Воспитание в пространстве социализации личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 11:09, реферат

Краткое описание

Развитие личности — это не только результат наследственности и целенаправленного воспитательского воздействия на нее со стороны семьи, школы и других общественных институтов. На развитие личности также влияют неформальные объединения, трудовые коллективы, друзья, знакомые и множество других социальных факторов. Наиболее адекватным понятием, охватывающим все пространство социальных влияний на формирующуюся личность, является понятие социализации.



Контрольная работа по дисциплине:
«Основы психологии и педагогики»
На тему: «Воспитание в пространстве социализации личности»

Оглавление

Введение 2
Основная часть 3
1. Социализация личности и ее издержки 3
2. Воспитание как целенаправленное воздействие на личность 6
3. Современные подходы к воспитанию 9
4. Понятие о воспитанности и самовоспитании 13
Заключение 16
Список использованной литературы 17

Файлы: 1 файл

Пcихология.docx

— 43.04 Кб (Скачать)

    Структура воспитательного процесса представляет собой взаимосвязь основных элементов: целей и содержания, методов и средств, а также достигнутых результатов.

    Воспитание  является многофакторным процессом. На него оказывают влияние природная среда, жизненный мир и иерархия общественных ценностей; семья, школа и вуз, детские и молодежные организации; повседневная и профессиональная деятельность, искусство и средства массовой информации.

    Среди многообразия воспитательных факторов выделяют две основные группы: объективную  и субъективную.

    К группе объективных факторов относятся:

  • генетическая наследственность и состояние здоровья человека;
  • социальная и культурная принадлежность семьи, оказывающая влияние на его непосредственное окружение;
  • обстоятельства биографии;
  • культурная традиция, профессиональный и социальный статус;
  • особенности страны и исторической эпохи.

    Группу  субъективных факторов составляют:

  • психические особенности, мировоззрение, ценностные ориентации, внутренние потребности и интересы как воспитателя, так и воспитуемого;
  • система отношений с социумом;
  • организованные воспитательные воздействия на человека со стороны отдельных людей, групп, объединений и всего сообщества.

    В ходе истории возникла потребность  в осмыслении процесса воспитания, определения его специфики, а  именно в уточнении целей воспитания и уровней их реализации; специфике  средств и видов воспитания.

    Цели  воспитания — это ожидаемые изменения  в человеке (или группе людей), осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных акций и действий. Процесс формулировки таких целей, как правило, аккумулирует гуманистическое отношение воспитателя (группы или всего общества) к личности воспитуемого.

    Воспитательный  процесс в целом и в рамках отдельного направления можно наблюдать  или организовывать на нескольких уровнях (В.И. Гинецинский).

    Первый, так называемый социетарный уровень дает представление о воспитании как о постоянной функции общества на любой стадии его развития в контексте общезначимой культуры, а именно такой стороны жизни социума, которая связана с трансляцией культуры во всех ее формах и проявлениях молодому поколению. В России воспитательные цели этого уровня определены в законе «Об образовании», в Конституции, в Международной Конвенции о правах человека и других государственно-политических документах, в которых выражена образовательно-воспитательная политика страны и всего международного сообщества.

    Второй, институциональный  уровень предполагает реализацию воспитательных целей и задач в условиях конкретных социальных институтов. То есть организаций и учреждений, которые специально создаются для этого, например детские дома и школы-интернаты, детские сады, школы и вузы, дома творчества и центры развития.

    Третий, социально-психологический  уровень обусловливает воспитание в условиях отдельных социальных групп, ассоциаций, корпораций, коллективов. Например, коллектив предприятия оказывает воспитательное воздействие на своих сотрудников, ассоциация бизнесменов — на своих коллег, ассоциация матерей погибших воинов, выступая против войны, — на государственные органы, ассоциация педагогов — на развитие творческого потенциала педагогов.

    Четвертый, межличностный уровень  определяет специфику воспитания как практику взаимодействия между воспитателем и воспитанниками, с учетом индивидуально-психологических и личностных особенностей последних. Примерами такой практики могут послужить: родительское воспитание, работа социального психолога и педагога в работе с детьми, подростками и взрослыми, воспитательное влияние учителя в процессе общения с учениками в условиях образовательной системы.

    Пятый, интраперсональный уровень, по сути, является процессом самовоспитания, который осуществляется как воспитательное воздействие человека на самого себя в разных жизненных обстоятельствах, например, в ситуациях выбора и конфликта, в процессе выполнения учебных заданий, в период сдачи экзаменов или спортивного соревнования.

    Системный подход к воспитанию заключается  в том, что воспитательная деятельность рассматривается и организуется как система взаимосвязанных  условий и факторов формирования личности. Целесообразность его применения   объясняется следующим образом:

    - Поскольку формирующаяся личность — это целостное образование, то и воспитываться она должна в интегрированном педагогическом процессе, где целевой компонент, содержательный, организационно-деятельный и оценочно-результативный в максимальной степени взаимосвязаны.

    - При таком подходе специально моделируется система условий, необходимых и достаточных для самореализации, творческого самовыражения и личностного роста воспитанников.

    - Формируется неповторимый облик образовательно-воспитательного учреждения за счет расширения природной и социальной среды жизнедеятельности воспитанников.

    - Оптимально используются кадровые, финансовые и материально-технические ресурсы воспитательного заведения.

    Деятельностно-отношенческий подход состоит в том, что включая воспитанника в разнообразные виды деятельности по овладению общественным опытом и умело стимулируя его активность или отношение к этой деятельности, можно осуществлять его эффективное воспитание.

    Сторонники  этого подхода (Харламов И.Ф. и др.) считают, что само по себе внешнее  воспитательное воздействие не всегда ведет к желательному результату. Оно может вызывать у воспитываемого как положительную, так и отрицательную реакцию, или может быть нейтральным. Только при условии, когда воспитательное воздействие вызывает у личности внутреннее эмоционально-чувственное переживание (отношение) и возбуждает ее собственную активность в работе над собой, оно оказывает на личность развивающее влияние. Закрепляясь и становясь привычными, такие отношения определяют устойчивое поведение человека в любых условиях, то есть становятся личностными качествами.

    Личностно-ориентированный  подход основан на идеях гуманистического направления в психологии и педагогике. Например, К. Роджерс, выражая свои педагогические взгляды, утверждал, что основой изменений в поведении человека является его способность расти, развиваться и обучаться, опираясь на собственный опыт. Нельзя кого-либо изменить, передавая ему готовый опыт. Можно создать атмосферу, способствующую развитию человека.

    Личностно-ориентированный  подход обеспечивает и поддерживает процессы самопознания, самосозидания, самореализации личности, развития ее неповторимой индивидуальности. Воспитатель в русле данного подхода побуждает воспитанников к нравственному выбору, представляя материал для анализа. При этом средствами воспитания являются дискуссии, ролевые игры, обсуждение ситуаций, анализ и разрешение моделируемых конфликтов.

    Несмотря  на то, что любое воспитание ориентировано  на личность, правомерность названия данного подхода оправдана тем, что здесь приоритет отдается не внешним факторам воспитательного  воздействия, а развивающейся, самоактуализирующейся личности в процессе воспитания. 
 
 
 
 

Понятие о воспитанности  и самовоспитании

    Воспитанность — это вся совокупность личностных качеств, содержащая разнообразные  черты и свойства, сформированные в процессе воспитания. Например, вежливость как элемент воспитанности формируется  на основе интеграции вырабатываемых привычек здороваться, уступать место  взрослым, благодарить за те или  иные услуги. Затем вырабатываются более сложные черты этого  качества: умение проявлять предупредительность, знаки внимания и учтивости; готовность к взаимопомощи; необходимая культура речи, общения и т.д. (Харламов И.Ф.).

    Критерии  воспитанности подразделяются на жесткие и мягкие:

    1. Жесткие критерии — это статистические показатели, характеризующие общий уровень воспитанности молодежи: число совершаемых правонарушений; число молодых людей, отбывающих наказание за преступления; число разводов и распавшихся семей; число детей, брошенных родителями; темпы распространения пьянства, курения, наркомании, проституции и т.д.

    2. Мягкие критерии помогают воспитателям получить общие представления о ходе и результатах воспитательного процесса. Например, критериями эстетической воспитанности могут быть: полнота и разносторонность эстетических знаний, эстетические интересы и потребности, потребность в общении с искусством, проявления эстетических чувств при общении с прекрасным, глубина восприятия произведений искусства, способность и потребность эстетически преобразовывать окружающую действительность.

    Методы  диагностики воспитанности: наблюдение, анкетирование, тестирование, беседы с  воспитанниками и их родителями, анализ результатов деятельности воспитанников, социометрические методы и педагогический консилиум.

      Результаты воспитания чаще всего  имеют отсроченный характер. А  имеющиеся сегодня в педагогике  критерии и методы не дают  возможности достаточно глубоко  и надежно диагностировать часто  скрытые качества личности. Поэтому в основу оценки воспитанности, по мнению профессора И.П. Подласого, должна быть положена общая нравственная направленность личности, а не отдельные ее качества. При этом поведение воспитанника не должно рассматриваться вне связи с его мотивацией. Иногда даже самые гуманные поступки, якобы свидетельствующие о воспитанности человека, на самом деле бывают обусловлены не самыми лучшими побуждениями.

    Наряду  с воспитанностью, среди характеристик  личности выделяют воспитываемостъ, определяемую как потребность и способность к самовоспитанию.

    Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей. Человек — не просто объект социальных воздействий, но он прежде всего субъект социального развития, а также активный субъект саморазвития, в том числе и самовоспитания. Важно не только говорить об усвоении социального опыта индивидом, но и рассматривать личность в качестве активного субъекта социализации.

    Самовоспитание  — это деятельность человека, направленная на изменение своей личности в  соответствии с сознательно поставленными  целями, сложившимися идеалами и убеждениями. Самовоспитание предполагает определенный уровень развития самосознания, способности  к анализу и сопоставлению  своих поступков с поступками других людей.

    В мировом сообществе наметилась тенденция  к самовоспитанию и воспитанию человека на протяжении всей жизни. Она означает:

    • преемственность между дошкольными, внешкольными, школьными учреждениями и вузом в решении воспитательных задач;
    • процесс непрерывного самовоспитания человека в течение жизни;
    • реализацию потребности человека в постоянном обогащении опыта социальных отношений, способов общения и взаимодействия с людьми, техникой, природой, Вселенной.

    Такое воспитание ориентировано на развитие у каждого человека планетарного мышления и осознание принадлежности к человеческому сообществу в прошлом, настоящем и будущем.

    Самовоспитание  осуществляется на основе сформулированных человеком целей, программы действий, контроля за выполнением программы, оценки полученных результатов и самокоррекции.

    Методы  самовоспитания:

    - Самопознание, включающее в себя самонаблюдение, самоанализ, самооценивание, самосравнение.

    - Самообладание, опирающееся на самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоукрепление, самоисповедь, самопринуждение.

    - Самостимулирование, предполагающее самоободрение, самопоощерение, самонаказание и самоограничение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Я считаю, что воспитания в пространстве социализации личности — это процесс формирования, развития личности, включающий в себя как целенаправленное воздействие извне, так и личное самовоспитание.

     Таким образом, развитие, социализация и воспитание воздействуют на индивид с одной и той же целью — полной реализации себя в обществе. При этом: развитие обращено к тому, что уже присуще индивиду, а воспитание обращено, кроме этого, к тому, чего у него нет, что дано в общественной морали, в нравственных нормах и качествах людей. В своем единстве развитие, социализация и воспитание составляют сущность формирования личности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Воспитание в пространстве социализации личности