Воспитание и самовоспитание

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 10:24, контрольная работа

Краткое описание

Воспитание относится к одной из самых сложных сфер человеческого взаимодействия. Это общественное явление и условие психического развития личности через освоение культуры тела, души и духа, и педагогический процесс по овладению социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Воспитание……………………………………………………………….4
Глава 2. Самовоспитание………………………………………………………...10
Заключение………………………………………………………………………..15
Список литературы……………………………………………………………….17

Файлы: 1 файл

Копия Воспитание и самовоспитание_введение.doc

— 90.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Введение в профессионально-педагогическую специальность» 

на тему «Воспитание и самовоспитание» 
 
 
 

Екатеринбург

2011 
 

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

Глава 1. Воспитание……………………………………………………………….4

Глава 2. Самовоспитание………………………………………………………...10

Заключение………………………………………………………………………..15

Список  литературы……………………………………………………………….17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

   Воспитание  относится к одной из самых  сложных сфер человеческого взаимодействия. Это общественное явление и условие психического развития личности через освоение культуры тела, души и духа, и педагогический процесс по овладению социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями.

   Предметом педагогики является воспитание.  Главной задачей педагогики как науки является накопление и систематизация знаний о воспитании человека. Функции педагогики - познавать причины и следствия различным образом организованного воспитания, развития, образования и обучения людей и на этой основе указывать педагогической практике лучшие пути и способы достижения поставленных целей. 

   Воспитание  как общественное явление представляет собой процесс сложный и противоречивый, во многом стихийный, но в то же время  и более богатый, так как на становление личности влияет множество факторов и способов воздействия: семья, микросреда, общественные организации, средства массовой коммуникации, социально-экономическая ситуация и многое другое.

   Теория для педагогов-практиков является профессиональными знаниями об особенностях воспитательных процессов людей различных возрастных групп, социальных образований, умениями прогнозировать, проектировать и осуществлять учебно-воспитательный процесс в различных условиях, оценивать его эффективность. 

   Предмет педагогики - это воспитательная деятельность, осуществляемая в учебно-воспитательных учреждениях, социальных институтах, семье. Педагогика направляет усилия на решение возникающих в обществе проблем воспитания, образования, обучения.

   Таким образом, можно сказать, что воспитание - это процесс передачи старшими поколениями общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к жизни и труду, необходимому для обеспечения дальнейшего развития общества.

   В процессе нравственного воспитания применяются методы, как убеждение и личный пример, совет, пожелание и одобрительный отзыв, положительная оценка действий и поступков, общественное признание достижений и достоинств человека. Целесообразно проведение этических бесед и диспутов на примерах художественных произведений и практических ситуаций.

   Главными  задачами трудового воспитания являются: развитие и подготовка, добросовестного, ответственного и творческого отношения  к разным видам трудовой деятельности, накопление профессионального опыта  как условия выполнения важнейшей обязанности человека. О воспитанности человека можно судить по многочисленным показателям: по облику, речи, манере поведения в целом и характерным отдельным поступкам, по ценностным ориентациям, по отношению к деятельности и стилю общения.

   Но  воспитание не может быть эффективным, если оно не опирается на самовоспитание.

   Одной из важнейших социально-политических линий образования является обеспечение  высокой конкурентоспособности  человека на рынке труда. Чтобы выжить в условиях рынка, не обойтись без глубоких профессиональных знаний, широкого кругозора, высокой культуры. Рынок должен стать стимулом для развития самостоятельности и самодеятельности каждого человека.  

   Глава 1. Воспитание

   Одной из основных педагогических категорий является воспитание. Понятие «воспитание» содержит множество важных признаков. Дать ему однозначное и точное определение весьма не просто. В философском смысле воспитание - это приспособление человека к среде и условиям существования. Благодаря воспитанию человек становиться цивилизованным. Без помощи квалифицированных воспитателей он достигает мало, без воспитания остается лишь биологическим существом. 

   Понятия «воспитания» может рассматриваться: 

  1. в философском смысле, как приспособление человека к условиям жизни; 
  2. в социальном смысле, как передача опыта жизни и поведения от старших к младшим; 
  3. в педагогическом смысле, как процесс и результат всех влияний на человека; 
  4. в педагогическом смысле, как специально организованное, целенаправленное и   управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях; 
  5. в практическом смысле,  как процесс и результат воспитательной деятельности, направленной на решение конкретных воспитательных задач. 

   Сущность  воспитания заключается в том, что  воспитатель намеренно стремится  повлиять на воспитуемого: "чем человек, как человек может и должен быть". То есть воспитание является одним из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей. Свою специфику воспитание обнаруживает в определении цели и позиции воспитателя по отношению к воспитаннику. При этом воспитатель учитывает единство природной, генетической, психологической и социальной сути воспитуемого, а также его возраст и условия жизни.

   Воспитание  и обучение неразрывно связаны, поскольку  данные процессы направлены на человека как целое. Поэтому на практике трудно выделить сферы исключительного влияния обучающих и воспитательных воздействий на развитие человека.

   Структура воспитательного процесса представляет собой взаимосвязь основных элементов: целей и содержания, методов и средств, а также достигнутых результатов.

      Среди многообразия воспитательных  факторов выделяют две основные  группы: объективную и субъективную.

    К группе объективных факторов относятся:

    - генетическая наследственность  и состояние здоровья человека;

    - социальная и культурная принадлежность  семьи, оказывающая влияние на  его непосредственное окружение;

    - обстоятельства биографии;

    - культурная традиция, профессиональный и социальный статус;

    - особенности страны и исторической  эпохи.

    Группу  субъективных факторов составляют:

    - психические особенности, мировоззрение,  ценностные ориентации, внутренние потребности, интересы, как воспитателя, так и воспитуемого;

    - система отношений с социумом;

    - организованные воспитательные  воздействия на человека со  стороны отдельных людей, групп, объединений и всего сообщества. 

    Цели  воспитания - это ожидаемые изменения в человеке (или группе людей), осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных акций и действий. Процесс формулировки таких целей, как правило, аккумулирует гуманистическое отношение воспитателя (группы или всего общества) к личности воспитуемого.

    В качестве критериев оценки воспитанности человека принимают: «добро» как поведение на благо другого человека (группы, коллектива, общества в целом); «истину» как руководство при оценке действий и поступков; «красоту» во всех формах ее проявления и созидания.

    Любая воспитательная задача решается через  инициирование воспитателем активных действий воспитанника. Таким начинанием может стать, например, выполнение физического упражнения или решение учебной задачи, восприятие художественного произведения или уборка квартиры, преодоление страха или вредной привычки.

    Направление воспитания определяется единством  целей и содержания.

    По  этому признаку выделяют умственное, нравственное, трудовое, физическое и  эстетическое воспитание. В наше время  формируются новые направления воспитательной работы - гражданское, правовое, экономическое, экологическое.

    Умственное  воспитание ориентировано на развитие интеллектуальных способностей человека, интереса к познанию окружающего мира и себя. Оно предполагает:

    - развитие силы воли, памяти и мышления как основных условий познавательного и образовательного процессов;

    - формирование культуры учебного  и интеллектуального труда;

    - стимулирование интереса к работе  с книгой и новыми информационными  технологиями;

    - а также развитие личностных качеств - самостоятельности, широты кругозора, способности к творчеству.

    Задачи  умственного воспитания решаются средствами обучения и образования, специальными психологическими тренингами и упражнениями, беседами об ученых, государственных деятелях разных стран, викторинами и олимпиадами, вовлечением в процесс творческого поиска, исследования и эксперимента.

    Этика составляет теоретическую основу нравственного  воспитания.

    Задачи  и содержание нравственного воспитания молодого поколения определяются посредством этических требований общества.

    В качестве основных задач этического воспитания выделяют:

    - накопление нравственного опыта  и знаний о правилах общественного  поведения (в семье, на улице, в школе и других общественных местах);

    - разумное использование свободного времени и развитие нравственных качеств личности, таких как внимательного и заботливого отношения к людям; честности, терпимости, скромности и деликатности; организованности, дисциплинированности и ответственности, чувства долга и чести, уважения человеческого достоинства, трудолюбия и культуры труда, бережного отношения к национальному достоянию.

    Основными критериями нравственного человека являются его нравственные убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям.

    Для решения задач трудового воспитания используют разные приемы и средства:

    - организацию совместного труда воспитателя и воспитанника;

    - объяснение значимости определенного вида труда на пользу семьи, коллектива сотрудников и всего предприятия, Отечества;

    - материальное и моральное поощрение производительного труда и проявления творчества;

    - знакомство с трудовыми традициями семьи, коллектива, страны;

    - творческие конкурсы и соревнования, выставки творческих работ и оценка их качества;

    - временные и постоянные домашние поручения, дежурства по классу в школе, выполнение возложенных обязанностей в трудовых бригадах;

    - систематическое участие в общественно-полезном труде, обучение технологиям;

    - учет и оценка результатов труда;

    - специальная профессиональная подготовка к трудовой деятельности (например, инженера, учителя, медика).

    Целью эстетического воспитания является развитие эстетического отношения к действительности.

    Эстетическое  отношение предполагает способность к эмоциональному восприятию прекрасного. Оно может проявляться по отношению, например к природе или произведению искусства.

Информация о работе Воспитание и самовоспитание