Теоретические основы педагогического проектирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 16:48, контрольная работа

Краткое описание

Предпосылки проектирования, по мнению В.М. Розина, складываются еще в античности.

В 60-70 годы в СССР имеет место развитие методологического движения, связанного с именами Г.П.Щедровицкого, О.Г. Генисарецкого, К.М. Кантора.

Оглавление

Введение 3

Теоретические основы педагогического проектирования 4

Педагогическое проектирование 4

Функции педагогического проектирования. 6

Виды педагогического проектирования (по Колесниковой). 7

Принципы педагогического проектирования 9

Заключение 11

Практическое задание 12

Литература 14

Файлы: 1 файл

Спец дисциплины.docx

— 44.87 Кб (Скачать)
 
 

Контрольная работа

По курсу  «Методика преподавания специальных дисциплин»

Тема: «Теоретические основы педагогического  проектирования» 
 
 
 
 
 

Введение 3

Теоретические основы педагогического  проектирования 4

Педагогическое проектирование 4

Функции педагогического проектирования. 6

Виды педагогического проектирования (по Колесниковой). 7

Принципы педагогического проектирования 9

Заключение 11

Практическое  задание 12

Литература 14 

 

Введение

    Предпосылки проектирования, по мнению В.М. Розина, складываются еще в античности.

    В 60-70 годы в СССР имеет место развитие методологического движения, связанного с именами Г.П.Щедровицкого, О.Г. Генисарецкого, К.М. Кантора.

    С конца 1980-х годов в нашей стране начинает формироваться массовая практика проектирования в сфере образования, сопровождающаяся серьезными философскими, методологическими и научными разработками.

    Педагогическое  проектирование на настоящий момент отличается  разнообразием подходов к ее изучению, выделением различных  оснований введения нового понятийного  аппарата, акцентированием различных  аспектов самого процесса проектирования, отражена в различных теоретических  моделях, исследуется с разных позиций.

 

Теоретические основы педагогического  проектирования

    В современном прочтении проектирование - это «деятельность, под которой понимается в предельно сжатой характеристике промысливание того, что должно быть» (Новые ценности образования. Тезаурус для учителей и школьных психологов. — М., 1995). Здесь важна установка на целе-ценностное представление о будущем состоянии чего-либо; устремленность к реальности будущего. То есть выход в мышлении за пределы настоящего (трансцендирование) - развивающая по отношению к действительности функция мышления.

    Проектирование  можно рассматривать как:

    · специфический вид деятельности, направленный на создание проекта как  особого вида продукта;

    · научно-практический метод изучения и преобразования действительности (метод практико-ориентированной науки);

    · форму порождения инноваций, характерную для технологической культуры;

    · управленческую процедуру.

    В соответствии с этим педагогическое проектирование понимается как:

    · практико-ориентированная деятельность, целью которой является разработка новых, не существующих в практике образовательных систем и видов педагогической деятельности (Например, предметом проектирования могут стать образцы будущих программ, учебников и т.д.);

    · новая развивающаяся область знания, способ трактовки педагогической действительности (А. П. Тряпицына);

    · прикладное научное направление педагогики и организуемой практической деятельности, нацеленное на решение задач развития, преобразования, совершенствования, разрешения противоречий в современных образовательных системах (Е. С. Заир-Бек);1

    способ  нормирования и трансляции педагогической и научно-исследовательской деятельности (Н. А. Масюкова);

    · процесс создания и реализации педагогического проекта;

    · специфический способ развития личности;

    · технология обучения.

    Педагогическое  проектирование – это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагога (Столяренко Л.Д.).

    Педагогическое  проектирования является функцией любого педагога, не менее значимой, чем  организаторская, гностическая или  коммуникативная.

    Процесс педагогического проектирования может  быть представлен в модели.

    

    Педагогическая  технология – это последовательное и непрерывное движение взаимосвязанных между собой компонентов, этапов, состояний педагогического процесса и действий его участников. Советский педагог А.С. Макаренко воспитательный процесс рассматривал как особым образом организованное «педагогическое производство». Он был противником стихийности процесса воспитания и выдвигал идею разработки «педагогической техники». Разрабатывая «советскую воспитательную технику», А.С. Макаренко на практике усовершенствовал «технику дисциплины», «технику разговора педагога с воспитанником», «технику самоуправления», «технику наказания». Продуманность действий, их последовательность были направлены на проектирование в человеке всего лучшего, формирование сильной богатой натуры.

    В 1989 году появляется первый самостоятельный  труд по педагогическому проектированию известного педагога В.П. Беспалько.

    Педагогическое  проектирование состоит в том, чтобы  создавать продолжительные варианты предстоящей деятельности и прогнозировать ее результаты.

    Объектами педагогического проектирования могут  быть: педагогические системы, педагогический процесс, педагогические ситуации.

    Педагогический  процесс есть главный для педагога объект проектирования.

    Педагогический  процесс есть объединение в единое целое тех компонентов (факторов), которые способствуют развитию учащихся и педагогов в их непосредственном взаимодействии.

    Педагогическая  ситуация как объект проектирования всегда существует в рамках какого-либо педпроцесса, а через него – в  рамках определенной подсистемы.

    Педагогическая  ситуация – составная часть педпроцесса, характеризующая его состояние  в определенное время и в определенном пространстве.

    Ситуации  всегда конкретны, они создаются  или возникают в процессе проведения урока, экзамена, экскурсии и, как  правило, разрешаются тут же. Проектирование педситуаций входит в проектирование самого педпроцесса.

    Значение  педситуации огромно. Собственно, через  них проявляется педпроцесс. Эта  клеточка концентрирует в себе все  достоинства и недостатки педпроцесса  и педсистемы в целом. Выражаясь  как конкретные воспитательные отношения, педситуации реализуют их возможности.

    Функции педагогического  проектирования.

    Среди основных функций проектной деятельности принято выделять исследовательскую, аналитическую, прогностическую, преобразующую, нормирующую. Для проектирования также характерна конструктивность, т.е. нацеленность на получение совершенно определенного практически значимого результата на основе прогностического знания. Этим проектная деятельность отличается от простого выявления и описания общих педагогических закономерностей, присущих, например, научно-педагогической деятельности.

    Проектирование  носит рамочный характер по отношению  к различным педагогическим контекстам. Это происходит потому, что в силу своей многофункциональности проектная  деятельность может быть использована в качестве:

    · педагогического средства внутри более широкого социально-образовательного контекста, например формирования корпоративной культуры в рамках обучающейся организации;

    · средства обучения (воспитания), играя вспомогательную роль по отношению к другим видам педагогической деятельности, например выполнение учебных (дипломных, курсовых) проектов;

    · процедуры в контексте другой деятельности, например управления образованием;

    · формы (инновационного) развития того или иного педагогического объекта (системы, процесса, явления).2

    Виды  педагогического  проектирования (по Колесниковой). Исходя из классической триады «природа — общество — человек», выделяют природные, технические (инженерные) и социальные проекты. Проектирование в области педагогики и образования относится к социальной сфере, а его продукт можно отнести к разряду гуманитарных проектов. При этом следует подчеркнуть, что смыслом и целью гуманитарного проектирования является усовершенствование того, что определяется особенностями человеческой природы и человеческих отношений.

    Г. П. Щедровицкий выделяет два разных в стратегическом плане вида педагогического  проектирования: адаптацию к социальной среде и ее условиям (своеобразный способ ответа педагогов на социальные вызовы образованию) и усовершенствование или преобразование среды в соответствии со своими ценностями, целями, убеждениями.

    В. И. Слободчиков пишет о двух типах  проектирования, разделяя:

    · психолого-педагогическое проектирование образовательных процессов, имея в виду обучение как освоение способов деятельности; формирование как освоение совершенной формы действия; воспитание как взросление и социализацию;

    · социально-педагогическое проектирование образовательных институтов и образовательной  среды, в которых реализуются  соответствующие процессы.

    В. П. Бедерханова, отмечая многообразие практических вариантов проектирования, также выделяет два основных направления. Первое включает проектирование и создание проектов в интенсивных формах. Сюда относятся организационно-деятельностные, инновационные, продуктивные игры и  проектировочные сборы. Второе соотносится  с совместным пошаговым проектированием  образовательного процесса всеми его  участниками, где сам процесс  проектирования рассматривается как  один из факторов становления образовательного учреждения гуманистической ориентации.

    Проектирование  педагогических систем, процессов или  ситуаций – сложная многоступенчатая деятельность. Эта деятельность, кем  бы она ни осуществлялась и какому объекту ни была бы посвящена, имеет  много общего. Совершается она  как ряд последовательно следующих  друг за другом этапов, приближая разработку предстоящей деятельности от общей  идеи к точно описанным конкретным действиям. Выделяют три этапа проектирования:3

      Дадим краткую характеристику этапам педагогического проектирования. Любая педагогическая деятельность начинается с цели. В качестве цели может быть идея, взгляд и даже убеждение, в соответствии с которыми далее строятся педагогические системы, процессы или ситуации. В результате педагог мысленно создает свой целевой идеал, то есть модель своей деятельности с учащимися. На создание такой мысли влияет и личный опыт мастера, его понимание учащихся. Данная модель помогает спрогнозировать педагогический процесс.

    Следующая ступень проектирования – создание проекта. Практически на этой ступени  проводится работа с созданной моделью, она доводится до уровня использования  для преобразования педагогической действительности. Поскольку в педагогике модель составляется преимущественно  мысленно и выполняет функцию  установки, постольку проект становится механизмом преобразования учебно-воспитательного  процесса и среды.

    Третий  этап проектирования – это конструирование. Конструирование еще более детализирует проект, конкретизирует его и приближает к реальным условиям деятельности. Конструирование учебной и педагогической деятельности – это уже методическая задача.

    Формы педагогического проектирования –  это документы, в которых описывается  с разной степенью точности создание и действие педагогических систем, процессов или ситуаций.

    Концепция – это одна из форм проектирования, посредством которой излагаются основная точка зрения, ведущий замысел, теоретические исходные принципы построения педагогических систем или процессов. Как правило, концепция строится на результатах научных исследований. Хотя она бывает довольно обобщенная и абстрактная, но все-таки имеет  большое практическое значение. Назначение концепции – изложить теорию в  конструктивной, прикладной форме. Таким образом, любая концепция включает в себя только те положения, идеи, взгляды, которые возможны для практического воплощения в той или иной системе, процессе.

Информация о работе Теоретические основы педагогического проектирования