Влияние методов контроля и оценки на уровень знаний, умений и навыков учащихся

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2011 в 16:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель: определить наиболее эффективные пути и способы организации тематического контроля знаний учащихся.
Задачи: - определить сущность, роль и значение контроля;
- раскрыть виды контроля;
- выявить способы организации тематического контроля, обеспечивающие эффективность учебного процесса;
- разработать ряд методик проведения тематического контроля знаний учащихся.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Контроль и оценка успешного обучения 6
1. Контроль как звено учебного процесса. Объект и
функции контроля 6
2. Виды контроля знаний учащихся 9
3. Методы, приёмы и формы организации контроля
знаний учащихся. 12
1.4 История развития оценочной системы 21
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению 24
влияния уроков-зачетов и уроков-игр по математике
в 10 классе на уровень усвоения знаний
2.1 Апробация и описание эксперимента 24
Заключение 33
Литература 34

Файлы: 1 файл

курсовая!!!!.doc

— 314.00 Кб (Скачать)

     Возникает очень много трудностей в подготовке и проведении зачетных уроков:

     - необходимо проверить теоретические  знания: определения, формулы, алгоритмы,  теоремы и т.д. В тоже время  необходимо оценить уровень практических  умений работы, следовательно, зачетный урок может занимать  1 или 2 часа;

     - проблема любого контроля знаний: подсказки и списывание. Поэтому  традиционные два варианта заданий  на письменной или практической  работе заставляют задуматься  об адекватности оценки знаний  и умений;

     - еще одна проблема заключается в том, что учитель не сможет принять теорию сразу у всех детей, поэтому  на практике я привлекала студентов, а на уроках можно воспользоваться помощью учеников старших классов. Приходиться учить детей общению на зачете, воспитывать уважение младших к старшим, доброжелательное, но требовательное отношение старших к младшим;

     - каждый ученик индивидуален, с  собственной психологией, развитием,  отношением к учебной работе, знаниями, умениями, к каждому   надо подобрать свой «ключик», чтобы полнее и глубже выявить знания, умения, научить конструировать ответ;

     - скорость работы учеников разная, поэтому перед зачетным уроком  нужно продумать дополнительный  материал, а также нужно продумать  систему оценивания и пересдачу  зачетного урока.

     Структура урока-зачета. Одной из наиболее сложных для учителей задач является четкое определение рациональной структуры и методики урока–зачета [19]. Этот урок может отличаться по структуре и методике в зависимости от содержания и объема учебного материала, возраста и подготовки учащихся, наличия в школе соответствующего оборудования, природного и производственного окружения, педагогического опыта, подготовки учащихся. Для зачета можно использовать итоговые уроки, уроки обобщающего повторения или уроки контроля и проверки знаний, умений и навыков.

     Можно сделать вывод о том, что через зачет должны пройти все школьники, так как:

     - проверка знаний есть форма  контроля учебной работы учащегося.  Проверяются организация и методика  его домашней самостоятельной  работы, качество знаний и умений по заданному и уже пройденному материалу, или иначе, качество усвоения программы;

     - проверка знаний есть форма  закрепления, обязательное участие  в зачете делает его более  весомым, заставляет серьезнее  относиться к подготовке, что  положительно влияет на формирование необходимых умений и навыков;

     - проверка знаний есть форма  воспитания у учащихся навыков  правильного воспроизведения своих  знаний и умений, вооружения методикой  такого воспроизведения. И тем  лучше организован опрос, тем  больше оснований надеяться, что учащиеся научаться отвечать так, как требуется.

     - результаты зачетов непосредственно  связаны с итоговой аттестацией  школьников, поэтому освобождение  от зачета повлечет за собой  неравные условия для учащихся;

     - проверка знаний есть важная объективная форма самоконтроля учителя. Пробелы в знаниях выявляются именно во время зачета, что позволяет как учителю, так и самому ученику своевременно обратить на их внимание;

     - сильные ученики, уверенно владеющие  опорными знаниями, быстро выполняют обязательный уровень и имеют возможность проявить себя в решении более сложных заданий и получить повышенную оценку. 
 

     Урок- игра

       Игра  – одно из важнейших средств умственного  и нравственного воспитания школьников.

       Игры  подразделяются на:

       Творческие  игры

       Игры с правилами.

         Творческие игры, в свою очередь  включают: театральные, сюжетно-ролевые и строительные игры.

         Игры с правилами – это дидактические, подвижные, музыкальные  игры и игры–забавы.

       В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, ученики не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию.

       Из  всего существующего многообразия различных видов игр именно дидактические игры самым тесным образом связаны с учебно-воспитательным процессом.

       Дидактическая игра (игра обучающая) – это вид  деятельности, занимаясь которой, дети учатся.1 Дидактическая игра, как и каждая игра, представляет собой самостоятельный вид деятельности, которой занимаются ученики: она может быть индивидуальной или коллективной. Данная игра является ценным средством воспитания действенной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

       Существенный  признак дидактической игры –  устойчивая структура, которая отличает её от всякой другой деятельности. Структурные компоненты дидактической игры: игровой замысел, игровые действия и правила.

       Игровой замысел выражен, как правило, в названии игры. Игровые действия способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможности проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры. Правила помогают направлять игровой процесс. Они регулируют поведение учащихся и их взаимоотношения между собой. Дидактическая игра имеет определённый результат, который является финалом игры, придаёт игре законченность. Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся в освоении знаний или в их применении.

Требования  к урокам –играм:

Необходимость глубокой предварительной работы учителя по подготовке сценария урока – игры; моделирование различных жизненных ситуаций и отношений; подготовка группы консультантов, экспертов, определение специальных  заданий, критериев оценивания их.

  1. Проведение консультаций для руководителей групп, подбор необходимого оборудования урока, справочной и иной литературы.
  2. Формирование групп и постановка перед ними учебных задач, обеспечение самостоятельной работы учащихся.
  3. Преимущественное использование в ходе уроков методов «мозговой атаки», «мозгового штурма».
  4. Четкая регламентация времени для заданий.
  5. Экспертное оценивание деятельности каждой группы.
 

     В старших классах для проведения тематического контроля могут использоваться коллоквиумы (от лат. colloquium — разговор, беседа). Его методика такова: учащимся заранее объявляется тема и минимум вопросов, указывается литература. Для интересующихся организуются консультации. От него, как правило, никто не освобождается, проверке подвергаются все ученики. Если кто-либо не справится с заданием — такого ученика учитель вправе не допустить к практической работе: дав консультацию ученику о том, как ликвидировать пробелы в знаниях темы, учитель вновь проверит, усвоил ли ее ученик.[12, с. 92] 

     1.4 История развития оценочной системы 

       В педагогической литературе, да  и в повседневном разговоре термины "оценка" и "отметка" часто употребляются как синонимы. Хотя они взаимосвязанные, но, все-таки, и как термины, и как понятия их необходимо различать. Взаимосвязь состоит в том, что у них общий объект— знания, умения, навыки и развитие учащихся. Кроме того, отметка всегда выражает также оценку знаний, умений и навыков. Различие же их в следующем: оценка всегда предшествует отметке, отметки без оценки не бывает. И в то же время оценка не всегда или, лучше сказать, в большинстве случаев не становится отметкой, не "переводится" в отметку и остается повседневным компонентом и инструментом учебного процесса. Отметка же как бы "отрывается" от субъекта и объекта оценки, от ученика, который ее получает, и от учителя, который ее выставляет. И отметки начинают как бы самостоятельное существование. По ним выводят процент успеваемости, средний балл учащихся; отметки имеют известное значение в аттестации той же школы, того же учителя и т.д.

     Эта мысль будет более убедительной, если обратиться к истории оценки и отметки.

     К 1917 г. в учебных заведениях России (в гимназиях, реальных училищах, духовных семинариях, земских и церковно-приходских школах и др.) существовала пятибалльная цифровая система отметок. Она возникла во второй половине XIX в. и стала не только средством оценки знаний, но и инструментом наказания учащихся, отчуждения их от учителей, породила немало негативных сторон во взаимоотношениях самих детей и подростков. И неудивительно, что передовые и прогрессивные учителя подвергали критике эту систему оценивания.

     После Октябрьской революции были упразднены все прежние типы школ. В 1918 г. создается единая трудовая школа, в которой труд выступает и как учебный предмет, и как метод учебно-воспитательной работы. В мае 1918 г. было принято решение Наркомпроса РСФСР "Об отмене отметок". Были отменены и экзамены. Вместо балльных отметок вводится своего рода зачет всей группе, бригаде, выполнявшей задание. Бригада отчитывалась не только перед учителем, но и перед всей учебной группой (группой до 1934-1935 учебного года назывался "класс" в современном понимании). Учащиеся коллективно обсуждали отчет бригады. Широко практиковались выставки работ учащихся, отражавшие результаты их учебной деятельности. На выставках были и натуральные предметы, и модели, всевозможные таблицы, диаграммы, чертежи, рисунки, которые давали наглядное представление о том, чего достигли ребята, выполнив задание, закончив тему. Перевод из младшей группы в старшую проводили на основании отзыва педагогического совета школы об успехах учащихся. Практиковалась также коллективная аттестация учебной группой своих товарищей. Обсуждение было взыскательное, принципиальное; при плохой аттестации кого-либо из товарищей требовали даже оставления его на повторный год обучения в той же группе.

     В этом подходе наблюдаются демократические  начала в учете и оценке знаний учащихся, характерные для 20-х годов. Между тем обнаружились и изъяны в таком способе учета. При групповой оценке не всегда были ясны учебные успехи каждого отдельного ученика, хотя, как известно, индивидуальные различия здесь никак отрицать нельзя. Родители не имели представления, в чем и в какой мере силен или слаб их ребенок, обучающийся в школе. У многих детей пропадал стимул к усердным занятиям, так как за общими средними (усредненными) показателями как бы маскировались усилия или, лучше сказать, личный вклад каждого.

     Учителя стихийно (и особенно под влиянием прежних традиций) стали использовать свои отметки, чаще всего трехбалльные. В связи с этим в сентябре 1935 г. СНК СССР и ЦК ВКП (б) в своем постановлении о школе восстанавливают пятибалльную дифференцированную словесную систему оценок и отметок знаний, умений и навыков учащихся: "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "плохо" и "очень плохо" (до этого использовались и некоторые другие отметки, например, "очень хорошо" (ох.), "хорошо" (хор.), "удовлетворительно" (уд.), "неудовлетворительно" (неуд.)). В виду смысловой неопределенности отметка "удовлетворительно" потом была переименована на "посредственно" (пос). И уже в 1944 г. во всех типах школ вводится вместо словесных цифровая пятибалльная система отметок: "5" — отлично, "4" — хорошо, "3" — посредственно, "2" — плохо," 1" — очень плохо.[1, с. 67 – 95]

 

    Глава 2

    Опытно- экспериментальная  работа

     Во  время прохождения практики в школе № 145 в рамках исследования для подтверждения выдвинутой гипотезы был проведён ряд экспериментов.

     В исследовании выделяются следующие  этапы:

  1. Первый этап.

     Цель  – выявить у школьников отношение  к контролю знаний.

     Для достижения данной цели были использована следующиая методика:

  • анализ контрольных работ.

     2. Контрольный этап.

     Цель  – получить вторичные результаты по выявлению у учащихся отношения  к контролю знаний.

     В рамках данного этапа было проведено  сравнение первичных и контрольных результатов, проведён их анализ.

     Первый этап 

     Анализ  результатов контрольной  работы по математике по теме «Параллельность прямых и плоскостей». 10 класс. По Л. С.  Атанасяну [Приложение 1]

Фамилия и Имя Результат (в  процентах)
1  Агаева Елвина  50%
2 Веремей Наталья 33%
3  Ганизаде  Наргиз 67%
4 Гобец Наталья 44%
5 Дюдяева Кристина 50%
6 Евпалов Виталий 83%
7 Зотов Александр 100%
8 Кожаев Ефим 67%
9 Козлова Софья 83%
10 Красноперов Константин 33%
11 Лапунова Анна 50%
12 Лихачев Роман 33%
13 Магоматов Иса 11%
14 Малышева Наталья 78%
15 Некрасов Алексей 33%
16 Некрасова Ксения 17%
17 Нечаева Виктория 33%
18 Никитина Олеся 33%
19 Павлючева Алена 44%
20 Папушин Владислав 83%
21 Сергеева Мария 30%
22 Цехмистро Егор 50%
23 Шамелова Алина 17%
24 Шатура Елизаветта 50%
25 Щукин Роман 78%
26 Юлдашева Мадина 100%
27 Юсубов Рамул 33%

Информация о работе Влияние методов контроля и оценки на уровень знаний, умений и навыков учащихся