Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 17:52, контрольная работа
Память — форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.
1. Взаимосвязь и взаимодействие видов памяти человека 2
1.1. Виды памяти человека…………………………………………...........2 1.2. Основные характеристики кратковременной долговременной памяти………………………………………………………………………4
1.3. Взаимосвязь и взаимодействие кратковременной и долговременной памяти 7
2. Воображение и индивидуальное творчество ……………………………...9
2.1.Определение воображения……………………………………...….....9
2.2. Предрасположенность к творчеству….………….............................10
2.3. Роль воображения в творческом процессе ………………….……..
Существенным признаком воображения считается способность субъекта создавать новые образы. Но этого недостаточно, потому что нельзя тогда провести различия между воображением и мышлением. Логическая деятельность, мышление человека – специфическая форма создания познавательных образов посредством логического вывода, обобщения, абстракции, анализа, синтеза не может быть просто отождествлена с воображением. Создание новых знаний и понятий в сфере логического мышления может происходить и без участия воображения.
Многие исследователи отмечают, что воображение есть процесс создания новых образов, протекающий в наглядном плане. Эта тенденция относит воображение к формам чувственного отражения. Другая тенденция считает, что воображение создает не только новые чувственные образы, но и продуцирует новые мысли.
Таким
образом, примем во внимание тот факт,
что воображение есть и создание
новых образов, и преобразование
прошлого опыта, и то, что такое
преобразование совершается при
органическом единстве чувственного и
рационального.
Творчество – деятельность человека или коллектива людей по созданию новых оригинальных общественно значимых ценностей.
Творческое воображение – вид воображения, направленное на создание новых общественно значимых образов, составляющих основу творчества.
Существует
иерархия ценностных рангов, характеризующая
степень предрасположенности
Художественная одарённость предполагает остроту внимания к жизни, умение выбирать объекты внимания, закреплять в памяти эти впечатления, извлекать их из памяти и включать в богатую систему ассоциаций и связей, диктуемых творческим воображением.
Деятельностью в том или ином виде искусства, в тот или иной период жизни занимаются многие с большим или меньшим успехом. Человек художественно одарённый создаёт произведения, обладающие устойчивой значимостью для данного общества на значительный период его развития. Талант порождает художественные ценности, имеющие непреходящее национальное, а порой и общечеловеческое значение.
Воображение играет существенную роль в каждом творческом процессе. Его значение особенно велико в художественном творчестве. Всякое художественное произведение, достойное этого имени, имеет идейное содержание, но в отличие от научного трактата оно выражает его в образной форме. Если художник вынужден вывести идею своего произведения в абстрактных формулах так, что идейное содержание художественного произведения выступает наряду с его образами, не получая адекватного и достаточно яркого выражения внутри их, его произведение теряет свою художественность. Наглядно-образное содержание художественного произведения, и только оно, должно быть носителем его идейного содержания. Сущность художественного воображения заключается прежде всего в том, чтобы уметь создать новые образы, способные быть пластическим носителем идейного содержания. Особая мощь художественного воображения заключается в том, чтобы создать новую ситуацию не путем нарушения, а при условии сохранения основных требований жизненной реальности.
В
корне ошибочным является то представление,
что чем причудливее и
Воображение в художественном творчестве допускает, конечно, и значительный отлет от действительности, более или менее значительное отклонение от нее. Художественное творчество выражается не только в портрете; оно включает и сказку, и фантастический рассказ. В сказке, в фантастическом рассказе отклонения от действительности могут быть очень велики. Но и в сказке, и в самом фантастическом рассказе отклонения от действительности должны быть объективно мотивированы замыслом, идеей, которая воплощается в образах. И чем эти отклонения от действительности значительнее, тем объективно мотивированнее должны они быть. Творческое воображение прибегает в художественном произведении к фантастике, к отклонению от некоторых сторон действительности, с тем чтобы придать образную наглядность действительности, основному замыслу или идее, отражающей опосредованно какую то существенную сторону действительности. Некоторые тонкие и хрупкие переживания – значимые факты внутренней жизни – часто как бы заслоняются и затемняются в действительных условиях обыденной жизни. Творческое воображение художника в фантастическом рассказе, отклоняясь от действительности, преобразует различные стороны ее, подчиняя их внутренней логике этого переживания. В этом и заключается смысл тех приемов преобразования действительности, которыми пользуется художественное воображение.
Участвуя
вместе с мышлением в процессе
научного творчества, воображение выполняет
в нем специфическую функцию, отличную
от той, которую выполняет в нем мышление.
Специфическая роль воображения заключается
в том, что оно преобразует образное, наглядное
содержание проблемы и этим содействует
ее разрешению. И только поскольку творчество,
открытие нового совершается благодаря
преобразованию наглядно – образного
содержания, оно может быть отнесено на
счет воображения. В реальном мыслительном
процессе в единстве с понятием в той или
иной мере, в той или иной форме участвует
и наглядный образ. Но образное содержание
восприятия и представление памяти, воспроизводящее
это содержание, иногда не дает достаточных
опорных точек для разрешения встающей
перед мышлением проблемы. Иногда нужно
преобразовать наглядное содержание для
того, чтобы продвинуть разрешение проблемы;
тогда воображение вступает в свои права.
Практическая часть
1. Данная психологическая система включает способности, темперамент, волевые качества, эмоции, мотивации, социальные установки, ценности и смыслы. О чем идет речь? Дайте развернутое определение.
Речь идет о понятии «личность». В структуру личности обычно включаются способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки.
В понятии «личность» акцент делается на общественной сущности человека. Иными словами, личность — тот же человек, только абстрагированный от его биологической, природной стороны (хотя и не игнорирующий ее полностью) и рассматриваемый как общественное, социальное существо. Это член общества, занимающий в нем определенное положение и выполняющий определенные социальные функции (роли), взятый со стороны его общественной деятельности и общественной сущности. Личность — относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и оценке, которую даёт себе сам человек.
Личность
отличается самостоятельностью в поступках;
способна нести ответственность
и решать проблемы; контролирует поведение,
обладает силой воли; способна изменяться
с течением времени. Существенным признаком
личности является ее позиция (качество,
которое на уровне понятия «человек» неактуально).
Ведь личность неизбежно оказывается
включенной во множественные отношения,
существующие в обществе: правовые, экономические,
трудовые, политические, идеологические,
нравственные, культурные, образовательные
и пр., по отношению к которым. У нее, в свою
очередь, формируются собственные мнения,
взгляды и в целом отношения. Позиция —
иерархически организованная система
отношений личности к отдельным аспектам
ее жизнедеятельности, определяющая смысл
и содержание этой жизнедеятельности,
характер и направленность активности.
2. У современного скульптора есть десять одинаковых статуй. Он настаивает, чтобы у каждой из четырех стен зала находилось по три статуи. Как же их разместить?
3. Испытание.
Пятеро друзей решили записаться в кружок любителей логических задач. Но староста кружка предложил им вначале выдержать вступительный экзамен: «Вы будете приходить к нам каждый вечер, семь дней подряд. При этом вы должны соблюсти несколько условий. Вот они:
1. Если Андрей приходит вместе с Дмитрием, то Борис должен отсутствовать, но если Дмитрий отсутствует, то Борис должен быть, а Виктор пусть не приходит.
2. Андрей и Виктор одновременно не присутствуют и не отсутствуют.
3. Если Дмитрий придет, то Григорий приходить не должен.
4. Если Борис отсутствует, то Дмитрий должен присутствовать, но это в том случае, если не присутствует Виктор. А если Виктор присутствует, то Дмитрий приходить не должен, а Григорий должен прийти.
5. В каждый из семи дней друзья должны приходить к старосте в разных сочетаниях.
Друзьям
удалось-таки стать
членами кружка любителей
логических задач. Каким
образом?
К
старосте ребята являлись день за днем
в таком составе: Андрей и Дмитрий, потом
Андрей, Борис и Григорий, потом Андрей
и Борис, затем Виктор и Григорий, потом
Борис, Виктор и Дмитрий, далее Борис, Виктор
и Григорий и, наконец, Борис и Виктор.
4. Молодой выпускник вуза…
Какие рекомендации получил начальник отдела? О чем состоялась беседа молодого специалиста и руководителя фирмы?
Первые годы после окончания вуза являются тем «испытательным сроком», который определяет позиции молодого специалиста. Нередко из-за условий и организации труда им приходится менять место работы и даже профессию, что является одним из серьезных показателей неадаптивности.
После завершения обучения в вузе вслед за получением специальности выпускник, заключивший трудовой договор, получает соответствующую должность. В профессиональном отношении происходит резкий переход от подготовки (преимущественно теоретической) к исполнению практической роли и до ее фактической реализации, но это изменение имеет не только узкопрофессиональное, но гораздо более широкое значение – занятие новой позиции в социальной структуре. Нередко случается, что, окунувшись в новую, малоизведанную производственную среду, молодой специалист начинает терять уверенность в своих силах и знаниях, и труд становится ему не в радость. Вот тут-то ему и нужна помощь более опытного коллеги. Но может случиться так, что помощь не подоспела. У молодого специалиста появляется мысль о своей неполноценности, и он уже подумывает перейти на другое предприятие или в организацию. И случается, что уходит под любым благовидным предлогом. Самое главное, чтобы помощь молодому специалисту была оказана по возможности сразу для того, чтобы он ощутил себя полноправным членом коллектива. Необходима повседневная, кропотливая, вдумчивая работа с каждым прибывшим молодым специалистом. Из практики известно, что каждое предприятие стремится адаптировать своих работников. Однако при этом интересы предприятия не всегда соответствуют интересам личности. А удовлетворение трудом является важнейшим условием адаптации. Задача руководителя – помочь молодым работникам адаптироваться в новом коллективе, сделать так, чтобы они не разочаровались в выбранном пути.
Информация о работе Взаимосвязь и взаимодействие видов памяти человека