Воспитание бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 11:14, творческая работа

Краткое описание

Задачи работы по экологическому воспитанию дошкольника должны опираться на важную этическую концепцию, созданную учёным – гуманистом Альбертом Швейцером « этику благоговения перед жизнью». «Каждый человек благом почитает любую жизнь. Стремиться сохранить её», « всякая жизнь бесценна…»
Цель: Всестороннее развитие личности, ответственно относящееся к окружающей среде.

Оглавление

1. Введение 3
2. . Цель и задачи. 5
3. Формирование у детей дошкольного возраста бережного 6
отношения к природе в различных видах деятельности.
Методы и приемы.
4. Заключение 13
5 Литература. 14
6 Приложение 15
Перспективное тематическое планирование
Конспекты занятий

Файлы: 1 файл

Творческая работа «Воспитание бережного отношения к природе у де.doc

— 94.00 Кб (Скачать)

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка» комбинированного вида

 

 

 

 

Творческая  работа

 

«Воспитание бережного  отношения к природе у детей дошкольного возраста»

(обобщение опыта)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: воспитатель

Шилова Лариса  Константиновна

 

                                                                         

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

1.  Введение                                                                                                      3

2. . Цель и задачи.                                                                                            5

3. Формирование у детей дошкольного возраста бережного                      6

отношения к природе  в различных видах деятельности.

Методы и приемы.

4. Заключение                                                                                                   13

5  Литература.                                                                                                   14

6  Приложение                                                                                                  15

  • Перспективное тематическое планирование
  • Конспекты занятий

 

Введение.

Современная экологическая  ситуация в нашей стране определяет острую необходимость формирования нового экологического мышления «экологизации» всех наук, всех сфер человеческой деятельности. Поэтому так актуальна проблема всеобщего экологического образования и воспитания. Основная цель экологического образования – всестороннее развитие личности, ответственно относящейся к окружающей среде. В настоящее время остро встаёт вопрос уже не о добыче, разработки и использования богатств нашей планеты, а о сохранении. На протяжении долгого времени мы только «брали» всё от природы и не задумывались о том, что когда-то придёт время отдавать. Это время уже настало. Пора менять своё потребительское отношение к природе. Необходимо менять представление о неисчерпаемости природных ресурсов, преодолеть беспечное отношение и воспитывать нравственное, гуманное отношение к природе. Умение видеть её красоту и хрупкость, желание защитить и сохранить нашу природу.

О значении ознакомления с природой и пребыванием в  природе упоминается ещё в 19 столетии. В высказываниях С. Аксакова, Л. Толстого, Н. Короленко и других русских  писателей показана важность влияния мира природы на душу ребёнка. К. Д. Ушинский писал: « Один день, проведённый дитятей среди лесов и полей, стоит недели в классной комнате».

В течении 20 столетия отечественные  педагоги медленно эволюционировали от ознакомления с природой к экологическому воспитанию.

В конце 20 века происходит событие, косвенно влияющее на экологическое  воспитание в разных странах, в том  числе в России.

В 1990 году состоялась большая  конференция по проблемам экологического развития и спасения планеты. На этой конференции собрались представители правительства из 127 стран. Была принята «Концепция устойчивого развития», которая предполагала гармоничное совместное развитие человека и природы. Этому форуму не хватило политических возможностей в принятии серьёзных практических решений. Так вместо принятия решения о защите целых экосистем, как и прежде было принято решение о защите отдельных биологических видов.

Начиная с 80-х годов 20 века в России складывается новая  система экологического воспитания, которая в разных вариантах находит воплощение в существующих образовательных программах. В педагогическую работу вносят задачи ознакомления с экологией, взаимосвязь в природе с биоценозами различных природных поясов, знакомство со связями между строением, обитанием живых существ в том или ином природном поясе. Впервые появляются задачи, раскрывающие тему защиты природы и угрозу разрушения экосистем. В этот материал входит так же информация о « Красной книге», о редких исчезающих животных, появляются задачи воспитания « заботливого отношения к природе», правило поведения в природе.

Важный акцент внесён Н. Рыжовой, автором программы» Наш  дом – природа». Она заявляет о новой концепции экологического воспитания с приоритетом нравственных задач.

Цель экологического воспитания на современном этапе заключается в самой личности ребёнка. В конечном результате педагоги надеются воспитать человека гуманного, раскрытого навстречу миру природы и социума. Способного к активным действиям по защите и сбережению природы, обладающему системой знаний о ней.

К поступлению ребёнка  в школу экологическое воспитание способствует преодолению эмоциональной  децентрации , нравственному и бережному  отношению к диким и домашним животным. Ребёнок дошкольник знает  о правах животных и экологической  ситуации в мире.

Задачи работы по экологическому воспитанию дошкольника должны опираться  на важную этическую концепцию, созданную учёным – гуманистом Альбертом Швейцером  « этику благоговения перед жизнью». «Каждый человек благом почитает любую жизнь. Стремиться сохранить её», « всякая жизнь бесценна…»

Цель: Всестороннее развитие личности, ответственно относящееся к окружающей среде.

 

Задачи

  • Учить детей замечать изменения, происходящие в природе и устанавливать причинно – следственные связи.
  • Развивать такие качества, как любознательность, наблюдательность, чувства прекрасного.
  • Воспитывать бережное отношение к природе, нетерпимость к бессмысленной порче растений и уничтожение насекомых, животных и птиц
  • Воспитывать умение сочувствовать и сопереживать.

 

Формирование  у детей дошкольного возраста бережного отношения к природе в различных видах деятельности. Методы и приемы.

Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек  вспоминает их с теплотой, а живя в городе, он постоянно, с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве своего родного края? Думается, это – выражение глубокой привязанности и любви ко всёму, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – всё это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств, и активную позицию в этом вопросе должны занять педагоги.

Не всё, что окружает ребёнка, равнозначно в воспитательном отношении. Поэтому очень важен правильный с точки зрения педагогики выбор объектов, о которых следует рассказать детям.

Можно ли говорить о воспитании любви к родному краю  без  сообщения детям определённых знаний о нём?

В процессе ознакомления дошкольников с окружающим миром  создаются благоприятные условия  для их дальнейшего умственного развития: детям предлагается анализировать, сравнивать, обобщать то, что они видят в окружающей жизни, или то, о чём расскажет или прочитает им воспитатель.

Воспитатель должен так  организовать пополнение знаний о родном крае и родной стране, чтобы вызвать  у детей интерес, развивать любознательность. Непосредственные наблюдения в сочетании  с усвоением доступных знаний способствуют развитию образного и логического мышления ребёнка.

Во время прогулок в лес, в поле, к реке взрослый учит видеть красоту окружающей природы, бережно к ней относится. Так  решаются задачи не только познавательные, эстетические, но, в конечном счете, и нравственные. Окружающий мир обогащает и стимулирует детское художественное творчество. Чем интереснее и целенаправленнее педагог организует наблюдения окружающего, тем содержательнее становится детское творчество.

Важно, чтобы дети, воспринимая  материал, активно думали. Этому помогают такие методические приёмы , как сравнение, вопросы, индивидуальные задания, обращение к опыту детей, предложение задавать вопросы друг другу и воспитателю, игровые приёмы и др..

Сравнение помогает формированию конкретных ярких представлений, активного отношения к окружающей жизни. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное или услышанное и делать выводы. Педагогу не следует сразу давать исчерпывающий ответ, нужно предложить подумать, вспомнить то, что он знал раньше и сравнить с тем, что узнал  только что. Ответить на вопросы можно не только на занятии, но и во время игры, самостоятельной деятельности. При составлении альбома и т. д. Важно, чтобы дошкольники удовлетворили свой интерес.

Использование на занятии  игровых приёмов важно одновременно и для повышения познавательной активности детей, и для создания эмоциональной атмосферы занятия.

Полезно включать в занятие  дидактические игры.

Эмоциональная атмосфера  на занятии играет большую роль в  воспитании чувств детей. Многое зависит от того, как педагог прочитает рассказ, стихи, какими словами, с какой интонацией, какими глазами посмотрит. Искренность чувств взрослого непременно передаётся и его воспитанникам.Очень эффективным средством является использование на занятиях художественных средств. На одном занятии можно ограничиться рассматриванием картины или чтением рассказа, на другом необходимо использовать комплекс средств – и музыку, и стихи, и живопись.Так же важны занятия изобразительной деятельностью, так как в лепке, в рисунке дети выражают свои впечатления от восприятия окружающей действительности. Их ценность несомненна: нравственное воспитание осуществляется при постановке темы и через организацию занятий.

Целесообразна для воспитания чувств связь с занятиями по музыке.

Следует воспитывать  у детей бережное отношение к  общественному добру, к природе  родного края. Осознать эту необходимость  помогут специальные беседы, чтение художественной литературы, включение  в практическую деятельность.

Ребёнок с раннего  детства открывает и исследует окружающий мир, он тянется к красивому, яркому, испытывает радость общения с природой, с поэтическим образом её в сказках, потешках, стихотворениях. Он открывает для себя мир в разнообразных красках и звуках. В. А. Сухомлинский писал : « Мир, окружающий ребёнка, - это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений с неисчерпаемой красотой.»

Прямое общение  с  природой и знакомство с её поэтическим  образом в детской литературе оказывает большое влияние на нравственно-эстетические чувства детей. Возникающая при этом взаимосвязь между восприятием природы и приобщением к художественному образу усиливает и углубляет эти чувства.

Восприятие природных  явлений помогает лучшему пониманию  произведений художественной литературы о природе, а рассказы, стихотворения, потешки на аналогичную тему обогащают знаниями, развивают эмоциональные переживания, эстетический вкус, способствуют воспитанию добрых чувств, бережного отношения ко всему живому.

Нравственно-эстетическое отношение к природе будет сформировано в том случае, если ребёнок, воспринимая красоту окружающей природы, эмоционально откликается на неё, а знакомясь с образами художественной литературы, сопоставляет их с действительностью, активно наблюдает за природой, замечает изменения, происходящие в ней , и передаёт их в различных видах художественно-речевой деятельности, проявляет оценочное отношение к эстетическим  качествам природы, воплощает явления природы в творчестве, используя выразительные средства художественного слова.

Отбирая художественные произведения, воспитатель помнит, что разные литературные жанры в  зависимости от своей художественной специфики по-разному воздействуют на детей.

Формирование бережного отношения  к вещам возможно лишь в сочетании  с трудовым воспитанием, приучением к порядку, с выработкой таких качеств, как ответственность, аккуратность, привычка убирать всё на своё место, трудолюбие, уважение к труду других людей.

Пониманию дошкольников доступно бережное отношение в первую очередь к игрушкам, книгам, одежде. Природе.

Старшие дошкольники  уже способны принимать активное участие в защите природы. Им доступно многое: уход за животными, работа на огороде, подкормка птиц, выращивание цветов, овощей. Важно, чтобы формирование бережного отношения к природе сочеталось с воспитанием любви к родному краю, с желанием работать вместе со взрослыми по его благоустройству ( озеленение). Пусть участие дошкольника будет весьма скромным, но радость от коллективного труда, гордость общими результатами станет важным эмоциональным фоном для формирования активной жизненной позиции. Чтобы закрепить эту основу, нужно постоянно пополнять опыт участия детей в общих делах, упражнять их в нравственных поступках.С ранних лет используется такой метод, как экспериментирование. Главное достоинство этого метода заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой  обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Информация о работе Воспитание бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста