Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2014 в 20:11, реферат
Евгения Александровна Флерина родилась 18 (30) декабря 1889 года в селе Брашеванове бывшей Херсонской губернии (Одесская область). Родители имели звание дворян, но материальное положение их было весьма ограниченным. Мать, окончившая Кишиневскую гимназию, всю жизнь учительствовала.
В 1891 году семья переехала на Кавказ. Отец, как и многие переселенцы, купил участок земли и попытался на нем хозяйствовать, но из этого ничего не вышло, т.к. грабежи и разбои в тот период были обычным явлением в отношении русского населения.
Краткие биографические данные………………………………….3
Вклад Е. А. Флериной в развитие педагогической науки и общественного дошкольного воспитания……………………………………...7
Краткая характеристика произведений, научных трудов ученого………………………………………………………………………….16
Список использованной литературы……
Барнаульский Государственный Педагогический Колледж
Отделение Дошкольного Образования
РЕФЕРАТ
Тема «Влияние Е.А. Флериной на развитие педагогической науки и общественного дошкольного воспитания»
Барнаул 2014
Оглавление
Краткие биографические данные
Евгения Александровна Флерина родилась 18 (30) декабря
1889 года в селе Брашеванове бывшей Херсонской
губернии (Одесская область). Родители
имели звание дворян, но материальное
положение их было весьма ограниченным.
Мать, окончившая Кишиневскую гимназию,
всю жизнь учительствовала.
В 1891 году семья переехала на Кавказ. Отец,
как и многие переселенцы, купил участок
земли и попытался на нем хозяйствовать,
но из этого ничего не вышло, т.к. грабежи
и разбои в тот период были обычным явлением
в отношении русского населения. В 1893 году
отец бросил хозяйство и поступил на службу
в Хасав-Юртовский округ делопроизводителем.
В семье было 5 детей. Каждому из них родители
стремились дать образование. Евгения
Александровна училась во Владикавказской
Ольгинской женской гимназии, где у нее
обнаружились способности к рисованию.
В 1904 году вместе со старшей сестрой, по
окончании гимназии, Евгения Александровна
была отправлена родителями в Москву:
она - в художественное Строгановское
училище, а сестра - в зубоврачебную школу
Греффе. С этого времени Евгения Александровна
непрерывно жила в Москве. С 1904 по 1907 гг.
она ездила на каникулы домой.
В Москве остро переживалась революция
1905 года. Не будучи участником какой-либо
партии, Е.А. Флерина вместе с революционным студенчеством
участвовала в демонстрациях, похоронах
Н.Э. Баумана, видела разгон демонстрантов.
Приезжая на каникулы домой, она привозила
много нелегальной литературы и распространяла
ее среди населения и солдат, разбрасывая
около военных казарм и часовых. В 1907 году
на пути из Хасав-Юрта в Москву (на ст. Грозный)
она опустила анонимное письмо ругательного
содержания на имя командира полка, который
был страшным негодяем и участвовал в
карательных экспедициях. Письмо было
доставлено по назначению, но его следы
были обнаружены. Письмо было показано
отцу, который, не зная в чем дело, подтвердил
почерк дочери. В результате отец был немедленно
уволен со службы, а семья должна была
спешно выехать с Кавказа. После нескольких
лет скитаний родители поселились в городе
Николаеве Херсонской губернии, где отец
поступил преподавателем в железнодорожное
техническое училище, мать продолжала
учительствовать.
Младший брат и сестра жили вместе с родителями. Впоследствии младший брат стал инженером, кандидатом технических наук, а младшая сестра - литературным работником. Старшая сестра Евгении Александровны в 1912 году вышла замуж за юриста, поляка. В 1918 году в связи со смертью матери ее муж был вызван в Польшу, а затем вызвал на родину жену с ребенком. Связь со старшим братом-инженером была прервана в 1913 году. Он работал на постройке Ташкентской дороги, затем переехал в Одессу, где его застала революция. С тех пор семья не имела о нем сведений.
После 1917 года отец служил в Красном госпитале в Николаеве. Здоровье его значительно ухудшилось. Он получал ничтожную пенсию, переехал в Москву к Евгении Александровне, где жил на ее иждивении до своей кончины в 1939 (1937) году. Ее мать, выйдя на пенсию, поселилась в Киеве с внучкой (дочерью младшей сестры). Евгения Александровна хлопотала об их переводе в Москву, но этому помешала война. Мать умерла в Киеве в 1943 году.
После того, как отца в 1907 году лишили службы, Е.А. Флерина осталась в Москве без поддержки родителей. Она стала давать уроки, занималась с детьми. В Строгановском училище она закончила 5 классов со званием «ученого рисовальщика 1 степени по керамике и фарфору». Шестой класс она не закончила, т.к. в феврале 1907 года Евгения Александровна вышла замуж за Сергея Ильича Флерина.
В 1909 году она отвозит к родителям в Николаев 2-х месячную дочь, уходит от мужа и поступает руководительницей в детский сад Е.П. Залесской, где проработала 3 года. С этого времени Е.А. Флерина увлеклась педагогикой.
Второй брак был заключен Евгенией Александровной в 1918 году с профессором Александром Шнейдером, который умер в 1938 году. Во втором браке у Е.А. Флериной родился сын.
В 1913 году она стала заведовать детским садом в доме дешевых квартир Солодовникова (2-я Мещанская). С самого начала работы Е.А.Флерина встает на путь самостоятельного искания содержания, методов и форм работы с дошкольниками. Одновременно с 1911 года в течение пяти лет Евгения Александровна преподавала художественный труд на дошкольном отделении курсов имени Д.И. Тихомирова на ул. М.Пироговская. Это положило начало ее деятельности по подготовке кадров дошкольных работников.
В 1914 году она примкнула к работе «Грибоедовского кружка рассказчика» (при детской библиотеке имени А.С. Грибоедова), стала его активным членом и рассказчиком в детской аудитории. Это углубило ее интерес к художественному слову и книге. В дальнейшем некоторые члены этого кружка сами стали организовывать кружки, где объединяли любителей-рассказчиков из педагогов школ, детских садов, библиотекарей.
С 1914 по 1916 гг. Е.А. Флерина преподавала на краткосрочных дошкольных курсах в Челябинске, Костроме, Ярославле, Туле и других городах, преподавала в университете А.Л. Шанявского (народный университет, открытый в Москве в 1906 г.) В это же время в университете начинает свою преподавательскую деятельность А.В. Бакушинский.
Переломным этапом в деятельности Е.А. Флериной была встреча в 1915 году с СТ. Шацким и Л.К. Шлегер. Придя в ее детский сад на отчетную выставку детских рисунков, они высоко оценили ее творческую работу, но отметили, что выбранный ею путь руководства творчеством детей неверен и свой активностью она подавляет детей, перегружает их.
Под влиянием идей СТ. Шацкого и Л.К. Шлегер в 1916 году Е.А. Флерина заканчивает работу на Тихомировских курсах, т.к. ее не удовлетворял узкий, инструктивно-методический характер преподавания.
Разделяя идеи СТ. Шацкого и Л.К. Шлегер, она переходит к ним в детский сад при обществе «Детский труд и отдых», поступает на трехгодичные педагогические курсы и оканчивает их.
С 1918 на научной и административной работе в педагогических учреждениях Москвы. С 1924 во 2-м МГУ (с 1930 МГПИ), одновременно работала в АКБ им Н.К. Крупской (1926-34), Московском педагогическом институте им. В.П. Потемкина (1931-41), НИИ теории и истории педагогики (1944-47).
Главной областью исследований Е.А. Флериной являлось детское творчество и эстетическое воспитание дошкольников. Ею разработаны методики развития речи и художественного слова, а также оригинальная система обучения дошкольников рисованию.
Вклад Е. А. Флериной в развитие педагогической науки и общественного дошкольного воспитания
Большой вклад в разработку проблем дошкольной педагогики внесла Е. А. Флерина, которая раскрыла важные особенности эстетического развития детей. Разработала методики развития речи и художественного слова, изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста. В 1946 г. под ее редакцией вышло первое учебное пособие для студентов дошкольных факультетов педагогических институтов - «Дошкольная педагогика».
В работах Е.А. Флериной раскрываются педагогический и методический аспекты развития и воспитания ребенка, но вместе с тем, ее педагогические рекомендации обосновываются данными о психическом развитии ребенка. Анализ трудов показывает, что Е.А. Флерина дает глубокую психологическую характеристику детей дошкольного возраста. Главной проблемой ее исследований в области психологии было изучение детского восприятия, его особенностей. Она изучала общие вопросы восприятия в связи с эстетическим воспитанием, уделяя внимание особенностям восприятия картинки, художественной литературы детьми дошкольного возраста. Наряду с восприятием Е.А. Флерина рассматривала вопросы мышления дошкольника.
Эстетическое воспитание детей она рассматривала как формирование у детей способности воспринимать, чувствовать прекрасное в жизни и искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в создании прекрасного; как приобщение к художественной деятельности и развитие художественных способностей. Разработанная ею оригинальная система эстетического воспитания дошкольников послужила основной теорией эстетического воспитания отечественной дошкольной педагогики.
Труды Флёриной это ее позиция в понимании детского изобразительного творчества, это пути и программно – методические средства развития творчества, это содержание и методы использования живого слова в дошкольном учреждении. Она выдвигает положение о взаимосвязи процессов развития, воспитания и обучения. Она была сторонником обучения уже в детском саду, однако выступала против заимствования школьных программ, форм и методов работы, подчеркивая: детский сад должен обеспечит полноту детской жизни в соответствии с возрастными особенностями воспитания.
Е.А. Флёрина рассматривала обучение в детском саду как организацию содержательной, радостной жизни, насыщенной положительными эмоциями. «Это не уроки», - отмечала она, - «это в первую очередь жизнь ребенка». Ее мнение: подготовка к школе – это всестороннее развитие ребенка, заботливое воспитание в стенах детского сада, не только на специальных занятиях, но и во всем содержании и всех формах работы – тех качеств, которые обеспечат в школе успешное систематическое обучение. Узкое решение проблемы обучения может дать лишь отрицательные результаты.
Наиболее полно в работах Е.А. Флериной раскрыты научно-методические основы использования художественной литературы, как средства эстетического воспитания и речевого развития. Она вела длительную исследовательскую работу в области художественного чтения и рассказывания. Уже в первых ее работах, посвященных этой проблеме, убедительно показывается значение живого слова в воспитании детей дошкольного возраста. Вслед за К.Д. Ушинским, Е.А. Флерина обращала внимание педагогов на значение литературы, устного народного творчества для знакомства ребенка со своим народом, его мыслями и чувствами, с талантливыми людьми (писателями и поэтами). Е.А. Флерина считала, что ребенок учится понимать их идеи и чувства в такой период своей жизни, когда столь обширное прямое общение ему недоступно.
Художественное слово, указывает Е.А. Флерина, является средством общения и взаимопонимания, охватывая своим вниманием широчайший круг слушателей, читателей. «Силу и значение художественного слова для ребенка, для его развития и воспитания, для формирования его языка и мышления» она видит в возможности ребенка через художественную литературу общаться с писателями современниками и классиками, через народное творчество - с многомиллионным автором - народом, воспринимать и понимать их идеи и чувства, строй мыслей и язык.
Е.А. Флериной справедливо подчеркивается роль художественного слова как источника обогащения детской речи новым словарем, новыми формами грамматического строя речи. Ею отмечается, что конкретность, эмоциональность и образность языка художественного произведения облегчают восприятие и понимание изменения слова в зависимости от его смыслового применения и сочетания с другими словами. Средствами художественного слова при правильно организованной работе, еще до школы, до усвоения грамматических правил, ребенок практически овладевает грамматикой родного языка в единстве с лексикой. На этом основании встает вопрос о роли воспитателя, который должен широко и правильно использовать художественную литературу, подбирая с большой тщательностью по степени усложнения ее словарного состава и грамматических форм языка. Эта необходимость объясняется Е.А. Флериной тем, что непонимание смыслового значения слов, оборотов речи вызовет ложные представления о содержании данного произведения, образах; что, в свою очередь, явится тормозом в развитии речи и мышления ребенка. Исходя из этого, можно заключить, что художественное слово является не только средством общения и взаимопонимания, но и находится во взаимодействии с развитием мышления детей.
Искусство имеет двоякое значение для умственного развития ребенка. Во-первых, оно дает много знаний, а во-вторых, развивает умственные способности (восприятие, мышление, воображение и память). С этой точки зрения, неоценимо значение художественного произведения, которое заставляет видеть даже невидимое (словесный образ), развивает ассоциативное мышление, воображение, память.
Эмоциональное отношение к герою, его поступкам - это результат не только чувств, но и оценок его личности. Но только при условии правильного обучения творческие способности получают успешное развитие.
Е.А.Флерина отмечает, что художественная литература является средством формирования личности ребенка, оказывая сильное морально-идейное воздействие, объединяя детский коллектив.
Художественное слово, поэзия способствуют развитию слуха, а театральные постановки - подвижности глаза. Но, говоря о значении художественного слова в развитии ребенка, Е.А. Флерина предостерегает от переоценки роли слова. За словом должны быть конкретные реальные образы. Слова и понятия, не связанные с реальным опытом, за которыми нет конкретного чувственного образа, представления, наносят вред развитию ребенка, отрывая мысль от конкретной реальности и слово от мысли. Вслед за Я.А. Коменским, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинским Е.А. Флерина считает, что все это ведет к пустой болтовне, вызывает спутанность и хаос представлений и тем самым препятствует успешному развитию мышления и речи в их единстве.