Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2014 в 22:47, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность. Современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка.
Особую группу чувств составляют высшие чувства: нравственные, эстетические, интеллектуальные.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………...………3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
1.1 Анализ теории вопроса воспитания нравственно-патриотических чувств
у детей в педагогической литературе……………………………………............6
1.2.«Механизм» и задачи нравственного воспитания……………………….…8
1.3. Средства и методы нравственного воспитания..…………………………13
ГЛАВА II. ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОУ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ИСТОРИЕЙ И КУЛЬТУРОЙ РОДНОГО ГОРОДА И СТРАНЫ
2.1. Взаимодействие педагогов с родителями детей в ДОУ…………….....…18
2.2. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного
возраста через ознакомление с историей и культурой родного города и страны при взаимодействии с родителями……………………………………..…..23
2.3. Совместная работа педагогов и семьи по воспитанию нравственно-патриотических чувств у дошкольников в МДОУ црр-детском саду №19 г.Подольска………………………………………………………………………25
Заключение……………………………………………………………………….29
Список литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ.docx

— 127.55 Кб (Скачать)

Для того чтобы знания эти были более глубокими и прочными, мы много внимания уделяли предварительной работе. К празднику «День Победы» папам предлагалось рассказать о военной технике. Наши родители всегда принимают  участие в подготовке праздников.

          Стало доброй традицией проведение с детьми и родителями тематических бесед с использованием фотографий, иллюстраций. Мы побуждали детей делать выводы, давать нравственные оценки. Немало рассказов было о подвигах людей, именами которых названы улицы.

В помощь родителям была организована рубрика «Почитай детям». Кроме этого для родителей были подготовлены консультации на тему: «Дружеские отношения взрослых и детей в семье - основа воспитания положительных черт характера ребенка», «Будем вежливы…», «Как организовать Новогодний праздник дома», «Как правильно общаться с детьми» и другие.

          В мае обычно проводится акция «Пусть наш город будет чистым!», в которой родителям и детям предлагалось очистить от мусора путь следования к детскому саду, принять участие в озеленении и благоустройстве участка детского сада: посадке деревьев, цветов.

В результате, папы и мамы стали нашими главными помощниками в организации экскурсий: «Музей боевой славы», «памятник Подольским курсантам», «Библиотека» и т.д. Родители старались стать для своих детей примером отношения к своему городу, к месту, где живешь. Это была одна из главных задач, которую мы ставили перед собой, работая с родителями воспитанников.

Совместная деятельность с родителями стала основой для дальнейшего формирования нравственно-патриотических чувств у детей. Совместно с родителями наших воспитанников мы старалась научить детей искренне любить свой дом, проявлять чувство сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, учили детей самостоятельно решать проблемы, возникающие в жизни. Всё это, является предпосылкой, способствующей воспитанию гражданина и патриота своей страны, формированию нравственных ценностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

           В соответствии с задачами исследования были изучены теоретические аспекты воспитания нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города и страны.

Было выяснено, что единого подхода к определению «нравственное воспитание» не существует, но большинство современных педагогов тактируют это понятие как систематическое воздействие, процесс, направленный на приобщение детей к ценностям конкретного общества, формирование у них моральных качеств, убежденности в значимости нравственных норм. Нравственно-патриотическое воспитание детей, по общему мнению, является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Оно включает в себя воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, формирование бережного отношения к природе, уважения к труду, расширение представлений о стране, развитие чувств ответственности и гордости за достижения страны, чувство уважения к другим народам.

Работа ведется последовательно: от более близкого (семья, детский сад, микрорайон), к более сложному (город, страна).

 Семья ребенка является ключевым звеном в нравственно-патриотическом воспитании детей. За воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать и дополнить их воспитательную работу, воспитание у детей патриотических чувств необходимо осуществлять в тесной связи с родителями, семьей.

Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности.

Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения необходимо осуществлять на основе принципа единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности. Предъявляя воспитанникам согласованные требования, помогая друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие.

В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т.д.

Задача ДОУ – приобщить родителей к педагогическому процессу, расширить сферу участия родителей в организации жизни дошкольника в ДОУ, создавая условия для творческой самореализации не только педагогов, детей, но и родителей.

Мы пришли к выводу, что для успешного формирования нравственных представлений и поступков необходимо:

- полное понимание сущности  нравственного воспитания как  психолого-педагогического процесса;

- знание “механизмов” формирования  нравственности;

- умение планировать работу  по формированию культуры поведения, уметь разрабатывать и применять  на практике пути и средства нравственного воспитания.

Воспитание патриотических чувств через привитие люби к родному краю представляет собой совокупность общечеловеческих ценностей: понятия любви, дружбы, добра, истины сливаются с познавательной активностью, представлениями о современной действительности, деятельно-практическим отношением к миру.

Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа, к которому он принадлежит, свое место в окружающем мире. Но и этого мало. Чтобы быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и учить этому других. Если целостность этого процесса нарушится, будут потеряны ориентиры развития, разрушатся связи между поколениями.

Воспитание патриотических чувств, было, есть и будет одним из главных составляющих воспитания маленького гражданина, поэтому - очень важно привить ему именно общие непреходящие человеческие ценности, давать понятия об универсальных средствах жизнедеятельности. Только равноправная, свободная в выборе личность может смело шагать вперед, занимать активную жизненную позицию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П., Постникова М.П. Система патриотического воспитания в ДОУ, планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий. М.: Учитель, 2007.
  2. Алябьева Е. А. «Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками». – М., 2009
  3. Болотина Л.Р. ,Комарова Т. С. , Баранов С. П. «Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. 2-е изд.». – М: Издательский центр «Академия», 2007.
  4. Бордовская., Н.В. Реан А.А.Педагогика. Учебник для вузов СПб: Издательство “ Питер",2000.
  5. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М.: Просвещение, 2008. –328с.
  6. Возрастная и педагогическая психология. // М.В. Матюхина, Т. С. Михальчук, Прокина Н.Ф. и др.; Под. ред. Гамезо М.В. и др. – М. , 1984.
  7. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/Под ред. А.М. Виноградовой., М., 1991.
  8. Дошкольная педагогика: методика и организация воспитания в детском саду Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 2001.
  9. Запорожец А.В. Детская эмоциональность: Педагогика. – М.: «Академия», 2000. – 512 с.
  10. Зеленова Н.Г. Мы живем в России: старшая группа. Мы живем в России: подготовительная к школе группа. М.: Скрипторий. 2003, 2008.
  11. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. - М.: Сфера, 2004 - 112 с.
  12. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 2009.
  13. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф., Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие, М., 2007.
  14. Константинов Н.А., Медынский Е.Н. История педагогики. М.,-1982.- 445с.
  15. Лихачев Б.Т. Педагогика. – М, 1992. – с. 463.
  16. Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет. – М., 2004 – 96 с.
  17. Нравственно-эстетическое воспитание ребёнка в детском саду. // Ветлугина Н. А., Казакова Т. Г. и др. ; Под. ред. Ветлугиной Н. А.
  18. Островская Л. Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников. – М., 1987. – с. 143.
  19. Харламов И.Ф. Педагогика: 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1990.
  20. Цеева Л.Х., Петрова Н.В. Дошкольная педагогика: Учебное пособие. г.Майкоп, 2004.
  21. Белоногова Г., Хитрова Л. Педагогические знания - родителям // Дошкольное воспитание. - 2003. -  № 1. - С. 82 – 92.
  22. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 1. - С. 60 - 68.
  23. Козлова С. А. «Нравственное воспитание детей в современном мире». //Дошкольное воспитание. - 2001. - № 9.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

МОДЕЛЬ РАБОТЫ ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ

 ВОСПИТАНИЮ

 

 
Приложение 2

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

Средняя группа

Месяц

Тема

Программное содержание

Работа с детьми

Сентябрь

Что такое детский сад?

Воспитывать  в детях дружелюбное отношение друг к другу, желание играть вместе, общаться, дружить, развивать коммуникативные навыки, способствовать благополучной адаптации детей в группе.

 Беседы о дружбе, детском  саде, о труде взрослых в детском  саду.

Экскурсия по детскому саду, наблюдение за трудом сотрудников, беседы с нами.

Пословицы и поговорки о труде, о дружбе.

Мой дом

Воспитывать в детях гуманные чувства по отношению к своему дому, желание рассказывать о нём своим друзьям, закреплять понимание духовной ценности домашнего очага для каждого человека.

Беседы о доме, членах семьи, семейных традициях.

Рисование на тему «Мой дом».

Разучивание пословиц и поговорок о родном доме.

Чтение сказок «Теремок», «Заюшкина избушка», «Маша и медведь».

Октябрь

Моя семья

Воспитывать в детях добрые, нежные чувства к членам своей семьи, формировать этические эталоны поведения в семье, закреплять умение называть имена членов своей семьи, коротко рассказывать о своей семье.

Беседы о членах семьи, семейных праздниках, семейном отдыхе.

Осень в русском лесу

Развивать у детей интерес к родной природе, пробуждать эстетические чувства, воспитывать умение передавать в высказываниях своё отношение к животным.

Беседы о красоте осеннего русского леса.

Рассматривание иллюстраций осеннего леса, картинок животных.

Загадки о животных.

Дидактические игры: «У кого какой домик», «Покорми животное».

Рисование, лепка, аппликация животных, птиц, растений русского леса.

Ноябрь

 

Родной город

Закрепить название родного города, домашний адрес, формировать у детей чувство любви к своему родному краю.

Беседа о родном городе.

Рассматривание иллюстраций с видами родного города.

Прослушивание стихов о родине.

Дидактическая игра «Кто, где живёт».

Транспорт родного города

Закрепить названия разных видов транспорта, формировать представления о правилах дорожного движения, формировать патриотические чувства, представление о том, что такое малая родина.

Беседы о городском транспорте.

Рассматривание картинок с изображением транспорта.

Дидактические игры «Светофор», «На чём едем, летим, плывём?».

Рисование, аппликация по теме «Транспорт».

Декабрь

Зима в родном городе

Расширять представления о зимних природных явлениях, приспособленности человека к жизни зимой, пробуждать эстетические чувства, связанные с красотой русской зимы. Познакомить детей с названием рек родного города.

Беседы о русской зиме.

Рассматривание иллюстраций зимних городских пейзажей.

Дидактические игры «Что надеть зимой», «Назови зимние игры».

Новогодний праздник

Средствами эстетического воспитания побуждать детей радоваться новогодним праздникам, восхищаться нарядной ёлкой, воспитывать желание дарить подарки своим близким.

Изготовление атрибутов для украшения группы, новогодних игрушек, подарков для родных.

Разучивание стихов, песен.

Январь

Достопримечательности родного города

Закрепить у детей название родного города, реки, формировать патриотические чувства, познакомить детей с достопримечательностями родного города.

Беседы о родном городе.

Рассматривание альбомов, открыток, фотографий с видами родного города.

Моя Родина-Россия

Формировать у детей представление о России как о родной стране, чувство любви к своей Родине, закрепить название «Россия».

Рассматривание иллюстраций с разными климатическими зонами России.

Чтение стихотворений о Родине.

Пословицы и поговорки о Родине.

Февраль

Государственные символы России - флаг

Закрепить и обобщить знания детей о государственном символе России – флаге, познакомить с цветами государственного флага РФ, их символическим значением. Формировать уважительное отношение к флагу РФ, знать назначение государственного флага.

Рассматривание изображения государственного флага РФ.

Рисование «Флаг России».

Дидактическая игра «Узнай наш флаг».

День защитников Отечества

Формировать чувство уважения к защитникам Родины, развивать патриотические чувства.

Чтение художественной литературы о подвиге наших соотечественников во время Великой Отечественной войны.

Изготовление подарков для пап и дедушек.

Март

 

Мама-первое

слово

Средствами эстетического воспитания формировать в сознании детей образ мамы как самого дорогого человека. Воспитывать духовно – нравственные чувства.

Изготовление подарков для мам и бабушек.

Разучивание стихотворений о мамах и бабушках.

Государственные символы России - герб

Закрепить и обобщить знания детей о государственном символе России – гербе, сформировать уважительное отношение к гербу РФ.

Рассматривание изображения государственного герба РФ, рассматривание герба на монетах, на документах.

Дидактическая игра «Узнай наш герб».

Апрель

Государственные символы России - гимн

Познакомить детей с государственным гимном, формировать представления о правилах поведения при прослушивании государственного гимна РФ.

Прослушивание государственного гимна РФ.

Весна

Развивать у детей интерес и любовь к родной природе, познакомить детей с признаками весны, закреплять умение наблюдать явления природы и устанавливать связи между ними.

Дидактические игры «Узнай по описанию», «Когда это бывает».

Чтение стихов и художественной литературы о весне.

Рисование, аппликация на тему «Весна».

Май

Русская матрёшка. Дымковская игрушка

Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно – прикладного искусства, фольклору России, развивать чувства национальной гордости при изучении народных промыслов.

Рассматривание и игры с матрёшками.

Рассматривание и игры с дымковскими игрушками.

Рисование: «Матрёшка», «Дымковская игрушка».

Итоговая диагностика уровня знаний детей по программе

Обследование детей на определение итоговых знаний по программе.

Беседы с детьми.

Дидактические игры «Когда это бывает?», «Что где растёт», «Кто где живёт», «Домашний адрес», «Узнай наш флаг, герб».

Старшая группа

Месяц

Тема

Программное содержание

Работа с детьми

Сентябрь

Моя улица

Формировать у детей интерес к своей малой родине, улицам, жилым домам, закрепить знание домашнего адреса, учить детей правилам безопасного перехода через дорогу, обогащать словарь детей словами: газон, тротуар, пешеходный переход, пешеходы, проезжая часть.

Беседы о родной улице.

Рисование: «Моя улица».

Подвижная игра «Ручеёк».

Сюжетно-ролевая игра «Мы – пешеходы».

Городские здания

Формировать у детей интерес к родному городу. Познакомить детей с разными видами городских зданий, их назначением, объяснить, что дома бывают жилые и нежилые, пополнять словарь: школа, библиотека, парикмахерская, аптека, больница, банк, магазин.

Рассматривание иллюстраций и фотографий городских зданий.

Пословицы и поговорки о доме.

Октябрь

Золотая осень

Развивать у детей интерес и любовь к родной природе, её красоте, пробуждать эстетические чувства. Познакомить детей с поэтическими представлениями русского народа об осени.

Беседы об осенних приметах в родном городе.

Рисование осенних листьев, осенних деревьев.

Рассматривание осенних пейзажей.

Чтение стихотворений русских поэтов об осени.

Народные приметы об осенних месяцах, пословицы о приметах погоды.

Зачем нужна деревня?

Познакомить детей с особенностями жизни людей в деревне, характером их занятий, формировать у детей интерес и любовь к своей малой родине.

Беседа о жизни людей в деревне.

Рассматривание иллюстраций.

Чтение художественной литературы о жизни в деревне.

Ноябрь

Почта

Развивать у детей интерес к родному городу, познакомить с особенностями работы людей на почте. Пополнять словарь детей: почтальон, письмо, конверты, посылки.

Беседы о средствах связи людей в разных городах.

Чтение произведений Н. Носова «Телефон», С. Михалкова «Почта».

Сюжетно-ролевые игры: «На почте», «Отправим письмо».

Наземный пассажирский транспорт родного города

Познакомить детей с разными видами транспорта родного города, особенностями труда людей разных профессий. Пополнять словарь детей названиями профессий, названиями городского транспорта.

Беседа о городском транспорте.

Рассматривание иллюстраций.

Чтение художественной литературы о профессиях.

Рисование: «Транспорт».

Аппликация: «Машина».

Сюжетно-ролевые игры: «Поезд», «Автобус» и т. д.

Декабрь

Мы - россияне

Сформировать в воображении детей образ Родины, формировать у детей представление о России как о родной стране, чувство любви к своей Родине.

Чтение стихотворений о Родине.

Пословицы и поговорки о Родине.

Рассматривание иллюстраций с разными климатическими зонами России.

Новый год у ворот

Формировать первоначальные представления об обычаях и традициях разных народов. Познакомить с новогодними традициями России и других стран.

Рассматривание иллюстраций про Новый год.

Чтение стихотворений о зиме, про Новый год.

Изготовление атрибутов для украшения группы, новогодних игрушек, подарков для родных.

Январь

Родной город

Расширять и закреплять знания детей о родном городе, познакомить детей с историей возникновения родного города, воспитывать патриотические чувства к малой родине.

Беседы  о родном городе.

Рассматривание фотографий с видами города.

Дидактическая игра: «Домашний адрес».

Растительный мир родного края

Расширять представления детей о природе родного края, воспитывать патриотические чувства, побуждать детей восхищаться красотой родной природы.

Беседа о растениях родного края.

Рассматривание альбомов, фотографий, открыток с видами родной природы.

Загадки про растения, деревья.

Дидактические игры: «Какие растут деревья», «С какого дерева листок».

Февраль

Животный мир родного края

Расширять представления детей о животном мире родного края, побуждать детей восхищаться красотой родной природы.

Беседа о животных родного края.

Рассматривание открыток, иллюстраций с изображением животных, птиц, насекомых.

Загадки про животных.

Дидактические игры: «У кого какой домик», «Узнай по описанию».

День защитников Отечества

Формировать чувство уважения к защитникам Родины, развивать патриотические чувства.

Чтение художественной литературы о подвиге наших соотечественников во время Великой Отечественной войны.

Изготовление подарков для пап и дедушек.

Март

Мама-первое слово

Средствами эстетического воспитания формировать в сознании детей образ мамы как самого дорогого человека. Воспитывать духовно – нравственные чувства.

Изготовление подарков для мам и бабушек.

Разучивание стихотворений о мамах и бабушках.

Россия-наша Родина

Расширять знания детей о Родине. Познакомить детей с понятиями большая и малая Родина.

Чтение стихотворений о Родине.

Пословицы и поговорки о Родине.

Рассматривание иллюстраций, открыток с видами разных городов  России.

Апрель

Государственные символы России: герб, флаг, гимн.

Закрепить и обобщить знания детей о государственных символах России – гербе, флаге, сформировать уважительное отношение к государственным символам, познакомить детей с символическим значением герба РФ, цветов флага.

Рассматривание изображения государственного герба и флага РФ.

Рассматривание герба на монетах и документах.

Аппликация «Наш флаг».

Дидактические игры: «Узнай наш герб», «Узнай наш флаг».

Москва – столица нашей Родины

Познакомить детей с главным городом России – Москвой. Формировать представление о Москве как о столице нашей Родины, самом большом и красивом городе России, городе, в котором работает правительство РФ. Воспитывать патриотические чувства.

Рассматривание открыток с видами Москвы.

Прослушивание стихотворений, литературных произведений о Москве.

Рассказы детей , побывавших в Москве.

Май

День Победы

Формировать чувство уважения к защитникам Родины, развивать патриотические чувства.

Разучивание стихов и песен.

Изготовление подарков для ветеранов.

Чтение художественной литературы о подвиге наших соотечественников во время Великой Отечественной войны.

Итоговое занятие

Обобщить и систематизировать знания детей о России, формировать уважительное отношение к государственным символам, закрепить названия крупных российских городов и рек. Воспитывать любовь к Родине, гражданско – патриотические чувства. 

Чтение стихотворений, литературных произведений о Родине.

Пословицы и поговорки о Родине.

Подготовительная группа

Месяц

Тема

Программное содержание

Работа с детьми

Сентябрь

Мир вокруг нас

Формировать у детей представление о мире, разных странах мира, России. Воспитывать в детях гражданско – патриотические чувства.

Занятия, беседы о разных странах и их жителях.

Чтение стихов, сказок авторов разных стран, знакомство с глобусом.

Дидактическая игра «Кто в какой стране живёт».

Подвижные игры детей разных стран.

Наша страна - Россия

Формировать в воображении детей образ Родины, представление о России как о родной стране, воспитывать чувство любви к своей Родине.

Беседы о Родине.

Чтение стихотворений, пословиц и поговорок о Родине.

Рассматривание иллюстраций с разными климатическими зонами России.

Как жили славяне

Познакомить детей с историей возникновения Руси, с жизнью наших предков, с условиями их быта и культурой.

Беседы об историческом прошлом России.

Чтение русских былин, пословицы и поговорки о Родине.

Знакомство с русским народным костюмом, с предметами русского народного быта.

Октябрь

Русские народные промыслы

Закрепить и обобщить знания детей о русских народных промыслах, средствами эстетического воспитания формировать чувство восхищения творениями народных мастеров.

Занятия, беседы о русских народных промыслах.

Русские народные подвижные игры.

Игры с дымковскими, богородскими, филимоновскими, калининскими, каргопольскими игрушками.

Лепка, декоративное рисование предметов народных промыслов.

Климатические зоны России

Обобщить знания детей о климатических зонах РФ. Воспитывать чувство гордости за необъятные просторы нашей Родины. Побуждать детей восхищаться красотой родной природы.

Знакомство с географической картой России.

Дидактические игры: «Узнай по описанию», «У кого какой домик».

Что такое заповедник?

Познакомить детей с назначением природных заповедников, «Красной книги», воспитывать бережное отношение к природе, патриотические чувства.

Беседы о заповедниках России.

Рассматривание иллюстраций с изображением редких животных.

Рисование на тему «Красная книга России».

Ноябрь

Голубые реки России

Познакомить детей с названиями крупных рек России: Волга, Лена, Енисей, озеро Байкал. Побуждать детей бережно относиться к природным богатствам России.

Беседы о реках России.

Рассматривание иллюстраций.

Чтение стихотворений, рассказов о жизни людей на реке.

Государственные символы России – флаг, гимн

Закрепить знания детей о государственных символах РФ: гимне, флаге. Формировать уважительное отношение к государственным символам.

Занятия, беседы о государственных символах России.

Рассматривание изображений государственных символов, прослушивание гимна.

Государственные символы России - герб

Закрепить и обобщить знания детей о символическом значении герба.

Занятия, беседы о символическом значении герба РФ.

Рассматривание изображений герба.

Дидактическая игра  «Узнай наш герб».

Декабрь

Что значит быть гражданином? Права и обязанности гражданина РФ.

Уточнить представления детей о России как о родной стране. Воспитывать гражданско – патриотические чувства, уважение к государственным символам России. Объяснить понятия «гражданство», «гражданин».

Беседа о правах и обязанностях гражданина РФ, знакомство с Конституцией России.

Дидактические игры: «Узнай наш герб», «Узнай наш гимн».

Знаменитые россияне

Познакомить детей со знаменитыми россиянами, своими делами и подвигами, прославившими страну.

Беседы о знаменитых россиянах.

Рассматривание фотографий знаменитых соотечественников.

Прослушивание литературных произведений, стихов.

Главный город нашей страны

Уточнить знания детей о столице РФ. Формировать представление о Москве как о главном городе России. Воспитывать гражданско – патриотические чувства.

Рассматривание иллюстраций, открыток с достопримечательностями Москвы.

Январь

Города России

Познакомить детей с такими городами РФ, как Санкт-Петербург, Новгород и т.д. Формировать представление о том, что Россия-огромная страна.

Рассматривание иллюстраций с видами городов.

Чтение литературных произведений о городах России.

 

Флора и фауна родного края

Уточнить представления детей о животном и растительном мире родного края.

Беседы о животных и растениях родного края.

Рассматривание иллюстраций.

Февраль

История возникновения герба родного города

Закрепить и обобщить знания детей о символе родного города-гербе. Формировать уважительное отношение к гербу, познакомить детей с символическим значением герба. Воспитывать гражданско-патриотические чувства.

Рассматривание иллюстраций герба родного города.

День защитников Отечества

Формировать чувство уважения к Вооруженным силам России, к подвигу наших соотечественников по защите Родины.

Изготовление подарков для пап и дедушек.

Рассматривание иллюстраций с изображением разных родов войск.

Март

Мамин праздник

Воспитывать добрые, нежные чувства к своим мамам.

Изготовление подарков для мам и бабушек.

Разучивание стихотворений о мамах и бабушках.

Масленица

Средствами эстетического воспитания познакомить детей с народными традициями встречи весны, с празднованием Масленицы.

Беседа о масленичной неделе.

Рисование: «Встреча весны».

Малая родина

Уточнить представления детей о родном городе. Формировать понимание выражения «малая родина». Воспитывать гражданско-патриотические чувства.

Рассматривание открыток с видами родного города.

Тематическое рисование.

Дидактическая игра «Что в родном городе есть».

Апрель

Знаменитые земляки

Познакомить детей со знаменитыми земляками. Воспитывать уважение к их труду и подвигам, желание быть на них похожими.

Беседы о знаменитых земляках .

Многонациональная родина

Формировать представление о том, что в родном городе дружно живут люди разных национальностей. Воспитывать уважительное , дружелюбное отношение детей к людям разных национальностей.

Беседа о многонациональной Родине.

Рассматривание национальных костюмов.

Чтение стихотворений, литературных произведений.

Май

День Победы

Обобщить и систематизировать знания детей о подвиге наших соотечественников в годы Великой Отечественной войны. Воспитывать патриотические чувства.

Беседы о подвигах людей во время войны.

Рисование: «День Победы».

Мы - патриоты

Обобщить и систематизировать знания детей по программе. Формировать уважительное отношение к родной стране. Воспитывать гражданско-патриотические чувства.

Чтение литературных произведений о Родине.

Дидактические игры.

Выставки детских рисунков.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Запорожец А.В. Детская эмоциональность: Педагогика. – М.: «Академия», 2000. – 512 с.

 

2 Константинов Н.А., Медынский Е.Н. История педагогики.

 

3 Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет.

 

4 Харламов И.Ф. Педагогика: 2-е изд., перераб. и доп.

5 Харламов И.Ф. Педагогика: 2-е изд., перераб. и доп.

6 Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.

7 Лихачев Б.Т. Педагогика. - М, 1992.

8 Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.

 

9 Дошкольная педагогика: методика и организация воспитания в детском саду Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 2001.

10 Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.

 

 

11 Белоногова Г., Хитрова Л. Педагогические знания - родителям // Дошкольное воспитание. 2003.

12 Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей.

13 Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф., Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие.

 

 


Информация о работе Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста