Сущность и содержание профессиональной культуры педагога

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 22:15, лекция

Краткое описание

Введение нескольких определений понятия «культура» из перечисленных далее по выбору преподавателя.

Термин «культура» (cultura) латинского происхождения, первоначально он означал «возделывание почвы, ее культивирование».

Культура – совокупность искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным.

Культура есть возделанная среда обитания людей, организованная посредством специфических человеческих способов (технологий) деятельности и насыщения результатами этой деятельности.

Культура – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизнедеятельности людей, в их взаимоотношениях и создаваемых ими материальных и духовных ценностях (энциклопедический словарь).

Культура – все то, что возделано человеком за историю его существования на Земле, совокупность достижений человечества в производительном, общественном и интеллектуальном отношении.

Под культурой в общем смысле понимаются все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также результаты этой деятельности.

Особенности культуры (интегративность, многозначность).

Файлы: 1 файл

Лекция по профессиональной культуре.doc

— 72.50 Кб (Скачать)

Репродуктивный уровень характеризуется устойчивой заинтересованностью в педагогической деятельности. Педагог активно решает педагогические задачи, актуализируя психолого-педагогические знания. Осознает необходимость в повышении квалификации.

Эвристический уровень характеризуется устойчивым стремлением педагога к реализации в педагогической деятельности и наличием развитой педагогической рефлексии. Деятельность педагога связана с постоянным поиском новых методов и форм обучения и воспитания. Педагог готов передавать свой опыт коллегам. К повышению квалификации относится избирательно.

Креативный уровень характеризуется высокой степенью самореализации педагога в профессиональной деятельности. В педагогической деятельности преобладает нестандартный подход к решению педагогических задач, значительная роль отводится импровизации, интуиции. Педагог заинтересован в различных способах повышения квалификации, сам часто является инициатором создания различных форм совершенствования педагогического мастерства.

С вопросом обретения профессиональной педагогической культуры теснейшим образом связано понятие человековедческой компетентности.

Человековедение – актуальная наука о познании сущности человека, об условиях его исторического развития, формах жизнедеятельности его как личности.

Человековедческая компетентность – это умение практически использовать систематизированные и адаптированные к конкретной профессиональной деятельности гуманитарные, естественные, художественные и другие знания, необходимые для того, чтобы уметь:

- общаться с личностью и социумом;

- воздействовать на личность и социум;

- вводить в реальный оборот свои лучшие качества и качества воспитанников (личные и деловые);

- создавать личною программу самосовершенствования.

Таким образом, фундаментальной составляющей профессиональной культуры педагога является обретение человековедческой компетентности в процессе освоения человековедческих технологий.

Человековедческие технологии:

- индивидуальной работы с личностью (анамнез личности ученика и на его основе выработка индивидуальной методики работы с ним);

- формирования социума;

- упреждения и разрешения конфликтов;

- здоровьесбережения и самосбережения здоровья;

- профессионального честолюбия;

- семейного благополучия;

- личного самосовершенствования (самодвижение не должно прекращаться);

- персонального имиджа, личного обаяния (личное обаяние не имеет возраста).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вид технологии

Компоненты культуры

Аксиологический

(какие педагогические ценности реализует педагог и знания)

Технологический

(необходимые умения, навыки)

Личностно-творческий

(качества личностные и деловые)

Персонально

го имиджа

Самореализация

Этические ценности

Эстетические ценности

Знания имиджелогии

Составление позитивной «Я-концепции»,

умение говорить, двигаться, одеваться, следить за лицом, причесываться, вести себя в обществе

Способность к самопрезентации

Наличие вкуса

Уверенность в себе

Красноречивость

Обаяние

 

 

Вид технологии

Компоненты культуры

Аксиологический

(какие педагогические ценности реализует педагог и знания)

Технологический

(необходимые умения, навыки)

Личностно-творческий

(качества личностные и деловые)

Самосбереже-

ния здоровья

Ценности человеческой жизни, здоровья, самореализации, сохранения и развития цивилизации.

Знания ортобиотики (науки об образе жизни и технологиях самосбережения здоровья людей)

Саморефлексия,

релаксация,

рекреация, катарсис, саморегуляция, выполнение психофизических упражнений, управление стрессом, управление эмоциями

Оптимистичность

Стрессоустойчивость

Дисциплинированность

Стремление к самопознанию

Доброжелательность

Психическая уравновешенность

 

 

Вид технологии

Компоненты культуры

Аксиологический

(какие педагогические ценности реализует педагог и знания)

Технологический

(необходимые умения, навыки)

Личностно-творческий

(качества личностные и деловые)

Упреждение и разрешение конфликтов

Ценности человеческого общения, человеческих отношений, достижения результатов совместной деятельности.

Знания конфликтологии и психологии общения

Коммуникативные навыки (слушание, задавание вопросов, перефраз, отражение агрессии и др.),

посредничество в конфликтных ситуациях, выбор правильной стратегии в данном конфликте, анализ конфликта

Толерантность

Аутентичность

Коммуникабельность

Честность

Эмпатия

 

 

1

 



Информация о работе Сущность и содержание профессиональной культуры педагога