Теоретические основы изучения проблемы формирования языковой способности у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 10:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: Выявление условий формирования языковой способности у детей старшего дошкольного возраста в процессе восприятия сказок.
Объект исследования: Процесс формирования языковой способности у детей старшего дошкольного возраста в процессе восприятия сказок.
Предмет исследования: Условия формирования языковой способности у детей старшего дошкольного возраста в процессе восприятия сказок.

Оглавление

Введение.
Глава I. Теоретические основы изучения проблемы формирования языковой способности у детей старшего дошкольного возраста.
1.1. Психолого-педагогические предпосылки формирования языковой способности у дошкольников.
1.2. Психологические особенности детей дошкольного возраста.
1.3. психологические особенности восприятия сказки дошкольниками.
1.4. Роль сказки в процессе формирования языковых способностей у старших дошкольников.

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 259.96 Кб (Скачать)

Введение.

Глава I. Теоретические основы изучения проблемы формирования языковой способности у детей старшего дошкольного возраста.

1.1. Психолого-педагогические предпосылки формирования языковой способности у дошкольников.

1.2. Психологические особенности детей дошкольного возраста.

1.3. психологические особенности  восприятия сказки дошкольниками.

1.4. Роль сказки в процессе формирования языковых способностей у старших дошкольников.

Введение:

Актуальность исследования. Современные процессы общественного развития обусловливают изменение приоритетов задач образования в области общей и специальной педагогики. Все большее значение приобретает поиск новых путей обучения и воспитания, направленных на развитие личности как нормального ребенка, так и ребенка с особыми потребностями, на создание условий, способствующих их социальной адаптации. Для формирования полноценной личности ребенка, гармоничного психофизического развития, успешного обучения его в школе большое значение имеет своевременное овладение правильной речью. В связи с этим в последнее время в специальной психологии и педагогике вызывают повышенный интерес дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Несмотря на значительный интерес и многочисленные исследования по изучению детей с общим недоразвитием речи в различных аспектах: клиническом (Е.М.Мастюкова), психолингвистическом (В.К.Воробьева, Б.М.Гриншпун, В.А.Ковшиков, Н.В.Микляева, Е.Ф.Соботович, Л.Б.Халилова), психолого-педагогическом (В.П.Глухов, Г.С.Гуменная, Л.Н.Ефименкова, Н.С.Жукова, Р.Е.Левина, С.А.Миронова, О.С.Павлова, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, С.Н.Шаховская, О.О.Шацкая и др.), в плане преодоления фонетико-фонематических, лексико-грамматических нарушений, несформированности связной речи, незрелости отдельных психических функций, проблема преодоления общего недоразвития речи изучена недостаточно. Доказано, что у детей с речевым недоразвитием стойкие лексико-грамматические и фонетико-фонематические нарушения заметно ограничивают возможности спонтанного формирования речевых умений и навыков, обеспечивающих процесс говорения и приема речи. Характерным является несовершенство структурно-семантической организации контекстной речи. Дети испытывают трудности при программировании высказывания, синтезировании отдельных элементов в структурное целое, отборе языкового материала для той или иной цели (В.К.Воробьева, Г.С.Гуменная, Л.Ф.Спирова, Т.Б.Филичева, Л.Б.Халилова, Г.В.Чиркина, С.Н.Шаховская). Трудности общения проявляются в несформированности основных форм коммуникации (В.П.Глухов, Н.К.Усольцева), смешении иерархии целей общения (О.Е.Грибова), снижении потребности в нем, активности (Б.М.Гриншпун, О.С.Павлова, Г.В.Чиркина, Е.Г.Федосеева). Недостаточность вербальных средств общения лишает возможности взаимодействия детей, становится препятствием в формировании игрового процесса (Л.Г.Соловьева, Е.А.Харитонова).

Вместе с тем, в проблеме преодоления общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста в аспекте коммуникативных особенностей до настоящего времени остается еще много нерешенных теоретических и практических вопросов. Актуальность настоящего исследования определяется тем, что в нем рассматривается проблема овладения речевым этикетом как составной частью коммуникативной культуры, которая, в свою очередь, является необходимым условием успешной социальной адаптации ребенка с ОНР. И школьники, и дети дошкольного возраста ежедневно сталкиваются с разнообразными типовыми ситуациями этикетного общения и с необходимостью ориентироваться в этих ситуациях, отбирать адекватные им речевые средства и использовать их в соответствии с принятыми в обществе нормами этикетно-речевого поведения. Очевидно, что уже с дошкольного возраста необходимо готовить детей к осознанному и умелому реагированию в типовых ситуациях общения, формировать у них коммуникативную способность.

В логопедии формирование коммуникативной способности понимается в единстве семантического и грамматического аспектов языка (О.Е.Грибова, Р.И.Лалаева, Л.Б.Халилова, С.Н.Шаховская). Речевой этикет как совокупность формул и выражений, лексическое значение и грамматическое оформление которых зависят от условий ситуации общения, может служить средством взаимосвязи данных компонентов коммуникативной способности.

Актуальность данного исследования обусловливается также важностью духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, новыми социокультурными приоритетами и насущными требованиями педагогической практики на современном этапе развития российского общества. Русский речевой этикет как самостоятельная культурная ценность нашего народа сегодня, в эпоху кардинальных изменений социально-экономических условий и культурно-идеологических ориентаций, нуждается в сохранении, глубоком, всестороннем изучении. Важнейший путь реализации данной задачи - обучение речевому этикету детей, в особенности старшего дошкольного возраста, так как именно в этот период закладывается фундамент моральных принципов, нравственной культуры, развивается эмоционально-волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной коммуникации.

В рамках сложившейся в последние годы коммуникативной направленности обучения русскому языку в ДОУ и школе проблема воспитания культуры общения, обучения речевому этикету получила методическую разработку в трудах Г.А.Богдановой, Н.Е.Богуславской, В.В.Бушелевой, В.В.Гербовой, В.И.Капинос, Н.С.Карпинской, И.Н.Курочкиной, Т.А.Ладыженской, О.С.Ушаковой, Н.А.Халезовой и др.

Решение задач формирования основ коммуникативной культуры в коррекционной педагогике имеет свою специфику, связанную с особенностями психофизического, интеллектуального и речевого развития детей с различной патологией, и рассматривается как одно из условий их успешной социализации (О.Ф.Коробкова, О.С.Павлова, Н.К.Усольцева, Е.Г.Федосеева и др.). Однако, анализ программных документов воспитания и обучения детей с речевой патологией выявил недостаточную разработанность содержательной и методической составляющих задачи формирования у дошкольников с ОНР навыков этикетного общения. Изучение психолого-педагогической литературы показало, что вопрос о формировании коммуникативной способности посредством обучения речевому этикету старших дошкольников с общим недоразвитием речи не был предметом специального исследования. Следовательно, мы не можем считать исчерпанными возможности совершенствования коррекционно-педагогической работы по преодолению общего недоразвития речи детей дошкольного возраста.

Недостаточная разработанность данной проблемы определила тему нашего исследования.

Тема исследования: Формирование языковой способности у детей старшего дошкольного возраста в процессе восприятия сказок.

Проблема исследования: Каковы условия формирования языковой способности у детей старшего дошкольного возраста в процессе восприятия сказок.

Цель исследования: Выявление условий формирования языковой способности у детей старшего дошкольного возраста в процессе восприятия сказок. 

Объект исследования: Процесс формирования языковой способности у детей старшего дошкольного возраста в процессе восприятия сказок.

Предмет исследования: Условия формирования языковой способности у детей старшего дошкольного возраста в процессе восприятия сказок.

Определение цели обусловило постановку следующих задач исследования:

1. Проанализировать решение проблемы формирования языковой способности у детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе.

2. Выявить теоретические предпосылки формирования языковой способности детей старшего дошкольного возраста.

3. Проанализировать педагогический опыт формирования языковой способности детей старшего дошкольного возраста.

Методологическую основу диссертационного исследования составили положения философии, психологии и педагогики о единстве сознания и поведения человека, о связи деятельности и общения, их ведущей роли в развитии личности ребенка (А.В.Запорожец, П.Я.Гальперин, И.С.Кон, А.Н.Леонтьев, М.И.Лисина, Б.Д.Парыгин и др.); коммуникативно-деятельностный подход к обучению языку (Е.М.Верещагин, В.Г.Костомаров, А.А.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.); данные лингвометодических исследований о критериях владения говорящим навыками этикетного общения (Т.А.Ладыженская, И.С.Малетина, Н.И.Формановская); положения социолингвистики о структуре речевой ситуации (Л.П.Крысин, А.А.Леонтьев, Б.Ю.Городецкий и др.); положение о необходимости превращения нравственных представлений ребенка во внутренние мотивы его поведения (Т.И.Ерофеева, А.В.Запорожец, Я.З.Неверович); положения о комплексном и дифференцированном подходах к реализации коррекционно-логопедической работы (Л.С.Выготский, Р.Е.Левина, В.И.Селиверстов, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина и др.).

Методы исследования: Анализ  психолого-педагогической  и методической литературы по теме, действующей программы.

1.1. Психолого-педагогические предпосылки формирования языковой способности у дошкольников.

Способности - индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей, не сводимые к знаниям, умениям и навыкам, но обусловливающие лёгкость и быстроту обучения новым способам и приёмам деятельности (Б. М. Теплов). 

Проблемы способностей - их природа, происхождение, проявление, формирование и другое - имеют давнюю историю изучения и далеки пока от окончательного разрешения.

Б. М. Теплов разделял способности и задатки - врождённые, физиологические особенности человека, которые служат основой развития способностей. Однако данные современных психологических исследований свидетельствуют, что способности, измеряемые тестами, имеют больший коэффициент наследственной детерминации, чем их предполагаемые психофизиологические задатки - свойства нервной системы.

Знакомясь с художественной литературой, дети учатся применять грамматические навыки и умения в диалогической [ответы на вопросы, беседы] и монологической [словесное творчество] речи, использовать средства художественной выразительности языка и его грамматических средств.

Занятие по подготовке к обучению грамоте вырабатывают ориентировку в звуковой стороне слова, воспитывают чуткость к звуковой форме и тем самым оказывают влияние на освоение морфологических и словообразовательных средств языка, их звукового облика.

Речь дошкольника развивается в стихийных условиях [в семье, на улице, при помощи СМК]. Большое значение имеет создание специальных психолого-педагогических условий, способствующих ее развитию.

Коммуникативная функция языка как средства общения делает его могучим орудием развития мысли, и, в свою очередь, развитие мышления влечет за собой развитие устной и письменной речи учащихся, повышает их речевую культуру.

Весь процесс обучения, если он правильно организован и осуществляется в строгой системе, должен быть в то же время процессом развития логического мышления и речи учащихся.

Речь помогает ребенку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир. Овладение речью - это способ познания действительности. Богатство, точность, содержательность речи зависят от обогащения сознания ребенка различными представлениями и понятиями, от жизненного опыта школьника, от объема и динамичности его знаний. Иными словами, речь, развиваясь, нуждается не только в языковом, но и в фактическом материале.

Существует и обратная зависимость: чем полнее усваиваются богатства языка, чем свободнее человек пользуется ими, тем лучше он познает сложные связи в природе и в обществе. Для ребенка хорошая речь - залог успешного обучения и развития. Кому не известно, что дети с плохо развитой речью нередко оказываются неуспевающими по разным предметам.

В дошкольном возрасте, а отчасти и в школьном язык усваивается ребенком стихийно, в общении, в речевой деятельности. Но этого недостаточно: стихийно усвоенная речь примитивна и не всегда правильна:

* усвоение литературного языка, подчиненного норме,

* умение отличать литературный язык от нелитературного, от просторечия, диалектов, жаргонов.

* огромный объем материала, многие сотни новых слов и новых значений, усвоенных ранее слов.

Множество таких сочетаний, синтаксических конструкций, которых дети совсем не употребляли в своей устной дошкольной речевой практике.

Бывает, что взрослые и даже педагоги недопонимают, насколько обширен этот материал, и полагают, будто он может быть усвоен ребенком походя, в повседневном общении со взрослыми и с книгой. Но этого недостаточно: необходима система обогащения и развития речи детей.

Нужна планомерная работа, четко и определенно дозирующая материал - словарь, синтаксические конструкции, виды речи, умения по составлению связного текста

Как уже отмечалось выше, использование в процессе развития речи ребенка-дошкольника произведений художественной литературы, способствует развитию правильной и полноценной речи у ребенка- дошкольника.

Информация о работе Теоретические основы изучения проблемы формирования языковой способности у детей старшего дошкольного возраста