Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 22:15, лекция
Введение нескольких определений понятия «культура» из перечисленных далее по выбору преподавателя.
Термин «культура» (cultura) латинского происхождения, первоначально он означал «возделывание почвы, ее культивирование».
Культура – совокупность искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным.
Культура есть возделанная среда обитания людей, организованная посредством специфических человеческих способов (технологий) деятельности и насыщения результатами этой деятельности.
Культура – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизнедеятельности людей, в их взаимоотношениях и создаваемых ими материальных и духовных ценностях (энциклопедический словарь).
Культура – все то, что возделано человеком за историю его существования на Земле, совокупность достижений человечества в производительном, общественном и интеллектуальном отношении.
Под культурой в общем смысле понимаются все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также результаты этой деятельности.
Особенности культуры (интегративность, многозначность).
Лекция Сущность и содержание профессиональной
культуры педагога
Тезисы лекции
Знакомство слушателей с перечнем знаний, умений и навыков, которыми они должны овладеть в процессе прохождения программы.
Активизация аудитории посредством обсуждения вопросов по теме:
o Что такое культура?
o Каковы функции культуры в обществе?
o В чем проявляется культура человека?
o Как связаны общая и профессиональная культуры?
o Что служит показателем профессиональной культуры человека?
o
Введение нескольких определений понятия «культура» из перечисленных далее по выбору преподавателя.
Термин «культура» (cultura) латинского происхождения, первоначально он означал «возделывание почвы, ее культивирование».
Культура – совокупность искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным.
Культура есть возделанная среда обитания людей, организованная посредством специфических человеческих способов (технологий) деятельности и насыщения результатами этой деятельности.
Культура – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизнедеятельности людей, в их взаимоотношениях и создаваемых ими материальных и духовных ценностях (энциклопедический словарь).
Культура – все то, что возделано человеком за историю его существования на Земле, совокупность достижений человечества в производительном, общественном и интеллектуальном отношении.
Под культурой в общем смысле понимаются все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также результаты этой деятельности.
Особенности культуры (интегративность, многозначность).
Важнейшая функциональная особенность культуры – способность к самообновлению, порождению новых форм и способов удовлетворения интересов и потребностей людей.
Принято различать культуру по разным основаниям:
1. по сферам деятельности людей – духовную и материальную;
2. по отношению к нациям, этносу – русскую, кельтскую, народа майя и т. д.;
3. по историческим периодам – на античную, эпохи Возрождения и т. д.;
4. по видам человеческой деятельности – на экономическую, политическую и т. д.;
5. по профессиональным общностям – на юридическую, педагогическую и т. д.;
6. по психическим функциям человека – на интеллектуальную, речевую и т. д.;
Данным перечнем не исчерпывается классификация всех видов культур.
Личность по отношению к культуре выступает как творец, потребитель, как продукт культуры и ее транслятор.
Культура не наследуется генетически, а усваивается только методами обучения. Вопрос об уровне культуры в обществе – это проблема эффективности такого рода обучения (т. е. механизмов социализации личности: следование системе ценностей, которые выработаны человечеством – нормы поведения, законы и т. п.).
Педагог находится в поле общей культуры, является продуктом ее современного уровня. Одновременно педагогу профессионально вменено генерировать и транслировать культуру. Данное обстоятельство является безусловным императивом для поддержания и совершенствования профессиональной культуры педагога.
Профессиональная культура педагога – интегрированное понятие. Для того чтобы определить сущность понятия «профессиональная культура педагога», целесообразно рассмотреть такие понятия, как «профессия», «профессиональная деятельность», «профессиональная культура», «педагогическая деятельность», «педагогическая культура».
1. Профессия – исторически и культурно обусловленное общественное явление, которое объективно определяется достигнутым уровнем разделения труда. Профессия предполагает комплекс систематизированных знаний, умений, навыков, способностей и убеждений человека, являющихся предпосылкой к выполнению квалифицированного труда.
Профессия приобретается посредством образования, совершенствуется через самообразование и повышение квалификации, производственный опыт.
2. Деятельность является профессиональной при условиях, если:
- включает в себя мыслительные операции (интеллектуальные);
- основывается на научных знаниях (обучение и самообучение);
- используется в четко определенных социальных целях и направлена на социальное развитие;
- предполагает высокую степень автономии как для человека, который ее выполняет, так и для группы людей, представляющих данную профессию;
- присутствует высокая степень ответственности за свои действия и суждения внутри профессиональной автономии.
3. Выделение профессиональной культуры, как одного из свойств группы людей, относящихся к одной профессии, является результатом разделения труда, которое приводит к обособлению видов специальной деятельности.
Высокий уровень профессиональной культуры специалиста характеризуется развитой способностью к решению профессиональных задач, т. е. развитым профессиональным мышлением и сознанием.
Профессиональная культура – это определенная степень овладения человеком приемами и способами решения профессиональных задач, содержащая механизм развития.
Функции профессиональной культуры:
o созидающая, заключающаяся в формировании определенного позитивного имиджа профессии;
o человекотворческая (человек формируется вследствие приобщения к культуре);
o целеопределяющая, заключающаяся в формировании и поддержании определенного класса ценностей представителей данной профессии;
o консолидирующая, заключающаяся в поддержании у работников чувства сопричастности к определенной профессиональной группе, общему делу (способствует формированию ответственности за качество совместной деятельности);
o адаптивная, заключающаяся в содействии социализации новых работников;
o знаковая (фиксация опыта в виде определенных знаков).
4. Педагогическая деятельность – особый вид общественно полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленный на подготовку подрастающего поколения к самостоятельной деятельности в соответствии с экономическими, политическими, нравственными, эстетическими целями.
Педагогическая деятельность – это вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленного человечеством и культурой опыта, создание условий для их личностного развития, самореализации и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе
Профессиональная деятельность учителя – вид постоянно выполняемой деятельности, специфика которой заключается в психолого-педагогическом воздействии на учащихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, запросов, интересов, увлечений, духовного мира и вместе с тем в целенаправленном управлении процессом учения и развития личности.
5. Понятие «педагогическая культура» длительное время описывалось в педагогической литературе в категориях обыденного сознания и не претендовало на строгое научное объяснение. Под педагогической культурой подразумевалась совокупность норм, правил поведения, проявление педагогического такта, педагогической техники и мастерства, педагогическая грамотность и образованность.
С началом активной разработки культурологического подхода в философии, социологии, педагогике и психологии были проведены исследования, посвященные отдельным направлениям и сторонам педагогической культуры. В настоящее время активно изучаются вопросы методологической, нравственно-эстетической, технологической, коммуникативной, духовной и физической культуры личности учителя.
В целом, можно сказать, что педагогическая культура – органическая часть общей культуры человека.
Профессиональная культура педагога представляет собой специфическое проектирование общей культуры в сферу педагогической деятельности.
Педагогическая культура – это часть общечеловеческой культуры, в которой в наибольшей степени запечатлелись духовные и материальные ценности, а также способы педагогической деятельности людей, необходимые человечеству для преемственности поколений и социализации личности.
Носителями профессиональной педагогической культуры являются люди, призванные осуществлять педагогический труд.
Выстраивание педагогом собственной жизни в контексте культуры, высокая личная профессиональная культура педагога является решающим условием эффективности его профессиональной деятельности, поэтому можно сказать, что педагогическая культура – важнейшая часть общей культуры преподавателя, проявляющаяся в системе его личных и профессиональных качеств, а также специфике его профессиональной деятельности.
Таким образом, можно говорить о том, что содержание профессионально-педагогической культуры раскрывается как система личностно-профессиональных качеств, ведущих компонентов и функций.
В современной теории и практике нет единого представления о слагаемых профессиональной культуры педагога. Но многие ученые и практики выделяют следующие компоненты педагогической культуры:
1) аксиологический;
2) личностный (личностно-творческий);
3) технологический (деятельностный).
1. Аксиологический (ценностный) компонент (аксиология – философское учение о ценностях, их происхождении и сущности). Аксиологический компонент представляет собой совокупность педагогических ценностей, характерных для современного этапа развития образования и включает себя, по мнению ученых, профессионально-педагогические знания и мировоззрение, педагогическое мышление и рефлексию, педагогический такт и этику.
Ценности можно представить как общественно-педагогические, профессионально-групповые, личностно-педагогические.
3. Личностно-творческий компонент отражает творческое, креативное начало личности педагога. Педагогическое творчество предполагает наличие таких качеств личности педагога, как инициативность, индивидуальная свобода, независимость мнений и суждений при учете мнения большинства, ответственность, способность к изменениям.
Личностно-творческий компонент включает в себя наличие позитивной «Я-концепции педагога» как развивающейся самоактуализирующейся личности, а также наличие развитой педагогической рефлексии.
Педагогическое творчество как компонент профессиональной педагогической культуры не возникает автоматически, для его развития нужны объективные и субъективные предпосылки.
К объективным предпосылкам относится влияние конкретного культурно-исторического периода, в котором работает педагог; морально-психологический климат коллектива; наличие адекватных средств обучения и воспитания; материально-техническая оснащенность образовательного процесса.
Субъективными предпосылками для проявления педагогического творчества являются высокий уровень общекультурной подготовки педагога, его личностные качества, наличие мотивации к творческой деятельности и уровень образованности, педагогический опыт и интуиция.
2. Технологический компонент обеспечивает решение образовательных задач и предполагает знание педагогом технологий обучения и воспитания. Он необходим для того, чтобы педагогическую теорию перевести в образовательную практику. Этот компонент профессиональной педагогической культуры предполагает способность педагога к инновационной деятельности в сфере технологий, освоение новых методов обучения и воспитания, а также свободное владение информационными технологиями.
Технологический компонент предполагает способность педагога структурировать свою профессиональную деятельность и выстраивать ее по определенному алгоритму. Так, педагогическая задача имеет этапы целеполагания, планирования, организации, оценки и коррекции.
По временному признаку педагогические задачи подразделяются на стратегические, оперативные и тактические. В культуру педагога входит способность расставлять приоритеты в последовательности решения тех или иных задач (позиционная логика, приводящая к результату).
Подведем итоги. Итак, профессиональная культура педагога – это одновременно:
- интегративное качество личности педагога-профессионала;
- условие и предпосылка эффективной педагогической деятельности;
- цель профессионального самосовершенствования;
- обобщенный показатель профессиональной компетентности педагога.
Существует четыре базовых уровня сформированности профессиональной педагогической культуры: креативный, эвристический, репродуктивный, адаптивный.
Адаптивный уровень характеризуется неустойчивым отношением к педагогической реальности. К психолого-педагогическим знаниям педагог относится индифферентно, не всегда готов использовать их в педагогических ситуациях. Педагогическая деятельность строится по заранее отработанной схеме. Нет осознанной необходимости в повышении квалификации.
Информация о работе Сущность и содержание профессиональной культуры педагога