Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 22:15, лекция
Введение нескольких определений понятия «культура» из перечисленных далее по выбору преподавателя.
Термин «культура» (cultura) латинского происхождения, первоначально он означал «возделывание почвы, ее культивирование».
Культура – совокупность искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным.
Культура есть возделанная среда обитания людей, организованная посредством специфических человеческих способов (технологий) деятельности и насыщения результатами этой деятельности.
Культура – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизнедеятельности людей, в их взаимоотношениях и создаваемых ими материальных и духовных ценностях (энциклопедический словарь).
Культура – все то, что возделано человеком за историю его существования на Земле, совокупность достижений человечества в производительном, общественном и интеллектуальном отношении.
Под культурой в общем смысле понимаются все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также результаты этой деятельности.
Особенности культуры (интегративность, многозначность).
Репродуктивный уровень характеризуется устойчивой заинтересованностью в педагогической деятельности. Педагог активно решает педагогические задачи, актуализируя психолого-педагогические знания. Осознает необходимость в повышении квалификации.
Эвристический уровень характеризуется устойчивым стремлением педагога к реализации в педагогической деятельности и наличием развитой педагогической рефлексии. Деятельность педагога связана с постоянным поиском новых методов и форм обучения и воспитания. Педагог готов передавать свой опыт коллегам. К повышению квалификации относится избирательно.
Креативный уровень характеризуется высокой степенью самореализации педагога в профессиональной деятельности. В педагогической деятельности преобладает нестандартный подход к решению педагогических задач, значительная роль отводится импровизации, интуиции. Педагог заинтересован в различных способах повышения квалификации, сам часто является инициатором создания различных форм совершенствования педагогического мастерства.
С вопросом обретения профессиональной педагогической культуры теснейшим образом связано понятие человековедческой компетентности.
Человековедение – актуальная наука о познании сущности человека, об условиях его исторического развития, формах жизнедеятельности его как личности.
Человековедческая компетентность – это умение практически использовать систематизированные и адаптированные к конкретной профессиональной деятельности гуманитарные, естественные, художественные и другие знания, необходимые для того, чтобы уметь:
- общаться с личностью и социумом;
- воздействовать на личность и социум;
- вводить в реальный оборот свои лучшие качества и качества воспитанников (личные и деловые);
- создавать личною программу самосовершенствования.
Таким образом, фундаментальной составляющей профессиональной культуры педагога является обретение человековедческой компетентности в процессе освоения человековедческих технологий.
Человековедческие технологии:
- индивидуальной работы с личностью (анамнез личности ученика и на его основе выработка индивидуальной методики работы с ним);
- формирования социума;
- упреждения и разрешения конфликтов;
- здоровьесбережения и самосбережения здоровья;
- профессионального честолюбия;
- семейного благополучия;
- личного самосовершенствования (самодвижение не должно прекращаться);
- персонального имиджа, личного обаяния (личное обаяние не имеет возраста).
Вид технологии | Компоненты культуры | ||
Аксиологический (какие педагогические ценности реализует педагог и знания) | Технологический (необходимые умения, навыки) | Личностно-творческий (качества личностные и деловые) | |
Персонально го имиджа | Самореализация Этические ценности Эстетические ценности Знания имиджелогии | Составление позитивной «Я-концепции», умение говорить, двигаться, одеваться, следить за лицом, причесываться, вести себя в обществе | Способность к самопрезентации Наличие вкуса Уверенность в себе Красноречивость Обаяние
|
Вид технологии | Компоненты культуры | ||
Аксиологический (какие педагогические ценности реализует педагог и знания) | Технологический (необходимые умения, навыки) | Личностно-творческий (качества личностные и деловые) | |
Самосбереже- ния здоровья | Ценности человеческой жизни, здоровья, самореализации, сохранения и развития цивилизации. Знания ортобиотики (науки об образе жизни и технологиях самосбережения здоровья людей) | Саморефлексия, релаксация, рекреация, катарсис, саморегуляция, выполнение психофизических упражнений, управление стрессом, управление эмоциями | Оптимистичность Стрессоустойчивость Дисциплинированность Стремление к самопознанию Доброжелательность Психическая уравновешенность
|
Вид технологии | Компоненты культуры | ||
Аксиологический (какие педагогические ценности реализует педагог и знания) | Технологический (необходимые умения, навыки) | Личностно-творческий (качества личностные и деловые) | |
Упреждение и разрешение конфликтов | Ценности человеческого общения, человеческих отношений, достижения результатов совместной деятельности. Знания конфликтологии и психологии общения | Коммуникативные навыки (слушание, задавание вопросов, перефраз, отражение агрессии и др.), посредничество в конфликтных ситуациях, выбор правильной стратегии в данном конфликте, анализ конфликта | Толерантность Аутентичность Коммуникабельность Честность Эмпатия
|
1
Информация о работе Сущность и содержание профессиональной культуры педагога