Воспитание бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 11:14, творческая работа

Краткое описание

Задачи работы по экологическому воспитанию дошкольника должны опираться на важную этическую концепцию, созданную учёным – гуманистом Альбертом Швейцером « этику благоговения перед жизнью». «Каждый человек благом почитает любую жизнь. Стремиться сохранить её», « всякая жизнь бесценна…»
Цель: Всестороннее развитие личности, ответственно относящееся к окружающей среде.

Оглавление

1. Введение 3
2. . Цель и задачи. 5
3. Формирование у детей дошкольного возраста бережного 6
отношения к природе в различных видах деятельности.
Методы и приемы.
4. Заключение 13
5 Литература. 14
6 Приложение 15
Перспективное тематическое планирование
Конспекты занятий

Файлы: 1 файл

Творческая работа «Воспитание бережного отношения к природе у де.doc

— 94.00 Кб (Скачать)

Дети очень любят  экспериментировать. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Особого внимания в работе по экологическому воспитанию уделяется работе  с родителями. Многие семьи проводят свой досуг на природе. Ребёнок естественно включается в природную среду; в семье чувственное восприятие природных явлений осуществляется в основном индивидуально, что обеспечивает большую эмоциональность познания.

В большинстве семей  имеются реальные возможности для  организации природоохранительной работы ( наличие приусадебного хозяйства , дачи, где можно заниматься посадкой и уходом за растениями, охрана окружающей среды, животных и растений во время прогулок по лесу, отдыха на озере и т. д.) Итак, главная задача детского сада – сформировать у родителей сознание необходимости целенаправленной работы, тесной взаимосвязи, взаимодополняемости влияния дошкольного учреждения и семьи.

Начиная свою работу с  детьми младшего возраста и изучив литературу по данному вопросу,  для себя сделала выводы, что пособий  достаточно много, но всю работу необходимо проводить, ориентируясь индивидуально на каждого ребенка. Чтобы добиться результата, работу планирую на год в соответствии с возрастом, результатами диагностики и программе реализуемой в детском саду.

Систематически провожу  работу с детьми по экологическому воспитанию, как на занятиях, так и вне занятий. Каждое  последующее занятие строится на основе  ранее полученных знаний. Например, в младшей группе ребенок познает себя, в средней группе начинает осваивать правила поведения в природе, дома, во дворе, а к старшему возрасту ребенок начинает делать осознанные выводы о своих действиях в различных ситуациях, оценивают свои поступки и поступки товарищей, осознает что человек должен жить в союзе с природой, что он зависит от состояния окружающей среды.

Малышей знакомила с  игрушками, учились действовать  с ними, слушали потешки («коза  – рогатая», «совушка- сова»…) сказки («Курочка – ряба», «Теремок». «Репка»), прочитав сказку «Репка» дети знакомятся с домашними животными, в сказке «Курочка ряба» с домашними  птицами. Проводились подвижные игры « Курочка и цыплята», «Лохматый пес», «Гуси» и т.д

На музыкальных занятиях разучивали песенки о домашних животных и птицах ( «Кошечка», «Вышла курочка  гулять»….) с младшего возраста проводились  эксперименты с водой, ветром, песком, мыльными пузырями.

В средней группе ребенок  уже в жизни учится наблюдать  за живой и неживой природой. Знакомила  с животными разных климатический  зон, особенности их внешнего вида, ( «Угадай по описанию», «Чей детеныш», …) и умение приспосабливаться к условиям жизни ( «Кто где живет», «Зоологическое лото», «Угадай животных»..)

В средней группе увеличивается  количество вопросов, возрастает потребность  получить ответ экспериментальным  путем, появляются первые попытки работать самостоятельно. В средней группе проводила эксперименты по выяснению причин отдельных явлений. («Почему тает снег», «Волшебное сито», « «Направление ветра»…)

В старшей группе ребенок  уже осознано выполняет трудовые поручения

Поливает цветы в  уголке природы, вытирает пыль, рыхлит землю в горшочках. Принимает участие в работе на огороде и в цветнике (прополка, полив) учатся ухаживать и запоминают названия растений и цветов. Дети наблюдали за работой дворника и сами принимали участие в сборе мусора, сгребали листву, стали сами замечать, когда требуется уборка на участке.

Решая задачу, касающуюся экологической безопасности, проводила  ряд бесед:

  • « Берегите чистый воздух»
  • «Как мы можем помочь сохранить чистый воздух»
  • «Вода нуждается в охране»
  • «Что угрожает нашим рекам»
  • «Учимся ценить и беречь природные ресурсы»
  • «Что мы сажаем, сажая леса»
  • «Представь себя иным»

Невозможно продуктивно  вести работу, если родители и социум не поддерживает и не помогает педагогам в решении экологических задач.

Школьники приходят в  детский сад, играют с малышами, инсценируют сказки, учат ребят делать поделки из природного материала.

Тема 

Программные задачи

Материал и оборудование

Методы и приёмы

 

Планете Земля в опасности

 

Дать детям представление о том, что планете Земля – это огромный шар. Большая часть земного шара покрыта водой – океанами и морями. Кроме воды есть материки, суша, где живут люди. Воспитывать в детях желание беречь родную природу, изучать её, правильно с ней обращаться

 

Большой шар-мяч голубого цвета, белые контуры материков, краски, карандаши, клей.

 

Занятие проводится в  форме рассказа-беседы воспитателя с детьми.

 

Спасём планету цветами

 

Продолжать воспитывать  в детях желание беречь родную природу, делать для неё что-то приятное. Совершенствовать работу с ножницами, клеем, развивать чувство прекрасного.

 

Трафареты для цветов, цветная бумага, фольга, клей, ножницы.

 

1. Предложить детям украсить земной шар цветами.

2. Рассмотреть образцы  готовых цветов.

3. Работа детьми по  изготовлению цветов.

4. украшение готовыми  цветами земной шар

 

Начинаем читать книгу  «Экология в картинках»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Целевая прогулка по территории детского сада

 

 

 

 

 

 

Дать детям представление  о том, что в книге рассказывается о «Доме» для разных живых существ: растений, животных, людей. Сберегая их «дом» - условия, в которых они живут, мы сбережём живые существа.

Учить детей слушать  чтение познавательной книги, правильно  понимать её содержание, отвечать на вопросы, опираясь на текст рассказа.

Учить рассуждать, делать предположения, слушать высказывания других

 

Развивать у детей  наблюдательность, внимание.

Развивать способность  замечать что-то новое, необычное в природе.

Воспитывать желание  любоваться красотой природы.

Учить для описания явлений  природы подбирать различные определения, эпитеты.

 

Книга В. Танасийчука «Экология в картинках»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. рассказ воспитателя  о книге и её авторе.

2. Чтение рассказа  «Удивительная прогулка»

3. беседа по содержанию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Наблюдение за погодой,  определение её состояния

2. Выбрать вместе с детьми дерево для дальнейших наблюдений за ним: обратить внимание на количество листвы на нём, цвет листвы, покров земли.

В группе сделать зарисовки  наблюдений за погодой .

 

Рисование «Наше дерево»

 

 

 

 

Учить детей точно  передавать дерево, которое дети наблюдали накануне, покров земли.

Совершенствовать технику  владения кистью и красками.

 

 

Краски, кисти, альбом.

 

1. Вспомнить дерево  на участке. Описать его.

2. Показ воспитателем  рисования ствола, веток.

3. Работа детей.

4. Сравнение нарисованных  деревьев с оригиналом на улице




Взаимодействие с детской  библиотекой расширяет кругозор детей с помощью выставок литературы, экскурсий  в библиотеку и знакомства с красной книгой. Посещая музей, дети знакомятся с историей родного  края, его мастерами, ресурсами и  богатством родной земли.

Проводимая в дошкольном возрасте работа по экологическому  образованию всегда находит свое продолжение в школе. Хочется верить, что все то доброе, что мы стараемся посеять в душах маленького человечка, прорастет и даст свои положительные всходы. И образуются крепкие и полезные плоды в виде осознанного отношения к природе, желания сделать свой вклад в её сохранение и преумножение

Заключение

Знакомя детей дошкольного  возраста с окружающим миром, необходимо учитывать, что каждое следующее занятие дети получают на основе предыдущего. Поэтому работа начинается в младших группах, где ребёнок познаёт себя, интересуется игрушками, знакомится с сезонными изменениями в природе. В средней группе ребёнок уже исходя из знаний, полученных о себе, начинает осваивать правила ( «опасные ситуации на улице, дома, во дворе ). Познаёт тайны «Большого» мира природы, учится наблюдать, заботиться о животных и растениях. Знакомится с различными материалами и их свойствами. А к старшей группе ребёнок уже осознаёт связь человека и природы, оценивает поступки, делает выводы, что человек должен жить на планете Земля в союзе с природой.

Очень важно, чтобы ребёнок  научился активно использовать полученные на занятиях знания в жизни, смог применять  их к себе. Поэтому работа по экологии ведётся как на занятиях, так и в других видах деятельности: при чтении художественной литературы, рисовании, лепке, аппликации, по ручному труду, при наблюдении, в труде, а также в играх – дидактических, театрализованных, сюжетных.

Получая знания о природе в определённой системе, к старшему дошкольному возрасту дети уже готовы выявлять сложные причинно-следственные связи, действующие в мире природы, устанавливать общие закономерности природных явлений. Таким образом, детям становятся доступны представления о причинах смены дня и ночи, времён года; о свойствах и значении воздуха и воды, Особенностях растений и животных, способах ухода. Воспитывая позитивное отношение к природе, осознавая неразрывную связь с ней, ребёнок понимает «хрупкость» природы, необходимость бережного отношения к ней

Литература

 

  1. « Азбука общения» Л.М.Шиницина, О.В.Защиринская, А.П,Воронова.
  2. «Детство» Программа развития и воспитания детей в детском саду. Т.И.Бабаева, Н.Л.Ноткина, В.И.Логинова
  3. « Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями»  В.Я.Дрязгунова
  4. « Методика экологического воспитания в детском саду» С.Н.Николаева
  5. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» А.И.Иванова
  6. « Нравственно – эстетическое воспитание ребенка в детском саду» Н.А.Ветлугина
  7. «Родной край» С.А.Козлова, Р.И.Жуковская, Н.Ф.Виноградова.
  8. « Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» Г.П.Тугушева, А.Г.Чистякова
  9. «Юный эколог» С.Н.Николаева
  10. « Юный эколог. Система работы в старшей группе детей детского сада» С.Н.Николаева

 




Информация о работе Воспитание бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста