Виды компетенций

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 15:39, реферат

Краткое описание

Главная цель современного школьного образования – становление разносторонне развитой, творческой, самостоятельно и критично мыслящей личности, способной реализовать собственный творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях. Компетентность во всех сферах – вот идеал современной личности. Одним из главных направлений образования становится формирование у школьников таких качеств, как готовность к дальнейшему развитию, самостоятельность, способность к самоорганизации, готовность к сотрудничеству. Именно на уроках русского языка, если руководствоваться классификацией А.В. Хуторского, происходит формирование таких базовых компетенций, как общекультурной, информационной, коммуникативной.

Файлы: 1 файл

Виды компетенций.docx

— 32.34 Кб (Скачать)

Введение

Главная цель современного школьного образования – становление разносторонне развитой, творческой, самостоятельно и критично мыслящей личности, способной реализовать собственный творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях. Компетентность во всех сферах – вот идеал современной личности. Одним из главных направлений образования становится формирование у школьников таких качеств, как готовность к дальнейшему развитию, самостоятельность, способность к самоорганизации, готовность к сотрудничеству. Именно на уроках русского языка, если руководствоваться классификацией А.В. Хуторского, происходит формирование таких базовых компетенций, как общекультурной, информационной, коммуникативной.

 

 

 

1. Компетентностный подход в образовании

 

Американский лингвист Н. Хомский в своих исследованиях вывел следующее понятие компетенции применительно к теории языка: «… мы проводим фундаментальное различие между компетенцией (знанием своего языка говорящим-слушающим) и употреблением (реальным использованием языка в конкретных ситуациях). Только в идеализированном случае… употребление является непосредственным отражением компетенции. В действительности же оно не может непосредственно отражать компетенцию… противопоставление, вводимое меною, связанно с соссюровским противопоставлением языка и речи, но необходимо… скорее вернуться к гумбольдтовской концепции скрытой компетенции как системы порождающих процессов» (Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования // Интернет-журнал "Эйдос". – 2006. – 5 мая.).

В России рассмотрением проблем, связанных с развитием компетентностного подхода в образовании, занимаются следующие специалисты: А.В. Баранников, В.А. Болотов, И.А. Зимняя, В.В. Краевский, О.Е. Лебедев, В.В. Сериков, М.А. Холодная, А.В. Хуторской, Т.И. Шамова и др.

      Быстрова Е.А. рассматривает компетенцию как «совокупность знаний, умений, навыков и способов деятельности, которые формируются у учащихся в процессе обучения и служат средством достижения цели образования – формирования компетентности» (Быстрова Е.А. Коммуникативная методика в преподавании родного языка // Русский язык в школе. – 1996. – №1. – С. 3-8.).

Термин «компетентность» является производным от слова «компетентный». Словарь русского языка С.И. Ожегова  определяет понятие «компетентный» как «1) знающий, осведомлённый, авторитетный в какой-нибудь области; 2) обладающий компетенцией».

 

Хуторской выделяет:

  1.     1) ключевые компетенции - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;  
       2) общепредметные компетенции - относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;  
      3) предметные компетенции - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов. (Хуторской А.В. Статья «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования» // Народное образование. – 2003. - №2.).  

.

 

 Перейдем  к рассмотрению компетенций формируемых  на уроках русского языка.

 

2. Формирование компетенций на  уроках русского языка

Михайленко В.Г., в своих методических рекомендациях, ставит следующую задачу перед учителем русского языка: «главная цель компетентностного подхода в преподавании русского языка и литературы заключается в формировании всесторонне развитой личности школьника, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, овладение культурой речевого общения и поведения» (Компетентностно-ориентированные задания на уроках русского языка и литературы//Методические рекомендации. -Костанай, 2011.).

В государственном стандарте по русскому языку определены три задачи школьного курса русского языка: это формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции. Рассмотрим каждое из этих понятий подробнее.

 

Е.Д. Божович  дает следующее определение: «языковая компетенция - сложная психологическая система, включающая в себя, помимо усвоенных в ходе специального обучения сведений о языке, накопленный в посвседневном использовании языка речевой опыт, и сформированное на его основе чувство языка» (Е.Д. Божович. О функциях чувства языка в решении школьниками семантико-синтаксических задач. - ``Вопросы психологии'', 1988, №4.).

 

Формирование лингвистической  компетенции, наряду с языковой и  коммуникативной, в школьной программе  определяется как специальная цель преподавания русского языка.

Лингвистическая компетенция – «это знания учащихся о самой науке «Русский язык», о ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, об этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка» (см. программу по учебнику «Русский язык. 8 класс» под редакцией  С.Г.Бархударова, С.Е.Крючкова, Л.Ю.Максимова, Л.А.Чешко. М.: Просвещение, 2010г.).

М. Р. Львов дает следующее определение: «Коммуникативная компетенция – термин, обозначающий знание языка (родного и неродного), его фонетики, лексики, грамматики, стилистики, культуры речи, владение этими средствами языка и механизмами речи – говорения, аудирования, чтения, письма – в пределах социальных, профессиональных, культурных потребностей человека. К. к. – одна из важнейших характеристик языковой личности. К. к. приобретается в результате естественной речевой деятельности и в результате специального обучения (Львов, М. Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка: Пособие для студентов педагогических вузов и колледжей / М.Р. Львов. – М.: Издательский центр "Академия"; Высшая школа, 1999. – 272 с.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок русского языка 

 

Тема: Понятие о публицистическом стиле:

особенности, жанры, сфера  употребления 

 

Образовательные цели: дать представление о публицистическом стиле, его особенностях, жанрах, сфере употребления; формировать умение «узнавать» тексты публицистического стиля, строить предложения и связные тексты в данном стиле.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Объяснение нового материала.

1.      Сообщение темы и цели урока.

2.      Работа по теме.

1) Мы продолжаем  с вами говорить о стилях  речи. Вспомним, какие стили вы  уже знаете, и воспроизведем известную  вам схему, которую мы начали  составлять еще в 5 классе.

          разговорный


Стили речи                                               художественный                                   

 книжный               книжный научный                                                                   

 официально-деловой

2) Чтобы окончательно  завершить нашу схему, осталось  познакомиться еще с одним  стилем – публицистическим – и выявить его стилевые черты и языковые особенности.

Внесем в воспроизведенную нами схему название данного стиля  и запишем тему урока: «Публицистический стиль: особенности, жанры, сфера употребления».

Начнем со словарно-орфографической  работы: публицистический, публика, публичный, публицист, опубликовать, публицистика.

– Какой общий  корень имеют слова?

– Слово публика (значение: люди, народ) произошло от латинского слова общественный.

– Таким образом, публицистический стиль используется для обращения к массе людей, к народу.

Публицистический  стиль – это сложное речевое  единство, в нем органически сливаются  черты разных функциональных стилей: научного, официально-делового, художественного, разговорного.

3) Пронаблюдаем  на конкретном тексте, отрывке  из книги Д.С. Лихачева «Земля  родная», за стилевыми и языковыми  чертами публицистического стиля  и заполним таблицу. 

Учитесь говорить и писать

Учиться говорить и писать нужно  все время. Язык – самое выразительное, чем человек обладает. За своим языком надо следить постоянно. Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык.

Вернейший способ узнать человека –  его умственное развитие, его моральный  облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит... А ведь бывает и так, что человек не говорит, а «плюется словами». Для каждого  понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Такой  человек хочет показать, что ему  все нипочем, что он выше, сильнее  всех обстоятельств, умнее всех окружающих. А на самом деле он трус и робок, неуверен в себе.

И если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, то обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономно.

Если вам приходится часто публично выступать - на собраниях, заседаниях, просто в обществе своих знакомых, то, прежде всего, следите, чтобы ваши выступления не были длинными. Это  важно, чтобы вас поняли.

Второе правило. Чтобы выступление  было интересным, все, что вы говорите, должно быть интересным и для вас. Постарайтесь, чтобы в вашем выступлении  была одна, главная мысль, которой  должны быть подчинены все остальные.

Но как научиться писать? Чтобы  научиться писать, надо писать, писать письма, дневники. Одним словом: «Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде».

– Какие функции  характерны для данного текста? (Воздействие на читателя и слушателя. Сообщение информации).

– Чтобы оказать  воздействие на читателя или слушателя, каким должен быть текст публицистического  стиля? Присущи ли языку публицистов эмоциональность, страстность? С каким стилем это сближает публицистику? (Эмоциональность «роднит» публицистику с художественным стилем).

– К чему призывает  автор прочитанного нами текста? (Постоянно  учиться говорить и писать.)

– Призывность – отличительная черта публицистического стиля.

– Актуальна  ли проблема, поднятая Д.С. Лихачевым? (Да. Сейчас многие считают эти умения никому не нужными, а под интеллигентностью понимают только наличие высшего образования.)

– Задача публицистики – сформировать определенное отношением многих людей к значимым проблемам: общественным, политическим, экономическим, философским, бытовым, моральным. Интерес к общему «роднит» публицистику с научным стилем.

– Автор публицистического  текста хочет быть понятым своими читателями, хочет вызвать интерес  у слушателя. Поэтому характерная  черта текстов изучаемого стиля  – доходчивость.

– Посмотрим, какие  синтаксические средства языка, позволяющие  усилить ее воздействие на читателей  и слушателей, характерны для публицистической речи?

– Найдите в  тексте:

побудительные (по цели высказывания) и восклицательные (по эмоциональной окраске) предложения;

риторические  вопросы (на которые отвечает сам  автор);

повторы;

однородные члены;

параллелизмы (сходное  построение предложений текста).

– Как вы думаете, к кому обращается автор?

– Каким образом  завершается текст и с какой целью это делает автор? (В публицистическом стиле часто используются литературные цитаты, афоризмы, пословицы и поговорки.)

– Определим, какие  лексические средства связи использует автор. Найдите в тексте антонимы (говорить – «плеваться словами»; обычные слова – жаргонные выражения, сильнее всех – трус и робок и др.); слова книжной и разговорной речи (обладает, моральный облик, жаргонные выражения, публично выступать – книжная лексика; нипочем, плюется словами – разговорная лексика).

– Найдите в  тексте слова и выражения, использованные в переносном значении. С каким  стилем речи они сближают наш текст? («Плюется словами», с художественным стилем.)

– В публицистическом стиле могут использоваться слова  в переносном значении и слова  так называемой «газетной образности». Это стандартные сочетания слов, которые сближают публицистический стиль с языковыми шаблонами  официально-делового стиля. Например: белое золото – хлопок, огненные годы – военные годы.

– Определите, что  обозначается следующими сочетаниями  слов:

голубые дороги – водные пути,

белая смерть – сахар,

битва за урожай – уборка урожая,

черное золото – нефть,

зеленый щит земли – лес,

королева спорта – легкая атлетика.

– Приведите  свои примеры «газетной образности». Есть ли они в тексте? А какие  есть стандартные сочетания? (Моральный  облик, сознательная жизнь, умственное развитие.)

– Итак, мы рассмотрели  стилевые и языковые черты публицистического  стиля. Надо отметить, что не в каждом тексте можно найти полный набор  этих признаков.

– Публицистике свойствен непосредственный контакт  с аудиторией. Где реализуется  публицистический стиль в устной и письменной речи?

В результате работы с текстом должна получиться следующая  таблица: 

 

Цель высказывания

Стилевые 

черты

Языковые

средства

Сфера

употребления

Сообщение информации, воздействие на слушателей или читателей 

Эмоциональность,

страстность. Призывность, Актуальность.

Доходчивость 

Лексические:

– общественно-политическая лексика;

– совмещение торжественной лексики  и раз говорных средств;

– антонимы.

Синтаксические:

– побудительные и восклицательные  предложения;

– риторические вопросы;

– повторы;

– параллелизм;

– однородные члены;

– обращения;

– использование литературных цитат, афоризмов, пословиц, поговорок 

В устной речи:

выступления на митингах, собраниях, съездах, в передачах по радио  и телевидению; в письменной речи: статьи в газетах, журналах

Информация о работе Виды компетенций