Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 21:49, реферат
Положение о важной, определяющей роли педагога в процессе обучения является общепризнанным во всех педагогических науках. Термин 
«педагогика» имеет два значения. Первое - это область научного знания, наука, второе – область практической деятельности, ремесло, искусство. 
Дословный перевод с греческого – «детоводитель» в смысле искусства «вести ребенка по жизни», т.е. обучать, воспитывать его, направлять духовное и телесное развитие. Часто с именами людей, ставших впоследствии знаменитыми, называют и имена воспитавших их педагогов.
1. Введение
2. Требования  к личностным качествам педагога 
3. Профессиональная компетентность 
4. Педагогическая центрация 
5. Анализ результатов диагностического исследования 
6. Заключение 
7. Список литературы
исследуемых.
73 % педагогов 
отмечают у себя достаточную 
сформированность 
66,7 % исследуемых 
оценивают высокую 
Следующей 
по уровню сформированности (64 %) является 
группа коммуникативно-режиссерских умений, 
включающих перцептивые, экспрессивные, 
суггестивные, речевые умения, а 
также умения по педагогической режиссуре. 
Среди них наиболее сформированными у 
педагогов являются культура речи 
(умение пользоваться словарным запасом, 
устанавливать оптимальный темп речи) 
- 82 %; умение вызывать и поддерживать внимание 
учащихся - 78 %.
Более 50 % педагогов отмечают у себя несформированность таких умений, как способность по внешнему облику, мимике, пантомимике понять душевное состояние учащихся; способность эмоционально-волевого воздействия; умения в области педагогической режиссуры.
Сформированными у себя организационно-воспитательные умения считают 60% исследуемых. К наименее сформированным умениям в этой группе относятся диагностика уровня воспитанности учащихся, индивидуализация воспитательных воздействий, анализ эффективности учебно-воспитательного процесса, профилактика и коррекция отклоняющегося поведения.
Только половина педагогов обнаруживает у себя профессионально- технологические умения, необходимые для успешной реализации педагогической деятельности.
Особо следует отметить низкий уровень производственно-операционных умений по рабочим специальностям у преподавателей.
Сформированы 
в минимальной степени или 
практически отсутствуют 
Анализ 
подтвердил полученные данные о недостаточном 
уровне профессиональной компетентности 
педагогов. Предлагаемые ситуации были 
подобраны таким образом, что 
позволяли диагностировать 
С первыми из них успешно справились около 80 % педагогов. Решение воспитательных задач вызвало затруднение у 43 %. Задачи, для решения которых требовались знания и умения по развитию личности учащегося, прогнозированию результатов учебно-воспитательного процесса, педагогами практически не были решены.
Таким образом, говоря о профессиональной компетентности исследуемой группы профессионально-педагогических работников, можно отметить:
1) высокий уровень компетентности и стремление к самосовершенствованию, приобретению новых знаний;
2) сформированность знаний и умений, необходимых для решения дидактических и методических задач;
3) недостаточный 
уровень профессионально-
4) низкий 
уровень психолого-
Следующим компонентом личности педагога являются профессионально важные качества. Обработка результатов показала, что профессионально важные качества выражены в основном достаточно, что характеризует средний уровень их сформированности.
Наиболее ярко выражено у педагогов такое качество, как социальный интеллект (75,5 %), позволяющее личности ориентироваться в межличностных отношениях, в изменяющихся ситуациях общения, устанавливать общее и особенное в поведении людей, адекватно реагировать на их поступки, прогнозировать поведение и поступки окружающих, "прочитывать" человека по его внешнему облику, мимике, поведению, манере держаться. Социальный интеллект характеризует также способность человека ставить стратегические и тактические цели, добиваться их реализации, умение принимать оптимальные решения в условиях неопределенности.
На втором месте по степени сформированности стоит эмоциональная отзывчивость (69%). Данное качество характеризует степень эмоционального отклика, способность педагога приобщаться к эмоциональным переживаниям учащегося, сочувствовать ему, прийти в нужный момент на помощь, создать необходимый эмоциональный фон, соответствующий настроению учащегося и ситуации.
Следующее, наиболее выраженное качество педагога – это требовательность (67%). Шкала измеряет отношение личности к себе и другим людям. Требовательный педагог придерживается правил, которые считает для себя важными. Он способен к целее направленной деятельности и умеет побудить других к достижению поставленных целей и задач. Его отличают строгость, умение настоять на своем, решительность и неспособность идти на компромисс в ущерб учебно-воспитательному процессу.
Далее 
по степени сформированности выступает 
качество реального педагогического 
гуманизма (66,7 %), которое характеризует 
способность личности на основании 
психологических и 
Следующий ранг по степени убывания сформированности имеет качество "совестливость" (65 %), которое характеризует способность личности к нравственному самоконтролю, проявляющемуся в виде осознания, переживания личностью своего отношения к моральным нормам своей социальной среды, всего общества, соответствия своих поступков требованиям этих норм, в виде внутреннего контроля над своим поведением. Для лиц с высоким значением этого фактора характерны такие черты, как ответственность, добросовестность, строгое соблюдение этических стандартов, невозможность компромисса со своими нравственными убеждениями.
Далее по степени выраженности следует социально-профессиональная ответственность (64 %), характеризующая стремление и умение оценивать свое поведение и деятельность с точки зрения пользы или вреда для общества, учебно-педагогического коллектива или отдельной личности, соизмерять свои поступки с господствующими в обществе требованиями, нормами и законами, осознавать свой долг и исполнять его, разумно использовать права и обязанности, рассчитывать свои силы, оценивать профессиональную компетентность и не обвинять в своих неудачах других людей или стечение обстоятельств.
Отчетливо 
выражена у педагогов способность 
к волевому воздействию 
(63 %). Это качество включает в себя осознание 
цели, действий, принятие взвешенных решений, 
практическое действие по их реализации, 
критическую оценку достигнутых результатов.
Близка по степени выраженности к вышеуказанному качеству и профессиональная активность личности (62,3 %). Это качество проявляется в решении задач, интегрирует в себе социальную инициативу, стремление достичь поставленных целей, интерес ко всему новому и необычному.
В меньшей 
степени выражена сверхнормативная 
активность (51,5 %). 
Она предполагает осуществление деятельности, 
которая не является строго обязательной, 
не входит в должностные обязанности. 
Стремление во все вникнуть, принять участие, 
попробовать себя на самых трудных участках 
работы, не сулящих наград или материальной 
выгоды, свидетельствует о готовности 
личности к инновационной деятельности. 
Это становится фактором, сдерживающим 
инновации в профессиональном образовании.
Качество 
"доминантность" имеет выраженность 
44 %, что характеризует слабую склонность 
к лидерству. Низкий показатель свидетельствует 
об отсутствии у педагогов стремления 
к профессиональной карьере, об их неуверенности 
в правильности своих педагогических 
воздействий. 
Доминантность относится к потенциальной 
характеристике личности, и ее недостаточная 
выраженность позволяет предположить, 
что ныне существующая педагогическая 
система не позволяет личности себя реализовать.
Педагогически 
значимое качество "эмоциональная 
устойчивость" имеет выраженность 
43,5 %. Данное качество характеризует 
степень противостояния личности стрессам, 
психическому напряжению, пессимистическому 
настроению, раздражительности. Внешне 
оно выражается в выдержке, самообладании, 
способности длительно переносить неблагоприятные 
психические воздействия. 
Выделенный показатель эмоционального 
неблагополучия педагогов говорит об 
их постоянной психической напряженности, 
что, конечно, отрицательно сказывается 
на продуктивности их работы, взаимоотношениях 
с учащимися и коллегами, порождает синдром 
"эмоционального выгорания".
Таким 
образом, диагностика показала, что 
степень выраженности социально 
и профессионально важных качеств 
исследуемых педагогических работников 
неоднородна, многие профессионально 
значимые характеристики недостаточно 
выражены. Естественно, это негативно 
сказывается на продуктивности деятельности 
педагогов, а также на их профессиональном 
самочувствии. 
Профессиональная дисгармоничность испытуемых 
отражает психологическое состояние педагогов 
профессиональной школы в целом, невостребованность 
социально и профессионально важных качеств 
личности, что порождает неудовлетворенность 
своей работой.
Обобщенный анализ результатов диагностики степени удовлетворенности основных потребностей показал, что 42 % педагогов не удовлетворяют свои физиологические потребности; у 78,5% частично не удовлетворены потребности в безопасности и защищенности. Благоприятные показатели удовлетворенности социальных потребностей (62 %) являются следствием социономического характера педагогической профессии. Частичная неудовлетворенность (69,6 %) потребности в признании, возможно, является следствием невысокого престижа профессии педагога. Положительной оценки заслуживает преобладание у ряда педагогов (34,8%) потребности в самовыражении, самоосуществлении и самоактуализации. (Эти показатели свидетельствуют о потенциальных возможностях педагогов в совершенствовании и обновлении профессионального начального образования, об их готовности к инновационной деятельности.)
 
Эти негативные показатели отражают социально-экономическую 
ситуацию в стране, сложившуюся в 
последние годы. И конечно, субъективное 
состояние нужды и 
В ходе исследования установлены следующие характеристики по четырем подструктурам личности профессионально успешных педагогов:
. гуманистическая и методическая центрация, потребности в самоосуществлении и самоактуализации, преобладание интернальности над экстернальностью;
. профессиональная 
компетентность: психологическая 
. профессионально важные качества: социальный интеллект, логическое мышление, коммуникативность, педагогическая рефлексия, эмпатия;
. психофизиологические 
свойства: эмоциональная устойчивость 
и экстравертированность. 
Какие же выводы можно сделать, основываясь на результатах исследования личности и деятельности педагога профессиональной школы?
 
1. Важным условием достижения 
социально-экономических целей 
 
2. Психологическая структура 
(центральным звеном) деятельности педагога 
является личностно ориентированное педагогическое 
общение.
 
3. Профессиональные функции, содержание 
деятельности педагога детерминируют 
его профессионально важные характеристики, 
ключевые квалификации и ключевые компетенции.
 
4. Анализ содержания 
Информация о работе Воспитание профессиональных качеств педагога