Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 00:14, доклад
Для ребёнка дошкольного возраста огромное значение имеет семья. Особую роль семья играет в развитии личности ребёнка, поскольку это первая, и часто почти единственная среда, формирующая личность. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Ведь именно в семье ребёнок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях.
ВЛИЯНИЕ ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Э.Ф. Сафина.
ГОУ СПО «Сибайский педагогический колледж»
Научный руководитель Н.С. Просвиркина
“Главный смысл и цель семейной жизни – воспитание детей. Главная школа воспитания детей – это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери” В.Сухомлинский.
Для ребёнка дошкольного возраста огромное значение имеет семья. Особую роль семья играет в развитии личности ребёнка, поскольку это первая, и часто почти единственная среда, формирующая личность. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Ведь именно в семье ребёнок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях.
Очень важный фактор эмоциональной уравновешенности и психического здоровья ребенка – это стабильность семейной среды, внутрисемейных отношений. В процессе близких взаимоотношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни формируется структура его личности. Он входит в мир своих родных, перенимает нормы их поведения.
Множество писателей, философов и мыслителей обращались в своих произведениях к проблеме семьи как самой живой, самой важной и животрепещущей проблеме общества. Ещё Конфуций говорил о необходимости установления гармоничных, светлых, добрых отношений в семье, отношений, основанных на взаимной любви друг к другу, взаимопомощи и взаимовыручке, так как от этого зависит гармоничное развитие всех ее членов и та польза, которую они могут принести другим людям в своей общественной жизни.
Современная семья претерпевает серьезные изменения, которые ведут, в основном, к демократизации отношений: неустойчивость брака, падение рождаемости. Вызывают тревогу негативные тенденции в социокультурной сфере, системе воспитания, которые наметились в последние полтора десятилетия. Размыты идеалы и нравственные ценности, резко сокращен выпуск отечественной детской литературы и произведений искусства, экраны телевидения и кинотеатров заполнены зарубежными фильмами, зачастую пропагандирующими жестокость, насилие. Сегодня в наше напряженное время родители вынуждены много работать, чтобы прокормить семью. Все перечисленные факторы, несомненно, влияют на современное общество, в частности на психологическое здоровье матерей и отцов. Всё это порождает внутренние конфликты у родителей: чувство вины и беспомощности, ненависть, тревожность, потребность в возмещении обид, страх, что как раз и способствует разладу взаимоотношений супругов в семье, бессознательному проявлению проблематических воспитательных воздействий по отношению к детям. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.
Здоровые психологические взаимоотношения возможны лишь в зрелой, счастливой семье, построенной на любви и согласии родителей. Перечислим некоторые признаки зрелой семьи, выделенные А.Н. Харитоновым:
- разумный выбор супруга, основанный на единстве целей, потребностей и взглядов на будущее (удачный выбор);
- психологическая готовность к браку;
- сформированность представлений о любви и браке во взаимоотношениях родительской семьи;
- решение вопросов о рождении детей в соответствии с пожеланиями супругов- демонстрация любви, заботы и внимания как постоянных чувств, стремление к нежности, ласке, подлинной эмоциональной чистоте, дружбе, взаимному признанию в позитивных чувствах (любовь и забота);
- наличие доверия, честности, откровенности в отношениях членов семьи;
- высокая степень взаимопонимания;
- устойчивые проявления отзывчивости, доброжелательности, эмпатия;
- комфортное естественное общение;
- психологическая зрелость супругов, высокий уровень адаптации к партнеру, самостоятельность и возможность роста для каждого как факторы, обеспечивающие эмоциональный комфорт, психическое здоровье ;
- совместное заинтересованное проведение досуга, семейного отдыха ;
- обеспечение отношений взаимной ответственности в соединении с любовью,
- равномерное взаимоуважительное распределение обязанностей в ведении домашнего хозяйства,
- баланс власти и эмоциональной привязанности;
- ровное взаимодействие с прародителями, иными родственниками, соседями, сослуживцами и другим социально-психологическим окружением семьи;
- уверенность в прочности семейного союза, благополучие и свобода действий членов семьи, стремление к ее будущему.
Когда родители понимают, что во многом от них самих зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, так как постоянный контроль над своим поведением, за отношение к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию.
Для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребёнка и преодолеть типичные ошибки семейного воспитания родителям необходимо помнить общие внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:
Принимать активное участие в жизни семьи;
Всегда находить время, чтобы поговорить с ребёнком;
Интересоваться проблемами ребёнка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
Не оказывать на ребёнка нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
Иметь представление о различных этапах в жизни ребёнка;
Уважать право ребёнка на собственное мнение;
Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребёнку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;
С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.
Так же необходимо сформировать систему мероприятий по пропаганде ценностей семьи, в том числе привлечение представителей деловых кругов, ведущих деятелей науки, культуры, искусства и других лидеров общественного мнения к участию в пропаганде ценностей детства, родительства, семьи.
Таким образом, внутрисемейные отношения - это педагогика будней, педагогика каждого дня, это непрекращающийся эксперимент, творчество, труд, не имеющий конца, которые в повседневной жизни совершают великое таинство - формирование личности человека.
Библиографический список.
1.Азаров Ю.П. Семейная педагогика. М, 1985.
2. Ковалёв С.В. Психология современной семьи. М, 1988.
3.Учебник Юнита. Психология отношений в семье.
Информация о работе Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка