Воспитание профессиональных качеств педагога

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 21:49, реферат

Краткое описание

Положение о важной, определяющей роли педагога в процессе обучения является общепризнанным во всех педагогических науках. Термин
«педагогика» имеет два значения. Первое - это область научного знания, наука, второе – область практической деятельности, ремесло, искусство.
Дословный перевод с греческого – «детоводитель» в смысле искусства «вести ребенка по жизни», т.е. обучать, воспитывать его, направлять духовное и телесное развитие. Часто с именами людей, ставших впоследствии знаменитыми, называют и имена воспитавших их педагогов.

Оглавление

1. Введение
2. Требования к личностным качествам педагога
3. Профессиональная компетентность
4. Педагогическая центрация
5. Анализ результатов диагностического исследования
6. Заключение
7. Список литературы

Файлы: 1 файл

воспитание проф качеств педагога.doc

— 78.50 Кб (Скачать)

исследуемых.

73 % педагогов  отмечают у себя достаточную  сформированность организационно-методических  умений по реализации учебно-воспитательного  процесса: формированию мотивации учения, организации учебно-профессиональной деятельности учащихся.

66,7 % исследуемых  оценивают высокую выраженность  у себя дидактических умений. Это общепедагогические умения  по определению конкретных целей  обучения, выбору адекватных форм, методов и средств обучения, конструированию  педагогических ситуаций, объяснению учебного материала.

Следующей по уровню сформированности (64 %) является группа коммуникативно-режиссерских умений, включающих перцептивые, экспрессивные, суггестивные, речевые умения, а  также умения по педагогической режиссуре. 
Среди них наиболее сформированными у педагогов являются культура речи 
(умение пользоваться словарным запасом, устанавливать оптимальный темп речи) - 82 %; умение вызывать и поддерживать внимание учащихся - 78 %.

Более 50 % педагогов отмечают у себя несформированность таких умений, как способность по внешнему облику, мимике, пантомимике понять душевное состояние учащихся; способность эмоционально-волевого воздействия; умения в области педагогической режиссуры.

Сформированными у себя организационно-воспитательные умения считают 60% исследуемых. К наименее сформированным умениям в этой группе относятся диагностика уровня воспитанности учащихся, индивидуализация воспитательных воздействий, анализ эффективности учебно-воспитательного процесса, профилактика и коррекция отклоняющегося поведения.

Только  половина педагогов обнаруживает у  себя профессионально- технологические  умения, необходимые для успешной реализации педагогической деятельности.

Особо следует отметить низкий уровень  производственно-операционных умений по рабочим специальностям у преподавателей.

Сформированы  в минимальной степени или  практически отсутствуют прогностические  умения по планированию успешности учебно-воспитательного  процесса, анализу педагогических ситуаций, построению альтернативных способов реализации педагогической деятельности, проектированию развития личности и коллектива.

Анализ  подтвердил полученные данные о недостаточном  уровне профессиональной компетентности педагогов. Предлагаемые ситуации были подобраны таким образом, что  позволяли диагностировать умения по решению дидактических, воспитательных, а также связанных с развитием личности профессиональных типовых задач.

С первыми  из них успешно справились около 80 % педагогов. Решение воспитательных задач вызвало затруднение у 43 %. Задачи, для решения которых  требовались знания и умения по развитию личности учащегося, прогнозированию результатов учебно-воспитательного процесса, педагогами практически не были решены.

Таким образом, говоря о профессиональной компетентности исследуемой группы профессионально-педагогических работников, можно отметить:

1) высокий  уровень компетентности и стремление к самосовершенствованию, приобретению новых знаний;

2) сформированность  знаний и умений, необходимых  для решения дидактических и  методических задач;

3) недостаточный  уровень профессионально-технологической  подготовленности (в том числе  производственно-операционных умений по рабочим профессиям);

4) низкий  уровень психолого-педагогических  знаний и умений, необходимых  для реализации развивающей функции  педагога профессиональной школы.

Следующим компонентом личности педагога являются профессионально важные качества. Обработка результатов показала, что профессионально важные качества выражены в основном достаточно, что характеризует средний уровень их сформированности.

Наиболее  ярко выражено у педагогов такое  качество, как социальный интеллект (75,5 %), позволяющее личности ориентироваться в межличностных отношениях, в изменяющихся ситуациях общения, устанавливать общее и особенное в поведении людей, адекватно реагировать на их поступки, прогнозировать поведение и поступки окружающих, "прочитывать" человека по его внешнему облику, мимике, поведению, манере держаться. Социальный интеллект характеризует также способность человека ставить стратегические и тактические цели, добиваться их реализации, умение принимать оптимальные решения в условиях неопределенности.

На втором месте по степени сформированности стоит эмоциональная отзывчивость (69%). Данное качество характеризует степень эмоционального отклика, способность педагога приобщаться к эмоциональным переживаниям учащегося, сочувствовать ему, прийти в нужный момент на помощь, создать необходимый эмоциональный фон, соответствующий настроению учащегося и ситуации.

Следующее, наиболее выраженное качество педагога – это требовательность (67%). Шкала измеряет отношение личности к себе и другим людям. Требовательный педагог придерживается правил, которые считает для себя важными. Он способен к целее направленной деятельности и умеет побудить других к достижению поставленных целей и задач. Его отличают строгость, умение настоять на своем, решительность и неспособность идти на компромисс в ущерб учебно-воспитательному процессу.

Далее по степени сформированности выступает  качество реального педагогического  гуманизма (66,7 %), которое характеризует  способность личности на основании  психологических и педагогических знаний подходить к воспитанию растущего человека, учитывая его индивидуальные способности и особенности его развития и характера, если они не соответствуют общепринятым педагогическим нормам.

Следующий ранг по степени убывания сформированности имеет качество "совестливость" (65 %), которое характеризует способность личности к нравственному самоконтролю, проявляющемуся в виде осознания, переживания личностью своего отношения к моральным нормам своей социальной среды, всего общества, соответствия своих поступков требованиям этих норм, в виде внутреннего контроля над своим поведением. Для лиц с высоким значением этого фактора характерны такие черты, как ответственность, добросовестность, строгое соблюдение этических стандартов, невозможность компромисса со своими нравственными убеждениями.

Далее по степени выраженности следует  социально-профессиональная ответственность (64 %), характеризующая стремление и  умение оценивать свое поведение  и деятельность с точки зрения пользы или вреда для общества, учебно-педагогического коллектива или отдельной личности, соизмерять свои поступки с господствующими в обществе требованиями, нормами и законами, осознавать свой долг и исполнять его, разумно использовать права и обязанности, рассчитывать свои силы, оценивать профессиональную компетентность и не обвинять в своих неудачах других людей или стечение обстоятельств.

Отчетливо выражена у педагогов способность  к волевому воздействию 
(63 %). Это качество включает в себя осознание цели, действий, принятие взвешенных решений, практическое действие по их реализации, критическую оценку достигнутых результатов.

Близка  по степени выраженности к вышеуказанному качеству и профессиональная активность личности (62,3 %). Это качество проявляется  в решении задач, интегрирует  в себе социальную инициативу, стремление достичь поставленных целей, интерес ко всему новому и необычному.

В меньшей  степени выражена сверхнормативная активность (51,5 %). 
Она предполагает осуществление деятельности, которая не является строго обязательной, не входит в должностные обязанности. Стремление во все вникнуть, принять участие, попробовать себя на самых трудных участках работы, не сулящих наград или материальной выгоды, свидетельствует о готовности личности к инновационной деятельности. Это становится фактором, сдерживающим инновации в профессиональном образовании.

Качество "доминантность" имеет выраженность 44 %, что характеризует слабую склонность к лидерству. Низкий показатель свидетельствует  об отсутствии у педагогов стремления к профессиональной карьере, об их неуверенности в правильности своих педагогических воздействий. 
Доминантность относится к потенциальной характеристике личности, и ее недостаточная выраженность позволяет предположить, что ныне существующая педагогическая система не позволяет личности себя реализовать.

Педагогически значимое качество "эмоциональная  устойчивость" имеет выраженность 43,5 %. Данное качество характеризует  степень противостояния личности стрессам, психическому напряжению, пессимистическому  настроению, раздражительности. Внешне оно выражается в выдержке, самообладании, способности длительно переносить неблагоприятные психические воздействия. 
Выделенный показатель эмоционального неблагополучия педагогов говорит об их постоянной психической напряженности, что, конечно, отрицательно сказывается на продуктивности их работы, взаимоотношениях с учащимися и коллегами, порождает синдром "эмоционального выгорания".

Таким образом, диагностика показала, что  степень выраженности социально  и профессионально важных качеств  исследуемых педагогических работников неоднородна, многие профессионально значимые характеристики недостаточно выражены. Естественно, это негативно сказывается на продуктивности деятельности педагогов, а также на их профессиональном самочувствии. 
Профессиональная дисгармоничность испытуемых отражает психологическое состояние педагогов профессиональной школы в целом, невостребованность социально и профессионально важных качеств личности, что порождает неудовлетворенность своей работой.

Обобщенный  анализ результатов диагностики степени удовлетворенности основных потребностей показал, что 42 % педагогов не удовлетворяют свои физиологические потребности; у 78,5% частично не удовлетворены потребности в безопасности и защищенности. Благоприятные показатели удовлетворенности социальных потребностей (62 %) являются следствием социономического характера педагогической профессии. Частичная неудовлетворенность (69,6 %) потребности в признании, возможно, является следствием невысокого престижа профессии педагога. Положительной оценки заслуживает преобладание у ряда педагогов (34,8%) потребности в самовыражении, самоосуществлении и самоактуализации. (Эти показатели свидетельствуют о потенциальных возможностях педагогов в совершенствовании и обновлении профессионального начального образования, об их готовности к инновационной деятельности.)

 
Эти негативные показатели отражают социально-экономическую  ситуацию в стране, сложившуюся в  последние годы. И конечно, субъективное состояние нужды и беззащитности  негативно сказывается на педагогической деятельности, порождает психическую напряженность во взаимоотношениях с учащимися и коллегами.

В ходе исследования установлены следующие  характеристики по четырем подструктурам  личности профессионально успешных педагогов:

. гуманистическая  и методическая центрация, потребности в самоосуществлении и самоактуализации, преобладание интернальности над экстернальностью;

. профессиональная  компетентность: психологическая компетентность  и социально-коммуникативная адаптивность;

. профессионально  важные качества: социальный интеллект, логическое мышление, коммуникативность, педагогическая рефлексия, эмпатия;

. психофизиологические  свойства: эмоциональная устойчивость  и экстравертированность. 

Какие же выводы можно сделать, основываясь  на результатах исследования личности и деятельности педагога профессиональной школы?

 
1. Важным условием достижения  социально-экономических целей обновления  общества является опережающее  профессиональное образование. Обеспечение  опережающего характера образования  возможно при условии перехода к личностно ориентированному обучению.

 
2. Психологическая структура деятельности  включает деятельность, направляемую  мотивами и стратегическими целями; педагогическое взаимодействие, определяемое  тактическими и операциональными  целями; способы осуществления педагогического взаимодействия, применение которых зависит от условий выполнения действий и операций. Тематическим ядром 
(центральным звеном) деятельности педагога является личностно ориентированное педагогическое общение.

 
3. Профессиональные функции, содержание деятельности педагога детерминируют его профессионально важные характеристики, ключевые квалификации и ключевые компетенции.

 
4. Анализ содержания профессионально-педагогической  деятельности позволяет выделить  три уровня ее реализации: виды деятельности, типовые задачи, профессионально-педагогические умения.

Информация о работе Воспитание профессиональных качеств педагога