Теоретические и методические основы обучения ИЯ в детских дошкольных учреждениях и в начальных классах общеобразовательных школ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 11:36, доклад

Краткое описание

Проблемы для обсуждения:
Обоснование необходимости раннего обучения иностранным языкам
Цели обучения иностранным языкам на раннем этапе
Cодержание обучения иностранным языкам на раннем этапе
Принципы обучения иностранным языкам на раннем этапе

Файлы: 1 файл

1. Теоретические и методические основы обучения ИЯ в детских.doc

— 54.50 Кб (Скачать)
Теоретические и методические основы обучения ИЯ в детских

дошкольных  учреждениях и  в начальных классах  общеобразо-

вательных школ.

Проблемы  для обсуждения:

  • Обоснование необходимости раннего обучения иностранным языкам
  • Цели обучения иностранным языкам на раннем этапе
  • Cодержание обучения иностранным языкам на раннем этапе
  • Принципы обучения иностранным языкам на раннем этапе
 

    ***

     Обоснование необходимости раннего обучения иностранным языкам.

        Вопрос о раннем обучении иностранным языкам возник еще в XIX веке. Именно тогда начала зарождаться методика раннего обучения иностранным языкам как отрасль методической науки. В это время ни в одной стране мира не был так широко распространен опыт обучения иностранным языкам детей, как в России. По свидетельству современников в России в XIX веке можно было встретить ребенка, свободно говорящего на трех иностранных языках: французском, английском, немецком. Обучение 5-10 летних детей зажиточных слоев населения носило массовый характер.

        В современном, динамично развивающемся обществе все более четко прослеживаются тенденции к интернационализации и интеграции разных сфер человеческой деятельности. Сегодня развитие разносторонних отношений с другими странами сделало язык реально востребованным обществом. 

       Раннее начало изучения иностранного языка стало одним из приоритетных направлений в практике обучения предмету. В настоящее время во многих дошкольных образовательных учреждениях, в различных центрах дети с раннего возраста знакомятся с иностранным языком. Интегративные занятия дают дополнительные возможности для разностороннего воспитания дошкольника, для развития не только языковых, но и общих способностей.

     Актуальность проблемы обучения иностранному языку в дошкольном учреждении и начальной школе обосновывается научными данными о необходимости максимально использовать сензитивный период для изучения иностранного языка.

       Проблема, как обучать иностранному  языку детей дошкольного возраста, не решена до конца ни в  нашей стране, ни за рубежом, хотя многие методисты проявляют огромный интерес к ней. Например, вскоре после второй мировой войны, современная языковая ассоциация США во главе с Теодором Андерсеном начала эксперимент по обучению иностранным языкам в начальной школе. Это было сделано для того, чтобы доказать необходимость раннего начала обучения иностранным языкам. В нашей стране интерес к обучению иностранным языкам маленьких детей возник вскоре после того, как в Москве и других городах появились школы, в которых некоторые предметы велись на иностранном языке. Эксперимент доказал, что чем раньше дети начинают изучать иностранный язык, тем лучше они им овладевают.

     Под ранним обучением ИЯ понимается такое обучение, которое осуществляется на основе интуитивно-практического подхода в период с момента рождения ребенка до его поступления в школу.

        Изучение иностранного языка  в последние десятилетия входит  в жизнь ребенка не только  как учебный предмет, обязательный  для усвоения, но и как одна  из составных частей его жизни:  ребенок слышит иностранную речь в СМИ, путешествуя за границу, пользуясь Интернетом и просто компьютером. Ориентируясь на эти реалии и потребности ребенка, родители, а, следовательно, и образовательные учреждения озабочены введением методик более раннего освоения иностранного языка. При этом многие осознают, что методика изучения языка в раннем возрасте должна принципиально отличаться от методик изучения в среднем и старшем возрасте.

     Обучение иностранному языку  детей 4-6 лет снова стало предметом  заинтересованного разговора педагогов, психологов, родителей. Общество не удовлетворено уровнем языковой подготовки выпускников средней школы, и один из путей повышения этого уровня – сдвиг начала обучения иностранным языкам на дошкольное детство, которое традиционно считается наиболее благоприятным возрастным периодом для овладения вторым языком.

      Проблема изучения иностранного языка маленькими детьми выходит из круга сугубо филологических проблем. Начиная с 60-х годов, повышенный интерес к раннему обучению иностранному языку сопровождается значительным числом экспериментов на базе начальной школы и детского сада.

      Дошкольный возраст уникален  для овладения языком в силу  таких психических особенностей  ребенка как быстрое запоминание  языковой информации, способность анализировать и систематизировать речевые потоки на разных языках, не путая эти языки и их средства выражения, особая способность к имитации, отсутствие языкового барьера. Изучение иностранного языка в раннем возрасте благотворно влияет на общее психическое развитие ребенка, его речевые способности, на расширение общего кругозора.

        Было проведено много экспериментов  по обучению детей в возрасте 2-6 лет иностранному языку. Эксперименты  показывают, что иностранный язык  оказывает влияние на формирование понятий у детей раннего возраста, а поскольку понятие является формой абстрактного мышления, то правомерно обозначить связь изучения иностранного языка и развития абстрактного мышления.

      Эксперименты подтверждают возможность  изучения иностранного языка с рождения, свидетельствуют об особой способности к этому детей раннего возраста.

        Психологи отмечают, что обучение  иностранному языку благотворно  влияет на развитие речи ребенка  и на родном языке; более  половины детей, занимающихся  иностранным языком, обладают высоким уровнем памяти; у них значительно повышается устойчивость внимания.

       Известны утверждения исследователей, что лучше всего начинать изучение  иностранного языка в 5-8 лет,  когда система родного языка  уже хорошо освоена, а к новому языку ребенок относится сознательно. К тому же, в этом возрасте еще мало штампов речевого поведения, легко по-новому кодировать мысли, нет значительных психологических трудностей при вступлении в контакт на иностранном языке. Как в отечественной (Выготский Л.С.,.Рубинштейн С.Н), так и в зарубежной психологии (Б.Уайт, Дж. Брунер, Р. Робертс) есть данные о том, что ребенок овладевает иностранным языком легче, чем взрослый. Маленькие дети меньше тратят сил на запоминание, они еще не отягчены предрассудками, у них меньше стереотипов в мышлении и поведении, они очень любопытны, а потому проще принимают правила «новой игры». Игровой характер общения - основная особенность обучения иностранному языку детей младшего возраста.

      Амонашвили Ш. А. утверждает, что современный шестилетний ребенок больше готов к началу школьной жизни, чем семилетний. Дело в том, что за последние десятилетия неизмеримо возрос культурный уровень семьи и общества. Все родители нынешних детей, как правило, имеют среднее и профессиональное образование, а многие из них и высшее. Это качественно изменило социальную среду, в которой растет ребенок. Преобразилось содержание игр, появились игрушки, которые все больше способствуют физическому и умственному развитию детей, помогают им многосторонне знакомиться с окружающей действительностью, жизнью и современной техникой. Шестилетний возраст – наиболее благоприятный (сензитивный) период умственного развития и социальной подготовки ребенка. В этом возрасте можно успешно совершенствовать его речь, на основе природной любознательности пробудить познавательный интерес, жажду знаний, научить элементарным способам учебной деятельности. Пластичность природного механизма усвоения речи позволяет шестилеткам легко овладеть вторым языком.

       Психология располагает  данными, свидетельствующими о том, что у детей от 2 до 7 лет развито конкретно-образное мышление, которое реализуется в форме ассоциативных действий над представлениями об объектах. Умозаключения детей в этом возрасте опираются на наглядные предпосылки, данные в восприятии. Эти особенности мышления дошкольников служат основой широкого применения наглядности в обучении, что одновременно повышает интерес детей к предмету, и тем самым снимает возможную утомляемость в процессе обучения. Возрастная психология располагает данными о том, что дети дошкольного и младшего школьного возраста не обладают еще целенаправленным вниманием, их произвольное внимание неустойчиво, поскольку они не имеют еще внутренних средств саморегуляции, поэтому в этом возрасте быстро наступает утомляемость. В связи с  этим процесс обучения должен строится таким образом, чтобы систематически переключать произвольное внимание детей на непроизвольное.

        Изучение иностранного языка в I – IV классах при условии обучения с шестилетнего возраста требует значительно меньше усилий со стороны обучающихся, позволяет широко использовать игровые приемы, поддерживая постоянный интерес детей и, снимая возможную утомляемость, что в свою очередь ведет к достижению более высокой результативности обучения.

        И, наконец, обучение детей  в детском саду иностранным  языкам позволит заложить прочную  базу для успешного овладения  основами иностранного языка  в школе. Оно скажется благоприятно на речевом и общем развитии малышей при условии методически правильного учебного процесса и благодаря учету психолого-физиологических особенностей детей данного возраста.

Цели  обучения иностранным языкам на раннем этапе.

      Ведущей целью раннего обучения иностранным языкам является, прежде всего, развивающая цель. Это, однако, не означает уменьшения значения практических целей или снижения требований к уровню владения устно-речевым общением на  иностранном языке. Более того, разработка эффективных технологий раннего обучения иностранному языку позволяет по-новому взглянуть на проблемы интеллектуального развития учащихся младших классов.

     Обучение иностранным языкам  детей-дошкольников призвано содействовать  охране и укреплению физического  и психического здоровья детей, развитию их индивидуальных способностей. Поэтому, в качестве основной цели обучения выступает личностное развитие ребенка средствами предмета. Данная цель является стратегической, она позволяет органично включать иностранный язык в контекст жизнедеятельности дошкольника и определять конкретные пути осуществления интегративных связей предмета с другими видами и формами деятельности ребенка дошкольного возраста.

      Реализация указанной цели предусматривает:

  1. Развитие языковых способностей ребенка (памяти, речевого слуха, внимания и др.), которые могут  стать основой для дальнейшего изучения иностранных языков;
  2. Приобщение ребенка к языку и культуре другого народа и формирование позитивного отношения к ним; осознание детьми родной культуры;
  3. Воспитание у ребенка чувства осознания себя как личности, принадлежащей к определенному языковому и культурному сообществу, развитие внимательного отношения и интереса к языкам, с которыми ребенок может встретиться в повседневной жизни;
  4. Развитие психических, эмоциональных, творческих качеств ребенка, его фантазии, способности к социальному взаимодействию (умения играть, работать вместе, находить и устанавливать контакт с партнером), радости познания и любознательности;

       Разучивая стихи, песни на иностранном языке, слушая и инсценируя сказки другого народа, знакомясь с играми, в которые играют их сверстники за рубежом, осуществляя ту или иную деятельность, дети овладевают коммуникативным минимумом, достаточным для осуществления иноязычного общения на элементарном уровне. Речь идет о формировании практических умений устной иноязычной речи, а именно:

  • умений в типичных ситуациях повседневного общения и в рамках лексико-грамматического материала, обозначенного программой, понимать устную иноязычную речь и реагировать на нее как вербально, так и не вербально;
  • умений в условиях непосредственного общения с человеком, говорящем на иностранном языке, в том числе носителем этого языка, понимать обращенные к нему высказывания и адекватно реагировать на них вербально;
  • осуществлять свое речевое и неречевое поведение в соответствии с правилами общения и национально-культурными особенностями страны изучаемого языка.

   Поскольку ребенку приходится в учебном  процессе иметь дело в основном со стихами, песнями, рифмовками на иностранном языке, то в реестр практических целей обучения включается развитие умений детей воспроизводить этот материал.

      Исходя из функции языка быть  средством познания и общения,  конечная цель обучения иностранному  языку на раннем этапе видится  в достижении учениками умения общаться, применяя иностранный язык как средство непосредственного живого контакта, умения слушать собеседника, реагировать на его вопросы, начинать, поддерживать и завершать разговор, выражать свою точку зрения, извлекать нужную информацию при чтении и слушании.

       Основные воспитательно-развивающие  и образовательные цели состоят  в следующем: 

  • в формировании у детей положительного отношения к выполняемой деятельности и интереса к изучаемому языку, к культуре народа, говорящего на этом языке;
  • в воспитании нравственных качеств учащихся: чувства долга, ответственности, коллективизма, терпимости и уважения друг к другу;
  • в развитии у дошкольников психических функций (памяти, внимания, воображения, произвольности действий), познавательных способностей (словесного логического мышления, осознания языковых явлений), эмоциональной сферы;
  • в расширении общеобразовательного кругозора детей.

Информация о работе Теоретические и методические основы обучения ИЯ в детских дошкольных учреждениях и в начальных классах общеобразовательных школ