Учреждения дополнительного образования в системе социального воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 13:31, реферат

Краткое описание

Система внешкольного воспитания возникла в середине XIX – начале ХХ века в качестве общественно-педагогической инициативы интеллигенции и предпринимателей, и предполагало введение в образовательных учреждениях дополнительных учебных дисциплин. Создание данных воспитательных организаций было изначально построено на добровольности и имело целью «дифференцировать трансляцию социального опыта», а также дать возможность детям самореализовываться в различных сферах деятельности.

Оглавление

Возникновение и развитие дополнительного образования детей в России………………………………………………………………………3
Номенклатура учреждений дополнительного образования детей ………………………………………………………….……………………6
Особенности учреждений дополнительного образования как воспитательных организаций…………………..………....……………..7
Список использованной литературы……………………………………….9

Файлы: 1 файл

ПНО 3.docx

— 27.27 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ  РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ НАЧАЛЬНОГО И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

 

Реферат на тему:

"Учреждения дополнительного образования в системе социального воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста"

 

 

 

Выполнила: студентка                                                                      Имекова А. С.

4 курса 07181 группы

Проверила:                                                                                          Павлова С. А.

 

 

 

Улан-Удэ

2012

Содержание

  1. Возникновение и развитие дополнительного образования детей в России………………………………………………………………………3
  2. Номенклатура учреждений дополнительного образования детей ………………………………………………………….……………………6
  3. Особенности учреждений дополнительного образования как воспитательных организаций…………………..………....……………..7

Список использованной литературы……………………………………….9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Возникновение и развитие дополнительного образования детей в России

До начала 90-х годов  воспитательные организации данного  типа назывались учреждениями внешкольного воспитания.

Система внешкольного воспитания возникла в середине XIX – начале ХХ века в качестве общественно-педагогической инициативы интеллигенции и предпринимателей, и предполагало введение в образовательных  учреждениях дополнительных учебных  дисциплин. Создание данных воспитательных организаций было изначально построено  на добровольности и имело целью  «дифференцировать трансляцию социального  опыта», а также дать возможность  детям самореализовываться в  различных сферах деятельности. С 1918 года внешкольные учреждения стали  государственными. Благодаря созданной  в ХХ веке мощной системе внешкольного воспитания у школьников СССР имелись  возможности выбора различного рода занятий. Однако перемены начала 90-х  годов привели к изменениям не только названия воспитательных организаций  данного типа (место учреждений внешкольного воспитания заняли учреждения дополнительного  образования детей), но и к серьезным  противоречиям в понимании статуса  их в отечественной системе социального  воспитания.

Таким образом, в  начале XX в. складываются основные институциональные формы дополнительного образования детей:

  • внутришкольные образовательные учреждения (дополнительные дисциплины по выбору и предметные кружки, объединения учащихся по интересам);
  • внешкольные образовательные учреждения (одно- и многопрофильные);

- работа с детьми по месту жительства (площадки, детские 
общественные организации).

В советский период разнообразие организационных форм внешкольной работы с детьми растет, расширяется спектр решаемых в данной сфере социально-педагогических задач.

 Термины «дополнительное образование», «учреждение дополнительного образования детей» имеют возраст чуть более десяти лет. Они были введены в педагогическую лексику в 1992 г. Законом РФ «Об образовании». Их смысловое наполнение сегодня еще не устоялось и продолжает уточняться.

Дополнительное образование осуществляется в «общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ; в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества, на станциях юных техников, станциях юных натуралистов и иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии); посредством индивидуальной педагогической деятельности» (Закон РФ «Об образовании», гл. 2, ст. 12, 26). Таким образом, дополнительное образование детей является частью единой системы непрерывного образования и осуществляется в общеобразовательных учреждениях (школы, учреждения интернатного типа), учреждениях дополнительного образования детей, в рамках деятельности детских общественных организаций.

Задачи и направления  деятельности учреждений дополнительного образования детей определяются рядом нормативно-правовых документов.

Типовое положение об образовательном  учреждении дополнительного образования детей утверждено в марте 1995 г., изменения и дополнения внесены в феврале 1997 г. В нем так определены основные задачи деятельности учреждения дополнительного образования детей: «обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья и творческого труда детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет; адаптация их к жизни в обществе; формирование общей культуры; организация содержательного досуга». В этом документе названы направления деятельности учреждений дополнительного образования:

  • разработка и реализация программы «своей деятельности с учетом запросов детей, потребностей семьи, образовательных учреждений, детских и юношеских общественных объединений, особенностей социально-экономического развития региона и национально-культурных традиций»;
  • профессиональная подготовка детей по договоренности и (или) совместно с учреждениями, предприятиями, организациями, осуществление производственной практики обучающихся;
  • выполнение заказов на изготовление изделий, «при этом тематика и содержание работ должны способствовать творческому развитию обучающихся в осваиваемой профессии»;
  • организация работы с детьми в каникулярное время, в том числе и по месту их жительства;
  • проведение массовых мероприятий для совместного труда и отдыха детей и родителей;
  • методическая работа по совершенствованию образовательного процесса, оказание, помощи педагогическим коллективам образовательных учреждений «в реализации дополнительных образовательных программ, организации досуговой и внеурочной деятельности детей, а также детским и юношеским общественным объединениям и организациям по договору с ними».

Типовое положение о государственной, муниципальной школе искусств было утверждено в сентябре 1995 г. Министерством культуры РФ по согласованию с Министерством образования РФ и следующим образом определяло назначение этого вида образовательных учреждений: «реализует образовательные программы на чального профессионального обучения и образования, подготовки наиболее одаренных учащихся к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования в сфере искусства и культуры», а также «...программы общего художественно-эстетического развития».

2. Номенклатура учреждений дополнительного образования детей

Перечень видов образовательных  учреждений дополнительного образования  детей закрепляет номенклатуру (наименования видов) учреждений этого типа. Критерии отнесения учреждения к тому или иному виду содержатся в Классификаторе образовательных учреждений для установления государственного аккредитационного статуса. Первый документ содержит десять наименований видов учреждений дополнительного образования детей: центр, дворец, дом, клуб, детская студия, станция, детский парк, школа, музей, детский оздоровительно-образовательный лагерь. Он же дает указания о переименовании некоторых видов учреждений: детской картиной галереи — в детскую студию, комнат школьника — в детский клуб, баз юных туристов — в центры детского туризма, детских стадионов — в клубы физической подготовки.

Виды учреждений дополнительного образования отличаются по двум требованиям: 1) направленность реализуемых образовательных программ (образовательной деятельности) и 2) структура (виды) классов (групп) в соответствии с направленностью образовательной деятельности.

Типология учреждений дополнительного образования детей Министерства культуры РФ отражает их специализацию по видам искусства. Здесь выделяются музыкальные, художественные, хореографические, театральные, эстрадно-цирковые школы, школы кино- фотоискусства и школы искусств, «реализующие программы в нескольких или всех видах искусства».

К однопрофильным учреждениям в соответствии с современной номенклатурой относятся те, которые реализуют дополнительные образовательные программы одной направленности (спортивно-технической, художественно-эстетической, военно-патриотической, научно-технической и др.).

Многопрофильные учреждения дополнительного образования детей также создавались путем преобразования различных внешкольных учреждений. Это были в первую очередь областные, краевые, городские дворцы и дома пионеров и школьников. Многопрофильные учреждения, объединяющие несколько удаленных друг от друга филиалов, в большей степени, чем другие виды учреждений дополнительного образования детей, ориентированы на работу с детьми по месту их жительства, так как детско-подростковые клубы (ДПК) расположены непосредственно в микрорайонах.

3. Особенности учреждений дополнительного образования как воспитательных организаций

Согласно концепции Мудрика  А. В. в качестве первой особенности учреждений дополнительного образования детей целесообразно выделить специфику вхождения ребенка в воспитательную организацию. Посещение учреждения дополнительного образования является для ребенка добровольным, то есть исключает обязательность и какое-либо принуждение. Добровольность также связана с самостоятельным выбором ребенком содержания предметной деятельности, длительностью участия в жизни того или иного детского объединения, создает необходимость обеспечить мотивацию участия в деятельности у учащихся.

Вторая особенность учреждений дополнительного образования детей наиболее ярко проявляется в образовании и определяется прежде всего взаимоотношениями с общеобразовательной школой. Ребенок посещает клуб по месту жительства, изостудию или класс скрипки музыкальной школы параллельно со школой, следовательно, перечисленные детские объединения выполняют функцию дополнения.

Третья особенность представлена одной из задач учреждений дополнительного образования детей — содействием в профессиональном самоопределении учащихся, которое обеспечивается предоставлением возможности школьникам выбирать сферу деятельности из предложенного перечня и практико-ориентированным характером содержания, форм и методов социального воспитания.

Четвертая особенность— опосредованность социального воспитания. Весьма интересным представляется рассмотрение социального воспитания в учреждении дополнительного образования через принцип дополнительности в социальной педагогике. Если воспитание (относительно социально-контролируемая часть) дополняет процесс стихийной социализации, то в воспитательной организации, призванной «дополнять воспитание», акцент может быть сделан на уменьшении управляющего начала.

Характеризуя пятую особенность учреждений дополнительного образования как воспитательных организаций, следует отметить, что возникнув по общественно-педагогической инициативе интеллигенции и предпринимателей, данный вид воспитательных организаций с 1918 г. и по настоящее время остается преимущественно государственным.

Шестой особенностью учреждений дополнительного образования является то, что они имеют различное ведомственное подчинение, например: Министерство образования РФ, Министерство культуры РФ, Государственный комитет РФ по физической культуре, спорту и туризму.

Седьмая особенность связана со спецификой субъектов социального воспитания в учреждениях дополнительного образования детей. Своеобразие состоит в том, что открытие учреждения дополнительного образования по тому или иному профилю связано с наличием в воспитательной организации соответствующего специалиста. Работа педагога дополнительного образования регламентируется программой, которую он создает на основе своих собственных представлений и легализует через соответствующие экспертизу и утверждение.

 

 

Список использованной литературы

  1. Буйлова Л.Н. Дополнительное образование детей в современной школе. [электронный ресурс] / Л.Н Буйлова, Н.В Кленова. – Режим доступа: http://ucheba.com/met_rus/k_dopobraz/sodershanie.htm;
  2. Дополнительное образование детей. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. [электронный ресурс] – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Дополнительное_образование_детей;
  3. Куприянов Б.В. Особенности учреждений дополнительного образования как воспитательных организаций. [электронный ресурс] / Б.В. Репин. – Режим доступа: http:// ucheba.com/met_rus/k_dopobraz/kuprijanov1.htm;
  4. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / Б. В. Куприянов, Е.А.Салина, Н.Г.Крылова, О.В.Миновская; Под ред. А. В.Мудрика. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 240 с.

Информация о работе Учреждения дополнительного образования в системе социального воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста