Возникновение вальдорфской педагогики, идеи лежащие в ее основе и актуальность для России в XXI веке

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 09:20, курсовая работа

Краткое описание

Междисциплинарный подход, используемый в вальдорфских школах начиная с первых и до выпускных классов, позволяет привить ученикам целостный взгляд на мир. Это не только помогает им осваивать в школе отдельные области знаний, но самостоятельно устанавливать сложные связи между явлениями. Междисциплинарный подход применяется при изучении всех предметов с учетом возрастных особенностей детей.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………


ГЛАВА I РУДОЛЬФ ШТАЙНЕР — ОСНОВАТЕЛЬ ВАЛЬДОРФСКОЙ ПЕДАГОГИКИ ………………………………….


1.1 Возникновение вальдорфской педагогики, идеи лежащие в ее основе и актуальность для России в XXI веке…………………...........
1.2 Вальдорфская школа - специализированная школа с гуманитарным уклоном?............................................................................
1.3 Дальнейшее образование выпускников вальдорфских
школ……………………………………………………………………….

1.4 Правовой статус вальдорских школ…………………………………
1.5 Религиозное воспитание в вальдорфской школе…………………...
1.6 Вальдорфские школы в России. Педагогическое движение - вальдорфская педагогика…………………………………………………


ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….


ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

Бобрышев.doc

— 120.00 Кб (Скачать)

Детей за уши не вытянуть из школы — явление, которое наблюдается в ряде вальдорфских школ, речь идет об общей тенденции. Когда я рассказал дочери, что есть такая школа, где детям хорошо, реакция была лаконичной. Гуманная школа, о которой пишет Ш. Амонашвили, еще не является доминирующей в отечественной педагогике и на каких принципах ее строить, тоже остается довольно неясным. Вальдорфская школа представляет собой вариант такой гуманной школы и уже только поэтому у нее многому можно и нужно учиться.

Главная идея, положенная в основу вальдорфской педагогики, это идея общечеловеческого образования. Школа не должна ставить перед собой иных задач, кроме наиболее полного раскрытия заложенных в человеке задатков. Детство и юность не есть подготовка к взрослой «жизни». Они представляют собой особые, самоценные фазы развития, определяющие и формирующие физическое, психологическое и духовное здоровье личности. Ведущим понятием всего педагогического процесса и организации работы школы являются понятие «целостности», «намерение дать образование всему человеку, его мышлению, чувству, воле или, иными словами, его голове, сердцу и рукам».

В нашей стране под  названием общеобразовательной  осуществлялась односторонняя система  политехнической школы, решавшей сугубо специальные задачи, поставленные перед  обществом, в котором человек являлся лишь средством для достижения каких-то целей. В обществе, где отдельный человек не является лишь средством, система образования должна быть построена на общечеловеческой основе. Вальдорфская школа может рассматриваться как модель такой общеобразовательной школы — нормальной школы для нормальных детей.

Штайнер исходит из того, что в нашу эпоху человечеству необходимо — не теряя завоеваний эпохи Нового времени — обрести  новое отношение к духовному  миру, который для него являлся  реальностью, принципиально доступной для человеческого познания и исследования. Культуры древности, каждая по-своему, находились в живой связи с миром духа. Поэтому наука, искусство и религия в древних культурах составляли единство. Однако внутри этого единства не могла полноценно развиваться отдельная человеческая личность. Она получила надлежащую ценность лишь в христианскую эпоху и только с наступлением Нового времени постепенно приобрела центральное значение, выразившееся в идее гуманизма. Однако эта культура личности осуществлялась за счет потери живой связи человека с его духовными корнями и привела к господству материализма. Дальнейшее движение цивилизации по этой линии приведет к упадку. Чтобы этого не произошло, необходимо преодолеть материализм. Этого, по Штайнеру, можно добиться только на основе новой, уже индивидуальной непосредственной связи человека с миром духа. Только на этой основе можно здоровым образом соединить болезненный разрыв между верой и знанием, наукой, искусством и религией.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Амонашвили Ш. Размышления о гуманной педагогике. М., 1996.
  2. Арапов М. Что такое вальдорфская школа. Москва. Журнал «Курьер» 1999, №5
  3. Вальдорфская педагогика. Антология. - М., 2003.
  4. Воспитание с точки зрения духовной науки: Проблемы, поиски, находки вальдорфской педагогики (экспресс-опыт). - Одесса, 2004.
  5. Гёбель В, М. Глёклер. Ребенок от младенчества к совершеннолетию. - М., 1996.
  6. Гуманистическая направленность штайнеровской педагогики. - М., 1999.
  7. Загвоздкин В.К. Рудольф Штайнер - основатель вальдорфской педагогики. Биографический очерк. Москва. Журнал «Человек» 1998, №1
  8. Загвоздкин В.К. О вальдорфской педагогике и ее критиках. Москва. Журнал «Человек» 1998, №1
  9. Ионова Е.Н., А.Л. Топтыгин Гармонизация человеческих темпераментов при воспитании и самовоспитании. - Харьков, 1997.
  10. Карлгрен Ф. «Воспитание к свободе». - М., 1993. 2-е издание. - М., 1995.
  11. Краних Э.«Свободные вальдорфские школы». - М., 1992.
  12. Коллегиальное самоуправление в вальдорфской школе. Сб. статей. - Киев, 2005.
  13. Ливехуд Б.«Фазы развития ребенка». - Калуга, 1998.
  14. Учебные программы вальдорфских школ. Под редакцией В.К. Загвоздкина. - М, 2005.
  15. Штейнер Р. «Общее учение о человеке как основа педагогики». - М., 1996. 3-е издание - 2005.
  16. Штейнер Р. «Искусство воспитания. Методика и дидактика». - М., 1996.
  17. Штейнер Р. «Вопрос воспитания как социальный вопрос». - Москва-Калуга, 1992.
  18. Штейнер Р. «Духовно-душевные основы педагогики». - М., 1997.
  19. Штейнер Р. «Современная духовная жизнь и воспитание». - М., 1996.
  20. Штейнер Р. «Методика обучения и предпосылки воспитания». - М., 1994.
  21. Штейнер Р. «Духовное обновление педагогики». - М., 1995.
  22. Штейнер Р. «Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки». - М., 1993.
  23. Штейнер Р. «Педагогическая практика с точки зрения духовно-научного познания человека». - М., 1997.
  24. Штейнер Р. «Педагогика, основанная на познании человека». - М., 1996.
  25. Штейнер Р. «Антропология и педагогика». - М., 1997.
  26. Штейнер Р. «Познание человека и учебный процесс». - М., 1998.
  27. Штайнер Р. «Педагогические советы в Свободной вальдорфской школе. Штутгарт, 1919-1924, Т.3». - М., 2000.
  28. Штейнер Р., Э.Л. Леэрц «Материалы по вальдорфской школе». - М., 1991.
  29. http://www.mschool.ru – Сервер московской школьной педагогической сети.
  30. http://www.volg.un.ru – Педагогическая наука юга России Ежемесячный электронный педагогический журнал.

 


Информация о работе Возникновение вальдорфской педагогики, идеи лежащие в ее основе и актуальность для России в XXI веке