Теоретические основы проектной деятельности в воспитании интереса к региональной культуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 11:40, контрольная работа

Краткое описание

Вышеизложенное, а также особенности развития детей старшего дошкольного возраста, проявляющиеся прежде всего в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, существенном изменении мотивационной сферы, ориентации на социальные отношения в мире взрослых дают основание предположить следующее: период пяти - шести лет является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания интереса к региональной культуре.

Файлы: 1 файл

контрольная работа.doc

— 120.00 Кб (Скачать)

         В основе проектной деятельности   заложены  следующие принципы:

      принцип развивающего обучения: использование различных методов и приемов, активизирующих умственную деятельность детей;

      принцип личностно-ориентированного общения: в процессе обучения дети выступают партнерами педагога в изучении материала;

      принцип «позитивного центризма»: отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка старшего возраста;

      принцип тематического планирования материала: изучаемый материал разделен на тематические блоки;

      принцип исторической последовательности: изучение материала, основанного на использовании «реки времени»;

      принцип наглядности: подобрана соответствующая изучаемому материалу наглядность: иллюстрации, фотографии;

      принцип рационального сочетания разных видов деятельности: поставленные задачи решаются в разных видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту;

      принцип занимательности: предложенный материал увлекателен, интересен для детей.

            Проектная деятельность в культурно-исторической сфере направлена на активное, личностно значимое познание культурно-исторического наследия в логике расширяющихся границ освоения ребенком пространства родного края, России, мира; способствует переходу к качественно новым отношениям между детьми и взрослыми: от субъект - объектных к установлению субъект - субъектных, партнерских отношений, обеспечивающих соразвитие взрослого и ребенка.                                                                            Выбор критериев  оснований интереса к познанию истории и культуры родного края обусловлен его компонентным составом:

        Мотивационно-потребностный  компонент  интереса -  наличие  потребности   познания   культуры родного края и степень ее устойчивости; желание активно в него включаться;

      Содержательно-деятельностный   процесс  —  умения общаться с взрослыми и сверстниками по поводу приобретения знаний о   культуре родного края (в контексте проблемы):  совместно обсуждать проект исследования, искать и собирать информацию о культуре родного края, используя  при этом определенные способы (спросить у компетентного взрослого, понаблюдать, посмотреть передачу, пойти на экскурсию в музей, библиотеку, посетить Интернет и т. д.).

      Эмоционально-волевой  процесс  — эмоциональное отношение ребенка к деятельности познания истории и культуры родного края, удовлетворяющее потребность в познании и информационном обмене, что проявляется в эмоциях, чувствах (удивление, оживление, радость, гордость, любовь и др.), воле (старательность, умение преодолевать трудности при стремлении к знанию).

        Процесс развития интереса к региональной культуре  родного края в проектной деятельности у детей 5—7 лет включает в себя три этапа:

   возникновение устойчивого, ситуативного интереса к региональной культуре родного края, который проявляется в специально организованных взрослыми  ситуациях познания;

      развитие устойчивого, внеситуативного интереса, который проявляется в устойчивом желании детей общаться с взрослыми и сверстниками по поводу приобретения знаний о региональной культуре родного края не только в специально созданных ситуациях, но и внеситуативно;

      становление устойчивого, внеситуативного, избирательного интереса к познанию  региональной культуры родного края, который проявляется в активном, устойчивом желании детей познавать доступными способами региональную культуру родного края (обращение к взрослому, сверстникам, осуществление поиска информации с помощью вопросов независимо от организованной ситуации).

      Проектная модель позволяет удовлетворить потребность общества в активной, творчески развивающейся личности. Реализуемая в дошкольном образовании модель открывает на следующей ступени – в школе – путь к участию детей в районных, городских, региональных, а затем и международных проектах, а значит к непрерывному гражданскому образованию.                                                                                                                                                           Выделение нами именно этой деятельности стимулирования интереса к познанию, как основополагающей связано с высокой интеллектуальной ориентировочной реакцией детей на содержание познаваемого материала на основе возникшей познавательной потребности в процессе выполнения ряда последовательных и взаимосвязанных исследовательских, познавательных действий вслед за действиями воспитателя или самостоятельно, направленных на достижение определенного результата. Данная деятельность ориентирована на развитие у детей 5-7 лет культуры познания, культуры чувств и деятельно-практического отношения к миру.

 

 

1.3.           Характеристика старшего дошкольного возраста

     Ребенок 5-7 лет представляет собой в известном смысле личность: осознает свою половую принадлежность, отдает себе отчет в том, какое место среди людей занимает и какое должен занять, умеет строить отношения с взрослыми и сверстниками. У него развита рефлексия, мотив «Я должен» преобладает над мотивом «Я хочу».                                                                                                  Каждый шестилетний ребенок уже имеет индивидуальные, личностные черты, мотивы и жизненные позиции. Этот возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.                                                                                                                                                                        В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности: потребность в уважении и признании взрослого, желание выполнять важные для других, "взрослые" дела, быть "взрослым"; потребность в признании сверстников. У старших дошкольников активно проявляется интерес к коллективным формам деятельности и в то же время – стремление в игре и других видах деятельности быть первым, лучшим; появляется потребность поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами и т.д.  Возникает новый (опосредованный) тип мотивации – основа произвольного поведения. Ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей; моральных норм и правил поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так как хочется в данный момент, а так как "надо" (хочется посмотреть "мультики", но мама просит поиграть с младшим братом или сходить в магазин; не хочется убирать игрушки, но это входит в обязанности дежурного, значит, это надо делать и т. д.)                                У ребенка 6 лет достаточно развиты: внимание, память, воображение. Он легко переключает внимание, запоминает лучше то, что производит на него впечатление; воображение его связано с впечатлениями.     Речь ребенка 6 лет тоже достаточно развита. Он может объяснить содержание игры, в которой участвовал, построить рассказ по картинке, выразительно прочитать небольшое стихотворение.    Его мышление носит еще образный характер, но он уже может понять и отвлеченные суждения.                                                                                                  Все психические процессы детей 6 лет постепенно становятся все более произвольными, управляемыми. Особенно эффективно это происходит при специально организованных условиях.   Интеллектуальная готовность детей 6 лет к обучению предполагает развитие у них психических процессов, сенсорное развитие, потребность узнавать новое, умение учиться у взрослого, наличие необходимого объекта знаний, усвоенных в системе, и др.                Эмоционально-волевая готовность заключает в себе положительное отношение к содержанию новой деятельности, стремление преодолевать трудности, достигать результата своей деятельности, умение организовывать рабочее место и поддерживать на нем порядок, умение вступать в контакт с новыми людьми (взрослыми и сверстниками) и др.                                                                                    Возраст характеризуется дальнейшим развитием игровой деятельности. В игровом взаимодействии выделяются две группы отношений: реальные и игровые. Это указывает на то, что сознания ребенка становится весьма развитым, и он способен одновременно удерживать две группы отношений - предписанных ролью и возникающих по ходу игры, соответствующих реальным взаимодействиям детей.     Как ни в каком другом возрасте, ребенок осваивает широкий круг деятельности – игровую, трудовую, продуктивные, бытовую, общение, формируется как их техническая сторона, так и мотивационно – целевая.                                                                                    Главным видом развития всех видов деятельности, с одной стороны, выступает овладение моделированием как центральной умственной способностью (Л.А.Венгер), с другой стороны, формирование произвольного поведения (А.Н. Леонтьев, Д.Б.Эльконин). Дошкольник учится ставить более отдаленные цели, опосредованные представлением, и стремиться к их достижению, несмотря на препятствия.                                                                                                                  Кроме того, развитие сознания производит к тому, что дети начинают понимать социальную ценность тех или иных ролей и появляются роли менее и более предпочтительные.  Дошкольники, испытывающие при этом трудности, нуждаются в специальной помощи педагога, в освоении ими сюжетов детских игр и выполнении различных игровых действий. Такие занятия можно организовать в то время, когда другие дети ,по предложению взрослого, используют предметы - заместители для выполнения игровых действий.                                                                                                                                                                                      В этом возрасте происходит дальнейшее развитие образного мышления. Дети уже способны решать задачи в наглядном плане совершать преобразования объектов, оценивать последовательность взаимодействия групп объектов, перемещающихся навстречу друг другу.                                                                           Особое направление умственного развития связанно с формированием у детей обобщений, которые выступают в роли фундамента для развития словесно-логического мышления и некоторых логических операций, таких как сложение и умножение классов. Для развития обобщений и всех видов мышления можно предлагать задания на классификацию объектов по разным признакам. Наиболее существенные результаты достигаются, если один и тот же набор предметов классифицируется детьми по разным основаниям.                                                                                      На каждом возрастном этапе воспитание интереса к региональной культуре имеют свои особенности.                                                                                                                      В период старшего дошкольного возраста развиваются высокие социальные мотивы и благородные чувства. От того, как они будут сформированы впервые годы жизни ребенка, во многом зависит все его последующее развитие. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого влияния - в языке народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет.                                                                                                                                                                             Знакомство с национальными традициями, обычаями, культурой гораздо эффективнее  проводится через ознакомление с краеведческим материалом. Трудности в ознакомлении с бытом, традициями вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому для воспитания интереса к региональной культуре,  в дошкольном учреждении  можно создать уголок национальной культуры , где собраны подлинные предметы быта наших предков: национальные костюмы, старинную посуду, предметы труда, украшения. Все эти предметы старины вызывают у детей неподдельный интерес, напоминают о традициях  культурного прошлого, расширяют их представления о жизни предков в прошлом. В таком уголке для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края,  определенному народу, его национальным традициям.                             Местное народное творчество дает детям понятные, максимально выразительные образы, близкие к их жизненному опыту и доступные по технике исполнения. Это предоставляет дошкольникам возможность для самовыражения в собственной творческой деятельности.    Предметы художественных ремесел значимы для ребенка, так как созданы на родной для него земле, часто близкими или хорошо знакомыми людьми. Кроме того продукт человеческой деятельности, а следовательно и изделие ремесленника, несет в себе доступную дошкольнику информацию об окружающей действительности и помогает ему познать ее.  Воспитывают в  нем чувство красоты, любознательность. Они должны быть национальными.              Необходимо широко использовать все виды фольклора  (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве, как негде сохранились особенные черты  характера народа, присущие ему нравственные ценности, представлений о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем к общечеловеческим нравственным ценностям.  В фольклоре каким-то  образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчество занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.                                                                                                                              Так же большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные годами тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений.                                                                                                                                                           В старшем дошкольном возрасте происходит дальнейшее развитие воображения. Дети уже способны придумывать оригинальные и детализированные образы. В этом возрасте происходит дальнейшее развитие личности ребенка, обусловленное становлением структуры детского сознания. Развивается соподчинение мотивов, появляется соподчинение мотивов, появляются произвольность в поведении, наблюдении, планировании собственной деятельности. Развитие личности ребенка этого возраста во многом связанно с тем, насколько его инициатива признается окружающими детьми  и взрослыми. Чтобы развитие творческого начала проходила успешно не только предлагать  детям задания творческого характера,  но и обеспечивать социальное признание результатов их деятельности. В этом смысле эффективным является метод проектов, но детям дошкольного возраста трудно реализовывать их, поэтому желательно привлекать к этому родителей.   При этом важно, чтобы они не только не подавляли детскую инициативу, обеспечивая лишь техническую сторону выполнения проекта, помогая с поиском материала, но и серьезно относились к их занятиям. В качестве проектов могут выступать различные виды совместной деятельности  детей, например, изготовление альбома истории семьи, создание плана города или улицы, где живет ребенок, изготовление кормушек для птиц и т.д.

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Базовый процесс «вращивания» ребенка в культуру в дошкольном возрасте определяет изучение форм и содержания родной культуры, помогает ребенку-дошкольнику познать самого себя, гордиться своей страной, осознавая ценность, а главное, необходимость своей жизни не только для самого себя, но и общества в целом.

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показывает, что дети 5-7 лет начинают понимать смысл нравственных требований и правил, у них развивается способность предвидеть последствия своих поступков. Поведение становится более целенаправленным и сознательным. 

Педагогические условия оптимального подхода к воспитанию  интереса к региональной культуре детей  определяют:

- место и роль региональной культуры в воспитании детей, основные подходы к организации образовательного процесса в ДОУ;

- организацию педагогического процесса по ознакомлению детей с  региональной культурой и национальными традициями.

Народные традиции, будучи значимыми элементами региональной культуры, представляют возможность освоения культурного пространства страны и региона; они позволяют знакомиться не только с образом жизни представителей разных народов, но также раскрыть яркую самобытность соседствующих культур, их внутренне сущностное сходство. Следовательно, раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в региональную  культуру. 

Механизмом, позволяющим включить народную педагогику в современный учебно-воспитательный процесс в ДОУ, является народная традиция, т.к. именно традиция выражает сущность народной культуры и её связь с социальными условиями; она и в настоящее время несёт те же

воспитательные и развивающие функции. Условиями эффективной реализации  региональной культуры в процессе ознакомления с родной культурой являются следующие:

- взвешенный подход к конструированию содержания дошкольного образования (включение парциальных программ по приобщению детей к родной культуре в реализацию базовой комплексной программы);

- определение базовых направлений в работе с детьми, раскрывающих окружение ребёнка предметами национального характера, использование фольклора во всех его проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.), народные праздники и традиции, ознакомление детей с народной декоративной росписью, увлечение их национальным изобразительным искусством.

- совместная деятельность родителей и педагогов, реализующая требования целостного педагогического процесса, где затрагиваются стороны развития ребенка, способствующие гармонизации его личности;

- использование разнообразных технологий организации деятельности детей на занятиях, в игре, свободной деятельности с помощью разнообразных средств (общение с представителями разных национальностей; устное народное творчество; художественную литературу; игру, народную игрушку и национальную куклу; декоративно-прикладное искусство, живопись; музыку; этнические мини-музеи).

Данные, полученные по завершению внедрения педагогических условий  вгоспитания интереса к региональной культуре детей старшего дошкольного возраста позволяют констатировать позитивные изменения в области формирования представлений детей, их интереса к  региональной культуре и умений использовать полученную информацию в самостоятельной деятельности.

Поставленные в исследовании задачи решены, гипотеза подтверждена. Перспективами исследовательской деятельности являются изучение процесса формирования личностных свойств и качеств детей в процессе приобщения к региональной  культуре, а также вопросы обогащения содержания дошкольного образования реалиями родной культуры.

Список литературы

1.      Акимова Ю. Корни национальной памяти  // Обруч: образование, ребенок, ученик. – 2007. – N 2. – С. 21-23.

2.      Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ – М.: АРКТИ, 2006г.- 124с.

3.      Кузнецова С.В. и кол. авт.  Проектирование  развития ДОУ. Методическое  пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – С.112.

4.      Батурина. Г.И., Кузина, Т.Ф. Народная педагогика: ее воспитательные возможности в современных условиях  // Преподаватель. – 1999. – № 1 (8). – С. 15-18.

5.      Богомолова М.И. Интернациональное воспитание дошкольников: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности № 2110 «Педагогика и психология (дошк.)» / М.И. Богомолова. – М.: Просвещение, 1988. – 112 с.

6.      Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания / Е.В. Бондаревская // Педагогика. – 1995. – № 4. – С. 29-36.

7.      Волков Г.Н. Этнопедагогизация в контексте функционирования народных традиций воспитания // Мир образования – образование в мире. – 2002. – № 1. – С. 11.

8.      Выготский Л.С. Собр. сочинений. В 6 т. – Т.2: Проблемы общей психологии / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1982. – 540 с.

9.      Гришина Г. Н. Приобщение детей к народной игровой культуре // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2005. – № 1. – С. 67-73.

10. Давыдова О.И. Этнопедагогический подход в работе детских садов // Детский сад. Управление. – 2003. – № 19 (67). – С. 10.

11. Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России: пособие для реализации государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы" – [3-е изд., испр. и доп.]. – М.: АРКТИ, 2005. – 181 с.

12. Евстратова Л. Опыт формирования духовной культуры детей в контексте региональной социокультурной традиции  // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 1. – С. 17-20.

13. Зеньковский В.П. Психология детства / В.П. Зеньковский. – Екатеринбург, 1995. – 297 с.

14. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Л.Г. Нисканен, О.А. Шаграева, Е.В. Родина. – М.: Академия, 2002. – 208 с.

15. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 416 с.

16. Коломийченко Л.В. Программа социального развития: подготовительная к школе группа: раздел "ЧЕЛОВЕК СРЕДИ ЛЮДЕЙ" // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 8. – С. 15-25.

17. Кузина Т.Ф. Занимательная педагогика народов России: советы, игры, обряды / Т.Ф.Кузина, Г.И. Батурина. –2.-е изд. – М.: Школьная пресса, 2001. – 144 с.

18. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. Т.1 / Под ред., В.В. Давыдова и др. – М.: Педагогика, 1983. – 319 с.

19. Михайленко А. Введение дошкольника в мировую культуру: парциальная программа духовно-нравственного воспитания детей // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 5. – С. 14-18.

20. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития; детство, отрочество: Учебник для студентов вузов / В.С. Мухина. – М.: Академия, 1998. – 456 с.

21. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. пед. вузов  / В 3 кн. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1. Общие основы психологии. – 688 с.

22. О реализации проектов в 2005 году в рамках государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Росийской Федерации за 2001-2005 годы": приказ Федерального агенства образованию Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2005 г. № 221 // Вестник образования России. – 2005. – № 10. – С. 28-31.

23. Парамонова Л.А. Воспитание и обучение детей шестого года жизни / Л.А. Парамонова. – М, 1987. – 160 с.

24. Штанько И. В. http://www.studzona.com/referats/view/3811

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Информация о работе Теоретические основы проектной деятельности в воспитании интереса к региональной культуре