Теоретические основы педагогического проектирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 16:48, контрольная работа

Краткое описание

Предпосылки проектирования, по мнению В.М. Розина, складываются еще в античности.

В 60-70 годы в СССР имеет место развитие методологического движения, связанного с именами Г.П.Щедровицкого, О.Г. Генисарецкого, К.М. Кантора.

Оглавление

Введение 3

Теоретические основы педагогического проектирования 4

Педагогическое проектирование 4

Функции педагогического проектирования. 6

Виды педагогического проектирования (по Колесниковой). 7

Принципы педагогического проектирования 9

Заключение 11

Практическое задание 12

Литература 14

Файлы: 1 файл

Спец дисциплины.docx

— 44.87 Кб (Скачать)

    Принципы  педагогического  проектирования4

    Под принципами проектной деятельности подразумевают общие регулятивы, нормирующие деятельность, объективно обусловленные природой проектирования и тем самым определяющие принадлежность тех или иных действий педагога к  проектной сфере. Рассмотрим их подробнее.

    Принцип прогностичности обусловлен самой  природой проектирования, ориентированного на будущее состояние объекта. Особенно ярко он проявляется при использовании  проектирования для создания инновационных  образцов. В этом смысле проект может  быть определен как пошаговое  осуществление потребного будущего.

    Принцип пошаговости. Природа проектной  деятельности предполагает постепенный  переход от проектного замысла к  формированию образа цели и образа действий. От него — к программе  действий и ее реализации. Причем каждое последующее действие основывается на результатах предыдущего.

    Принцип нормирования требует обязательности прохождения всех этапов создания проекта  в рамках регламентированных процедур, в первую очередь связанных с  различными формами организации  мыследеятельности.

    Принцип обратной связи напоминает о необходимости  после осуществления каждой проектной  процедуры получать информацию о  ее результативности и соответствующим  образом корректировать действия.

    Принцип продуктивности подчеркивает прагматичность проектной деятельности, обязательность ее ориентации на получение результата, имеющего прикладную значимость. Иными  словами, на «продуктную оформленность» результатов процесса проектирования.

    Принцип культурной аналогии указывает на адекватность результатов проектирования определенным культурным образцам. Опасность получения  проектного результата, лежащего вне  культурного поля, снимается, если у  участников проектной деятельности есть понимание того, что индивидуальное творчество ученика или педагога не является самодостаточным. Чтобы  быть включенным в культурный процесс, необходимо научиться понимать и  чувствовать свое место в нем, формулировать собственный взгляд на достижения человечества на основе изучения культурно-исторических аналогов. При этом получение научных знаний и знакомство с культурными ценностями важно осуществлять в сопоставлении  с собственными суждениями и результатами познавательной деятельности.

    Принцип саморазвития касается как субъекта проектирования на уровне ветвящейся активности участников, так и порождения новых проектов в результате реализации поставленной цели. Решение одних  задач и проблем приводит к постановке новых задач и проблем, стимулирующих развитие новых форм проектирования.

    Успешная  организация проектной деятельности связана с выполнением ряда требований.

    ·  Требование контекстности, т. е. не изолированного представления предмета проектирования, а в соотнесении с определенным контекстом (контекстами). Исходя из того что функционирование и развитие системы образования требует учитывать не только психолого-педагогические, но и философские, культурологические, юридические, экономические, социальные, психологические, физиологические и другие проблемы, педагогическое проектирование связано с оперированием знаниями междисциплинарного характера, отражающими широкий спектр наук.

    · Учет многообразия потребностей всех заинтересованных в образовании сторон: личностей, государства и общества.

    · Требование активности участников проектирования. Одно из выражений активности — добровольная включенность и эмоционально-ценностное проживание своего участия в проекте. В процессе создания проекта важно учесть активность субъектов, не только непосредственно участвующих, но и просто причастных к нему, готовых принять участие в обсуждении проектных проблем. Особенность проектирования заключается в том, что должны быть учтены все мнения и предложения, научно обоснованы все принятые решения.

    · Требование реалистичности связано с обеспечением гарантий достижимости проектных целей. Для этого люди, участвующие в проектной деятельности, должны иметь необходимый для осуществления задуманных изменений уровень компетенции. Кроме того, проект должен быть обеспечен с точки зрения ресурсов.

    · Требование управляемости. Эффективность  управления проектом во многом обусловлена  наличием проектной дисциплины, связанной  с необходимостью временной регламентации  действий, содержательной и технологической  определенностью выполняемых процедур. Успешность управления зависит также  от полноты информационной обеспеченности каждой проектной процедуры, что  требует получения многообразных  исходных диагностических, экспертных и иных данных.

    Технологичность проектной деятельности основана на эффекте совместности и регламентированной этапности действий преобразующего характера. Причем преобразовательный эффект распространяется как на совместный результат, так и на непосредственных участников проектирования.

 

Заключение

    Итак, проектирование можно рассматривать как: специфический вид деятельности, направленный на создание проекта как особого вида продукта;  научно-практический метод изучения и преобразования действительности (метод практико-ориентированной науки); форму порождения инноваций, характерную для технологической культуры; управленческую процедуру.

    Педагогическое  проектирование – это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагога (Столяренко Л.Д.).

    Педагогическое  проектирования является функцией любого педагога.

    Объектами педагогического проектирования могут  быть: педагогические системы, педагогический процесс, педагогические ситуации.

    Среди основных функций проектной деятельности принято выделять исследовательскую, аналитическую, прогностическую, преобразующую, нормирующую. Для проектирования также характерна конструктивность, т.е. нацеленность на получение совершенно определенного практически значимого результата на основе прогностического знания.

    Выделяют 3 этапа пректирования: моделирование, проектирование и конструирование.

    Под принципами проектной деятельности подразумевают общие регулятивы, нормирующие деятельность, объективно обусловленные природой проектирования и тем самым определяющие принадлежность тех или иных действий педагога к  проектной сфере. Выделяют следующие принципы: принцип прогностичности, принцип пошаговости, принцип нормирования, принцип обратной связи, принцип продуктивности, принцип культурной аналогии, принцип саморазвития.

 

Практическое  задание

     Курс «Социально-культурная деятельность».

     Тема «Семья как субъект социально-культурной деятельности».

     Структура: 4часа – 2ч. лекций и 2ч. семинар. 

     План  лекции:

     Семья как социальный институт и малая  социальная группа. Разнообразие подходов к определению понятия «семья», классификация семей. Роль социально-культурной деятельности в раскрытии воспитательного  потенциала семьи. Функции семьи  и их реализация в сфере досуга.

     Современные подходы к организации семейного  досуга, традиции и новации: изучение роли, значения и направленности социально-культурно й деятельности на институт семьи. Новое содержание традиционных форм и методов соуиально-культурной деятельности, ориентированное на становление благоприятного психологического климата в семье, организация работы по приоритетным напрвлениям: нравственное и трудовое, патриотическое и эстетическое воспитание; работа с детьми и подростками, молодежью, инвалидами и пожилыми людьми. Создание условий для развития и реализации инициативы, самодеятельности, индивидуальных особенностей членов семьи.

     Цель  лекции:

  1. Дать знания по теме «Семья как субъект социально-культурной деятельности».
  2. Сформировать представление о понятии «семья» в области социально-культурной деятельности и представление о роли, значении и направленности социально-культурной деятельности на институт семьи.
 

     Семинарское занятие ««Семья как субъект социально-культурной деятельности».

     Цель: систематизировать знания по теме «Семья как субъект социально-культурной деятельности».

     План:

  1. Современная социокультурная ситуация и основные проблемы организации досуга семьи.
  2. Влияние социально-культурной деятельности на интеграцию, укрепление контактов семьи с государственными и общественными институтами (дошкольным, образовательным, культурно-досуговыми учреждениями и др.).
  3. Совместная джеятельность родителей и детей в условиях культурно-досуговых учреждений (из опыта практической работы). Сообщение студента-практика.

    Литература:

  1. Безлепкина Л.Ф. Семья в социуме: стратегия жизнедеятельности// Вестник социальной работы. – 1993. - №3.
  2. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. Учеб. пособие. – М., 1999. – С. 270-320.
  3. Гуров Н.В. Опыт социальной работы с семьей в Ставропольском крае // Педагогика, 1996, №1. – С. 43.
  4. Гуров Н.В., Шинкаренко Н. Социально-педагогическая работа с детьми // Воспитание школьника. – 1994. - №2. – С. 8-9.
  5. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учеб. пособие. – М., 1995.
  6. Лыдкина Т. Социальный педагог приходит в семью // Воспитание школьника, 1996, №5. – С. 35-38.
  7. Теория и практика социальной работы: Отечественный и зарубежный опыт. – М.: Тула, 1983.
 

Литература

 

     1. Колесникова И. А. Педагогическое  проектирование: Учеб. пособие для  высш. учеб. заведений / И.А.Колесникова,  М.П.Горчакова-Сибирская; Под ред.  И.А. Колесниковой. — М: Издательский  центр «Академия», 2005. — 288 с.

     2. Столяренко Л.Д. Педагогическая  психология: Учеб. пособие для высш. учеб. Заведений. – Изд. 6-е., стер. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. –  541 с.

     3. Акимова Л.А. Педагогическое проектирование: теоретические аспекты. - г. Оренбург.

Информация о работе Теоретические основы педагогического проектирования