Закономерности воспитательного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 11:47, контрольная работа

Краткое описание

Принципы воспитания в своем разнообразии могут охватывать всю жизнь детей и педагогов наряду с педагогическим воздействием и взаимодействием. В жизни существует и взаимодействие детей педагогам, и противодействие, и сопротивление им, и непротивление авторитетам, и отчуждение от них. Сознание ребенка формируется постепенно, в процессе жизни и, прежде всего средствами самой жизни. Поэтому педагогу, чтобы добиваться позитивного результата в воспитании, нужны не только принципы прямого воздействия, но и косвенного, опосредованного, долгосрочного действия на сознание и привычное поведение путем целенаправленного и духовного насыщения всех областей детской жизни.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...2
Закономерности воспитательного процесса…………………………………….3
Принципы воспитания……………………………………………………………5
Заключение……………………………………………………………………….10
Список использованных источников…………………………………………11

Файлы: 1 файл

принципы воспитания.doc

— 53.00 Кб (Скачать)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2

Закономерности воспитательного  процесса…………………………………….3

Принципы воспитания……………………………………………………………5

Заключение……………………………………………………………………….10

Список использованных источников…………………………………………11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

 

Введение

 

Воспитание растущего  человека как формирование развитой личности составляет одну из главных  задач современного общества.

Ребенок постоянно  включен  в те или иные формы общественной деятельности, и если отсутствует  специальная ее организация, то воспитательное воздействие на ребенка оказывают наличные,  традиционно сложившиеся ее формы, результат действия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания.

Принципы воспитания в своем разнообразии могут охватывать всю жизнь детей и педагогов наряду с педагогическим воздействием и взаимодействием. В жизни существует и взаимодействие детей педагогам, и противодействие, и сопротивление им, и непротивление авторитетам, и отчуждение от них. Сознание ребенка формируется постепенно, в процессе жизни и, прежде всего средствами самой жизни. Поэтому педагогу, чтобы добиваться позитивного результата в воспитании, нужны не только принципы прямого воздействия, но и косвенного, опосредованного, долгосрочного действия на сознание и привычное поведение путем целенаправленного и духовного насыщения всех областей детской жизни.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Закономерности воспитательного  процесса

 

Система воспитания во многом зависит от закономерностей, которые  определяют организацию воспитания и дают более или менее конкретное представление о том, как оно должно осуществляться на практике.

К этим закономерностям  относятся следующие:

1. Воспитание личности  происходит только в процессе  включения ее в

деятельность. Эта закономерность обусловливается тем, что личностное развитие человека происходит только благодаря "присвоению" им общественного опыта в самых различных его проявлениях. Но это овладение требует от него соответствующей деятельности.

2. Воспитание есть  стимулирование активности формируемой  личности в организуемой деятельности. Данная закономерность обусловливается тем, что эффективное развитие и формирование личности происходит только при условии, если она проявляет высокую активность в организуемой деятельности [4].

3. В процессе воспитания необходимо проявлять гуманность и уважение к личности в сочетании с высокой требовательностью. Психологической основой этой закономерности является то, что характер отношений педагога к воспитуемой личности вызывает у последней определенные внутренние (эмоционально-чувственные) переживания и непосредственно сказывается на ее деятельности и развитии.

4. В процессе воспитания  необходимо открывать перед учащимся  перспективы их роста, помогать  им добиваться радости успехов.  В основе этой закономерности  лежит психологическая идея о роли опережающего отражения в сознании человека тех действий, которые он хочет совершить, и тех результатов, которых он хочет достичь в своем развитии (П.К.Анохин).

5. В процессе воспитания  необходимо выявлять и опираться  на положительные качества учащихся. Психологической основой этой закономерности является то, что, открывая перед учащимися перспективы их роста и всестороннего развития, нельзя абстрагироваться от тех трудностей, которые испытывают они в процессе своего личностного формирования [9].

6. В воспитании необходимо  учитывать возрастные и индивидуальные  особенности учащихся.

7. Воспитание должно  осуществляться в коллективе  и через коллектив. 

8. В процессе воспитания  необходимо добиваться единства  и согласованности педагогических усилий учителей, семьи и общественных организаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Принципы воспитания

 

Принципы воспитания — это общие  исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного  процесса. К ним предъявляются некоторые требования:

- обязательность. Принципы воспитания  требуют обязательного и полного  воплощения в практику.

- комплексность. Принципы на  всем протяжении овспитательного  процесса должны применяться  комплексно, одновременно.

- равнозначность. Принципы воспитания равнозначны, среди них нет главных и второстепенных.

Принципы, на которые опирается  воспитательный процесс, составляют систему. Современная отечественная система  воспитания руководствуется

следующими принципами:

1. Общественная направленность воспитания;

2. Опора на положительное в  воспитании;

3. Гуманизация воспитания;

4. Личностный подход;

5. Единство воспитательных воздействий.

Разберём их по порядку:

1. Общественная направленность  воспитания.

Прогрессивные педагоги понимали воспитание как "общественный институт, призванный с нежного возраста готовить людей с помощью наставлений и примера, убеждением и принуждением к практической деятельности и к неуклонному применению в жизни усвоенных правил" (Г. Сент-Джон). 
 Воспитание ориентировано на поддержку и упрочение государственного строя, его институтов, органов власти, формирование гражданских и социальных качеств на основе принятых и действующих в государстве идеологии, конституции, законов. Принцип общественной направленности воспитания требует подчинения всей деятельности педагога задачам воспитания подрастающего поколения в соответствии с государственной стратегией воспитания и направляет деятельность воспитателей на формирование социально необходимого типа личности. Реализуя этот принцип, важно добиваться практически-мотивированного взаимодействия с воспитанниками [10]. 
2. Опора на положительное в воспитании.

Требования этого принципа просты: педагоги обязаны выявлять положительное  в человеке и, опираясь на хорошее, развивать другие, недостаточно сформированные или отрицательно сориентированные качества, доводя их до необходимого уровня и гармонического сочетания. Философская основа этого принципа - известное философское положение о ''противоречивости" человеческой природы. В воспитательном процессе недопустима конфронтация, борьба воспитателя с воспитанником, противопоставление сил и позиций. Только сотрудничество, терпение и заинтересованное участие воспитателя в судьбе воспитанника дают положительные результаты. Опора на положительное имеет еще один аспект, который можно обозначить как создание, положительного воспитательного фона. Сюда относятся и жизнедеятельность воспитанников, и стиль воспитательных отношений, и даже "дух" (выражение К.Д. Ушинского) учебно-воспитательных заведений.

3. Гуманизация воспитания. Данный  принцип требует: 

- гуманного отношения  к личности воспитанника; 
- уважения его прав и свобод; 
- предъявления воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований; 
- уважения к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования; 
- уважения права человека быть самим собой; 
- доведения до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания; 
- ненасильственного формирования требуемых качеств; 
- отказа от телесных и других унижающих честь и достоинство личности наказаний; 
- признания права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-либо причинам противоречат ее убеждениям (гуманитарным, религиозным и др.). 
4. Принцип личностного подхода в воспитании. Требует, чтобы воспитатель: 
- постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников; 
- умел диагностировать и знал реальный уровень сформированное™ таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы и др.; 
- постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него и все усложняющейся по трудности воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности; 
- своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели, а если эти причины не удалось вовремя выявить и устранить - оперативно изменял тактику воспитания в зависимости от новых сложившихся условий и обстоятельств [10]; 
- максимально опирался на собственную активность личности; 
- сочетал воспитание с самовоспитанием личности; помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания; 
- развивал самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников; не столько руководил, сколько умело организовывал и направлял ведущую к успеху деятельность. 
5. Принцип единства воспитательных действий.

Правила реализации принципа единства воспитательных воздействий помогают воспитателям охватить все стороны воспитательного взаимодействия: 
- Личность воспитанника формируется под влиянием семьи, товарищей, окружающих взрослых людей, общественных организаций, ученического коллектива и т. д. Среди этих многообразных влияний немалая роль принадлежит классному коллективу и личности воспитателя, однако воспитатель всегда должен помнить и о других сферах воспитательного воздействия. Очень важно, чтобы требования, исходящие от них и от воспитателя, были едиными и не противоречили одно другому. 
- Огромная роль в формировании личности принадлежит семье. Интимность отношений, индивидуальность воздействий, неповторимость подходов к воспитанию в сочетании с глубоким учетом особенностей детей, которых родители знают значительно лучше воспитателей, никакими другими педагогическими воздействиями заменить нельзя. Недаром большинство педагогов согласны с формулой "по-настоящему в человеке воспитано лишь то, что воспитано в семье". Отсюда требование поддерживать и укреплять связь с семьей, опираться на нее при решении всех воспитательных задач, тщательно согласовывать воспитательные действия. 
- Воспитатель должен быть воспитан сам. У педагогов и родителей нет иного пути, как культивировать у себя те качества, которые они хотели бы прививать своим детям. 
- В практике воспитания нередко возникают конфликтные ситуации. Устранять недоразумения следует, опираясь не на то, что разобщает, а на то, что соединяет все воспитательные усилия. 
- Бывает, что воспитатель не согласен с мнением коллектива, общественных организаций, критикует поступки и действия других воспитателей и т. п. Все это не может не отражаться отрицательно на формировании взглядов и убеждений личности. Поэтому воспитателям надо всегда помнить о необходимости поддерживать разумные требования друг друга, бережно относиться к авторитету коллектива. 
 Практическая реализация этого принципа требует создания единой системы воспитания как на занятиях, так и во внеучебное время. Систематичность процесса воспитания обеспечивается соблюдением преемственности и последовательности в формировании черт личности. В воспитательной работе следует опираться на приобретенные ранее положительные качества, нормы поведения. Постепенно и нормы, и средства педагогического воздействия должны усложняться. Воспитатели следят за соблюдением этого требования в семье, консультируя родителей. 
 Способ достижения единства воспитательных воздействий - координация усилий причастных к воспитанию людей служб, социальных институтов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Изучив данный вопрос, можно сделать вывод, что принципы воспитания являются исходными моментами  в воспитательном процессе, определяющими  весь его ход. Их значение невозможно переоценить, так как на их основе строится вся система воспитания. Принципы воспитания задают целевую установку воспитательного процесса, которая состоит в том, чтобы каждого растущего человека сделать борцом за человечность, что требует не только умственного и творческого развития детей, умений самостоятельно мыслить, обновлять и расширять свои знания, но и развития образа мышления, отношений, взглядов, чувств, готовности к участию в экономической, социальной, культурной и политической жизни, личностно-общественного становления, развития многообразных способностей, центральное место в которых занимает способность быть субъектом общественных отношений, способность и готовность участвовать в социально необходимой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1. Болотина Л.Р.,Комарова Т.С., Баранов  С.П. «Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. 2-е изд.». М.: Издательский центр «Академия», 1997г.

2. Возрастная и педагогическая  психология : Учеб.пособие для студентов  пед. институтов по специальности  №2121 «Педагогика и методика нач. обучения»/ М.В.Матюхина, Т.С.Михальчик, Н.Ф. Прокина и др.; Под ред. Гамезо М.В. и др. – М.: Просвещение, 1984г.

3. Ермолаева М.В., Захарова А.Е., Калинина  Л.И., Наумова С.И. «Психологическая  практика в системе образования». М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998г. – 288с.

4. Козлова С.А., Куликова Т.А. «Дошкольная  педагогика: Учеб. пособие для студентов  средних пед. учеб. заведений ».  М: Издательский центр «Академия», 1998г.

5. Лигачев Б.Т. «Педагогика. Курс лекций» Москва,1996

6. Педагогика: учеб. пособие для  студентов фак. педагогики и  методики нач. Обучения пед.  Ин-тов. / под ред. С. П. Баранова  и др. - М.: Просвещение, 1976.

7. Подласый И.П. «Педагогика»  Москва,1996

8. Харламов  И.Ф. Основные вопросы организации воспитательной работы в школе. Мн., 1967 г.

9. Харламов И.Ф. «Педагогика»: Учеб. пособие 2-е изд., перераб. и

доп. – М.: Высш.шк.; 1990

10. http://www.academy35.ru/answers.php?id=1588 — 06.02.2012.

 


Информация о работе Закономерности воспитательного процесса