Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 10:24, контрольная работа
Воспитание относится к одной из самых сложных сфер человеческого взаимодействия. Это общественное явление и условие психического развития личности через освоение культуры тела, души и духа, и педагогический процесс по овладению социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Воспитание……………………………………………………………….4
Глава 2. Самовоспитание………………………………………………………...10
Заключение………………………………………………………………………..15
Список литературы……………………………………………………………….17
В процессе эстетического воспитания используют художественные и литературные произведения: музыку, искусство, кино, театр, народный фольклор. Этот процесс предполагает участие в художественном, музыкальном, литературном творчестве, организацию лекций, бесед, встреч и концертных вечеров с художниками и музыкантами, посещение музеев и художественных выставок, изучение архитектуры города.
Основными задачами физического воспитания являются: правильное физическое развитие, тренировка двигательных навыков и вестибулярного аппарата, различные процедуры закаливания организма, а также воспитание силы воли и характера, направленное на повышение работоспособности человека.
Организация
физического воспитания осуществляется
посредством занятий
Гражданское воспитание предполагает формирование у человека ответственного отношения к семье, к другим людям, к своему народу и Отечеству. Гражданин должен добросовестно выполнять не только конституционные законы, но и профессиональные обязанности, вносить свой вклад в процветание страны. В тоже время он может чувствовать ответственность за судьбу всей планеты, которой угрожают военные или экологические катастрофы, и становиться гражданином мира.
Экономическое воспитание - это система мер, направленная на развитие экономического мышления современного человека в масштабах своей семьи, производства, всей страны. Данный процесс предполагает не только формирование деловых качеств - бережливости, предприимчивости, расчетливости, но и накопление знаний, касающихся проблем собственности, систем хозяйствования, экономической рентабельности, налогового обложения.
Экологическое воспитание основано на понимании ценности природы и всего живого на Земле. Оно ориентирует человека на бережное отношение к природе, ее ресурсам и полезным ископаемым, флоре и фауне. Каждый человек должен принять посильное участие в предотвращении экологической катастрофы.
Правовое воспитание предполагает знание своих прав и обязанностей и ответственность за их несоблюдение. Оно ориентировано на воспитание уважительного отношения к законам и Конституции, правам человека и на критическое отношение к тем, кто преступает последние.
Воспитательный процесс в целом и в рамках отдельного направления можно наблюдать или организовывать на нескольких уровнях:
1) социетарный уровень - дает представление о воспитании как постоянной функции общества на любой стадии его развития в контексте общезначимой культуры, с такой стороны жизни социума, которая связана с трансляцией культуры во всех ее формах и проявлениях молодому поколению.
2) институциональный уровень - предполагает реализацию воспитательных целей и задач в условиях конкретных социальных институтов. То есть организаций и учреждений, которые специально создаются для этого. Такими организациями являются детские дома и школы-интернаты, детские сады, школы и вузы, дома творчества и центры развития.
3) социально-психологический уровень - обусловливает воспитание в условиях отдельных социальных групп, ассоциаций, корпораций, коллективов.
4) межличностный уровень - определяет специфику воспитания как практику взаимодействия между воспитателем и воспитанниками, с учетом индивидуально-психологических и личностных особенностей последних. Например, родительское воспитание, работа социального психолога и педагога в работе с детьми, подростками и взрослыми, воспитательное влияние учителя в процессе общения с учениками в условиях образовательной системы.
5)
интраперсональный уровень - по сути является
процессом самовоспитания, который осуществляется
как воспитательное воздействие человека
на самого себя в разных жизненных
обстоятельствах.
Глава 2. Самовоспитание
Самовоспитание
- сознательная деятельность, направленная
на возможно более полную реализацию человеком
себя как личности. Функция воспитательного
воздействия может реализовываться разными
способами, на различных уровнях, с множественными
целями. Сам человек может целенаправленно
оказывать на себя воспитательное влияние,
управляя своим психологическим состоянием,
поведением и активностью. В таком случае
мы говорим о самовоспитании. При этом
от позиции человека в отношении себя
зависит выбор воспитательной цели и способов
ее достижения.
Сам
ребенок активен уже с
Основные приемы самовоспитания:
1) Самоприказ - это короткое, отрывистое распоряжение, сделанное самому себе, помогает сдерживать эмоции, вести себя достойно, соблюдать требования этики. Применяется самоприказ, когда человек уже убедил себя, что надо вести себя определенным образом. Он ясно видит свои недостатки, но никак не может заставить себя выполнять намеченный план действий. В этот момент и появляется необходимость в приказной форме решительно потребовать от себя необходимого действия. В следующий раз выполнить такое действие будет легче, а в дальнейшем оно станет привычкой.
2) Самовнушение - оно помогает вести себя, не выходя за рамки принятых в данном обществе правил культурного поведения, владеть собой в самых трудных ситуациях. Оно может быть применено в процессе самовоспитания любых качеств личности. В течение нескольких недель, а иногда и месяцев с целью изменения поведения в требуемую сторону помногу раз в день произносится заранее подготовленная фраза. Делается это повторение заученных формул до тех пор, пока уверенность не становится непоколебимой, не оставляя ни тени сомнений в возможности справиться с собой, вести себя в соответствии с самовнушением. Действенным самовнушение бывает в тех случаях, когда проводится перед сном и сразу же после утреннего пробуждения, лежа в кровати. Какие-либо усилия, волевые действия здесь не нужны. Все формулы произносятся спокойно, без напряжения. Мысленно произносимые слова вызывают эффект самовнушения, который приводит к соответствующим изменениям в организме. Мысленные внушения должны быть простыми и краткими. Слова произносятся в медленном темпе, в такт дыханию.
3) Самокорректировка - дает возможность корректировать накал страстей, приучает держать себя в руках, быстро успокаиваться в сложных ситуациях. Самое трудное подчинить контролю движение собственной мысли. Самокорректировка позволяет преобразовывать хаос негативных мыслей и чувств, разрушающих жизненный потенциал, в гармоничную структуру. Если такое преображение происходит сознательно, оно приводит к более эффективному использованию жизненной энергии личности.
4) Саморегуляция - этот прием предусматривает обучение умению следить за внешними проявлениями эмоциональных состояний. Изменяя внешнее выражение, эмоции, можно регулировать свое внутреннее психическое состояние. Очень непросто управлять чувствами и обуздывать их, но и этому можно научиться. Саморегуляция служит умению сдержанно относиться к другим людям, терпимо воспринимать их недостатки, слабости, ошибки. Постоянный самоконтроль вырабатывает умение не раздражаться в самых критических ситуациях. Если все же контроль над чувствами не удался, срыв произошел, обстановка чрезвычайная и необходимо успокоиться, взять себя в руки.
5) Самостимуляция - помощь в самовоспитании могут оказать методы самопоощрения и самонаказания. Реакции самопоощрения и самонаказания регулировали наше поведение постоянно, но прибегать к ним, необходимо в зависимости от ситуации. Очень часто человек не получает положительной оценки своего поведения со стороны. А лишение элементарного внимания без самоподкрепления интенсивной работы - одна из причин повышения нервозности, депрессий. Поощрять и наказывать себя можно не только словесно. Лишение себя удовольствия будет действенным средством самонаказания.
Самовоспитание находится в непосредственной зависимости от содержания жизни человека, его интересов, отношений, характерных для того или иного возраста. Исследованиями установлено, что потребность в самовоспитании возникает у школьников уже в младшем возрасте и может быть успешно использована в педагогической работе. Потребность в самовоспитании является высшей формой развития личности. Эта потребность не возникает одновременно у всех учащихся одного и того же возраста, особенно если личность не подготовлена к восприятию предъявляемых требований. Интенсивное проявление потребности в самовоспитании происходит в подростковом возрасте.
Самовоспитание - это деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями. Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознания, способности к ее анализу при сознательном сопоставлении своих поступков с поступками других людей. Отношение человека к своим потенциальным возможностям, правильность самооценки, умение видеть свои недостатки характеризуют зрелость человека и являются предпосылками организации самовоспитания. Ведущим компонентом содержания самовоспитания является формирование волевых и нравственных качеств.
Самовоспитание предполагает использование таких приемов, как самообязательство - добровольное задание самому себе, осознанных целей и задач самосовершенствования, решение сформировать у себя те или иные качества; самоотчет - ретроспективный взгляд на пройденный за определенное время путь; осмысление собственной деятельности и поведения - выявление причин успехов и неудач; самоконтроль - систематическая фиксация своего состояния и поведения с целью предотвращения нежелательных последствий.
В
процессе самопознания и самоопределения
формируется идеал, цель и задачи
самовоспитания, а также определяются
методы, средства и приемы работы над
собой. В соответствии с целью
и конкретными задачами человек,
решивший заниматься самовоспитанием,
принимает самообязательства, определяет
правила личного поведения, которые становятся
основой самоорганизации личной жизни
и служебной деятельности. Следование
выработанным правилам поведения отражает
внутренне принятые решения развивать
или изменять у себя те или иные качества.
Заключение
Воспитание и самовоспитание - две стороны единого процесса формирования личности. Воспитательная цель осмысливается и принимается воспитанником в результате систематического целенаправленного влияния со стороны воспитателя. В процессе самовоспитания ученик выступает в качестве субъекта воспитательного процесса. Самовоспитание находиться в неразрывной взаимосвязи с воспитанием, не только подкрепляя, но и развивая процесс формирования личности. Необходимыми компонентами самовоспитания являются самоанализ личностного развития.
История развития и становления воспитательных традиций связана с определенными воспитательными системами, сложившимися в процессе развития общества. Каждая воспитательная система несет на себе отпечаток времени и социально-политического строя, характера общественных отношений. В целях и задачах, которые она выдвигает, просматриваются идеалы человека данной эпохи. В связи с этим следует ориентироваться на понимание истоков дошедших до нас традиций. Для каждой из воспитательных систем является ориентация на воспитание человека, готового и способного жить в современном для него обществе. Для этого надо обладать способностью думать, заниматься самовоспитанием, самообразованием, чтобы жить, адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам и понимать окружающий мир.
Гарантией
для ответственной педагогики является
осознание педагогом своей
Педагог, который сам не занимается самовоспитанием, не может по-настоящему воспитывать детей.
Педагогическая
наука пока не имеет единого общего взгляда
на то, как следует воспитывать детей.
С древних времен и до наших дней существует
два диаметрально противоположных взгляда
на воспитание:
1) воспитывать детей нужно в страхе и повиновении;
2) воспитывать детей нужно добротой и
лаской.
Если
бы жизнь категорически отвергла один
из подходов, то он бы уже давно прекратил
свое существование. Но в том-то и вся сложность:
в одних случаях большую пользу приносят
обществу люди, воспитанные в жестких
правилах, у которых сформированы суровые
взгляды на жизнь, люди с упрямым характером
и неуступчивыми взглядами, в других –
мягкие, добрые, интеллигентные, богобоязненные
и человеколюбивые люди. В зависимости
от того в каких условиях живет народ,
какую политику приходиться вести государствам,
создаются традиции воспитания. В тех
обществах, которые уже давно ведут спокойную,
сытую жизнь, преобладают гуманистические
тенденции воспитания. А в тех обществах,
которые ведут постоянную борьбу, преобладает
жестокое воспитание, основанное на авторитете
старшего и беспрекословном повиновении
младшего. В условиях войны, голода, социальных
конфликтов, лишений, может быть, и хотелось
воспитывать детей мягче, но выжить в этих
условиях они не смогут. Вот почему вопрос,
как воспитывать детей. Это вопрос не столько
науки, сколько самой жизни.