Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 12:00, контрольная работа
Планом совместной работы могут предусматриваться взаимное посещение школы и детского сада учителем и воспитателем с целью ознакомления с формами, методами работы, изучение программ воспитания в дошкольном учреждении. Очень полезно посещение воспитателем школы в тот период, когда его бывшие воспитанники уже станут первоклассниками.
1. Составьте годовой план работы воспитателя по обеспечению преемственности между детским садом и школой.
2. Составьте конспект экскурсии детей в школу.
1. Преемственность между ДОУ и школой.
2. Готовность детей к школе.
3. Общая и специальная готовность детей к школе.
4. Психологическая готовность к школе.
ТЕМА «Взаимосвязь ДОУ со школой»
ПЛАН:
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Преемственность между ДОУ и школой
В дошкольном учреждении ведется целенаправленная работа по установлению преемственности между детским садом и школой. Эта работа имеет следующие направления: содержание, методы, формы обучения.
Детский сад и школа составляют единый совместный план. План включает в себя две части: содержание совместной работы воспитателя и учителя; ознакомление детей со школой.
Воспитатель помогает учителю
узнать детей, их индивидуальные особенности,
склонности, интересы. Он расскажет
о положительных и
Планом совместной работы
могут предусматриваться
Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей между детским садом и школой является доброжелательный деловой контакт между воспитателем и учителем.
Вторая часть плана – ознакомление детей со школой. Воспитатель намечает посещение детьми подготовительной группы той школы, в которой они предположительно будут учиться. Первое посещение можно провести 1 сентября. После посещения школы можно поговорить с детьми о том, что такое событие ждет и их в следующем году. Создавшийся эмоциональный настрой поддержит организованная воспитателем встреча детей в детском саду с начинающими школьниками.
Новое посещение школы может уже непосредственно быть связано с содержанием учебной работы в школе. Полезно также зайти с детьми в пустой класс, разрешить им посидеть за партой.
Необходимость преемственности
Преемственность детского сада и школы предполагает взаимосвязь содержания их воспитательно-образовательной работы, методов ее осуществления.
Преемственность детского сада и школы предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения, с другой – опору школы на знания, умения, качества, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся.
Учитель начальной школы для повышения эффективности обучения использует игровые приемы, часто применяемые в детском саду; воспитатель детского сада включает в процесс обучения специальные учебные задания, упражнения, постепенно усложняя их, и тем самым формирует у дошкольников предпосылки учебной деятельности.
Понятие преемственности
Выражением преемственности
является установление взаимосвязи
задач, содержания, форм и методов
воспитания и обучения детей в
детском саду и школе в целях
осуществления всестороннего
Н.К.Крупская, подчеркивая
значение преемственности в воспитании
личности, указывала, что «…детский
сад, начальная школа и средняя
школа – все это тесно
Преемственность детского сада и школы может быть определена как содержательная, двусторонняя связь, предполагающая, с одной стороны, направленность воспитательно-образовательной работы в детском саду на те требования, которые будут предъявлены к детям в школе для достижения дошкольниками необходимого уровня общего развития, с другой – опору учителя на достигнутый старшими дошкольниками уровень развития, на знания, навыки и опыт детей и активное использование этого в учебно-воспитательном процессе.
Преемственность создает условия для реализации в педагогическом процессе детского сада и школы единой, динамической и перспективной системы воспитания и обучения, которая обеспечивает неуклонное поступательно-восходящее формирование личности. Установление преемственности между детским садом и школой способствует сближению условий воспитания и обучения старших дошкольников и младших школьников. Благодаря этому переход к новым условиям школьного обучения осуществляется с наименьшими для детей психологическими трудностями. При этом обеспечивается естественное вхождение детей в новые условия, что способствует повышению эффективности воспитания и обучения учащихся с первых дней пребывания в школе.
Содержание преемственности
в воспитательно-
работе детского сада и школы
Преемственная связь между детским садом и школой имеет сложную структуру. В ней можно выделить ведущие направления – преемственность в воспитании и обучении и их составляющие: преемственность в содержании, формах и методах учебно- воспитательной работы, а также преемственность педагогических требований и условий воспитания детей.
Направленность всего педагогического процесса в детском саду и в школе на всестороннее развитие личности ребенка является основополагающим условием для достижения преемственности в воспитании и обучении между ними.
С первых дней пребывания учащихся в школе продолжается работа, начатая в детском саду, по формированию единства нравственных представлений и поведения учащихся, повышению у них чувства личной ответственности за свои действия и поступки.
Дальнейшее преемственное развитие получает в школе работа по формированию у детей трудолюбия, положительного отношения к трудящимся, совершенствованию трудовых навыков и умений. Преемственность между детским садом и школой в трудовом воспитании идет по линии усложнения содержания и общественно полезной направленности труда, повышение самостоятельности и самоорганизации детей в труде и осознания детьми нравственных отношений.
Преемственность в методах и формах обучения
Преемственность детского сада и школы проявляется также в методах и формах обучения. Условием преемственности в методах обучения выступает единство их направленности на обеспечение сознательного, прочного усвоения детьми знаний, умений и навыков, развитие умственных способностей и творческой активности детей как в школе, так и в детском саду.
Урок в школе и
занятие в детском саду имеет
ряд специфических
Таким образом, преемственность в осуществлении воспитательно- образовательного процесса в детском саду и в школе обеспечивает осуществление непрерывного, комплексного развития личности ребенка на ступени дошкольного и младшего школьного возраста.
Готовность детей к школе
Готовность к обучению в школе – важнейший итог воспитания и обучения дошкольника в детском саду и в семье. Она определяется системой требований, которые предъявляет школа к ребенку. Характер этих требований обусловлен особенностями новой социально- психологической позиции школьника, новыми задачами и обязанностями, к выполнению которых он должен быть подготовлен.
Понятие готовности к обучению в школе
Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка, связанный с изменением привычного образа жизни, системы отношений с окружающими. Как ведущий вид деятельности, учение перестраивает весь ход повседневной жизни ребенка: изменяется режим дня, сокращается время на свободные игры. Значительно повышаются требования к самостоятельности и организованности ребенка, его исполнительности и дисциплинированности.
Задача детского сада
состоит в том, чтобы всей системой
воспитательно-образовательной
Подготовка детей к
школе предполагает, с одной стороны,
такую организацию
Общая готовность к школе выражается в достижении ребенком к моменту поступления в школу такого уровня умственного, нравственного, волевого, эстетического и физического развития, который создает необходимую основу для активного вхождения ребенка в новые условия школьного обучения и сознательного усвоения учебного материала.
Психологическая готовность к школьному обучению включает в себя мотивационную готовность, которая проявляется в стремлении ребенка к учению, в желании быть школьником, достаточно высокий уровень познавательной деятельности и мыслительных операций.
Специальная готовность к школе является дополнением общей, психологической готовности ребенка к школьному обучению. Она определяется наличием у ребенка специальных знаний, умений и навыков, которые необходимы для изучения таких учебных предметов, как математика и русский язык.
Ребенок, поступающий в школу, должен быть подготовлен к новому образу жизни, к новой системе взаимоотношений с людьми, к активной умственной деятельности.
Нравственно-волевая готовность ребенка
к обучению в школе
Нравственно-волевая готовность к обучению в школе выражается в достижении ребенком к концу дошкольного детства такого уровня развития нравственного поведения, воли, моральных чувств и сознания, который позволяет ему активно принять новую социальную позицию и построить свои взаимоотношения с учителем и товарищами по классу на нравственной основе.
В дошкольном возрасте поведение ребенка еще не отличается постоянно высокой степенью произвольности, но важно, что в этот период складывается механизм произвольного поведения, который обеспечивает переход к новому типу поведения в школе.
Значимыми для становления нравственно-волевой готовности к школе являются также такие черты личностного поведения старшего дошкольника, как самостоятельность, организованность и дисциплинированность. Другим важным компонентом нравственно- волевой готовности к школе является умение ребенка строить свои взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в соответствии с правилами. Опыт показывает, что адаптация к условиям обучения в школе находится в прямой зависимости от того, насколько успешно сформированы у ребенка за предыдущие годы качества «общественности»: доброжелательное, уважительное отношение к товарищам, организаторские умения, общительность, готовность проявить сочувствие.
Нравственно-волевая готовность к школе характеризуется также определенным уровнем развития нравственных чувств и сознания ребенка. Развивающиеся нравственные чувства и элементы нравственного самосознания обеспечивают эмоциональное «принятие» ребенком новой социально-психологической позиции школьника, понимание важности выполнения учебных обязанностей.
Таким образом, нравственно-волевая готовность ребенка к школе выступает как определенный итог его нравственно-волевого развития в дошкольные годы. Нравственно-волевая готовность неразрывно связана с интеллектуальной и физической готовностью ребенка к школьному обучению.
Интеллектуальная готовность ребенка к обучению в школе
Интеллектуальная готовность к школе складывается из нескольких взаимосвязанных компонентов.
Важным компонентом