Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2011 в 16:30, курсовая работа
Цель: определить наиболее эффективные пути и способы организации тематического контроля знаний учащихся.
Задачи: - определить сущность, роль и значение контроля;
- раскрыть виды контроля;
- выявить способы организации тематического контроля, обеспечивающие эффективность учебного процесса;
- разработать ряд методик проведения тематического контроля знаний учащихся.
Введение 3
Глава 1. Контроль и оценка успешного обучения 6
1. Контроль как звено учебного процесса. Объект и
функции контроля 6
2. Виды контроля знаний учащихся 9
3. Методы, приёмы и формы организации контроля
знаний учащихся. 12
1.4 История развития оценочной системы 21
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению 24
влияния уроков-зачетов и уроков-игр по математике
в 10 классе на уровень усвоения знаний
2.1 Апробация и описание эксперимента 24
Заключение 33
Литература 34
Возникает очень много трудностей в подготовке и проведении зачетных уроков:
-
необходимо проверить
-
проблема любого контроля
- еще одна проблема заключается в том, что учитель не сможет принять теорию сразу у всех детей, поэтому на практике я привлекала студентов, а на уроках можно воспользоваться помощью учеников старших классов. Приходиться учить детей общению на зачете, воспитывать уважение младших к старшим, доброжелательное, но требовательное отношение старших к младшим;
-
каждый ученик индивидуален, с
собственной психологией,
-
скорость работы учеников
Структура урока-зачета. Одной из наиболее сложных для учителей задач является четкое определение рациональной структуры и методики урока–зачета [19]. Этот урок может отличаться по структуре и методике в зависимости от содержания и объема учебного материала, возраста и подготовки учащихся, наличия в школе соответствующего оборудования, природного и производственного окружения, педагогического опыта, подготовки учащихся. Для зачета можно использовать итоговые уроки, уроки обобщающего повторения или уроки контроля и проверки знаний, умений и навыков.
Можно сделать вывод о том, что через зачет должны пройти все школьники, так как:
-
проверка знаний есть форма
контроля учебной работы
-
проверка знаний есть форма
закрепления, обязательное
-
проверка знаний есть форма
воспитания у учащихся навыков
правильного воспроизведения
-
результаты зачетов
- проверка знаний есть важная объективная форма самоконтроля учителя. Пробелы в знаниях выявляются именно во время зачета, что позволяет как учителю, так и самому ученику своевременно обратить на их внимание;
-
сильные ученики, уверенно
Урок- игра
Игра – одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания школьников.
Игры подразделяются на:
Творческие игры
Игры с правилами.
Творческие игры, в свою очередь включают: театральные, сюжетно-ролевые и строительные игры.
Игры с правилами – это
В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, ученики не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию.
Из всего существующего многообразия различных видов игр именно дидактические игры самым тесным образом связаны с учебно-воспитательным процессом.
Дидактическая игра (игра обучающая) – это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся.1 Дидактическая игра, как и каждая игра, представляет собой самостоятельный вид деятельности, которой занимаются ученики: она может быть индивидуальной или коллективной. Данная игра является ценным средством воспитания действенной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
Существенный признак дидактической игры – устойчивая структура, которая отличает её от всякой другой деятельности. Структурные компоненты дидактической игры: игровой замысел, игровые действия и правила.
Игровой замысел выражен, как правило, в названии игры. Игровые действия способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможности проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры. Правила помогают направлять игровой процесс. Они регулируют поведение учащихся и их взаимоотношения между собой. Дидактическая игра имеет определённый результат, который является финалом игры, придаёт игре законченность. Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся в освоении знаний или в их применении.
Требования к урокам –играм:
Необходимость глубокой предварительной работы учителя по подготовке сценария урока – игры; моделирование различных жизненных ситуаций и отношений; подготовка группы консультантов, экспертов, определение специальных заданий, критериев оценивания их.
В
старших классах для проведения
тематического контроля могут использоваться
коллоквиумы (от лат. colloquium — разговор,
беседа). Его методика такова: учащимся
заранее объявляется тема и минимум вопросов,
указывается литература. Для интересующихся
организуются консультации. От него, как
правило, никто не освобождается, проверке
подвергаются все ученики. Если кто-либо
не справится с заданием — такого ученика
учитель вправе не допустить к практической
работе: дав консультацию ученику о том,
как ликвидировать пробелы в знаниях темы,
учитель вновь проверит, усвоил ли ее ученик.[12,
с. 92]
1.4
История развития оценочной
системы
В педагогической литературе, да и в повседневном разговоре термины "оценка" и "отметка" часто употребляются как синонимы. Хотя они взаимосвязанные, но, все-таки, и как термины, и как понятия их необходимо различать. Взаимосвязь состоит в том, что у них общий объект— знания, умения, навыки и развитие учащихся. Кроме того, отметка всегда выражает также оценку знаний, умений и навыков. Различие же их в следующем: оценка всегда предшествует отметке, отметки без оценки не бывает. И в то же время оценка не всегда или, лучше сказать, в большинстве случаев не становится отметкой, не "переводится" в отметку и остается повседневным компонентом и инструментом учебного процесса. Отметка же как бы "отрывается" от субъекта и объекта оценки, от ученика, который ее получает, и от учителя, который ее выставляет. И отметки начинают как бы самостоятельное существование. По ним выводят процент успеваемости, средний балл учащихся; отметки имеют известное значение в аттестации той же школы, того же учителя и т.д.
Эта
мысль будет более
К 1917 г. в учебных заведениях России (в гимназиях, реальных училищах, духовных семинариях, земских и церковно-приходских школах и др.) существовала пятибалльная цифровая система отметок. Она возникла во второй половине XIX в. и стала не только средством оценки знаний, но и инструментом наказания учащихся, отчуждения их от учителей, породила немало негативных сторон во взаимоотношениях самих детей и подростков. И неудивительно, что передовые и прогрессивные учителя подвергали критике эту систему оценивания.
После Октябрьской революции были упразднены все прежние типы школ. В 1918 г. создается единая трудовая школа, в которой труд выступает и как учебный предмет, и как метод учебно-воспитательной работы. В мае 1918 г. было принято решение Наркомпроса РСФСР "Об отмене отметок". Были отменены и экзамены. Вместо балльных отметок вводится своего рода зачет всей группе, бригаде, выполнявшей задание. Бригада отчитывалась не только перед учителем, но и перед всей учебной группой (группой до 1934-1935 учебного года назывался "класс" в современном понимании). Учащиеся коллективно обсуждали отчет бригады. Широко практиковались выставки работ учащихся, отражавшие результаты их учебной деятельности. На выставках были и натуральные предметы, и модели, всевозможные таблицы, диаграммы, чертежи, рисунки, которые давали наглядное представление о том, чего достигли ребята, выполнив задание, закончив тему. Перевод из младшей группы в старшую проводили на основании отзыва педагогического совета школы об успехах учащихся. Практиковалась также коллективная аттестация учебной группой своих товарищей. Обсуждение было взыскательное, принципиальное; при плохой аттестации кого-либо из товарищей требовали даже оставления его на повторный год обучения в той же группе.
В
этом подходе наблюдаются
Учителя стихийно (и особенно под влиянием прежних традиций) стали использовать свои отметки, чаще всего трехбалльные. В связи с этим в сентябре 1935 г. СНК СССР и ЦК ВКП (б) в своем постановлении о школе восстанавливают пятибалльную дифференцированную словесную систему оценок и отметок знаний, умений и навыков учащихся: "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "плохо" и "очень плохо" (до этого использовались и некоторые другие отметки, например, "очень хорошо" (ох.), "хорошо" (хор.), "удовлетворительно" (уд.), "неудовлетворительно" (неуд.)). В виду смысловой неопределенности отметка "удовлетворительно" потом была переименована на "посредственно" (пос). И уже в 1944 г. во всех типах школ вводится вместо словесных цифровая пятибалльная система отметок: "5" — отлично, "4" — хорошо, "3" — посредственно, "2" — плохо," 1" — очень плохо.[1, с. 67 – 95]
Глава 2
Опытно- экспериментальная работа
Во время прохождения практики в школе № 145 в рамках исследования для подтверждения выдвинутой гипотезы был проведён ряд экспериментов.
В исследовании выделяются следующие этапы:
Цель – выявить у школьников отношение к контролю знаний.
Для достижения данной цели были использована следующиая методика:
2. Контрольный этап.
Цель – получить вторичные результаты по выявлению у учащихся отношения к контролю знаний.
В
рамках данного этапа было проведено
сравнение первичных и
Первый
этап
Анализ результатов контрольной работы по математике по теме «Параллельность прямых и плоскостей». 10 класс. По Л. С. Атанасяну [Приложение 1]
№ | Фамилия и Имя | Результат (в процентах) |
1 | Агаева Елвина | 50% |
2 | Веремей Наталья | 33% |
3 | Ганизаде Наргиз | 67% |
4 | Гобец Наталья | 44% |
5 | Дюдяева Кристина | 50% |
6 | Евпалов Виталий | 83% |
7 | Зотов Александр | 100% |
8 | Кожаев Ефим | 67% |
9 | Козлова Софья | 83% |
10 | Красноперов Константин | 33% |
11 | Лапунова Анна | 50% |
12 | Лихачев Роман | 33% |
13 | Магоматов Иса | 11% |
14 | Малышева Наталья | 78% |
15 | Некрасов Алексей | 33% |
16 | Некрасова Ксения | 17% |
17 | Нечаева Виктория | 33% |
18 | Никитина Олеся | 33% |
19 | Павлючева Алена | 44% |
20 | Папушин Владислав | 83% |
21 | Сергеева Мария | 30% |
22 | Цехмистро Егор | 50% |
23 | Шамелова Алина | 17% |
24 | Шатура Елизаветта | 50% |
25 | Щукин Роман | 78% |
26 | Юлдашева Мадина | 100% |
27 | Юсубов Рамул | 33% |
Информация о работе Влияние методов контроля и оценки на уровень знаний, умений и навыков учащихся