Влияние Е.А. Флериной на развитие педагогической науки и общественного дошкольного воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2014 в 20:11, реферат

Краткое описание

Евгения Александровна Флерина родилась 18 (30) декабря 1889 года в селе Брашеванове бывшей Херсонской губернии (Одесская область). Родители имели звание дворян, но материальное положение их было весьма ограниченным. Мать, окончившая Кишиневскую гимназию, всю жизнь учительствовала.
В 1891 году семья переехала на Кавказ. Отец, как и многие переселенцы, купил участок земли и попытался на нем хозяйствовать, но из этого ничего не вышло, т.к. грабежи и разбои в тот период были обычным явлением в отношении русского населения.

Оглавление

Краткие биографические данные………………………………….3
Вклад Е. А. Флериной в развитие педагогической науки и общественного дошкольного воспитания……………………………………...7
Краткая характеристика произведений, научных трудов ученого………………………………………………………………………….16
Список использованной литературы……

Файлы: 1 файл

педагогика.doc

— 108.00 Кб (Скачать)

Е.А. Флериной выделяются два условия, которых должен придерживаться педагог при выборе художественного произведения: 1) художественная литература должна оцениваться со стороны идейно-смыслового, воспитательного значения; 2) при выборе художественного произведения должен стоять вопрос о доступности языка. Исходя из этого, большое внимание должно уделяться языку художественного произведения, так как только язык является изобразительным средством, раскрывающим произведение перед читателем, слушателем. Невнимание к языку, его малопонятность, незнакомость слов и выражений делает малопонятным все произведение для ребенка в целом, тогда как язык художественного произведения должен предусматривать развитие мышления ребенка на языковой базе.

Особое внимание Евгения Александровна  уделяет  планомерному обучению  изобразительным умениям, как основному условию  развития изобразительного  творчества, так как для воплощение замысла детям необходимо иметь достаточный запас приобретённых в процессе правильного педагогического воздействия изобразительных знаний, умений и навыков. «Только при условии правильного руководства эти особенности могут быть выявлены педагогом и получить своё дальнейшее развитие. Ребёнок, лишённый руководства, даёт сниженные показатели, и творчество его останавливается на ранних ступенях развития. Она одна из первых даёт определение детского творчества: «Детское творчество - процесс овладения ребенком под влиянием воспитания и обучения все более высокими изобразительными умениями». Опираясь на исследования  Е.А. Флериной  для развития изобразительного творчества детям необходимы определенные знания, навыки и умения, способы деятельности, которыми они сами, без помощи взрослых, овладеть, не могут. Иначе: речь идет о целенаправленном обучении, освоении богатого художественно-изобразительного опыта. Главным принципом в обучении дошкольников изобразительной деятельности, которая способствует развитию изобразительного творчества, она считала единство учебных и творческих задач и правильное их взаимодействие. По её мнению, на детское творчество должны положительно воздействовать такие приёмы, как использование натуры, картинки – образца, показ образца и словесные приёмы (указания, поощрения, советы). Но картинка не должна служить образцом для копирования, а напомнить детям отдельные детали предмета или характерных черт персонажа. Вопросы развития детского изобразительного творчества рассматривались в связи с усвоением детьми  закономерностей изобразительной деятельности и изобразительно-выразительных особенностей в разных изобразительных техниках, с разными изобразительными материалами. 

С разработкой проблемы обучения она предложила систему игровых упражнений, которые были направлены на развитие движений руки. В основе этих упражнений - начертания различных линий, форм образного характера. Система игровых упражнений тесно связана с восприятием детьми предметов и явлений действительности.

Большое внимание Е.А. Флёрина  уделяет цвету в предметном, декоративном рисунке, особенно при составлении композиции узора. Разрабатывая методы обучения, большое значение она придаёт подбору различной тематике, развитию у детей чувства контроля, оценки. 

Таким образом, опираясь на исследование Е.А. Флёриной,  мы можем утверждать, что обучение средствам художественной выразительности при создании образа в изобразительной деятельности  рассматривается как основа развития изобразительного творчества.

Е. А. Флерина была выдающимся педагогом, тонким знатоком психологии ребенка и в то же время талантливым художником. Это помогло ей глубоко и разносторонне подойти к изучению детской игры, руководить художниками, работающими над созданием игрушек для наших детей.

Определяя место разного вида игрушек в детской игре, работая над созданием новых игрушек, Евгения Александровна прежде всего учитывала особенности ребенка, его потребности в игре. Она считала игру творческой деятельностью, необходимой для всестороннего развития ребенка, и правильно указывала, что дети, которые мало играют, плохо развиваются. Значение игры она понимала в том, что в ней ребенок реализует свои мысли и чувства в действии. Эта важная мысль подтверждена сейчас многими психологическими и педагогическими исследованиями: выражая в игре свои мысли и чувства, дети осваивают впечатления жизни, размышляют над ними, глубже проникают в их смысл.

Е. А. Флерина требовала внимания к творческой выдумке, инициативе ребенка, горячо возражая против игры под диктовку. Но также вредно, по ее мнению, «невмешательство» в детскую игру, которое было одним из принципов теории «свободного воспитания». «Воспитатель,— говорила она,— должен не только следить за игрой, но направлять ее, содействовать ее развитию». Необходимо плановое, систематическое руководство детской игрой, по руководство чуткое, тактичное, без грубого вмешательства. Вопросом, советом, подбором материала педагог направляет содержание и ход игры, помогает детям объединиться в игре.

Из такого педагогического руководства игрой вытекает значение игрушки, показанное Е. А. Флериной. Игрушку ребенок любит, она дает ему возможность активно действовать, создавать задуманные образы. Игрушка имеет большое общеобразовательное значение, побуждает к размышлениям, знакомит с качествами и свойствами разных материалов.

Е. А. Флерина работала над созданием таких игрушек, которые помогали бы детям отразить в игре окружающую действительность, способствовали бы воспитанию коллективизма, патриотических и гуманных чувств.

Классификация игрушек, разработанная Е. А. Флериной, и в настоящее время принята в теории и практике дошкольного воспитания и помогает подбору игрушек для детей разного возраста. Достоинство этой классификации в том, что она соответствует основным видам детских игр, обеспечивает их многообразие. Среди них игрушки: образные (куклы, животные, мебель, транспорт), технические (конструкторы, строительные материалы, игрушки из полуфабрикатов—дощечек, планок и т. д.), дидактические, веселые, музыкальные, театральные.

Е. А. Флерина считала, что эти игрушки помогают детям в разнообразных играх отражать окружающую действительность и нужны детям и раннего, и дошкольного, и даже младшего школьного возраста. Но для каждого возраста характер игрушек должен быть особым. Малышам важно самим действовать — превращаться в автомобиль или паровоз, бегать, дудеть. Им нужна машина, которую можно возить за веревочку, нагружать, разгружать. А старшим интереснее игрушки с механизмами.

В играх детей всех возрастов большое место занимает кукла-любимая игрушка девочек. Игры детей с куклами привлекают внимание многих исследователей, среди них имеются и горячие защитники кукол и такие же горячие противники.

Е. А. Флерина указывала на большое педагогическое значение военных игрушек, которые помогают воспитанию патриотизма, смелости, организованности.

Правильно решает Евгения Александровна вопрос о технических игрушках, считает, что они в занимательной, доступной детям форме дают представление о технике, помогают воспитывать интерес к ней и реализовать этот интерес в игре.

К техническим игрушкам Флерина относит также строительные материалы, конструкторы, различные полуфабрикаты, из которых дети сами мастерят игрушки. Этот материал способствует развитию творчества, изобретательства.

Игры с полуфабрикатами, самостоятельное изготовление нужных для игры вещей очень важны для развития игрового творчества и для трудового воспитания детей. Здесь осуществляется органическая связь игры с трудом.

Большое значение придавала Е. А. Флерина веселым, музыкальным и театральным игрушкам. Е. А. Флерина, выделяя дидактические и моторные игрушки, подчеркивает их общевоспитательное значение: они не только тренируют движения, глазомер, органы чувств, но и помогают организовать детский коллектив, воспитывают внимание, выдержку, находчивость.

Говоря о педагогической важности настольных игр, Евгения Александровна выдвигает вопрос о значении игровых правил, построенных не на одной случайности удач и неудач, а требующих сообразительности, возможности преодолеть препятствия, учитывающих моменты соревнования.

Велика заслуга Е. А. Флериной в создании строительного материала для детских игр. Она провела интересное экспериментальное исследование детского строительного творчества и в результате разработала строительный материал для детских садов, который до сих пор остается одним из лучших игровых материалов.

Изучение наследия Е.А. Флериной в контексте истории развития отечественной теории и практики дошкольного образования дает полное основание говорить о ее научно-педагогической школе. Е.А. Флерина положила начало нескольким направлениям исследований дошкольного детства. Центральное место в ее научной и педагогической деятельности занимали проблемы эстетического воспитания детей средствами искусства, изобразительной деятельности, художественного слова, игры и игрушки. Ей принадлежит заслуга в разработке общих основ эстетического воспитания, изучении детского изобразительного творчества и речевого развития детей дошкольного возраста, методики чтения и рассказывания в детском саду. 
Фундаментальные труды Е.А. Флериной раскрывают ее позиции в понимании детского творчества, путей и программно-методических средств его развития, а также роли, принципов, содержания и методов использования живого слова в дошкольном учреждении. Несмотря на то, что научная деятельность Е.А. Флериной осуществлялась более полувека назад, ее труды не теряют своей актуальности, значимости и являются источником для дальнейшего развития дошкольной педагогики и методики обучения детей родному языку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Краткая характеристика произведений, научных трудов ученого

  1. Е. А. Флерина Игра и игрушка/ Пособие для воспитателя детского сада Под ред. Д. В. Менджерицкой М., Просвещение, 1973

«Книга представляет собой сборник статей Е. А. Флериной — известного педагога в области дошкольного воспитания. Материал статей освещает один из основных вопросов дошкольной педагогики — какая игрушка нужна нашим детям. Приведенные иллюстрации свидетельствуют о большом разнообразии и богатстве игрушек, которые необходимо иметь каждому дошкольному учреждению».

2.       Е.А. Флерина Методическое пособие для дошкольных работников».

М., Учпедгиз, 1933.

«В книге описываются Методика подачи той или иной игрушки, пути и формы руководства игрой детей разного возраста, какие  игрушки давать и как руководить их использованием».

3.      Е.А. Флерина Кукла и ее роль в воспитании ребенка/ Журнал «Советская игрушка», 1936, № 8.

«Е.А. Флерина в своем труде раскрывает понятие «кукла», цель куклы в разностороннем развитии ребенка, а также те методы и приемы работы с куклой, которые принесут максимально точный результат в осуществлении поставленной педагогом цели».

4. Е.А. Флерина Изобразительное искусство в дошкольных учреждениях/ Вестник ОГУ №9 (128)/сентябрь`2011

«Е.А. Флерина излагает концептуальные положения о создании оптимальной среды для развития личности дошкольника».

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Флерина, Е.А. Основные принципы художественного воспитания. // Дошкольное воспитание, 2009, №7.
  2. Дошкольная педагогика; Учеб. Пособие для учащихся пед. Училищ / под ред. В.И. Ядешко, Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1978.
  3. История дошкольной педагогики в России. Хрестоматия / Сост. С.В. Лыков, Л.М. Волобуева; Под ред. С.Ф. Егорова. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.
  4. http://d-knigi.ru/ Е.А. Флерина  Кукла и ее роль в воспитании ребенка/ Журнал «Советская игрушка», 1936, № 8. (13.11.14)
  5. http://d-knigi.ru/ Е.А. Флерина Методическое пособие для дошкольных работников». М., Учпедгиз, 1933. (10.11.14).
  6. Е. А. Флерина Игра и игрушка/ Пособие для воспитателя детского сада Под ред. Д. В. Менджерицкой М., Просвещение, 1973
  7. Е.А. Флерина Эстетическое воспитание дошкольника. - М., Просвещение, 1961.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение:

Подбор цитат о дошкольном воспитании и педагогической науке

  1. «Успех художественного воспитания детей дошкольного возраста обеспечивается тем, что ребенок чрезвычайно отзывчив ко всему эмоциональному, яркому, что в его мышлении элементы образного, конкретного преобладают над элементами абстрактного, отвлеченного».
  2. «Говоря о задачах художественного воспитания, мы подчеркиваем воспитательные возможности искусства и красоты, которые при хорошем руководстве воспитатель может использовать и осуществлять в практике».
  3. «Важным вопросом художественного воспитания является своеобразие развития эстетического восприятия и художественного творчества ребенка».
  4. «Только реалистическое искусство с его идейным, правдивым изображением жизни полезно и нужно детям».
  5. «Вопрос о характере и качестве искусства для детей – важнейший вопрос эстетического воспитания, он заслуживает большого внимания».
  6. «Подражание в воспитании ребенка играет чрезвычайно важную роль. На подражании жизни, природе и в особенности на подражании человеку, его труду, ему умениями, знаниям, на использовании наследства человеческих навыков и знаний строится рост и развитие психики человека, его знаний и умений».
  7. «В процессе общевоспитательного руководства творчеством и художественной самодеятельностью детей воспитатель учит ребенка тем или иным приемами сообразно характеру каждого вида творчества. Эти элементы обучения подчинены общевоспитательным целям, они не должны превращаться в систему обучения, так как для этого ни сознание ребенка, ни его эмоциональная подвижность и внимание не приспособлены. Однако элементы обучения дошкольника следует осуществлять систематично, планово, лишь тогда они дадут нужный эффект».
  8. «Только разумным сочетанием трудовых, игровых и творчески изобразительных моментов можно создать правильную методику художественного воспитания дошкольника».
  9. «Широта обучения дошкольника находится в полном соответствии с разнообразием форм и методов его осуществления».
  10. «Чем меньше возраст ребенка, тем обязательнее использование игровых методов. Учатся дети в непосредственном общении с жизнью, на примере товарищей и взрослых и путем заданий и указаний воспитателя на специальных занятиях. Учение дошкольника, будучи занимательным и подчас с игровым элементом, однако, никак не должно превращаться в забаву».

Информация о работе Влияние Е.А. Флериной на развитие педагогической науки и общественного дошкольного воспитания