Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 11:40, контрольная работа
Вышеизложенное, а также особенности развития детей старшего дошкольного возраста, проявляющиеся прежде всего в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, существенном изменении мотивационной сферы, ориентации на социальные отношения в мире взрослых дают основание предположить следующее: период пяти - шести лет является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания интереса к региональной культуре.
22
Введение
У каждого народа свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение. Хочется надеется, что «старина», которая осталась жить – в танцах, играх, песнях, воспоминаниях – сохранится для потомков.
Глава 1. Теоретические основы проектной деятельности в воспитании интереса к региональной культуре
1.1.Понятие «интерес» и структурные компоненты интереса к региональной культуре
Интерес — это такая осознанная потребность, которая характеризует отношение людей к предметам и явлениям действительности, имеющим для них важное общественное значение, притягательность. Существуют различные подходы ученых к определению интереса (наличие познавательной потребности, активностью, мотивации, связь с эмоциональными, интеллектуальными психическими процессами):
М.Ф.Беляев, В.Н. Мясищев, Г.И.Щукина, А.К. Дусовицкий рассматривали познавательный интерес как показатель отношения личности к действительности;
Л.И. Божович рассматривал познавательный интерес как потребность в знании, ориентирующем человека в окружающей действительности;
Ф.К. Савина рассматривала познавательный интерес как глубоко личностное образование, фактор активизации учения и условия реализации творческого потенциала личности;
Н.К.Постникова рассматривала познавательный интерес как познавательную деятельность, направленную на открытие еще неизвестного.
«Многообразие понятий познавательного интереса объясняется тем, что он представляет собой развивающееся явление: проявляясь первоначально как любопытство, переходит в любознательность, далее — в собственно познавательный интерес» - писала Г. И. Щукина.
Мотивационно - потребностный компонент (характеризуется проявлением у детей 5—7 лет потребности активно включаться в процесс познания истории и культуры родного края);
Содержательно - деятельностный компонент (предполагает наличие у детей 5—7 лет активной позиции во взаимодействии со взрослыми и сверстниками по поводу приобретения знаний об истории и культуре родного края);
Эмоционально-волевой компонент (заключается в особом эмоциональном отношении ребенка к процессу познания культурно-исторического наследия родного края).
Интерес к региональной культуре осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от условий, в которых ребёнок живёт и от средств и методов воспитания.
Отечественные и зарубежные психологи (Дж. Грузек; Х. Литтон; А.В.Запорожец; С.А. Козлова; В.А. Петровский) отмечают, что ребёнка воспитывает та деятельность, которая доставляет ему радость, оказывает положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические возможности. Самостоятельно организовать такую деятельность ребёнок не может. Это должен сделать взрослый, используя новые современные гуманитарные технологии. Такой технологией является технология проектирования, ориентированная на отношения «ребёнок - взрослый», которые строятся на соучастии в деятельности. Поэтому одним из основных средств воспитания интереса к региональной культуре в ДОУ является метод проектов. Основываясь на лично – ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества; открывает большие возможности в организации совместной поисковой деятельности дошкольников, педагогов, родителей. По исследованиям психологов Н.Н.Подъякова; Д.Б.Эльконина старший дошкольный возраст характеризуется наиболее устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам синтеза; самооценке, стремлением к совместной деятельности, данные утверждения позволяют использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста метод проектов.
Использование технологии проектирования позволяет развивать актуальное для человека поисковое поведение и позволяет педагогу сделать первый вклад в культуру личности: сотрудничество, созидание, диалог, дружба, толерантность – компоненты «культуры мира». В ходе совместной с детьми деятельности над проектом значимые взрослые содействуют восхождению личности ребёнка к культуре: дети овладевают позитивными образцами поведения в природе и обществе; овладевают позитивным и ответственным отношением к себе, к окружающим; дети получают право на саморазвитие.
1.1. Особенности проектной деятельности в воспитании интереса к региональной культуре
Проект – в переводе с латинского языка означает «брошенный вперед» М.М.Поташник считает, что проект – документально оформленный образ будущего. Проект можно рассматривать как деятельность по преобразованию воспитательно-образовательного
Проектная деятельность - целевая деятельность, обязательным условием, которого является достижение логического завершения и получение продуктов деятельности.
Проектирование – прием, который требует высокой мобильности мышления, компетентности, ориентации на творческий труд.
В основе проектирования – прогноз, план на будущее, модель желаемого будущего. Проектирование в конце ХХ века превратилось в наиболее распространенный вид интеллектуальной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, оно развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Понятие «проектирование» в образовательной сфере появилось не так давно в связи с необходимости решения ряда методологических проблем. Проектирование влечет за собой расширение «терминологического пространства», пересмотр представлений о некоторых традиционных категориях, их соотнести между собой и т.д. педагогическое проектирование как вид профессиональной деятельности педагога исследовалось В. Безруковой, В. Беспалько, Н. Борисовой, А. Дахиным, Г. Ильиным, Г.Лебедевой и др. Анализ их работ позволяет сделать вывод: проект как инструмент создания личностно и профессионально ориентированной ситуации отличается от традиционных методов обучения.
Метод проекта выступает мотивом в познавательной деятельности. Он развивает не только личность ребенка, но и взрослых, которые задействованы в этом проекте. Проектирование ориентируется на уникальные отношения «ребенок – взрослый», которые строятся на соучастии в деятельности.
Соучастие в деятельности – это участие на равных, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Так же метод проектной деятельности можно использовать в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.
Тематика и содержание проектов для детей старшего дошкольного возраста могут быть очень разнообразны. В зависимости от доминирующих методов, используемых в работе над проектом — игровых, творческих, познавательных, можно предложить следующую типологию и тематику проектов.
По продолжительности проекты могут быть краткосрочными (от 1 занятия до 1 дня) и длительными (от 1 недели до 3 месяцев).
Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов:
1) постановка цели;
2) поиск формы реализации проекта;
3) разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;
4) организация развивающей, познавательной, предметной среды;
5) определение направлений поисковой и практической деятельности;
6) организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности;
7) работа над частями проекта, коррекция;
8) коллективная реализация проекта, его демонстрация.
Используя метод проектов в работе со старшими дошкольниками, необходимо помнить, что проект — продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно. На этапе разработки педагогами содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности, связанных с темой проекта, важно тщательно продумать и организовать в ДОУ предметную среду таким образом, чтобы она являлась «фоном» к эвристической и поисковой деятельности. Особенностью проектной деятельности детей 5—7 лет, как средства развития у них интереса к познанию истории и культуры родного края, является ее востребованность современной информационной ситуацией; адекватность потребностям детей в познании и информационном обмене, активной деятельности, общении с взрослыми и сверстниками; направленность на раннее развитие способности видеть проблему, создавать проект ее решения и реализовывать совместно с воспитывающими взрослыми, эмоционально относясь к процессу познания.