Теоретические основы проектной деятельности в воспитании интереса к региональной культуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 11:40, контрольная работа

Краткое описание

Вышеизложенное, а также особенности развития детей старшего дошкольного возраста, проявляющиеся прежде всего в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, существенном изменении мотивационной сферы, ориентации на социальные отношения в мире взрослых дают основание предположить следующее: период пяти - шести лет является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания интереса к региональной культуре.

Файлы: 1 файл

контрольная работа.doc

— 120.00 Кб (Скачать)


22

 

Введение

              У каждого народа свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение.   Хочется надеется, что «старина», которая осталась жить – в танцах, играх, песнях, воспоминаниях – сохранится для потомков.                                                                                                                                        Очень важно для воспитания человека как «культурного общества»,  укоренить его в родной, близкой ему территориально культуры.  Именно поэтому родная культура, как отец и мать,  должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.                                                       Сейчас нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем, относится к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.                                                                         Концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребенка. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека в первые годы его жизни. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения.                                                                                    Педагогические исследования, проведенные отечественными учеными в XX в., показали, что дети дошкольного возраста способны познавать культурные ценности, проявлять интерес к окружающей действительности (Р. И. Жуковская, Е. И. Радина, А. П. Усова, М. И. Богомолова и др.); усваивать определенные знания о мире и оценивать действия и поступки окружающих с позиции проявления ими качеств гражданина и патриота                             (Г. Н. Абросимова, Э. П. Костина, Н. Н. Кочнева и др.).                                                         Такие ученые как С.А. Козлова, Е.И. Корнеева, С.Н. Морозюк, Э.К. Суслова убедительно доказывают, что у детей старшего дошкольного возраста возможно формирование положительного отношения к явлениям общественной жизни при условии отбора содержания знаний и соответствующей организации детской деятельности. Кроме того, как отмечают Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и другие, в старшем дошкольном возрасте идет процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, интересов.                                                                      Вышеизложенное, а также особенности развития детей старшего дошкольного возраста, проявляющиеся прежде всего в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, существенном изменении мотивационной сферы, ориентации на социальные отношения в мире взрослых дают основание предположить следующее: период пяти - шести лет является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания интереса к региональной культуре.                                                                                                  Ученые пришли к выводу, что дошкольникам, с учетом их возрастных особенностей, легче понять и принять культуру своего близкого окружения, в связи, с чем важно приобщать их к культурным ценностям родного края, что становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании личностной культуры. Одним из существенных условий развития современного образования, безусловно, является актуализация национальной системы образования. Происходит реформирование образования, направления которого определяются Законом РФ «Об образовании» и дополнениями к нему. Основными положениями Закона «Об образовании» являются: приоритет общечеловеческой, национально-этнических ценностей, свободное развитие личности; общедоступность; вариативность образования; всесторонняя защита обучаемого (Закон РФ «Об образовании» ст. 18).               

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы проектной деятельности в воспитании интереса к региональной культуре

1.1.Понятие «интерес» и структурные компоненты интереса к региональной культуре

           Интерес — это такая осознанная потребность, которая характеризует отношение людей к предметам и явлениям действительности, имеющим для них важное общественное значение, притягательность.                                                         Существуют различные подходы ученых к определению интереса (наличие познавательной потребности, активностью, мотивации, связь с эмоциональными, интеллектуальными психическими процессами):

             М.Ф.Беляев, В.Н. Мясищев, Г.И.Щукина, А.К. Дусовицкий  рассматривали познавательный интерес как показатель отношения личности к действительности;

             Л.И. Божович рассматривал познавательный интерес как потребность в знании, ориентирующем человека в окружающей действительности;

             Ф.К. Савина рассматривала познавательный интерес как глубоко личностное образование, фактор активизации учения и условия реализации творческого потенциала личности;

             Н.К.Постникова рассматривала познавательный интерес как познавательную деятельность, направленную на открытие еще неизвестного.

       «Многообразие понятий познавательного интереса объясняется тем, что он представляет собой развивающееся явление: проявляясь    первоначально как любопытство, переходит в любознательность,  далее — в   собственно познавательный интерес» - писала Г. И. Щукина.                                    Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое — основа формирования этого качества.                                                     Интерес к познанию истории и культуры родного края у детей 5—7 лет развивается в активной деятельности на фоне имеющейся потребности в познании сущности социальных явлений и проявляется как избирательное и устойчивое эмоционально-положительное отношение ребенка к культурно-историческим событиям и объектам родного края. По мнению психологов Б.Г.Ананьева, Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, В.И.Киреенко, Б.Ф.Ломова, Б.М.Теплова и др.   потребности познания народной культуры    имеют огромное влияние на формирование целостной личности ребенка, развитие его   интересов и  присвоении общечеловеческих ценностей, формировании личностной культуры.                                                                                                                                                          Структурными компонентами интереса к познанию истории и культуры родного края выступают: 

      Мотивационно - потребностный  компонент (характеризуется проявлением у детей 5—7 лет потребности активно включаться в процесс познания истории и культуры родного края);

      Содержательно - деятельностный компонент (предполагает наличие у детей 5—7 лет активной позиции во взаимодействии со взрослыми и сверстниками по поводу приобретения знаний об истории и культуре родного края);

      Эмоционально-волевой компонент (заключается в особом эмоциональном отношении ребенка к процессу познания культурно-исторического наследия родного края). 

      Интерес к региональной культуре  осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от условий, в которых ребёнок живёт и от средств и методов воспитания.

Отечественные и зарубежные психологи (Дж. Грузек; Х. Литтон; А.В.Запорожец; С.А. Козлова; В.А. Петровский) отмечают, что ребёнка воспитывает та деятельность, которая доставляет ему радость, оказывает положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические возможности. Самостоятельно организовать такую деятельность ребёнок не может. Это должен сделать взрослый, используя новые современные гуманитарные технологии. Такой технологией является технология проектирования, ориентированная на отношения «ребёнок - взрослый», которые строятся на соучастии в деятельности. Поэтому одним из основных средств  воспитания интереса к региональной культуре в ДОУ является метод проектов.                                                                                                          Основываясь на лично – ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества; открывает большие возможности в организации совместной поисковой деятельности дошкольников, педагогов, родителей. По исследованиям психологов  Н.Н.Подъякова; Д.Б.Эльконина старший дошкольный возраст характеризуется наиболее устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам синтеза; самооценке, стремлением к совместной деятельности, данные утверждения  позволяют использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста метод проектов.                                                                                                                                                            Среди разнообразных видов деятельности, осваиваемых детьми, проектная деятельность способна выступить одним из средств развития интереса к познанию истории и культуры родного края.                                                                      Реализация целей и содержания процесса развития интереса на каждом этапе стала возможной благодаря ориентации педагогов и родителей на проблему воспитание интереса к региональной культуре детей 5—7 лет, одним из средств решения которой выступает проектная деятельность.        

Использование технологии проектирования позволяет развивать актуальное для человека поисковое поведение и позволяет педагогу сделать первый вклад в культуру личности: сотрудничество, созидание, диалог, дружба, толерантность – компоненты «культуры мира». В ходе совместной с детьми деятельности над проектом значимые взрослые содействуют восхождению личности ребёнка к культуре: дети овладевают позитивными образцами поведения в природе и обществе; овладевают позитивным и ответственным отношением к себе, к окружающим; дети получают право на саморазвитие.

 

 

1.1.           Особенности проектной деятельности в воспитании интереса к региональной культуре

 

Проект – в переводе с латинского языка означает «брошенный вперед» М.М.Поташник считает, что проект – документально оформленный образ будущего.                                                                                                                                                            Проект можно рассматривать как деятельность по преобразованию воспитательно-образовательного  процесса, результатом которого является создание специфических, социальных или культурных продуктов или услуг приносящих пользу обществу.

           Проектная деятельность  - целевая деятельность, обязательным условием, которого является достижение логического завершения и получение продуктов деятельности.

         Проектирование – прием, который требует высокой мобильности мышления, компетентности, ориентации на творческий труд.

В основе проектирования – прогноз, план на будущее, модель желаемого будущего.  Проектирование в конце ХХ века превратилось в наиболее распространенный вид интеллектуальной деятельности.                                                             Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, оно развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.                                                                                                    Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.                                                                     Понятие «проектирование»  в образовательной сфере появилось не так давно в связи с необходимости  решения ряда методологических проблем. Проектирование влечет за собой  расширение «терминологического пространства», пересмотр  представлений о некоторых традиционных категориях, их соотнести между собой и т.д. педагогическое проектирование как вид профессиональной деятельности педагога исследовалось В. Безруковой,  В. Беспалько,  Н. Борисовой, А. Дахиным,  Г. Ильиным, Г.Лебедевой и др. Анализ их работ позволяет сделать вывод: проект как инструмент создания личностно и профессионально ориентированной ситуации отличается от традиционных методов обучения.

        Метод проекта выступает мотивом в познавательной деятельности. Он развивает не только личность ребенка, но и взрослых, которые задействованы в этом проекте. Проектирование ориентируется на уникальные отношения «ребенок – взрослый», которые строятся на соучастии в деятельности.

      Соучастие в деятельности – это участие на равных, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Так же метод проектной деятельности можно использовать в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.

      Тематика и содержание проектов для детей старшего дошкольного возраста могут быть очень разнообразны. В зависимости от доминирующих методов, используемых в работе над проектом — игровых, творческих, познавательных, можно предложить следующую типологию и тематику проектов.

      По продолжительности проекты могут быть краткосрочными (от 1 занятия до 1 дня) и длительными (от 1 недели до 3 месяцев).

Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов:

1) постановка цели;

2) поиск формы реализации проекта;

3) разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;

4) организация развивающей, познавательной, предметной среды;

5) определение направлений поисковой и практической деятельности;

6) организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности;

7) работа над частями проекта, коррекция;

8) коллективная реализация проекта, его демонстрация.

          Используя метод проектов в работе со старшими дошкольниками, необходимо помнить, что проект — продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно. На этапе разработки педагогами содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности, связанных с темой проекта, важно тщательно продумать и организовать в ДОУ предметную среду таким образом, чтобы она являлась «фоном» к эвристической и поисковой деятельности.                                                                                                  Особенностью проектной деятельности детей 5—7 лет, как средства развития у них интереса к познанию истории и культуры родного края, является ее востребованность современной информационной ситуацией; адекватность потребностям детей в познании и информационном обмене, активной деятельности, общении с взрослыми и сверстниками; направленность на раннее развитие способности видеть проблему, создавать проект ее решения и реализовывать совместно с воспитывающими взрослыми, эмоционально относясь к процессу познания.

Информация о работе Теоретические основы проектной деятельности в воспитании интереса к региональной культуре