Воспитание в пространстве социализации личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 11:09, реферат

Краткое описание

Развитие личности — это не только результат наследственности и целенаправленного воспитательского воздействия на нее со стороны семьи, школы и других общественных институтов. На развитие личности также влияют неформальные объединения, трудовые коллективы, друзья, знакомые и множество других социальных факторов. Наиболее адекватным понятием, охватывающим все пространство социальных влияний на формирующуюся личность, является понятие социализации.



Контрольная работа по дисциплине:
«Основы психологии и педагогики»
На тему: «Воспитание в пространстве социализации личности»

Оглавление

Введение 2
Основная часть 3
1. Социализация личности и ее издержки 3
2. Воспитание как целенаправленное воздействие на личность 6
3. Современные подходы к воспитанию 9
4. Понятие о воспитанности и самовоспитании 13
Заключение 16
Список использованной литературы 17

Файлы: 1 файл

Пcихология.docx

— 43.04 Кб (Скачать)

Содержание 

  1. Введение 2
  2. Основная часть 3

    1. Социализация личности и ее издержки 3

     2. Воспитание как целенаправленное воздействие на личность 6

     3. Современные подходы к воспитанию 9

     4. Понятие о воспитанности и самовоспитании 13

  1. Заключение 16

    Список  использованной литературы 17 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение

    Развитие  личности — это не только результат  наследственности и целенаправленного  воспитательского воздействия на нее  со стороны семьи, школы и других общественных институтов. На развитие личности также влияют неформальные объединения, трудовые коллективы, друзья, знакомые и множество других социальных факторов. Наиболее адекватным понятием, охватывающим все пространство социальных влияний на формирующуюся личность, является понятие социализации.

    Социализация  личности — это процесс усвоения человеком социального опыта, то есть социальных норм, ценностей, установок, ролей и правил поведения, присущих данному обществу или социальной группе. При этом личность сохраняет  свою автономию по отношению к  обществу. Она избирательно вводит в свою систему поведения предлагаемые или навязываемые социальные нормы. Осуществляя тот или иной выбор, личность как бы творит сама себя. Все это происходит в процессе активного преобразования социального опыта в свои личностные ценности и ориентиры.

    Цель  данной работы: рассмотреть содержание и сущность воспитания в пространстве социализации личности.

     Задачи: раскрыть содержание понятия «Воспитание в пространстве социализация личности», рассмотреть процесс социализации личности и её источники. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Социализация  личности и ее издержки

    Социализация  — процесс, не поддающийся манипулированию, его нельзя ни ускорить, ни замедлить. Он проходит через две ступени  — первичная охватывает первые два  жизненных цикла — детство  и юность; вторичная — охватывает последние два жизненных цикла  — зрелость и старость. Рассмотрим особенности основных жизненных  циклов или этапов социализации.

    Детство. Длится первые тринадцать лет жизни человека. Ни одно живое существо не имеет такого долгого этапа созревания. Человеческий ребенок рождается более беспомощным по сравнению с детенышами животных, кроме того, жить ему приходится в крайне сложной и меняющейся среде — обществе, отсюда и такой длительный срок развития. В детстве примерно до 5 лет личность формируется на 70%. Стоит запоздать с социализацией, как начнутся необратимые процессы.

    Юность. Начинается с 13 лет. В этот период происходят важные физиологические изменения и психические сдвиги — склонность к противоположному полу, усиление агрессивности, склонности к риску, стремление к независимости, самостоятельности. Если дети послушны, оценивают мир глазами родителей, учителей, то подростки стремятся к созданию собственной системы ценностей. В юности завершается создание социального "Я", формируется мировоззрение. Главная трудность — ролевой конфликт. В правовом отношении подростки рассматриваются как дети, в психологическом — уже созрели для принятия важных решений. Ролевое бесправие и отсутствие опыта толкают юных к экстремальным формам поведения: преступности, наркомании, половой свободе и т. д.

    Зрелость.  Признаками наступления зрелости служат экономическая, политическая и социальная самостоятельность человека. Очень важным показателем является вступление в брак, потому что впервые молодой человек из объекта социализации превращается в ее агента — сначала по отношению к супруге /супругу/, затем — к ребенку. Социализация взрослых людей имеет свою специфику. Американский социолог О. Брим-младший показал, что она выражается, главным образом, в изменении их внешнего поведения, а в ходе социализации детей происходит формирование ценностных ориентаций. Социализация взрослых людей имеет своей целью помочь человеку овладеть определенными навыками и проходит в форме переобучения. А.И.Кравченко утверждает, что данный  процесс распадается на два этапа: I этап — десоциализацию — отучение от старых норм, ценностей, ролей; II этап — ресоциализацию — обучение новым нормам, ценностям, ролям. Иногда человек попадает в столь экстремальные условия, что десоциализация заходит слишком глубоко, разрушая нравственные основы личности, а ресоциализация не может ни восстановить утраченное, ни дать чего-то нового. Такое происходит с людьми, попавшими в тюрьмы, колонии, концлагеря, психиатрические больницы, иногда — в армии.

    Старость. Приспособление к старости не обязательно представляет собой процесс роста. Развитие личности может прекратиться или даже повернуться вспять из-за ослабления физических и психологических возможностей человека, что часто происходит в старости. С уходом на пенсию меняется статус — от работника и кормильца к потребителю. В современном обществе даже роли пожилых людей четко не определены. Вдова уже больше не жена, чиновник, ушедший на пенсию уже не вице-президент. Если в традиционном обществе старики выступают в роли советников, мудрецов, наставников, то в современном обществе они не пользуются особым престижем или почетом. У них растет чувство изолированности, зависимости от других, исчезают жизненные планы. Годам к семидесяти человек, как правило, начинает социализацию к смерти — подготовку моральную и материальную  к окончанию жизни.

    Таким образом, процесс социализации осуществляется на протяжении всей жизни человека, а не только в детстве или юности. В социализации молодых людей особенно важную роль играют родители и сверстники. Родители при этом закладывают базисные устои и долговременные цели, а сверстники влияют больше на сиюминутное поведение, внешность, выбор места отдыха, друзей и т.д. Компании сверстников облегчают также переход молодых людей от состояния зависимости к независимости, от детства к юности.

    Социализация  имеет свои издержки. С одной стороны, личность, которая легко адаптируется во все новых и новых социальных общностях, может также легко утратить свою индивидуальную неповторимость. Постоянное стремление соответствовать ожиданиям других может привести к ее отчуждению от своей сущности.

    С другой стороны, нарушения могут  приводить к асоциальному или  девиантному поведению, то есть отклоняющемуся от культивируемого в данном обществе.

    Причины девиаций в поведении молодых  людей возникают как результат  политической, социально-экономической  и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в ценностных ориентациях молодежи, в результате неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением в силу чрезмерной занятости родителей и других социальных факторов. Разновидности девиантного поведения:

    - делинквентное поведение — характеризуется склонностью к правонарушениям или преступлениям;

    - аддиктивное поведение — предполагает использование каких-либо веществ или специфической активности с целью ухода от реальности и получения желаемых эмоций. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Воспитание  как целенаправленное воздействие на личность

    В отличие от социализации, в процессе которой влияние на личность происходит во многом неорганизованно или стихийно, воспитание — это целенаправленное воздействие на личность.  Воспитание всегда направлено на достижение определенной воспитанности человека, то есть оно  связано со специфическим процессом  формирования нравственных, эстетических, санитарно-гигиенических и других свойств личности.

    Проблемы  воспитания и обучения неразрывно связаны, поскольку данные процессы направлены на человека как целое. На практике трудно выделить сферы исключительного влияния обучающих и воспитательных воздействий на развитие человека: на его эмоции, волю, характер, а также на мотивацию, ценностные ориентации и интеллект. Еще Платон писал: «...самым важным в обучении мы признаем надлежащее воспитание». Однако в научном понимании и организации процессов обучения и воспитания есть свои особенности. Поэтому разделение данных процессов проводится нами с целью объяснения их сущности. Теория и методика воспитания являются разделами общей педагогики, в которых уточняется сущность, принципы и методы, цели и содержание процесса воспитания.

    На  всем протяжении развития педагогической мысли вышеозначенный процесс находился  в фокусе внимания ученых и практиков. И в наше время воспитание  остается  основной категорией педагогики. Содержание данного  явления обновляется по мере развития практического опыта, педагогической науки и ее ведущей доктрины. Общественная практика передачи социального опыта от старшего поколения к младшему сложилась гораздо раньше обозначающего ее термина, поэтому сущность воспитания трактуется  с  различных точек зрения.   В   любом   случае   в   качестве предмета воспитания рассматривается человек, испытывающий соответствующее воздействие.

    Различные типы обществ в разные времена  по-разному понимали смысл и цель воспитания. В современную эпоху  целью воспитания является формирование личности, которая высоко ставит идеалы свободы, демократии, гуманизма, справедливости и имеет научные взгляды на окружающий мир.

    Ориентированная на идеал всесторонне и гармонично развитой личности, воспитательная работа в образовательно-воспитательных учреждениях  Республики Беларусь призвана сосредоточиться  на достижении следующих целей:

    - Формирование самосознания гражданина, ответственного за судьбу своей Родины.

    - Приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям, формирование соответствующего поведения.

    - Развитие у подрастающего человека креативности, то есть способности к творчеству.

    - Помощь в формировании «Я-концепции» личности, в ее самореализации.

    В отличие от технократической, авторитарной педагогики гуманистическая система  воспитания провозглашает следующие  принципы:

    - Уважительные отношения между педагогами и воспитанниками, терпимость к мнению воспитанников, доброе и внимательное отношение к ним. Это создает психологический комфорт, в котором развивающаяся личность чувствует себя защищенной, нужной, значимой.

    - Природосообразность воспитания, которая предполагает обязательный учет половозрастных и других природных особенностей воспитанников.

     -Кулътуросообразность воспитания, то есть опора в воспитательном процессе на национально-культурные традиции своего народа, национально-этническую обрядность, привычки.

    - Гуманизация и эстетизация внутренней и внешней среды образовательно-воспитательного заведения, среды жизнедеятельности и развития воспитанников.

    Основу  содержания такой системы воспитания, по мнению известного российского педагога В.А.Караковского, должны составлять общечеловеческие ценности: Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир. Усвоение этих ценностей должно рождать в человеке добрые черты, высоконравственные потребности и поступки.

    Методы  воспитания: убеждение, пример, упражнение, одобрение, осуждение, требование, контроль за поведением и другие.

    Средства  воспитания — это мероприятия  или виды деятельности воспитанников: учебные занятия, беседы, собрания, вечера, экскурсии, соревнования, олимпиады, а также наглядные пособия, кино, видеофильмы и т.д.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Современные подходы к воспитанию

    В современной педагогике существуют следующие подходы к воспитанию: системный, деятельностно-отношенческий, личностно-ориентированный и другие.

Информация о работе Воспитание в пространстве социализации личности