Театральная деятельность в старшем дошкольном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 10:53, дипломная работа

Краткое описание

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление, дать знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребёнка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, всё чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны. Кроме того, в последнее время многие дошкольники не посещают детские сады, а куклы Барби, тамагочи и компьютеры не способны компенсировать отсутствие детского сообщества, без которого невозможно полноценное психическое и социальное развитие личности ребёнка.

Файлы: 1 файл

новый вариант диплома.docx

— 104.45 Кб (Скачать)

Нельзя приказать ребенку: «Испугайся» -- или показать свой вариант действия. Это приводит к запрограммированности поведения. Можно подсказать, помочь ребенку вспомнить какой-то жизненный эпизод, когда ребенку действительно было страшно. Только в этом случае поведение детей на сцене будет естественным, подлинным. Очень важно добиваться взаимодействия с партнерами, умения слышать и слушать друг друга и соответственно менять свое поведение.

Мы не предлагали детям заранее придуманные мизансцены и старались не устанавливать линию поведения каждого персонажа, они возникали по инициативе детей, опирались на их творческое воображение и корректировались нами. Разные составы исполнителей предлагали свои варианты, и наиболее удачные мизансцены мы закрепляли для дальнейшей работы над спектаклем. Добиваясь выразительности и четкости речи, мы выявляли речевые характеристики героев. Кто-то говорит плавно, растягивая слова, другой -- очень быстро, эмоционально, третий -- медленно, уверенно, четвертый -- сварливо, пятый -- сердито и т.д.

Седьмой этап - репетиция отдельных картин в разных составах. На этом этапе работы мы следили за тем, чтобы дети не повторяли поз, жестов, интонаций других исполнителей, а искали свои собственные варианты. Мы учили детей размещаться по сцене, не сбиваясь, не загораживая друг друга. Всякую находку, новое удачное решение мы с теми детьми, которые в данный момент не были заняты в репетиции, отмечали и поощряли.

Восьмой этап - самый непродолжительный по времени. В этот период проходят репетиции всей пьесы целиком. Если до этого дети действовали в условных декорациях, с условными предметами (большие кубы, стулья, палки, платочки, флажки), то теперь мы стали использовать подготовленные для спектакля декорации, бутафорию и реквизит, а также элементы костюмов, которые помогали в создании образа.

Репетиции проходили с музыкальным сопровождением, в этом момент происходило уточнение темпоритма спектакля. Затянутость отдельных сцен или, наоборот, излишняя торопливость, скомканность делают спектакль неинтересным для зрителей. На этом этапе закреплялись обязанности детей в подготовке реквизита и смене декораций.

Девятый этап -- премьера спектакля -- является одновременно генеральной репетицией, поскольку до этого момента дети ни разу не действовали в костюмах. Первыми зрителями стали педагоги, которые, очень строго, но объективно оценили выступление детей.

Премьера -- это всегда волнение, суета и, конечно, приподнятое, праздничное настроение. Дети на практике начинают понимать, что такое коллективность театрального искусства, как от внимания и ответственности каждого исполнителя зависит успех спектакля. Обсуждение не имеет смысла проводить сразу же после выступления. Ребята слишком возбуждены и вряд ли смогут оценить свои успехи и неудачи. Но уже на следующий день в беседе можно выяснить, насколько критически они способны относиться к собственной игре.

Отвечая на наши вопросы, что было хорошо, а что -- нет, дети учились оценивать искренность и правдивость поведения на сцене, отмечали выразительность и находчивость отдельных исполнителей. Мы , направляя беседу в нужное русло своими вопросами, старались указать на основные промахи и недостатки, но в то же время похвалить детей и отметить наиболее удачные и интересные моменты выступления.

Для детей наиболее важным и полезным является период подготовки спектакля, а затем возможность играть его как можно дольше и чаще. Наверно утверждение, что детям надоедает играть одно и то же. Это возможно лишь в том случае, если все в спектакле запрограммировано и юные исполнители слепо выполняют волю режиссера. Но если ребята понимают, что они должны делать на сцене, но пытаются действовать каждый раз по-разному, то это уже элемент творческой импровизации. Кроме того, спектакли можно играть в разных составах. Одна и та же роль в исполнении разных детей совершенно меняется, приобретая новые краски и звучание. Каждый вкладывает в нее свой маленький опыт, свои эмоции и ощущения. И здесь задача педагога -- раскрыть индивидуальность ребенка, научить его искать свои выразительные средства, а не подражать другим исполнителям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Многие педагоги, психологи часто размышляют о том, от чего зависит успех или неудача спектакля, театрализованной игры, праздника. Не всегда там, где усилий затрачено больше, результат лучше. Различные эксперименты и исследования показали, что успех гарантирован тогда, когда воспитатель осуществляет индивидуальный подход, проявляет уважение к личности каждого ребёнка, верит в способности и возможности всех своих воспитанников.

Итак, выполненное нами исследование, посвящённое изучению особенностей организации театрализованной деятельности в старшем дошкольном возрасте, даёт основания сделать вывод, что организация театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста имеет определённые особенности. Реализовав основные задачи исследования, мы определили, что:

Театрализованная деятельность детей является целенаправленной, то есть позволяет успешно решить многие воспитательно-образовательные задачи дошкольного учреждения.

Имеет определённые формы организации: занятие, индивидуальная работа, самостоятельная театрализованная деятельность детей, развлечение, кружковая работа.

Имеет определённое содержание - в соответствии с той программой, по которой работает воспитатель-руководитель ТИД в ДОУ (мы работали по программе «Арт - фантазия»).

Имеет специфические методы работы воспитателя-руководителя ТИД: индивидуальный подход, уважение к личности ребёнка, вера в его способности и возможности.

Как известно, театр даёт очень большие возможности для проживания детьми той или иной ситуации. Постоянное состояние игры поддерживает интерес детей к глубокому изучению предлагаемого материала. Позволяет разносторонне и многокрасочно переживать кульминационные моменты в культурной истории человечества.

В процессе создания театрального действа дети учатся в художественной форме выражать чувства и мысли и, тем самым, раскрепощают свою личность. Используя весь богатейший арсенал театральных средств, они получают при этом и чисто игровое наслаждение, что позволяет глубоко закрепить полученные навыки.

Синтетический характер театрализованной деятельности позволяет успешно решить многие воспитательно-образовательные задачи дошкольного учреждения: воспитать художественный вкус, развить творческий потенциал, сформировать устойчивый интерес к театральному искусству, что в дальнейшем определит потребность каждого ребёнка обращаться к театру, как к источнику эмоционального сопереживания, творческого соучастия.

Театр в детском саду научит ребёнка видеть прекрасное в жизни и в людях; зародит стремление в нём, самому нести в жизнь прекрасное и доброе.

Учитывая результаты проделанной работы, мы составили следующие рекомендации воспитателям и узким специалистам ДОУ:

Создавать условия для творческой активности детей. Поощрять исполнительское творчество в театрализованной деятельности, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации.

Приобщать детей к театрализованной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров).

Обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами детской деятельности в едином педагогическом процессе.

Создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

1. Артёмова Л. В. Театрализованные  игры дошкольников. М., Просвещение, 1991.

2 Антипина Е. А. Театрализованная  деятельность детей в детском  саду: игры, упражнения, сценарии. М., ТЦ  Сфера, 2003.

3 Антропова М. В. Психолого-педагогические  и гигиенические подходы к  организации развивающих занятий  для детей дошкольного возраста. // Дошкольное образование № 24 (96), 2002.

4 Богачёва Н. И. , Тихонова  О. Г. Организация досуга в семье. М., Академия, 2001, 208 с.

5 Ветлугина Н. А. Эстетическое  воспитание в детском саду. М., Просвещение, 1978, 207 с.

6 Девина И. А., Маштакова И. В. Управляем эмоциями. М.,Ось,89, 2002, 48с.

7 Иванцова Л. Коржова О. Мир кукольного театра. Ростов-на-Дону, Феникс, 2003, 160 с.

8 Маханёва М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. // Дошкольное образование № 12. 2002.

9 Маханёва М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. М., Творческий центр Сфера, 2001.

10 Мерзлякова С. И. Волшебный  мир театра. М., Институт повышения  квалификации работников образования, 1995.

11 Минаева В. М. Развитие  эмоций дошкольников. М., Просвещение, 1999.

12 Михайлова А. Я. Театр  в эстетическом воспитании младших  школьников. М., 1975.

13 Орлова Ф. М., Соковнина  Е. Н. Нам весело. М., Просвещение, 1973, 207 с

14 Петрова Т. И., Сергеева  Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные  игры в детском саду. М., Школьная  пресса, 2001.

15 Развивающие игры для  детей младшего дошкольного возраста. М., 1991.

16 Семёнова С. И. Уроки  добра. М., АРКТИ. 2002, 80 с.

17 Симановский А. Э. Развитие  творческого мышления детей. Ярославль, Академия развития, 1997, 192 с.

18 Смирнова С. А. Педагогика. М., Академия, 2001, 512 с.

19 Сорокина Н. Ф. Играем  в кукольный театр. М., АРКТИ, 2001, 162 с.

20 Туфкрео Р., Кудейко М. Коллекция идей. М., Линка-Пресс, 2004, 200 с.

21 Фурмина Л. С., Шибицкая А. Е, пантелеева Л. В. Развлечения в детском саду. М., Просвещение, 1975, 243 с.

22 Чурилова Э. Г. Методика  и организация театрализованной  деятельности дошкольников и  младших школьников. М., ВЛАДОС, 2003, 160 с.

23 Шорыгина Т. А. Красивые  сказки. М., Книголюб, 2003, 136 с.

24.Художественное творчество  и ребёнок. Под ред. Н. А. Ветлугиной, М., Педагогика, 1972, 286 с.

25.Ребёнок в мире художественной  литературы, изобразительного искусства, музыки. Журнал «Дошкольное воспитание», 2004, № 6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Ход праздника:

(Дети  парами входят в зал под  весёлую музыку выполняют движения  в парах по кругу и выстраиваются  в полукруг.)

 

Ведущая: Дорогие мамы и бабушки, сотрудники детского сада, наши гости. Поздравляем с праздником весны, тепла и солнца.

Ребёнок:   Посмотрите за окошко-

   Стало там теплей  немножко.

   Все от солнца  жмурятся,

   Ведь весна на  улице.

Ребёнок:   Ласковое солнышко

   Улыбнулось нам,

   Наступает праздник-

   Праздник наших  мам.

Ребёнок:   Солнце пригревает,

   На дворе тепло.

  От улыбки маминой

   Радостно, светло!

Ребёнок:   Дорогие наши мамы,

   Бабушки любимые,

   Поздравляем вас, родные,

   И целуем, милые!

Ребёнок:    Всё готово к празднику,

   Так чего ж мы  ждём?

   Мы весёлой песенкой

                   Праздник наш начнём!

Песня «___________________________________________________________»

 

( Под  весёлую музыку в зал вбегает  Карлсон, у него в руках воздушные шары.)

Карлсон:    Привет вам всем! А вот и я!

Меня узнали, вы, друзья? (Ответы детей)

Я - Карлсон,

Самый весёлый на свете,

Поэтому нравлюсь я взрослым и детям!

Я пришел на праздник к вам,

Чтоб поздравить ваших мам,

А также все бабушек и девочек!

Поздравляю!!!

Ведущая:  Спасибо, Карлсон!

Карлсон:   А сколько здесь я вижу ребят!

А вы будете со мной дружить?

Дети: Да!

Карлосон: Ведь я, самый лучший в мире друг!

Будем дружно вместе, танцевать все будем вместе.

Танец «__________________________________________________________»

 

Карлсон:   Молодцы! Как весело плясали!

А сейчас я вам, ребятки,

Загадать хочу загадки!

Вы, смотрите, не зевайте,

Хором, дружно отвечайте!

 

Карлсон  загадывает загадки.

1.Эти шарики на нити

 Вы примерить не  хотите ль?

 На любые ваши вкусы

 В маминой шкатулке….(бусы)

 

2.В ушках маминых сверкают,

 Цветом радуги сверкают.

 Серебрятся капли-крошки

 Украшения….(сережки)

 

3.Назовите-ка посуду:

 Ручка прицепилась  к кругу.

 Блин испечь ей –  ерунда

 Это же….(сковорода)

 

4.Это кушанье для всех

 Мама сварит на обед.

Информация о работе Театральная деятельность в старшем дошкольном возрасте