Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 12:00, контрольная работа
Планом совместной работы могут предусматриваться взаимное посещение школы и детского сада учителем и воспитателем с целью ознакомления с формами, методами работы, изучение программ воспитания в дошкольном учреждении. Очень полезно посещение воспитателем школы в тот период, когда его бывшие воспитанники уже станут первоклассниками.
1. Составьте годовой план работы воспитателя по обеспечению преемственности между детским садом и школой.
2. Составьте конспект экскурсии детей в школу.
1. Преемственность между ДОУ и школой.
2. Готовность детей к школе.
3. Общая и специальная готовность детей к школе.
4. Психологическая готовность к школе.
Знания детей, поступающих в школу, должны быть в достаточной мере дифференцированы. Старший дошкольник должен выделять как относительно большие области действительности, так и отдельные стороны предметов, явлений и собственной деятельности. Существенным для интеллектуальной готовности к школе является качество освоения знаний детьми. Показателем качества знаний выступает прежде всего достаточная степень их осмысления детьми: полнота содержания и объема элементарных понятий; способность детей к самостоятельному оперированию знаниями при решении доступных учебных и практических задач.
Компонентом интеллектуальной готовности к школе является определенный уровень развития познавательной деятельности ребенка.
Особое значение приобретает, во-первых, растущая произвольность познавательных процессов: способность к произвольному смысловому запоминанию и воспроизведению материала, целенаправленному решению поставленных познавательных и практических задач и др.; АО-вторых, повышение качества познавательных процессов: точности ощущений, полноты и дифференцированности восприятия, быстроты и точности запоминания и воспроизведения; в-третьих, наличие у ребенка познавательного отношения к окружающему миру, стремления к получению знаний и обучению в школе.
Существенную роль в формировании интеллектуальной готовности к школе играет общий уровень мыслительной деятельности будущего школьника.
У будущих школьников развивается элементарная самостоятельность умственной деятельности: умение самостоятельно планировать свою практическую деятельность и осуществлять ее в соответствии с планом, умение поставить простую познавательную задачу и решить ее и пр.
Физическая готовность ребенка к школе
Физическая готовность к школе включает в себя многие компоненты. Это в первую очередь хорошее состояние здоровья ребенка, закаленность, определенная выносливость и работоспособность организма, высокая степень сопротивления заболеваниям.
Особую роль в подготовке детей к школе играет развитие мелкой мускулатуры кисти руки – обязательное условие успешного овладения письмом. Физическая готовность к школе предполагает также овладение ребенком культурно-гигиеническими навыками, воспитание привычки к соблюдению правил личной гигиены.
Физическая готовность является необходимым компонентом формирования у ребенка школьной зрелости.
Для выявления «школьной зрелости» используется многофакторный анализ, предполагающий оценку состояния здоровья и биологической зрелости организма ребенка, оценку функциональной готовности к школе как главного показателя «школьной зрелости» и прежде всего уровня развития ряда физиологических функций.
Режим дня, закаливающие процедуры, регулярные физкультурные занятия, разнообразные подвижные игры и физические упражнения, активный двигательный режим являются необходимыми условиями обеспечения физической готовности детей к обучению в школе.
Рекомендуемый для детей шестилетнего возраста учебный режим включает ежедневное проведение четырех уроков по 45 мин с удлиненными перерывами, при пятидневной неделе обучения. Предусмотрены каникулы. Наполняемость классов около 25 детей. В свободное от занятий время педагоги уделяют большое внимание физическому воспитанию детей, двигательной активности их на воздухе. Получают развитие такие виды деятельности, как труд, игра, развиваются творческие способности детей.
Общая и специальная готовность детей к школе
Общая подготовка детей к школе. При переходе в школу меняются образ жизни ребенка, его социальная позиция. Новая социальная позиция требует умений самостоятельно и ответственно выполнять учебные обязанности, быть организованным и дисциплинированным, произвольно управлять своим поведением и деятельностью, знать и соблюдать правила культурного поведения, уметь общаться с детьми и взрослыми.
Нередки случаи, когда при хорошей интеллектуальной готовности ребенок все же плохо учится. Значит, причину следует искать в дефектах не специальной готовности к обучению в школе, а общей.
В содержании социально-психологической, нравственно-волевой готовности к школе можно выделить следующие компоненты: готовность к обучению и готовность к новому образу жизни.
Готовность к обучению предполагает наличие определенного уровня развития самостоятельности. Возможно и формирование ответственности. Старшие дошкольники способны ответственно относиться к заданиям, которые им предлагает взрослый. Ребенок запоминает поставленную перед ним цель, способен удерживать ее довольно долго и выполнять. Для того чтобы быть готовым к учению, ребенку надо уметь доводить дело до конца, преодолевать трудности, быть дисциплинированным, усидчивым.
Непременной характеристикой готовности к обучению служат наличие интереса к знаниям, а также способность к произвольным действиям.
Готовность к новому образу жизни предполагает умение устанавливать положительные взаимоотношения со сверстниками, умение общаться с детьми и взрослыми. Новый образ жизни потребует определенных качеств, таких, как честность, инициативность, умелость, оптимизм и др.
Готовность к учению
логично формировать путем
С точки зрения нравственно-волевой подготовки к школе важно обратить внимание на интерес ребенка к занятиям, на то, что рождает желание заниматься .Этому способствуют такие факторы: возможность удовлетворения потребности в познании; наличие трудностей, связанных с содержанием, объемом, способами выполнения задания; возможность эти трудности преодолевать и получать положительную оценку взрослого.
Специальная подготовка к школе. Изучение программы первого класса школы показывает, что успешно овладеть ею сможет тот ребенок, который уже располагает определенным запасом знаний по школьным предметам, научился читать. Знания, таким образом, составляют основу для начала обучения по специальным предметам.
Однако было бы неверно специальную подготовку к обучению в школе понимать лишь как количественное накопление знаний. У ребенка-дошкольника хорошая память. Он быстро и много запоминает, может воспроизвести то, что запомнил. Но одной памяти для успешного обучения мало. Важнее наличие умений сравнивать, анализировать, обощать, делать самостоятельные выводы, т.е. необходим определенный уровень развития познавательных процессов.
Итак, чтобы дети были
интеллектуально подготовлены к
школе, необходимо дать им определенные
знания, выстроенные в систему, обеспечить
достаточный уровень
Психологическая готовность к школе
Психологическая готовность к школе предполагает сформированность мотива учения. Происходит это под влиянием наблюдений за старшими детьми-учениками, рассказов взрослых о школе как о привлекательной для ребенка перспективе его развития. Лишь появление мотивов может свидетельствовать о психологической, мотивационной готовности ребенка к обучению в школе. Они «вырастают» из прочных познавательных интересов, умения прилагать усилия для получения новых знаний и подкрепляются положительной оценкой взрослых.
Подготовка к школе должна быть разносторонней и начинаться задолго до фактического поступлении детей в школу.
Подготовка ребенка к школе осуществляется двумя институтами воспитания – семьей и дошкольным учреждением. Только совместными усилиями можно получить желаемый результат. Но диагностику готовности должны проводить специалист-психолог и педагог по специально подобранным, научно обоснованным и проверенным методикам.
План работы
детского сада и школы по проблеме
экологического воспитания детей
на 2007 – 2008 учебный год
Месяц |
Мероприятия |
Срок |
Сентябрь |
1. Обсуждение планов
работы д/садов по подготовке
детей к школе. Анализ |
2 недели |
2. Операция «Зеленый дом» (посадка комнатных растений) |
2 недели | |
3. Выставка детской книги «Люби и знай родной край» |
в течении месяца | |
Октябрь |
1. Выставка поделок из природного материала «Чудо природы» |
1 неделя |
2. Родительское собрание «О задачах детского сада и семьи по подготовке детей к школе и требованиях, предъявляемых школой» |
1 неделя | |
3. Утренник «Осенины» |
1 неделя | |
4. Конкурс рисунков и фотографий «Животные рядом с нами» |
1 неделя | |
5. Конкурс рисунков ТРИЗ «Уж небо осенью дышало» |
2 недели | |
6. Экскурсия «У природы нет плохой погоды» |
в течении месяца | |
Ноябрь |
1. 1. День здоровья – физкультурное развлечение |
1 неделя |
2. Операция «Прекрасное рядом с нами» (рассказы детей и родителей) |
2 недели | |
3. Показ кукольного
театра по придуманной сказке с |
3 недели | |
Декабрь |
1. Выпуск и распространение листовок «Сохраним елочку!» |
4 недели |
2. Подготовка к Новому утреннику |
в течении месяца | |
3. Утренник 26.12.07 г. |
||
Январь |
1. Конкурс рисунка «Зимушка-зима» |
3 недели |
2. Операция «Снежный городок» |
4 недели | |
3. День здоровья –
физкультурно-музыкальное |
4 недели | |
Февраль |
1. Знакомство с растительностью и животными Кузбасса. Экологические часы «Моя малая Родина» |
1 неделя |
2. Игры «Зимние забавы» («Катание с горы», «Снежки», «Ледяные дорожки») |
2 недели | |
3. Поход в зимний парк. Игра «Фотоаппарат» |
3 недели | |
Март |
1. Конкурс рисунков ТРИЗ «Да святится имя твое!» |
1 неделя |
2. Посев семян на рассаду |
3 недели | |
3. Спектакль «Сохраним планету голубой и зеленой» |
3 недели | |
4. Спортивно-музыкальное развлечение |
4 недели | |
Апрель |
1. Акция «Встречай птиц» |
1 неделя |
2. Викторина «Экология и здоровье» |
2 недели | |
3. День здоровья – физкультурное развлечение |
3 недели | |
4. Операция «Чистота» |
4 недели | |
Май |
1. Акция «Цвети земля» (высаживаем рассаду цветов на клумбы) |
1 неделя |
2. Экскурсия в весенний парк |
2 недели | |
3. «Весна нам поручила вырастить редис» |
3 недели | |
Июнь |
1. Конкурс «Лучший цветник» |
1 неделя |
2. Конкурс «Рисование цветным мелком» |
2 недели | |
3. Развлечение «Как у наших у ворот» |
3 недели | |
4. Конкурс-игра «Перекресток» (дорожное движение) |
4 недели | |
Июль |
1. Игры с водой «Физкультура и вода – наши лучшие друзья!» (Иван-Купала) |
1 неделя |
2. Гербарий трав луга |
2 недели | |
3. Фотографии к альбому «Экологическая тропа» |
3 недели | |
4. Экскурсия «Водоем» |
4 недели | |
Август |
1. Праздник села «Ильин день» |
1 неделя |
2. Экологические игры: - угадай правила; - выбери правильную дорогу; - кто чем питается. |
2 недели | |
3. Спортивно-музыкальное развлечение «Прощай лето!» |
3 недели |
Конспект экскурсии детей в школу
Цель: Познакомить детей с помещением школы, с некоторыми понятиями – «урок», «перемена», с трудом учителя. Вызвать желание пойти в школу. Воспитывать уважение к труду людей, занимающихся воспитанием и образованием детей.
Ход занятия: Воспитатель показывает детям картину с изображением учителя.
- Как вы думаете, ребята, кто изображен на этой картине? (Ответы детей).
- Многие из вас правильно сказали, что это учитель. А как вы догадались, что это учитель? (Учитель в классе, за партами ученики, доска).
- Кто-нибудь из вас был в школе? (Ответы детей).
- Совсем скоро, через
несколько месяцев, вы пойдете
в школу. А какого числа
В школе
Детей встречает учительница. Воспитатель знакомит детей с ней, называет ее имя и отчество. Дети раздеваются и проходят в класс. Учитель предлагает детям сесть за парты.
Рассказ учителя
- Вы сейчас находитесь в классе, где учатся ученики 1-го класса. Расскажите, чем класс отличается от вашей группы в детском саду? (Много парт, большая доска, на стенах разные учебные плакаты и др.).
В детском саду вы тоже занимаетесь, воспитатели с вами проводят занятия, а в школе учитель проводит урок. А как вы узнаете в детском саду, что занятие закончено? (Об этом говорит воспитатель). А кто знает, как ученики узнают, что закончен урок? (Ответы детей). После каждого урока звенит звонок. Вы сегодня его услышите.
Что вы делаете в детском саду, кроме занятий? (Играем, гуляем, завтракаем, обедаем, спим и т.д.).
В школу дети приходят учиться – сначала их учат читать, считать, писать. Потом у них появляются интересные уроки – уроки истории, где они узнают историю нашей страны и других стран, уроки литературы и многие другие. Но в школе дети тоже могут позавтракать и пообедать. А вот поиграть они могут немного в перерывах между уроками. А как называется перерыв между уроками? (Предположение детей). Многие из вас правильно сказали – перемена. Сейчас, пока не прозвенел звонок, мы с вами проведем небольшой урок. (Учитель, опираясь на знания детей, занимается с ними либо чтением, либо математикой. В конце урока хвалит детей и говорит о том, что они хорошо подготовлены и хорошо будут учиться в школе). А сейчас вы все слышите, как звенит звонок. Это значит началась перемена. Мы с вами выйдем в коридор и немного отдохнем. (Воспитатель вместе с учителем проводит небольшую малоподвижную игру).