Взаимосвязь родителей с ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 12:00, контрольная работа

Краткое описание

Планом совместной работы могут предусматриваться взаимное посещение школы и детского сада учителем и воспитателем с целью ознакомления с формами, методами работы, изучение программ воспитания в дошкольном учреждении. Очень полезно посещение воспитателем школы в тот период, когда его бывшие воспитанники уже станут первоклассниками.
1. Составьте годовой план работы воспитателя по обеспечению преемственности между детским садом и школой.
2. Составьте конспект экскурсии детей в школу.

Оглавление

1. Преемственность между ДОУ и школой.
2. Готовность детей к школе.
3. Общая и специальная готовность детей к школе.
4. Психологическая готовность к школе.

Файлы: 1 файл

Педагогика.doc

— 130.50 Кб (Скачать)

 

 

 

ТЕМА «Взаимосвязь ДОУ  со школой»

 

 

ПЛАН:

 

  1. Преемственность между ДОУ и школой.
  2. Готовность детей к школе.
  3. Общая и специальная готовность детей к школе.
  4. Психологическая готовность к школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

 

 

 

  1. Составьте годовой план работы воспитателя по обеспечению преемственности между детским садом и школой.
  2. Составьте конспект экскурсии детей в школу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Болотина Л.П. и др. Дошкольная педагогика. – Екатеринбург, 96.
  2. Дошкольная педагогика./Под ред. В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина. – М., 1986.
  3. Дошкольная педагогика./Под ред. Логиновой В.И., Саморуковой П.Г. – М., 88
  4. Козлова С.Н., Куликова Т.Н. Дошкольная педагогика, - М., 98.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Преемственность между  ДОУ и школой

 

В дошкольном учреждении ведется целенаправленная работа по установлению преемственности между детским садом и школой. Эта работа имеет следующие направления: содержание, методы, формы обучения.

Детский сад и школа  составляют единый совместный план. План включает в себя две части: содержание совместной работы воспитателя и учителя; ознакомление детей со школой.

Воспитатель помогает учителю  узнать детей, их индивидуальные особенности, склонности, интересы. Он расскажет  о положительных и отрицательных  сторонах семейного воспитания. Такая информация будет очень полезна учителю, сократит для него время знакомства с новыми учениками.

Планом совместной работы могут предусматриваться взаимное посещение школы и детского сада учителем и воспитателем с целью  ознакомления с формами, методами работы, изучение программ воспитания в дошкольном учреждении. Очень полезно посещение воспитателем школы в тот период, когда его бывшие воспитанники уже станут первоклассниками.

Важнейшим условием эффективности  работы по налаживанию преемственных связей между детским садом и школой является доброжелательный деловой контакт между воспитателем и учителем.

Вторая часть плана – ознакомление детей со школой. Воспитатель намечает посещение детьми подготовительной группы той школы, в которой они предположительно будут учиться. Первое посещение можно провести 1 сентября. После посещения школы можно поговорить с детьми о том, что такое событие ждет и их в следующем году. Создавшийся эмоциональный настрой поддержит организованная воспитателем встреча детей в детском саду с начинающими школьниками.

Новое посещение школы  может уже непосредственно быть связано с содержанием учебной  работы в школе. Полезно также  зайти с детьми в пустой класс, разрешить им посидеть за партой.

 

Необходимость преемственности

Преемственность детского сада и школы предполагает взаимосвязь содержания их воспитательно-образовательной работы, методов ее осуществления.

Преемственность детского сада и школы предусматривает, с  одной стороны, передачу детей в  школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения, с другой – опору школы на знания, умения, качества, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся.

Учитель начальной школы для повышения эффективности обучения использует игровые приемы, часто применяемые в детском саду; воспитатель детского сада включает в процесс обучения специальные учебные задания, упражнения, постепенно усложняя их, и тем самым формирует у дошкольников предпосылки учебной деятельности.

 

Понятие преемственности

Выражением преемственности  является установление взаимосвязи  задач, содержания, форм и методов  воспитания и обучения детей в  детском саду и школе в целях  осуществления всестороннего формирования личности ребенка на разных возрастных этапах.

Н.К.Крупская, подчеркивая  значение преемственности в воспитании личности, указывала, что «…детский  сад, начальная школа и средняя  школа – все это тесно связанные  между собой звенья общего развития».

Преемственность детского сада и школы может быть определена как содержательная, двусторонняя связь, предполагающая, с одной стороны, направленность воспитательно-образовательной работы в детском саду на те требования, которые будут предъявлены к детям в школе для достижения дошкольниками необходимого уровня общего развития, с другой – опору учителя на достигнутый старшими дошкольниками уровень развития, на знания, навыки и опыт детей и активное использование этого в учебно-воспитательном процессе.

Преемственность создает условия для реализации в педагогическом процессе детского сада и школы единой, динамической и перспективной системы воспитания и обучения, которая обеспечивает неуклонное поступательно-восходящее формирование личности. Установление преемственности между детским садом и школой способствует сближению условий воспитания и обучения старших дошкольников и младших школьников. Благодаря этому переход к новым условиям школьного обучения осуществляется с наименьшими для детей психологическими трудностями. При этом обеспечивается естественное вхождение детей в новые условия, что способствует повышению эффективности воспитания и обучения учащихся с первых дней пребывания в школе.

 

Содержание преемственности  в воспитательно-образовательной

работе детского сада и школы

Преемственная связь  между детским садом и школой имеет сложную структуру. В ней  можно выделить ведущие направления  – преемственность в воспитании и обучении и их составляющие: преемственность  в содержании, формах и методах  учебно- воспитательной работы, а также преемственность педагогических требований и условий воспитания детей.

Направленность всего  педагогического процесса в детском  саду и в школе на всестороннее развитие личности ребенка является основополагающим условием для достижения преемственности в воспитании и обучении между ними.

С первых дней пребывания учащихся в школе продолжается работа, начатая в детском саду, по формированию единства нравственных представлений  и поведения учащихся, повышению  у них чувства личной ответственности  за свои действия и поступки.

Дальнейшее преемственное  развитие получает в школе работа по формированию у детей трудолюбия, положительного отношения к трудящимся, совершенствованию трудовых навыков  и умений. Преемственность между  детским садом и школой в трудовом воспитании идет по линии усложнения содержания и общественно полезной направленности труда, повышение самостоятельности и самоорганизации детей в труде и осознания детьми нравственных отношений.

 

Преемственность в методах  и формах обучения

Преемственность детского сада и школы проявляется также в методах и формах обучения. Условием преемственности в методах обучения выступает единство их направленности на обеспечение сознательного, прочного усвоения детьми знаний, умений и навыков, развитие умственных способностей и творческой активности детей как в школе, так и в детском саду.

Урок в школе и  занятие в детском саду имеет  ряд специфических особенностей, но вместе с тем они содержат комплекс общих черт, внетренне присущих им как основным формам организованного обучения. Такие общие черты занятия и урока, как программность содержания, четкая организационно-временная регламентация, руководящая роль педагога, использование научно обоснованных методов и приемов обучения и др., создают основу для преемственности в формах обучения.

Таким образом, преемственность  в осуществлении воспитательно- образовательного процесса в детском  саду и в школе обеспечивает осуществление  непрерывного, комплексного развития личности ребенка на ступени дошкольного  и младшего школьного возраста.

Готовность детей к  школе

 

Готовность к обучению в школе – важнейший итог воспитания и обучения дошкольника в детском  саду и в семье. Она определяется системой требований, которые предъявляет  школа к ребенку. Характер этих  требований обусловлен особенностями новой социально- психологической позиции школьника, новыми задачами и обязанностями, к выполнению которых он должен быть подготовлен.

 

Понятие готовности к  обучению в школе

Поступление в школу  – переломный момент в жизни ребенка, связанный с изменением привычного образа жизни, системы отношений с окружающими. Как ведущий вид деятельности, учение перестраивает весь ход повседневной жизни ребенка: изменяется режим дня, сокращается время на свободные игры. Значительно повышаются требования к самостоятельности и организованности ребенка, его исполнительности и дисциплинированности.

Задача детского сада состоит в том, чтобы всей системой воспитательно-образовательной работы обеспечить формирование у детей  готовности к школе, наиболее полно  соответствующей требованиям современного школьного обучения.

Подготовка детей к  школе предполагает, с одной стороны, такую организацию воспитательной работы в детском саду, которая  обеспечивает высокий уровень общего, всестороннего развития дошкольников, с другой стороны, специальную подготовку детей к усвоению тех учебных предметов, которые они будут осваивать в начальных классах школы.

Общая готовность к школе  выражается в достижении ребенком к  моменту поступления в школу такого уровня умственного, нравственного, волевого, эстетического и физического развития, который создает необходимую основу для активного вхождения ребенка в новые условия школьного обучения и сознательного усвоения учебного материала.

Психологическая готовность к школьному обучению включает в себя мотивационную готовность, которая проявляется в стремлении ребенка к учению, в желании быть школьником, достаточно высокий уровень познавательной деятельности и мыслительных операций.

Специальная готовность к школе является дополнением  общей, психологической готовности ребенка к школьному обучению. Она определяется наличием у ребенка специальных знаний, умений и навыков, которые необходимы для изучения таких учебных предметов, как математика и русский язык.

Ребенок, поступающий  в школу, должен быть подготовлен к новому образу жизни, к новой системе взаимоотношений с людьми, к активной умственной деятельности.

 

Нравственно-волевая  готовность ребенка

к обучению в школе

Нравственно-волевая  готовность к обучению в школе  выражается в достижении ребенком к концу дошкольного детства такого уровня развития нравственного поведения, воли, моральных чувств и сознания, который позволяет ему активно принять новую социальную позицию и построить свои взаимоотношения с учителем и товарищами по классу на нравственной основе.

В дошкольном возрасте поведение  ребенка еще не отличается постоянно  высокой степенью произвольности, но важно, что в этот период складывается механизм произвольного поведения, который обеспечивает переход к  новому типу поведения в школе.

Значимыми для становления нравственно-волевой готовности к школе являются также такие черты личностного поведения старшего дошкольника, как самостоятельность, организованность и дисциплинированность. Другим важным компонентом нравственно- волевой готовности к школе является умение ребенка строить свои взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в соответствии с правилами. Опыт показывает, что адаптация к условиям обучения в школе находится в прямой зависимости от того, насколько успешно сформированы у ребенка за предыдущие годы качества «общественности»: доброжелательное, уважительное отношение к товарищам, организаторские умения, общительность, готовность проявить сочувствие.

Нравственно-волевая  готовность к школе характеризуется  также определенным уровнем развития нравственных чувств и сознания ребенка. Развивающиеся нравственные чувства и элементы нравственного самосознания обеспечивают эмоциональное «принятие» ребенком новой социально-психологической позиции школьника, понимание важности выполнения учебных обязанностей.

Таким образом, нравственно-волевая  готовность ребенка к школе выступает  как определенный итог его нравственно-волевого развития в дошкольные годы. Нравственно-волевая  готовность неразрывно связана с  интеллектуальной и физической готовностью  ребенка к школьному обучению.

 

Интеллектуальная готовность ребенка к обучению в школе

Интеллектуальная готовность к школе складывается из нескольких взаимосвязанных компонентов.

Важным компонентом интеллектуальной готовности к школе является наличие  у ребенка, поступающего в школу, достаточно широкого запаса знаний об окружающем мире.

Информация о работе Взаимосвязь родителей с ДОУ