Технологии воспитания и обучения детей с нарушением зрения дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2015 в 12:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ технологий воспитания и обучения дошкольников нарушением зрения.
Задачи:
Проанализировать теоретические аспекты воспитания и обучения детей с нарушением зрения в дошкольном образовательном учреждении.
Рассмотреть проблемы нарушения зрения у дошкольников .
Изучить технологии дошкольного образования и воспитания детей с нарушением зрения.

Файлы: 1 файл

Технологии воспитания и обучения детей с нарушением зрения в дошкольном образовательном учреждении.docx

— 76.81 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

 

Наступивший век изменяет условия развития и формирования личности человека с самого раннего возраста, поэтому возникают новые требования к общественным институтам, призванным осуществлять процесс воспитания и образования, воспитания личности в современных условиях.

Актуальность исследования в том, что воспитание ребенка с нарушением зрения представляет сегодня сложную нерешенную проблему. Вследствие ограниченности сенсорной системы и недостатка информации о предметах и явлениях окружающего мира, незрячие и слабовидящие дети имеют свои специфические особенности, обусловленные своеобразным ходом физического и психического развития и социальнопсихологической адаптации к условиям современной жизни.

Дошкольникам с нарушением зрения уже с самого рождения требуются специальные мероприятия, направленные на формирование компенсаторных механизмов жизнедеятельности и мироощущения, в том числе на профилактику вторичных отклонений в развитии, таких как задержка психического развития, аутизм, задержка речи, нарушение интеллектуальной сферы и.т.п. От успешного решения этих проблем в дошкольном и младшем школьном возрасте зависит дальнейшая интеграция в общество: их психическое и социальное благополучие, качество личной и общественной жизни, дальнейшая учебная деятельность.

Данная актуальность обусловлена тем, что одним из требований к образовательным результатам в соответствии с ФГОС ДО является формирование общей культуры личности детей, развитие социальных, нравственных качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155) говорится, что в нем учитываются индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее - особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.

Объект исследования: дети дошкольного возраста, с нарушением зрения.

Предмет исследования: процесс воспитания и обучения дошкольника с нарушением зрения.

Целью работы является анализ технологий воспитания и обучения дошкольников нарушением зрения.

Задачи:

    1. Проанализировать теоретические аспекты воспитания и обучения детей с нарушением зрения в дошкольном образовательном учреждении.
    2. Рассмотреть проблемы нарушения зрения у дошкольников .
    3. Изучить технологии дошкольного образования и воспитания детей с нарушением зрения.

Методологической основой исследования являются современные теории воспитания и обучения детей с нарушением зрения, системный подход к анализу самооценки и самоконтроля, системный подход к анализу понятия семьи.

Теоретической основой исследования являются работы Г.В.Григорьевой, Л.И. Плаксиной, Л.В. Рудаковой, Л.И.Киселёвой и другие.

 Структура работы: введение, две главы, заключение и список литературы.

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

 

1.1.Дошкольное  образование детей с нарушением  зрения

 

Дошкольный возраст – это важная ступень личностного становления ребенка, в ходе которого осуществляется активное социальное развитие, формирование социального поведения, приобретение ребенком социального опыта, т.е. происходит процесс «врастания» ребенка в культуру, в первую очередь, в семье [1, с. 123].

В психологической науке принято считать, что все явления, взаимодействия и взаимовлияния членов семьи друг на друга имеют в основном случайный, стихийный, естественный и ситуативный характер, и составляют среду, в которой происходит первичная этносоциализация ребенка. В этой социализирующей семейной среде, безусловно, есть и сознательные, целенаправленные компоненты, представляющие собой целенаправленное социальное воспитание.

В дошкольном возрасте увеличилось количество сложных, комплексных зрительных заболеваний детей. Лишь отдельные дети имеют единичное нарушение зрительных функций. Материалы анализа состояния зрения детей с нарушением зрения, обучающихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях показывают, что у большинства воспитанников имеется по два – три различных глазных заболеваний.

Цель воспитания дошкольников с нарушением зрения содействовать развитию индивида, отличающегося своей мудростью, самостоятельностью, художественной производительностью и любовью. Необходимо помнить, что нельзя дошкольника сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал личность.

Главное и основное правило, которое надо учитывать при воспитании дошкольника это последовательность в разностороннем развитии личности дошкольника и демократичность в отношениях с ним.

Развитие интегрированных форм воспитания и обучения детей с нарушением зрения — требования нынешнего дня. Это закономерный этап развития системы образования нашего общества. Каждый ребенок с нарушением зрения должен иметь возможность реализовать свое право на получение образования в любом типе образовательного учреждения и получать при этом необходимую ему специализированную помощь.

Интегрированное образование предполагает, что ребенок с нарушением зрения овладевает знаниями в рамках общеобразовательного стандарта в те же сроки, что и нормально развивающиеся дети. Такой подход возможен применительно к дошкольникам , уровень психофизического развития которых соответствует возрасту либо близок к нему. Как указывает Н. Н. Малофеев [1], организация интегрированного образования наиболее перспективна в период дошкольного детства.

Для этого в образовательных учреждениях необходимо создать определенные условия. Специально оборудованы кабинеты врача-офтальмолога, психолога, тифлопедагога, учителя-логопеда. В них должны быть научно-методические материалы для проведения коррекционной работы с целью преодоления недостатков в физическом и психическом развитии детей с нарушением зрения, оказания помощи дошкольникам этой категории в освоении основной образовательной программы дошкольного общего образования.

Реализация этой цели становится возможной при условии профессиональной подготовки педагогов в области коррекционной педагогики и специальной психологии. Для этого в учреждении организованы постоянно действующие семинары для воспитателей  групп, в которых воспитываются дети с нарушением зрения. Занятия с воспитателями и родителями проводят специалисты ДОУ. Тематика семинарских занятий тщательно планируется.

В дошкольном образовательном учреждении создан банк данных о коррекционно-развивающих программах, используемых в работе с дошкольниками с нарушением зрения, учебно-методических пособиях, методических рекомендациях.

Работа с детьми, интегрированными в общеобразовательные группы, ведется в соответствии с выявленными особыми образовательными потребностями. Прежде всего, устанавливается совпадение начала целенаправленного обучения с моментом определения нарушения зрения у ребенка. У большинства детей, поступающих в наше образовательное учреждение, нарушение зрения имело место с рождения либо диагностировалось на ранних этапах развития.

Однако ранней профессиональной коррекционной помощи, как правило, дети не получали. По результатам психолого-педагогической диагностики для этих детей разрабатываются индивидуальные коррекционно-развивающие программы сопровождения, предусматривающие, в том числе, восполнение пробелов в оказании коррекционной помощи.

В содержание образования включаются пропедевтические курсы. Это важное условие для введения ребенка с нарушением зрения в различные виды детской деятельности: игру, занятия, труд и др. Пропедевтическая роль коррекционной работы проявляется в сближении ребенка с нарушением зрения с окружающим миром, в подготовке к обучению, воспитанию у него специальных социально-адаптивных способов ориентации при овладении теми либо иными знаниями, навыками и умениями [2]. Без пропедевтической работы дошкольниками с нарушением зрения невозможно в полном объеме сообразно возрастным возможностям овладевать знаниями, войти в общеобразовательный процесс.

Особое внимание уделяется обеспечению коррекционной направленности разных форм образовательной работы, осуществляемой в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта  к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Для этого разработаны схемы анализа педагогической деятельности с учетом оценки процесса коррекционного воздействия.

Относительно дошкольников с нарушением зрения обеспечивается более дифференцированное по сравнению с нормально развивающимися сверстниками, «пошаговое» обучение.

Огромное внимание уделяется обеспечению качественной индивидуализации обучения, особой пространственной и временной организации образовательной среды.

Известно, что результаты коррекционной работы зависят от согласованного участия специалистов разных профилей в образовательном процессе, включения родителей ребенка с нарушением зрения в процесс его реабилитации средствами образования, созданными специалистами. В настоящее время в дошкольном образовательном учреждении проводится экспериментальная работа с целью разработки модели взаимодействия специалистов, которые обеспечивают сопровождение детей с нарушением зрения, воспитывающихся интегрированно.

Большое внимание уделяется определению и разработке содержания программы коррекционной работы. Определяется перечень необходимых индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, их содержание, план реализации. Разрабатывается система комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением зрения в условиях образовательного процесса. Она включает диагностику особых образовательных потребностей по отношению к разным этапам развития ребенка и индивидуальным образовательным маршрутам, мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной общеобразовательной программы дошкольного образования, корректировку коррекционных мероприятий, планируемые результаты коррекционной работы и др.

В настоящее время определены этапы по разработке программы коррекционной работы. На первом этапе проводится комплексное медико-психолого-педагогическое обследование ребенка, целью которого является составление экспертного заключения со стороны всех специалистов, участвующих в образовательном процессе, с рекомендациями по поддержке и помощи дошкольникам с нарушением зрения.

Второй этап предназначен для определения приоритетных задач индивидуальной программы развития и обучения ребенка. При организации научнообоснованного образовательного процесса необходимо учитывать целый ряд особенностей психического и физического развития каждого интегрированного ребенка.

На третьем этапе проводится специальная диагностика по каждой из взятых для углубленного исследования проблем, измерение и анализ всех необходимых показателей.

Четвертый этап связан с выделением и определением последовательности структурных компонентов индивидуальной коррекционной работы с ребенком. Каждая образовательная область программы дошкольного образования содержит коррекционный материал, и педагог должен уметь его вычленить.

Перед педагогом встает необходимость проанализировать тему каждого воспитательного мероприятия и определить, какие виды коррекционной работы можно методически увязать с изучаемым программным материалом. Такой анализ поможет выделить наиболее рациональные приемы коррекции психического и физического развития детей с нарушениями зрения. Этому же способствует коррекционный подход к образовательной программе, основанной на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса. Сам процесс должен быть доступен дошкольникам и должен вызывать положительное эмоциональное отношение, необходимое для возникновения соответствующей мотивации.

Пятый этап определяет задачи сопровождения конкретного ребенка на каждом этапе коррекционно-педагогической работы со стороны каждого специалиста, участвующего в образовательном процессе. Индивидуальные аспекты организации сопровождения детей с нарушением зрения целесообразно рассматривать в контексте деятельности специалистов разного профиля.

На шестом этапе предстоит осуществить деление каждого умения на составляющие его действия с учетом соблюдения правильной последовательности работы, обеспечивающей достижение совпадения в шагах в методике обучения с шагами в развитии ребенка в адекватных возрасту формах работы с детьми в виде игр, бесед, чтения, наблюдений и др. При этом основной формой работы с дошкольниками является игра, которая в образовательном процессе задается взрослым.

На этом этапе педагоги испытывают сложности в установлении причин трудностей усвоения программного материала. Для их преодоления необходимо оказание помощи в определении педагогической симптоматики трудностей, психологических причин, вызывающих трудности, способов выявления причин трудностей, способов коррекции выявленных нарушений, устранения имеющихся недостатков. Для этого необходимо создание удобного для использования методического инструментария.

Седьмой этап связан с анализом успешности реализации задач программы, внесение в нее изменений и дополнений по мере необходимости.

Индивидуальная программа составляется сроком на три месяца либо полугодие. Далее ее содержание дополняется либо изменяется.

Качественно разработанная индивидуальная программа развития ребенка поможет педагогу максимально эффективно реализовать программное содержание, защитит специалиста от односторонности в работе и возможных упущений, поможет разумно использовать рабочее время, обеспечить успешную социализацию детей с нарушением зрения.

Информация о работе Технологии воспитания и обучения детей с нарушением зрения дошкольников