Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 21:49, реферат
Положение о важной, определяющей роли педагога в процессе обучения является общепризнанным во всех педагогических науках. Термин
«педагогика» имеет два значения. Первое - это область научного знания, наука, второе – область практической деятельности, ремесло, искусство.
Дословный перевод с греческого – «детоводитель» в смысле искусства «вести ребенка по жизни», т.е. обучать, воспитывать его, направлять духовное и телесное развитие. Часто с именами людей, ставших впоследствии знаменитыми, называют и имена воспитавших их педагогов.
1. Введение
2. Требования к личностным качествам педагога
3. Профессиональная компетентность
4. Педагогическая центрация
5. Анализ результатов диагностического исследования
6. Заключение
7. Список литературы
исследуемых.
73 % педагогов
отмечают у себя достаточную
сформированность
66,7 % исследуемых
оценивают высокую
Следующей
по уровню сформированности (64 %) является
группа коммуникативно-режиссерских умений,
включающих перцептивые, экспрессивные,
суггестивные, речевые умения, а
также умения по педагогической режиссуре.
Среди них наиболее сформированными у
педагогов являются культура речи
(умение пользоваться словарным запасом,
устанавливать оптимальный темп речи)
- 82 %; умение вызывать и поддерживать внимание
учащихся - 78 %.
Более 50 % педагогов отмечают у себя несформированность таких умений, как способность по внешнему облику, мимике, пантомимике понять душевное состояние учащихся; способность эмоционально-волевого воздействия; умения в области педагогической режиссуры.
Сформированными у себя организационно-воспитательные умения считают 60% исследуемых. К наименее сформированным умениям в этой группе относятся диагностика уровня воспитанности учащихся, индивидуализация воспитательных воздействий, анализ эффективности учебно-воспитательного процесса, профилактика и коррекция отклоняющегося поведения.
Только половина педагогов обнаруживает у себя профессионально- технологические умения, необходимые для успешной реализации педагогической деятельности.
Особо следует отметить низкий уровень производственно-операционных умений по рабочим специальностям у преподавателей.
Сформированы
в минимальной степени или
практически отсутствуют
Анализ
подтвердил полученные данные о недостаточном
уровне профессиональной компетентности
педагогов. Предлагаемые ситуации были
подобраны таким образом, что
позволяли диагностировать
С первыми из них успешно справились около 80 % педагогов. Решение воспитательных задач вызвало затруднение у 43 %. Задачи, для решения которых требовались знания и умения по развитию личности учащегося, прогнозированию результатов учебно-воспитательного процесса, педагогами практически не были решены.
Таким образом, говоря о профессиональной компетентности исследуемой группы профессионально-педагогических работников, можно отметить:
1) высокий уровень компетентности и стремление к самосовершенствованию, приобретению новых знаний;
2) сформированность знаний и умений, необходимых для решения дидактических и методических задач;
3) недостаточный
уровень профессионально-
4) низкий
уровень психолого-
Следующим компонентом личности педагога являются профессионально важные качества. Обработка результатов показала, что профессионально важные качества выражены в основном достаточно, что характеризует средний уровень их сформированности.
Наиболее ярко выражено у педагогов такое качество, как социальный интеллект (75,5 %), позволяющее личности ориентироваться в межличностных отношениях, в изменяющихся ситуациях общения, устанавливать общее и особенное в поведении людей, адекватно реагировать на их поступки, прогнозировать поведение и поступки окружающих, "прочитывать" человека по его внешнему облику, мимике, поведению, манере держаться. Социальный интеллект характеризует также способность человека ставить стратегические и тактические цели, добиваться их реализации, умение принимать оптимальные решения в условиях неопределенности.
На втором месте по степени сформированности стоит эмоциональная отзывчивость (69%). Данное качество характеризует степень эмоционального отклика, способность педагога приобщаться к эмоциональным переживаниям учащегося, сочувствовать ему, прийти в нужный момент на помощь, создать необходимый эмоциональный фон, соответствующий настроению учащегося и ситуации.
Следующее, наиболее выраженное качество педагога – это требовательность (67%). Шкала измеряет отношение личности к себе и другим людям. Требовательный педагог придерживается правил, которые считает для себя важными. Он способен к целее направленной деятельности и умеет побудить других к достижению поставленных целей и задач. Его отличают строгость, умение настоять на своем, решительность и неспособность идти на компромисс в ущерб учебно-воспитательному процессу.
Далее
по степени сформированности выступает
качество реального педагогического
гуманизма (66,7 %), которое характеризует
способность личности на основании
психологических и
Следующий ранг по степени убывания сформированности имеет качество "совестливость" (65 %), которое характеризует способность личности к нравственному самоконтролю, проявляющемуся в виде осознания, переживания личностью своего отношения к моральным нормам своей социальной среды, всего общества, соответствия своих поступков требованиям этих норм, в виде внутреннего контроля над своим поведением. Для лиц с высоким значением этого фактора характерны такие черты, как ответственность, добросовестность, строгое соблюдение этических стандартов, невозможность компромисса со своими нравственными убеждениями.
Далее по степени выраженности следует социально-профессиональная ответственность (64 %), характеризующая стремление и умение оценивать свое поведение и деятельность с точки зрения пользы или вреда для общества, учебно-педагогического коллектива или отдельной личности, соизмерять свои поступки с господствующими в обществе требованиями, нормами и законами, осознавать свой долг и исполнять его, разумно использовать права и обязанности, рассчитывать свои силы, оценивать профессиональную компетентность и не обвинять в своих неудачах других людей или стечение обстоятельств.
Отчетливо
выражена у педагогов способность
к волевому воздействию
(63 %). Это качество включает в себя осознание
цели, действий, принятие взвешенных решений,
практическое действие по их реализации,
критическую оценку достигнутых результатов.
Близка по степени выраженности к вышеуказанному качеству и профессиональная активность личности (62,3 %). Это качество проявляется в решении задач, интегрирует в себе социальную инициативу, стремление достичь поставленных целей, интерес ко всему новому и необычному.
В меньшей
степени выражена сверхнормативная
активность (51,5 %).
Она предполагает осуществление деятельности,
которая не является строго обязательной,
не входит в должностные обязанности.
Стремление во все вникнуть, принять участие,
попробовать себя на самых трудных участках
работы, не сулящих наград или материальной
выгоды, свидетельствует о готовности
личности к инновационной деятельности.
Это становится фактором, сдерживающим
инновации в профессиональном образовании.
Качество
"доминантность" имеет выраженность
44 %, что характеризует слабую склонность
к лидерству. Низкий показатель свидетельствует
об отсутствии у педагогов стремления
к профессиональной карьере, об их неуверенности
в правильности своих педагогических
воздействий.
Доминантность относится к потенциальной
характеристике личности, и ее недостаточная
выраженность позволяет предположить,
что ныне существующая педагогическая
система не позволяет личности себя реализовать.
Педагогически
значимое качество "эмоциональная
устойчивость" имеет выраженность
43,5 %. Данное качество характеризует
степень противостояния личности стрессам,
психическому напряжению, пессимистическому
настроению, раздражительности. Внешне
оно выражается в выдержке, самообладании,
способности длительно переносить неблагоприятные
психические воздействия.
Выделенный показатель эмоционального
неблагополучия педагогов говорит об
их постоянной психической напряженности,
что, конечно, отрицательно сказывается
на продуктивности их работы, взаимоотношениях
с учащимися и коллегами, порождает синдром
"эмоционального выгорания".
Таким
образом, диагностика показала, что
степень выраженности социально
и профессионально важных качеств
исследуемых педагогических работников
неоднородна, многие профессионально
значимые характеристики недостаточно
выражены. Естественно, это негативно
сказывается на продуктивности деятельности
педагогов, а также на их профессиональном
самочувствии.
Профессиональная дисгармоничность испытуемых
отражает психологическое состояние педагогов
профессиональной школы в целом, невостребованность
социально и профессионально важных качеств
личности, что порождает неудовлетворенность
своей работой.
Обобщенный анализ результатов диагностики степени удовлетворенности основных потребностей показал, что 42 % педагогов не удовлетворяют свои физиологические потребности; у 78,5% частично не удовлетворены потребности в безопасности и защищенности. Благоприятные показатели удовлетворенности социальных потребностей (62 %) являются следствием социономического характера педагогической профессии. Частичная неудовлетворенность (69,6 %) потребности в признании, возможно, является следствием невысокого престижа профессии педагога. Положительной оценки заслуживает преобладание у ряда педагогов (34,8%) потребности в самовыражении, самоосуществлении и самоактуализации. (Эти показатели свидетельствуют о потенциальных возможностях педагогов в совершенствовании и обновлении профессионального начального образования, об их готовности к инновационной деятельности.)
Эти негативные показатели отражают социально-экономическую
ситуацию в стране, сложившуюся в
последние годы. И конечно, субъективное
состояние нужды и
В ходе исследования установлены следующие характеристики по четырем подструктурам личности профессионально успешных педагогов:
. гуманистическая и методическая центрация, потребности в самоосуществлении и самоактуализации, преобладание интернальности над экстернальностью;
. профессиональная
компетентность: психологическая
. профессионально важные качества: социальный интеллект, логическое мышление, коммуникативность, педагогическая рефлексия, эмпатия;
. психофизиологические
свойства: эмоциональная устойчивость
и экстравертированность.
Какие же выводы можно сделать, основываясь на результатах исследования личности и деятельности педагога профессиональной школы?
1. Важным условием достижения
социально-экономических целей
2. Психологическая структура
(центральным звеном) деятельности педагога
является личностно ориентированное педагогическое
общение.
3. Профессиональные функции, содержание
деятельности педагога детерминируют
его профессионально важные характеристики,
ключевые квалификации и ключевые компетенции.
4. Анализ содержания
Информация о работе Воспитание профессиональных качеств педагога