Виды изобразительной деятельности и их значение для всестороннего развития дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 19:43, контрольная работа

Краткое описание

В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т.д. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил. Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалификационном руководстве со стороны взрослого.

Оглавление

Введение.
Виды изобразительной деятельности.
Значение изобразительной деятельности для всестороннего развития детей.
Используемая литература.

Файлы: 1 файл

Эвелина изо.docx

— 31.55 Кб (Скачать)

 В  процессе изобразительной деятельности  уточняются и углубляются зрительные  представления детей об окружающих  предметах. Детский рисунок иногда  говорит о неверном представлении  ребенка о предмете, но по рисунку,  лепке не всегда можно судить  о правильности детских представлений.  Замысел ребенка шире и богаче  его изобразительных возможностей, так как развитие представлений  опережает развитие изобразительных  умений и навыков. Кроме того, иногда дошкольники сознательно  нарушают размеры и цвет изображения,  стремясь передать свое эмоциональное отношение к объекту. Так, ребенок увеличивает размеры командира, идущего впереди войска, чтобы показать его значительность; любимые предметы раскрашивает в яркие цвета и т. п. Чтобы ребенок мог самостоятельно использовать умения, приобретенные при рисовании одного объекта, в изображении ряда однородных, он должен уметь обобщать, оперировать понятиями. В настоящее время довольно глубоко исследован вопрос об особенностях развития мышления ребенка в связи с различными видами деятельности. В дошкольном возрасте, кроме наглядно-действенных форм мышления, связанных непосредственно с процессом практической работы, возможен и более высокий уровень развития мышления — наглядно-образный. Ребенок на основе умственных операций может представить результат своей работы и затем начать действовать.

 Развитие  наглядно-образного мышления происходит  в процессе обучения. Исследования  известного педагога Н. П. Сакулиной  показали, что успешное овладение  приемами изображения и создание  выразительного образа требуют  не только ясных представлений  об отдельных предметах, но  и установления связей внешнего  вида предмета с его назначением  в ряду предметов или явлений.  Поэтому перед началом изображения  дети решают умственные задачи  на основе сформировавшихся у  них понятий, а затем ищут  способы реализации этой задачи. Ребенок старшего дошкольного  возраста способен создавать  такие реальные и фантастические  образы, которые он чувственным  путем не воспринимал. Последние  исследования в этой области  показывают, что образное начало  в детских рисунках проявляется  уже в младшем дошкольном возрасте  при соответствующей воспитательной  работе (см. Т. Г. Казакова «Рисуют  младшие дошкольники», М., 1971). Исследование  В. А. Езикеевой показывает, как  изменяется образ, создаваемый  детьми 5—7 лет, в связи с  приобретением ими опыта и  повышения умственной активности  в процессе творчества.

 Изобразительная  деятельность тесно связана с  решением задач нравственного  воспитания. Эта связь осуществляется  через содержание детских работ,  закрепляющих определенное отношение  к окружающей действительности, и воспитание у детей наблюдательности, настойчивости, активности, самостоятельности,  инициативы, умения выслушивать  и выполнять задание, доводить  начатую работу до конца.

 Окружающая  жизнь дает детям богатые впечатления,  которые потом отражаются в  их рисунках, аппликациях и т.  п. В процессе изображения закрепляется  отношение к изображаемому, так  как ребенок вновь переживает  те чувства, которые испытывал  при восприятии этого явления.  Поэтому большое влияние на  формирование личности ребенка  оказывает содержание работы.

 Н.  К. Крупская писала: «Надо помочь  ребенку через искусство глубже  осознавать свои мысли и чувства,  яснее мыслить и глубже чувствовать;  надо помочь ребенку это познание самого себя сделать средством познания других, средством более тесного сближения с коллективом, средством через коллектив расти вместе с другими и идти сообща к совершенно новой, полной глубоких и значительных переживаний жизни».

 Богатый  материал для этических и эстетических  переживаний дает природа: яркие  сочетания цветов, разнообразие  форм, величавая красота многих  явлений (гроза, морской прибой, метель и др.).

 Изобразительная  деятельность помогает закрепить  у детей представления о труде  советских людей, их быте. Например, знакомясь с городом, ребята  рисуют улицу, на которой дома  стоят стройными рядами, по мостовой  в разных направлениях, но в  строгом порядке движутся машины, по тротуарам идут люди. В сюжетных  рисунках дети отражают свои  впечатления о новостройках, изображают  различные трудовые процессы.

 Средствами  аппликации дошкольники составляют  декоративные узоры из овощей, фруктов, цветов. Педагог на занятиях  по этим темам рассказывает  не только о конструкции, форме  изображаемых объектов, их цвете,  но и о том большом труде,  который приходится затрачивать  человеку на строительство новых  зданий, выращивание сельскохозяйственных  продуктов и т. д. Все это  значительно расширяет представления  ребенка о трудовой деятельности  человека, способствует трудовому  воспитанию дошкольника.

 В  процессе рисования, лепки, конструирования  формируются такие важные качества  личности, как активность, самостоятельность,  инициатива, которые являются основными  компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным  в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и  инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании  разнообразных средств художественной  выразительности. Не менее важно  воспитание целеустремленности  в работе, умении довести ее  до конца. На формирование этих  моральных качеств должны быть  направлены все методические  приемы, используемые воспитателем  на занятии.

 В  процессе изобразительной деятельности  воспитывается у дошкольников  чувство товарищества, взаимопомощи. Работая над изображением, дети  нередко обращаются друг к  другу за советом, помощью.  В конце занятия проводится  коллективный анализ детских  работ, который способствует формированию  объективных оценок своих рисунков  и рисунков товарищей.

 В  некоторых случаях работа дошкольников  организуется как коллективное  выполнение задания, в процессе  которого у них воспитывается  умение дружно, согласованно работать, приходить на помощь друг другу.

 Изобразительная  деятельность имеет большое значение  в решении задач эстетического  воспитания, так как по своему  характеру является художественной  деятельностью.

Важно у детей воспитывать эстетическое отношение к окружающему, умение видеть и чувствовать прекрасное, развивать художественный вкус и  творческие способности.

 Отношение  2—3-летнего ребенка к окружающей  действительности характеризуется  недостаточной расчлененностью  вызываемых чувств. Дошкольника  привлекает все яркое, звучащее, движущееся. В этом влечении как  бы сочетаются и познавательные  интересы, и эстетическое отношение  к объекту, которые проявляются  как в оценочных суждениях  о воспринимаемых явлениях, так  и в деятельности детей. Нередко  младший дошкольник дает положительную  оценку всему, что является  для него привлекательным, любимым,  без учета эстетических достоинств. Например, старую игрушку ребенок  считает самой красивой, так как  часто она используется в игре. Высокую оценку детей получают  также ярко раскрашенные, динамичные  игрушки, имеющие гладкую или  пушистую поверхность, и т.  п.

 Ребенок  старшего дошкольного возраста  более осознанно выделяет эстетические  качества предметов. В его ответах  на вопрос: «Почему это красиво?»  — преобладают мотивировки, указывающие  на эстетические особенности  объектов: соразмерность, пропорциональность  объемных форм, богатство цветовых  оттенков.

 Изобразительная  деятельность играет большую  роль в воспитании эстетических  чувств дошкольника. Специфика  занятий рисованием, лепкой, аппликацией,  конструированием дает широкие  возможности для познания прекрасного,  для развития у детей эмоционально-эстетического  отношения к действительности. Изобразительное  искусство показывает человеку  мир реально существующей красоты,  формирует его убеждения, влияет  на поведение.

 Для  успешного развития у дошкольников  эстетических чувств необходимо, чтобы педагог при подготовке  к занятию учитывал, в какой  степени задание отвечает интересам  детей, их склонностям, захватывает  их эмоционально.

 Очень  важно во время объяснения  задания конкретно раскрыть эстетическое  содержание объекта изображения.  Причем об элементах прекрасного  в объекте или явлении педагог  должен рассказать в эмоциональной,  выразительной форме. Если воспитатель,  поставив в качестве натуры  для рисунка ярко окрашенные  предметы, проведет их анализ  обычным, ровным голосом и не  найдет слов, выражающих яркость,  красочность, необычность натуры, то эмоции детей не будут  затронуты, они спокойно станут  «красить» свои рисунки, не проявляя особого интереса к изображаемому и своей работе.

 Для  закрепления моральных чувств, углубления  эстетических переживаний необходимо  в процессе занятия создать  определенный эмоциональный настрой.  Например, при рисовании на тему  «Весна» хорошо использовать  стихотворение о весне, прослушать  пьесы П. И. Чайковского «Времена  года».

 Изобразительная  деятельность содействует развитию  творческих способностей детей,  которое возможно лишь в процессе  усвоения и практического применения  знаний, умений и навыков.

 Заботясь  о развитии у ребят художественных  способностей, педагог должен знать  моменты, являющиеся первыми побудительными  факторами привлечения внимания, интереса детей к рисованию,  лепке и т. п. Одним из  таких факторов нередко служит  глубокое эмоциональное переживание  ребенка при восприятии предмета  или явления — яркой картинки, книжки, игрушки, праздничного пейзажа.  Эмоциональное переживание вызовет  у ребенка потребность рассказать  окружающим о том или ином  явлении и показать это изобразительными  средствами. Создавая рисунок, ребенок  еще раз переживает тот эмоциональный  подъем, который присутствовал во  время наблюдения. Он испытывает  огромное удовольствие от процесса  рисования. У ребенка возникает  желание рисовать каждый день  и изображать в рисунке все  то, что видит вокруг.

 Нередко  толчком к проявлению интереса  к изобразительной деятельности  служит наблюдение за рисующими  или занимающимися лепкой, конструированием. Процесс создания взрослыми ярких  образов в рисунке, лепке, живописи  производит неизгладимое впечатление  на детей, вызывает у них  желание попробовать свои силы. И как указывает Б. В. Иогансон: «Способности человека ждут только  толчка, чтобы человек ясно почувствовал  свое призвание».

 Огромное  влияние на развитие художественных  способностей ребенка оказывает  личный пример, помощь, показ, объяснение  педагога.

 Ребенку  старшего дошкольного возраста  доступно понимание многих выразительных  средств, используемых художником. Например, в иллюстрациях к сказке  «Снегурочка» художник А. Ф.  Пахомов выделяет образ Снегурочки  при помощи цвета — все окружающие  ее люди и предметы имеют  реальную окраску, в то время  как Снегурочка изображена голубым  цветом. Такой прием помогает  подчеркнуть ее нежность, хрупкость,  сказочность. Дети могут понять, что сказочный образ требует  особых изобразительных форм, цвета.

 Также  по картинам дети знакомятся  с различными композиционными  приемами построения изображения  — передачей первого и второго  планов, выбором формата и т.  д.

 В  изобразительной деятельности детей  развиваются их творческие способности,  что является одной из важных  задач эстетического воспитания.

 Организация  и оборудование занятий также  должны способствовать эстетическому  воспитанию детей. Прежде всего,  должны быть соблюдены чистота,  порядок, аккуратное расположение  материалов: карандаши аккуратно  отточены, бумага нарезана ровными  листами, глина скатана в определенную  форму (шар или валик) и т.  д. Принадлежности должны быть  разложены на столах так, чтобы  было удобно и легко ими  пользоваться. Подносы для красок  или обрезков бумаги, стаканы  с карандашами или кистями  необходимо красиво оформить. Такая  обстановка вызовет у дошкольников  желание заниматься, они будут  стараться сохранить и поддержать  красоту и порядок.

 Наглядные  пособия должны быть выполнены  на высоком художественном уровне.

Информация о работе Виды изобразительной деятельности и их значение для всестороннего развития дошкольников