Возможности технологии проектно-исследовательской деятельности в начальной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 20:07, доклад

Краткое описание

Современная система образования столкнулась с беспрецендентной в своей истории задачей. Темпы и содержание происходящих вокруг изменений необычайно высоки. Современная школа должна готовить своих учеников к жизни в новом мире. Кто бы сказал нам, взрослым, образованным людям, в какой именно стране мы сейчас живём? В обществе «равных возможностей» или всеобщего падения духовности? И какого гражданина мы должны воспитывать сегодня? На что он должен ориентироваться?
Всегда, начиная с самых древнейших времён , школа была призвана воспитать человека так, чтобы он мог жить в обществе, стал удачливым и востребованным в нём.

Файлы: 1 файл

Возможности технологии проектно.doc

— 57.00 Кб (Скачать)

«Возможности технологии проектно-исследовательской деятельности в начальной школе».

«…проектирование –

 вдохновенный  прыжок в будущее»

Питер Букер

 

   Современная система  образования столкнулась с беспрецендентной  в своей истории задачей. Темпы  и содержание происходящих вокруг изменений необычайно высоки. Современная школа должна готовить своих учеников к жизни в новом мире. Кто бы сказал нам, взрослым, образованным людям, в какой именно стране мы сейчас живём? В обществе «равных возможностей» или всеобщего падения духовности? И какого гражданина мы должны воспитывать сегодня? На что он должен ориентироваться?

   Всегда, начиная  с самых древнейших времён , школа  была призвана воспитать человека  так, чтобы он мог жить в  обществе, стал удачливым и востребованным в нём.

   Что сегодня  важно в начальной школе кроме  простейших знаний по математике  и правописанию? Что нужно и  можно вложить в сознание младшего школьника?

   В настоящее  время во всех сферах общественной  жизни востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные, инициативные. В соответствии с последними исследованиями в области социальной и педагогической психологии, творчество выступает необходимым условием успешной социализации современного человека. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения.

   Очевидно, что  актуальным в педагогическом  процессе сегодня становится  использование методов и методических  приёмов, которые сформируют у  школьников навыки самостоятельного  добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. Задача образования – помочь ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни, помочь учащимся этот выбор сделать осознанно, то есть объективно оценить свои силы и возможности, способности, интересы и склонности.

   На смену человеку-исполнителю  должен прийти человек-творец, человек-исследователь.  Все эти качества личности  формируются при выполнении учебных проектов.

   Данная технология широко распространена в американских и японских школах. В переводе с латинского означает «самостоятельный поиск пути», «брошенный вперёд», или «выступающий». В педагогике под проектом принято понимать особую творческую ситуацию, когда человек перестаёт быть собственником какой-то идеи: он отказывается от личного, чтобы коллективно найти решение поставленной проблемы. Основная цель проектного обучения – создать условия для развития умения школьников учиться на собственном опыте и опыте других обучающихся в процессе разработки учебного проекта.

   Проект – это  деятельность одного ученика  или группы, в которой они самостоятельны  и активны на протяжении всего  цикла: сами придумывают и планируют  работу, находят необходимые ресурсы, выполняют поставленные задачи и облекают результат работы в явную значимую форму, которая может быть представлена.

   Основоположниками  «метода проектов» являются американский  философ и педагог Джон Дьюи  и его ученик Уильям Херд  Килпатрик. Взамен школьной системы, основанной на приобретении и усвоении знаний, Дьюи предложил обучение «путём делания», при котором ученики извлекали знания из собственного опыта по решению той или иной проблемы, взятой из реальной жизни, тем самым определил главной задачей школы – готовить детей к столкновению с проблемами, пока что ещё не проявившимися, но уже скрытыми в будущем. Учителя из лекторов должны превратиться в консультантов: рассказывать, где искать информацию, объяснять, как полученные знания и навыки могут пригодиться детям в повседневной жизни.

   Важная особенность  проектного метода: в результате  всегда должен быть создан  какой-то продукт.

   В начале 20 века  идея проектного обучения возникает  и в России. В советской школе  предпринимались попытки видоизменить  метод проектов. В 1931 году проектный метод подвергся осуждению, и о нём забыли на десятилетия.

   В настоящее  время проектная работа внесла  свои изменения в устоявшуюся  классно-урочную технологию. Эти  изменения диктуются самой жизнью, развитием новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, формированием у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия. Всё это потребовало широкого внедрения альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности, а также методики их применения.

Проектная деятельность – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата.

   Непременным условием  проектной деятельности является  наличие заранее выработанных  представлений о её конечном  продукте и как следствие этого об этапах проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

   Этапы проектирования:

  • выработка концепции;
  • определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности;
  • создание плана;
  • организация деятельности по реализации проекта.

   Возможности метода  проектов для развития личности  и социализации школьников выявляются  через анализ структуры деятельности учителя и ученика,  которая существенно отличается от структуры их деятельности при традиционной организации обучения.

Ученик:   - определяет цель деятельности;

                 - открывает новые знания;

                 - экспериментирует;

                 - выбирает пути решения;

                 - активен;

                 - субъект обучения;

                 - несёт ответственность за свою  деятельность.

Учитель:  - помогает определить цель деятельности;

                  - рекомендует источники получения  информации;

                  - раскрывает возможные формы  работы;

                  - содействует прогнозированию результатов;

                 - создаёт условия для активности  школьника;

                 - партнёр ученика;

                 - помогает оценить полученный  результат, выявить недостатки.

   Основным отличием учебной  проектно-исследовательской деятельности от научной является то, что в результате её учащиеся не производят новые знания, а приобретаются навыки исследования как универсального способа освоения действительности, развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция учащегося.

   Исследование – деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. Исследование предполагает наличие основных этапов:

  • постановка проблемы;
  • изучение теории, посвящённой данной проблематике;
  • подбор методик исследования;
  • сбор материалов, его анализ и обобщение;
  • научный комментарий;
  • собственные выводы.

   По месту, времени  и количеству участников проектно-исследовательская  деятельность может быть организована по-разному:

  • индивидуальное или микрогрупповое (2 -5 участников) исследование проблем, выходящих за рамки программы или более глубокое освоение программного материала во внеурочное время, представленное в виде доклада, статьи, а также реферата и описательной работы;
  • коллективная исследовательская эвристическая деятельность всех учащихся в рамках урока.

   Методика организации  индивидуальных исследований учащихся  разработана в полной мере. Это  по сути технология дополнительного  образования, где гибкие образовательные  программы выстраиваются в соответствии  со спецификой выполняемой задачи  и способностями конкретного обучающегося. По форме – индивидуальная работа педагога и обучаемого.

   Менее исследована  и разработана организация проектной урочной деятельности учащихся и вообще, возможна ли проектно- исследовательская деятельность всего класса на уроке? Представляется, что не только возможна, но и необходима, и продуктивна. Прежде чем ребёнок почувствует в себе силы для самостоятельного исследования, он должен почувствовать «вкус» к работе такого рода, понять, что она помогает ему самостоятельно найти ответы на вопросы, выходы из трудных учебных ситуаций. Где, как не на уроке он получит такую возможность?

   Далее встаёт  другой вопрос: с какого времени  ребёнка можно включать в учебную  проектно-исследовательскую деятельность? Существует убеждение, что развивающий эффект проектной деятельности напрямую зависит от возраста учеников. Из этого делается вывод, что в начальной школе метод проектов вообще неприменим, в средней -  применим с определёнными оговорками и при ведущей роли взрослого руководителя. И только в старшей школе его можно использовать с полным основанием. Думается это неверно. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Ребёнок рождается с врождённым поисковым рефлексом: что это? где это? зачем это? какое это? Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития. Даже дошкольник может осуществить самостоятельную проектную деятельность – в форме некоторых видов игр ( ролевой, режиссёрской и т.д.). Творец и исследователь формируется не во время поступления в аспирантуру, а значительно раньше своего прихода в  детский сад. Исследование ведёт ребёнка к наблюдениям, к опытам над свойствами отдельных предметов. И то, и другое при обобщении даёт прочный фундамент фактов для постепенной ориентировки детей в окружающем, для построения прочного знания. Важно и то ,что весь процесс окрашен положительными эмоциями, поскольку отвечает потребностям активной детской натуры. Умения и навыки исследования, полученные в детстве легко переносятся в дальнейшем во все виды деятельности.

   Как известно, возраст 6 -12 лет – очень важный  период развития ребёнка. Именно  в этот период закладывается  основа для подготовки детей к творческому труду. Поэтому важно в начальной школе создать психолого-педагогические условия для реализации возрастной потребности в поисковой активности. На данном этапе значительна руководящая роль учителя. Но это руководство активным познавательным, исследовательским процессом, результатом которого (продуктом исследования) будут выводы (знания), которые получены не из учебника, а сделанные самостоятельно и основываются на собственном анализе. Поэтому использование проектно-исследовательского метода не только возможно в начальной школе, но необходимо и эффективно.

   В последние  десятилетия метод проектов вызывает  большой интерес у учителей  всех школьных дисциплин и  является предметом специальных  научных исследований. Исследователи  характеризуют метод учебного проекта как:

  • личностно-ориентированный;
  • обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности;
  • развивающий умения самовыражения, самопрезентации и рефлексии;
  • формирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах;
  • воспитывающий целеустремлённость, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу;
  • интегрирующий знания, умения и навыки из разных дисциплин;
  • здоровьесберегающий.

   В практике учителей используются разные виды проектов:

Информационные поисковые проекты – предполагают сбор и анализ информации, подготовку и защиту выступления – доклада, реферата.

Исследовательские – нацеливают учащихся на глубокое изучение проблемы, защиту собственных путей её решения, выдвижение гипотез.

Продуктивные – дают возможность школьникам проявить творческое воображение и оригинальность мышления при создании газеты, видеофильма, плаката, рисунка и т.д.

Драматизационные – создают условия для игрового моделирования.

Практико-ориентированные – направляют действия учащихся на решение реальных проблем.

   Продолжительность  проектной деятельности учащихся  может быть разной – от нескольких  уроков до 2-3 месяцев.

   Богатыми возможностями  для организации проектной деятельности  учащихся начальных классов обладают все учебные предметы.

   Темы детских  проектных работ лучше выбирать  из содержания учебных предметов  или из близких к ним областей. Для проекта требуется личностно и социально-значимая проблема, знакомая младшим школьникам и интересная для них.

   Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.

   Длительность  выполнения проекта целесообразно  ограничить одним уроком или одной - двумя неделями в режиме урочно - внеурочных занятий.

   Большого внимания  от учителя требует процесс  осмысления, целенаправленного приобретения  и применения учениками знаний, необходимых в том или ином  проекте. От учителя требуется умение направить поиск нужной информации, помочь учащимся найти необходимые источники данной информации. Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с учениками экскурсии, прогулки-наблюдения и т.д.

Информация о работе Возможности технологии проектно-исследовательской деятельности в начальной школе