образа мышления, отношений, взглядов, чувств, готовности к участию в экономической, социальной, культурной и политической жизни, личностно-общественного становления, развития многообразных способностей, центральное место в которых занимает способность быть субъектом общественных отношений, способность и готовность участвовать в социально необходимой деятельности.
Список использованных источников
1. Болотина Л.Р.,Комарова Т.С., Баранов С.П. «Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. 2-е изд.». М.: Издательский центр «Академия», 1997г.
2. Возрастная и педагогическая
психология : Учеб.пособие для студентов
пед. институтов по
3. Ермолаева М.В., Захарова А.Е., Калинина
Л.И., Наумова С.И. «Психологическая
практика в системе
4. Козлова С.А., Куликова Т.А. «Дошкольная
педагогика: Учеб. пособие для студентов
средних пед. учеб. заведений ».
М: Издательский центр «
5. Лигачев Б.Т. «Педагогика. Курс лекций» Москва,1996
6. Педагогика: учеб. пособие для студентов фак. педагогики и методики нач. Обучения пед. Ин-тов. / под ред. С. П. Баранова и др. - М.: Просвещение, 1976.
7. Подласый И.П. «Педагогика» Москва,1996
8. Харламов И.Ф. Основные вопросы организации воспитательной работы в школе. Мн., 1967 г.
9. Харламов И.Ф. «Педагогика»: Учеб. пособие 2-е изд., перераб. и
доп. – М.: Высш.шк.; 1990
10. http://www.academy35.ru/