Воспитание и развитие детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 13:55, контрольная работа

Краткое описание

В формировании целенаправленной деятельности в развитии умения и желания трудиться важное значение имеют мотивы, обуславливающие трудовую активность детей, их стремление достичь высокого результата работы.
В трудовой деятельности ребенка большое значение имеет его собственная творческая активность: обдумывание предстоящей деятельности, подбор необходимых материалов, инструментов, преодоление известных трудности при достижении намеченного результата.

Оглавление

I. Воспитание и развитие детей дошкольного возраста
в процессе трудовой деятельности
1.1. Особенности труда дошкольного возраста
1.2. Разновидность труда
1.3. Организация труда
1.4 Овладение детьми навыками трудовой деятельности
1.5 Ознакомление с различными видами труда взрослых
в воспитании трудолюбия
II. Практическая часть : " Трудовое воспитание дошкольников в природе"
III . Заключение
IV. Список литературы

Файлы: 1 файл

готовая работа туд. деят..docx

— 320.27 Кб (Скачать)

 

 

 

"Воспитание и развитие  детей дошкольного возраста в  процессе трудовой деятельности"

 

 

П Л А Н

 

 

I.   Воспитание и развитие детей дошкольного возраста

     в процессе трудовой деятельности

 

1.1. Особенности труда дошкольного возраста

 

1.2. Разновидность труда

 

1.3. Организация труда

 

1.4 Овладение детьми навыками трудовой деятельности

 

1.5 Ознакомление с различными видами труда взрослых

       в воспитании трудолюбия

 

II.   Практическая часть : " Трудовое воспитание дошкольников в природе"

    III . Заключение

 

    IV. Список литературы

 

 

Особенности труда дошкольного возраста

 

Главная задача трудового воспитания дошкольников - формирование правильного отношения к труду. Она может быть успешно решена только на основе учета особенностей этой деятельности в сравнении с игрой, занятиями, на основе учета возрастных особенностей ребенка.

  Формируя у детей трудолюбие, необходимо учить их ставить цели, находить пути для ее достижения, получать результат, соответствующий цели.

 Цель перед ребенком вначале ставится педагогом. В воспитании детей младшего дошкольного возраста педагог обычно сталкивается с характерными для этого возраста процессуальными действиями, в отдельных случаях они могут иметь место и у детей 4-5 лет.

  Стремление ребенка сделать что- то самостоятельно и является важным фактором в становлении его личности.

 Цель, поставленная перед ребенком педагогом, должна быть рассчитана на возможность ее осуществления. Поэтому, формируя целенаправленную деятельность детей, следует избегать непосильной для них работы.

 В труде маленьких  детей должны иметь место и  более отдаленные цели. Не следует  идти по пути привлечения к  труду только тех детей, которые  уже умеют работать, необходимо  вовлекать в труд и тех детей, которые еще не умеют работать, их надо научить тому, что они  еще не умеют делать.

 В формировании целенаправленной  деятельности в развитии умения  и желания трудиться важное  значение имеют мотивы, обуславливающие  трудовую активность детей, их  стремление достичь высокого  результата работы.

 В трудовой деятельности  ребенка большое значение имеет  его собственная творческая активность: обдумывание предстоящей деятельности, подбор необходимых материалов, инструментов, преодоление известных  трудности при достижении намеченного  результата.

  Предварительное планирование работы чаще всего осуществляется педагогом. При этом следует иметь в виду, что оно не должно занимать времени больше, чем сам трудовой процесс.

 Элементарное планирование  могут выполнять и дети 5 - 7 лет. Умение планировать работу наиболее  успешно формируется в трудовом  процессе. На занятиях план чаще  всего предлагается педагогом, так  как здесь основной задачей  является научить ребенка тому, чего он еще не умеет делать.

  Для того, чтобы научить ребенка планировать свою деятельность, надо дать ему пример. Важно упражнять ребенка в предварительном обдумывании своей деятельности. Детям предлагают вопросы:  «Подумай, как ты будешь делать, с чего ты начнешь? Каким инструментом сначала будешь работать? Сколько материала тебе понадобится?».

 Детей следует ставить  в условия необходимости предварительно  обдумать процесс деятельности.

  Определенное воздействие на детей оказывает подведение результатов по окончании работы. «Посмотрите, дети, как мы чисто вымыли игрушки, работали все вместе, дружно, быстро все сделали», - говорит воспитатель.

 

Разновидность труда

  Формирование у детей навыков, необходимых в жизни, связано с деятельностью, в значительной мере направленной на удовлетворение повседневных личных потребностей. Самообслуживание является основным видом труда маленького ребенка. Правильное воспитание детей в процессе самообслуживания немыслимо, если воспитатели не интересуются результатами их работы.

  Труд по самообслуживанию требует несложной, но четкой организации. Сам процесс труда диктует здесь такую организационную форму, как повседневное продолжительное систематическое участие детей в выполнении своих обязанностей, связанных с удовлетворением личных потребностей.

 Хозяйственно - бытовой  труд создает большие возможности  для воспитания у детей элементарных  навыков культуры труда: рациональной  организации индивидуальной и  коллективной работы, предварительного  ее планирования и т.д.

Организация труда

Условия организации труда

 

Планомерное и последовательное формирование необходимых трудовых навыков, осуществление задач трудового воспитания возможно при условии систематического включения ребенка в трудовую деятельность.  В зависимости от возраста детей педагог отдает предпочтение разным формам деятельности.

  Для того, чтобы к участию в труде привлекались все дети, следует по возможности заранее намечать в календарном плане, кто какие будет выполнять поручения, учитывать очередность участия детей в дежурствах; а если необходимость потрудиться возникает вдруг, отражать в учете, кто из детей был привлечен к работе. Планомерное и последовательное формирование необходимых трудовых навыков, осуществление задач трудового воспитания возможно при условии систематического включения ребенка в трудовую деятельность. В зависимости от возраста детей педагог отдает предпочтение разным формам деятельности.  Для того, чтобы к участию в труде привлекались все дети, следует по возможности заранее намечать в календарном плане, кто какие будет выполнять поручения, учитывать очередность участия детей в дежурствах; а если необходимость потрудиться возникает вдруг, отражать в учете, кто из детей был привлечен к работе.

 

Формы организации труда

 

Трудовые поручения - наиболее простая форма организации трудовой деятельности детей. Особое воспитательное значение они имеют в работе с детьми младшего возраста, когда труд для них пока не стал планомерной и систематической деятельностью. Поручения многообразны по трудности (простые, сложные); характеру выполнения (индивидуальные или совместные ); времени исполнения (кратковременные, эпизодические, длительные).  Поручения особенно важны в период от 3 до 5 лет. Учитывая некоторые особенности поручений их можно сгруппировать:

 1 группа - поручения, связанные с выполнением одного способа действия:

 подать, принести, отнести. Они кратковременны, эпизодичны, вызваны  вре-

 менной необходимостью.

 2 группа - поручения, которые содержат несколько способов действия,

 несколько трудовых  операций. Сюда можно отнести  поручения следующего

 содержания: полить комнатные  растения и т.д.

3 группа - поручения, связанные с результатами, которых дети достигают

 не сразу:   посеять, посадить, принести из дома открытку, расческу и т.д.

 

Трудовое воспитание в семье

 

 В семье имеются  благоприятные условия для формирования  у детей трудолюбия. Это, прежде  всего наглядность, доступность  разнообразного домашнего труда, возможность для ребенка систематически участвовать в этом труде. Участие в хозяйственно-бытовом труде позволяет ребенку реально ощутить свою причастность к заботам семьи, почувствовать себя членом семейного коллектива. Это способствует воспитанию многих важных качеств личности: отзывчивости, заботливости, бережливости. В семье ребенок слышит рассказы родителей о своем труде. Это расширяет представления ребенка о труде взрослых, формирует интерес и уважение к нему.

 

Овладение детьми навыками трудовой деятельности

 

  Большое место в работе с детьми отводится индивидуальным трудовым поручениям, с помощью которых дошкольников обучают приемам выполнения трудовых действий и воспитывают у них интерес к труду, а также закрепляют недостаточно усвоенные трудовые навыки, знания и умения. Такие поручения помогают воспитательнице успешно осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку, приемы руководства трудовой деятельностью, учитывая эмоциональное состояние ребенка, особенности его характера, уровень трудовых умений. Постепенно поручения, даваемые детям, усложняются. Так, детям предлагают расставить стулья, полить растения, разложить материалы для занятий на столы, подмести веранду. Одновременно детей обучают соблюдать последовательность действий. С этой целью хорошо использовать предметные картинки, которые ребенок предварительно может выложить на доске, фланелеграфе. Придерживаясь наглядно представленного в картинках плана и способа действий, воспитанник без особых затруднений сможет выполнить задание.

 Воспитательница, наблюдая  за работой ребенка, определяет, что он усвоил, какие трудности  испытывает, нуждается ли в помощи. На этой основе разрабатывается  методичка руководства процессом  выполнения трудового поручения. У детей пяти лет должна  быть сформирована привычка к  трудовому усилию. Воспитательница  во время работы детей старается  помочь ребенку в тот момент, когда он, столкнувшись с первой  трудностью, бросает дело, не доведя  его до конца, отвлекается, теряет  интерес к дальнейшему выполнению  задания. Только тщательный ежедневный  контроль поможет взрослому заметить  снижение эмоционального настроя  воспитанника в процессе работы  и позволит определить методы  воздействия на него: поощрить  старание, усердие ребенка, заинтересовать, а иногда и просто потребовать  от него выполнить задание, подкрепляя  требование соответствующим разъяснением: «Все дети трудятся хорошо, и  ты уже научился это делать»; «Надо помочь, мне одной трудно».

 В процессе труда  воспитательница разъясняет детям  правила, выполнение которых поможет  им хорошо сделать работу. Правила  должны быть просты и понятны. В первую очередь берутся такие, с помощью которых ребенок сможет лучше организовать свою деятельность. Например: «Сначала нужно до конца выслушать задание, и только потом приступать к делу» или «Сначала приготовить все, что нужно для работы, а потом начинать трудиться».

  Выполнение других правил способствует организации поведения детей во время работы. Например: «Нельзя отвлекаться, когда трудишься»; «Работу надо выполнять аккуратно»; «Насолил, налил – убери за собой». Правила не должны сковывать инициативу ребенка, его самостоятельность. Внимательно наблюдая за трудом каждого воспитанника, педагог решает, какое правило поможет ему справиться с поручением взрослого. Дети пяти лет нуждаются в постоянной поддержке взрослого. Выполняя задание, ребенок часто поглядывает на воспитательницу, ждет оценки, поощрения. Вместе с тем педагогу необходимо чаще поощрять стремление детей к самостоятельности, замечать положительное поведение товарища, подчеркивать значимость его работы для других в присутствии детей. «Дети, вы заметили, что Игорек сразу же оставил игру, как только я попросила его помочь мне, - говорит воспитательница, - поэтому мы так быстро привели в порядок клетку зеленушки». Оценка педагогом трудовой деятельности ребенка постепенно меняется. Сначала взрослый поощряет ребенка даже за то, что тот охотно отозвался на просьбу о помощи. По мере возникновения у воспитанника интереса к заданию, развития необходимых трудовых навыков можно переходить к оценке качеств его деятельности. И, наконец, особого поощрения и высокой оценки будут заслуживать проявленная ребенком инициатива в труде, внесение элементов творчества и стремление сделать больше, чем требуется (например, если мальчик полил цветы не только в указанном месте, но и попросил разрешить полить остальные), желание что-то сделать для других. Оценивать результаты труда детей старшего дошкольного возраста можно и в игровой форме, с помощью персонажей кукольного театра, что создаст, непринужденную обстановку в группе, вызовет у ребят желание трудиться лучше. Так педагог постепенно добивается более осознанного отношения воспитанников к трудовым заданиям, понимания полезности выполняемого дела.

 

Ознакомление с различными видами труда взрослых в воспитании трудолюбия

 

 В процессе трудовой  деятельности развивается образное  художественное воображение, умение  перевоплощаться в различные  роли, что очень тесно связано  у детей с их потребностью  в игре. Введение элементов игры  является одним из средств, содействующих  активизации конструкторской технической  мысли, развитию инициативы детей  при решении самых разнообразных  программных задач. Связи труда  с игровой деятельностью находят  разнообразное выражение. Кроме  театра кукол, довольно большое  количество изделий и работ, выполняемых  на занятиях, так или иначе  предназначены для оборудования  дидактических игр. Ребята много  делают веселых подарочных изделий  и игрушек, интересных в познавательном  отношении, к праздникам, к дням  рождения.

 На всех этапах занятий  по трудовому воспитанию важнейшее  значение имеет использование  точного, образного, выразительного  слова, являющегося средством управления  трудовыми действиями, активизации  технической мысли и творчества, расширение кругозора детей. Анализ конструкции изделия, составление плана предстоящих трудовых действий: краткие рассказы и беседы о труде, помогающие связать свой трудовой опыт с трудовым опытом старших, с развитием техники.

 На занятиях по трудовому  воспитанию можно использовать  следующие пословицы: «Семь раз  отмерь, один раз отрежь», «первый  камень криво в землю врос - вся стена пошла наперекос», «Смекалка  и труд вместе живут», «Есть  терпение, придет и умение», «Что  на месте лежит, само в руки  бежит», «Кончил дело, гуляй смело», «Хорошая работа сердце веселит».

 Воспитательница может  дать задание детям подобрать  крылатые слова, пословицы, поговорки, подходящие по своему характеру  тем или иным сторонам работы  над изделиями, выполняемыми на  занятиях по трудовому обучению.

 Работа должна удовлетворять  индивидуальные интересы и склонности  детей, содержать программные знания, умения, навыки, которые дать можно  детям при выполнении данного  изделия, возможность продвижения  вперед в овладении знаниями  и умениями (по сравнению с  тем, что дети делали прежде). Возможность  занять на выполнении изделия  или работы всех детей в  группе. В старшей группе дети  выполняют изделия, требующие коллективного  труда.

  Трудовая деятельность в детском саду – одно из средств воспитания у ребят внимательного, заботливого отношения к сверстникам. Воспитательница учит детей помогать друг другу, поощряет тех, кто проявляет внимание к товарищу, побуждает и других поступать так же. Если взрослые проводят эту работу систематически, дети и сами, по своему побуждению начинают помогать друг другу во время коллективного труда, при выполнении общего дела. Следует приучать возвращать любую вещь на место ее постоянного хранения – игрушку, пособие, книгу. Это позволяет соблюдать в групповой комнате постоянный порядок. Если развернута долговременная игра, предполагающая дальнейшее ее продолжение, игрушки могут быть оставлены в игровой зоне.

Информация о работе Воспитание и развитие детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности