Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 13:55, контрольная работа
В формировании целенаправленной деятельности в развитии умения и желания трудиться важное значение имеют мотивы, обуславливающие трудовую активность детей, их стремление достичь высокого результата работы.
В трудовой деятельности ребенка большое значение имеет его собственная творческая активность: обдумывание предстоящей деятельности, подбор необходимых материалов, инструментов, преодоление известных трудности при достижении намеченного результата.
I. Воспитание и развитие детей дошкольного возраста
в процессе трудовой деятельности
1.1. Особенности труда дошкольного возраста
1.2. Разновидность труда
1.3. Организация труда
1.4 Овладение детьми навыками трудовой деятельности
1.5 Ознакомление с различными видами труда взрослых
в воспитании трудолюбия
II. Практическая часть : " Трудовое воспитание дошкольников в природе"
III . Заключение
IV. Список литературы
Для воспитанников старшей группы ведущей формой организации трудовой деятельности остаются поручения. На основе их постоянного и успешного выполнения у детей начинают формироваться умение и желание трудиться, привычка к трудовому усилию, заботливое отношение к окружающим, интерес к трудовым действиям. Следует иметь ввиду, что дети этого возраста не всегда могут справиться с порученным заданием, хотя и видят, как действует воспитательница, проявляют старание и желание выполнить работу успешно. В этом случае взрослый должен разъяснить ребенку способы выполнения задания, помочь ему или работать вместе с ним. Можно вместе с ним подмести пол, разъясняя, как надо держать щетку и в каком направлении сметать сор; помочь размельчить корм для рыбок, поясняя для чего это необходимо делать.
Практическая часть
Проанализирован опыт работы воспитателя
подготовительной группы МАДОУ ЦРР д/с № 3 "Ромашка"
Луневой Анастасии Владимировны
Трудовое воспитание дошкольников в природе
В соответствии с “Программой воспитания и обучения в детском саду” трудовое воспитание, включает основные его виды – самообслуживания, хозяйственно-бытовой труд и труд в природе, систематически начинает осуществляться с двух лет (с первой младшей группы).
В домашнем быту, на прогулках и труде дети накапливают чувственный опыт от воздействия не них предметов и явления природы. Соприкасаясь с природой, ребенок имеет возможность наглядно ее воспринимать. Однако далеко не всегда он получает конкретное представление о ней. Необходимо целенаправленное руководство его познавательным процессом. Оно выражается в словах воспитателя, который организует восприятие детей, направляет их внимание на то, что важно увидеть, услышать.
Большое внимание в своей работе я уделяю труду в природе. Важную роль для организации данной деятельности имеет правильно созданное развивающее пространство, как в группе, так и на территории детского сада. При ознакомлении детей с новыми предметами и явлениями мы организуем наблюдение на занятиях в комнате, на земельном участке, или во время экскурсии. Другой формой является повседневная работа, а также игра. В игре ребенок выражает свое отношение к природе, умении жить в согласии с окружающим. Для ознакомления с растениями в уголке природы приготовила дидактические игры, паспорта комнатных растений, дневник длительных наблюдений за ростом растений, модели, которые помогают мне в ознакомлении детей с комнатными растениями, полученный опыт способствует самостоятельной трудовой деятельности в природе. А также отвечать на сто детских “почему и как…”.
Для ухода за растениями и живым уголком природы в группе требуется инвентарь, который я подобрала: лейки, щеточки, тазы, клеенка, тряпочки, палочки, рукавички, фартуки, пульверизатор, щетки-сметки и др. Весь инвентарь находится в уголке для дежурных. При оценки труда дежурных обязательно учитываю и то, как дети убирают инвентарь по уходу за растениями, формируя у них, таким образом, навыки культуры труда. Чтобы у детей вырабатывалась ответственность за порученное дело. Назначаю дежурных в уголке природы небольшими группами – по два, три человека. Они поливают комнатные растения, осматривают их, рыхлят землю в горшках, обрывают сухие листья. Передавая дежурство, дети рассказывают о том, что они делали и что наблюдали. Для оценки трудовой деятельности я использую кран дежурства в котором отражена оценка деятельности самого дежурного, так и его товарищей, что способствует формированию адекватной самооценки у дошкольников. А также, это приучает их, более, внимательно относиться к своим обязанностям. Время от времени в уголке природы провожу совместную работу всей группой. Для того, чтобы детям было легче определить, как надо ухаживать за тем или иным растением, я сделала схемы, где отражены особенности растения: светолюбивые, требуют обильного полива, ежедневного опрыскивания и т.д. В начале ознакомления с алгоритмом деятельности по уходом за растением использовала более подробные карточки – схемы, а в старшем возрасте использую более краткие схемы. Эти схемы поставила в каждый горшочек с комнатными растениями.
К работе на участке приступаем еще тогда, тогда на улице лежат сугробы: это посев семян. Совместно с детьми готовим семена, землю и ухаживаем за появившимися всходами. Свои наблюдения во время трудовой деятельности дети зарисовываю их в дневник. Активное участие принимают родители, выполняя тяжелую работу (вскапываю землю под цветники) показывая своим примером, как надо относиться к порученному им делу.
Дети помогают в уборке на участке, сгребают мусор, переносят его в отведенное место. Все лето ухаживают за цветниками на участке: поливают, проводят прополку, собирают семена.
Полученные результаты от своего труда приносят детям чувство удовлетворения, гордости, радости – не один ребенок не остается в стороне.
Вывод
Педагогические и психологические исследования последних лет в нашей стране свидетельствуют о том, что существенные изменения в нравственном и умственном развитии детей дошкольного возраста происходят при условии, если дети получают знания в определенной последовательности, когда в доступной форме перед ними раскрываются основные закономерности тех или иных явлений в действительности.
Знакомство дошкольников
с трудом взрослых, открывает
возможности для расширения
Исследования, проведенные по трудовому воспитанию, показывают, что важнейшим условием для перехода к более высокой ступени деятельности - к учению - является воспитание у дошкольников способности систематически выполнять посильные обязанности вне зависимости от личного желания ребенка, от случайностей его настроения. Когда ребенок к концу дошкольного возраста хорошо справляется со своими весьма несложными делами, можно считать, что он подготовлен к выполнению более сложных обязанностей, которые возложит на него школа. Поэтому я ставлю для себя следующие итоги трудового воспитания:
1. Ребенок семи
лет должен овладеть всей
2. В процессе деятельности
у ребят должны быть
3. В процессе
работы ребенок должен
4. Должны быть сформированы
представления об общественной
направленности и пользе труда
людей. Об их отношении к труду,
об общественном характере
5. В процессе коллективной
трудовой деятельности дети
В основе своей работы о трудовом воспитании я придерживаюсь слов В. А. Сухомлинского: « Нет и быть не может воспитания вне труда и без труда, потому что без труда во всей его сложности человека нельзя воспитывать» - и К. Д. Ушинского: «Но воспитание не только должно внушить воспитаннику уважение и любовь к труду: оно должно еще дать ему и привычку трудиться». Труд - нравственный высший принцип. И, естественно, уже с первых лет жизни следует закладывать в растущем человеке основы правильного отношения к труду.
Список литературы
1. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка -дошкольника: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - Изд-во: Владос, 2006.
2. Программа и методические рекомандации/ Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой - Изд-во: Мозаика - Синтез, 2009
3. Комарова Т.Ц., Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду - М.: Мозаика - Синтез, 2010.