Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 23:29, контрольная работа
Целью современного образования является развитие личности учащегося, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья. В современном образовании наметилось немало положительных тенденций: складывается вариативность педагогических подходов к обучению учащихся; у педагогов появилась свобода для творческого поиска; активно используется зарубежный опыт. Вместе с тем, в настоящее время теория и практика образования желает быть значительно лучше в методическом и практическом отношении, а что касается теории, то недостаточно описаны активные методы обучения и воспитания в учебных заведениях, а еще меньше используется в педагогическом процессе.
Введение.
1. Сущность активных методов обучения, их характеристика.
2. Дидактические функции и задачи активных методов обучения.
3. Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности учащихся.
Заключение.
Список использованной литературы.
Так, например, ставя перед собой цель - ознакомить учащихся с информацией по теме занятия, преподаватель может использовать материал лекции и владеть методом ее чтения. Но также ставится цель – не только изложения материала, информации, но и вооружить их этой информацией, для практического ее использования. Для этого и необходим данный принцип.
5. Принцип проблемности.
В этом случае требуется такая
организация занятия, когда
6. Принцип «негативного
опыта». В практической деятельности
вместе с успехом, допускаются
и ошибки, поэтому необходимо
учить человека избегать
- изучение, анализ и оценка ошибок, допущенных в конкретных ситуациях. Материалом для таких занятий могут быть критические публикации в периодической печати и реальные факты из жизни своей группы;
- обеспечение ошибки со стороны учащегося в процессе освоения знаний, умений и навыков. Учащимся предлагается для анализа ситуация или ставится проблемная задача, сформулированная таким образом, что при ее решении студент неизбежно допускает ошибку, источником которой, как правило является отсутствие необходимого опыта. Дальнейший анализ последовательности действий учащегося помогает обнаружить закономерность ошибки и разработать тактику решения задачи. Одновременно учащийся убеждается в необходимости знаний по данной проблеме, что побуждает его к более глубокому изучению учебного курса.
7. Принцип «от простого
к сложному». Занятие
8. Принцип непрерывного
обновления. Одним из источников
познавательной активности
9. Принцип организации коллективной деятельности. Учащемуся часто приходиться сталкиваться с необходимостью решения, каких либо задач или принятия решений в группе, коллективно. Возникает задача развития у обучающихся способности к коллективным действиям.
Решение этой задачи в процессе занятий следует осуществлять по этапам. На первом этапе преподаватель выявляет с помощью групповой задачи наличие расхождений и сходства в подходах учащихся к самой задаче и ее решению. На втором - путем организации групповой работы над конкретной ситуацией у них формируется потребность в совместной деятельности, которая способствует достижению результата. На третьем этапе в условиях деловой игры вырабатываются навыки совместной деятельности, анализа и решения задач, разработки проектов и т.п. При этом, организуя коллективную работу на занятиях, преподаватель должен формулировать задания таким образом, чтобы для каждого учащегося было очевидно, что выполнение невозможно без сотрудничества и взаимодействия.
10. Принцип опережающего
обучения. Этот принцип подразумевает
овладение в условиях обучения
практическими знаниями и
11. Принцип диагностирования.
Данный принцип предполагает
проверку эффективности
12. Принцип экономии учебного
времени. Активные методы
13. Принцип выходного контроля.
Обычно, выходной контроль знаний
происходит после завершения
обучения в форме экзамена, зачетов,
собеседований, выполнения
Активные методы обучения при умелом применении позволяют решить одновременно три учебно-организационные задачи:
1. подчинить процесс обучения
управляющему воздействию
2. обеспечить активное участие в учебной работе как подготовленных учащихся, так и не подготовленных;
3. установить непрерывный
контроль за процессом
1.3 Проблемное
обучение как средство
Сегодня наиболее перспективным и соответствующим социально- экономическим, а также и психологическим условиям является проблемное обучение.
Проблемное обучение направлено
на самостоятельный поиск
Проблемное обучение в меньшей мере чем другие типы обучения применимо при формировании практических умений и навыков; оно требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний по сравнению с другими типами обучения.
Несмотря на выделенные недостатки,
на сегодняшний день проблемное обучение
является наиболее перспективным. Дело
в том, что с развитием рыночных
отношений все структуры
В чем сущность проблемного обучения? Его трактуют и как принцип обучения, и как новый тип учебного процесса, и как метод обучения, и как новую дидактическую систему.
Под проблемным обучением обычно понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.
Роль педагога при проблемном обучении я вижу в создании проблемных ситуаций, в создании на уроке условий для осознания, принятия и разрешения этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности первых и под общим направляющим руководством последнего, а также для овладения учащимися в процессе такой деятельности обобщенными знаниями и общими принципами решения проблемных задач. Принцип проблемности сближает между собой процесс обучения с процессами познания, исследования, творческого мышления.
Проблемное обучение (как и любое другое обучение) может способствовать реализации двух целей:
Первая цель — сформировать у учащихся необходимую систему знаний, умений и навыков.
Вторая цель — достигнуть высокого уровня развития учащихся, развития способности к самообучению, самообразованию.
Обе эти задачи могут быть
реализованы с большим успехом
именно в процессе проблемного обучения,
поскольку усвоение учебного материала
происходит в ходе активной поисковой
деятельности учащихся, в процессе
решения ими системы проблемно-
Важно отметить еще одну из важных целей проблемного обучения - сформировать особый стиль умственной деятельности, исследовательскую активность и самостоятельность учащихся.
Особенность проблемного обучения заключается в том, что оно стремится максимально использовать данные психологии о тесной взаимосвязи процессов обучения (учения), познания, исследования и мышления.
При проблемном обучении преподаватель создаю проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организую поиск решения. Таким образом, учащийся ставится в позицию субъекта своего обучения, и как результат у него образуются новые знания, он обладает новыми способами действия.
Трудность управления проблемным
обучением в том, что возникновение
проблемной ситуации - акт индивидуальный,
поэтому от учителя требуется
использование
Типичные задания проблемного обучения: рассмотреть явление с различных позиций, провести сравнение, обобщить, сформулировать выводы из ситуации, сопоставить факты, сформулировать самим конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения).
Проблемное обучение не может
быть одинаково эффективным в
любых условиях. Практика показывает,
что процесс проблемного
Виды проблемного обучения правильнее всего различать по соответствующим видам творчества. На этом основании можно выделить три вида проблемного обучения.
1. Первый вид («научное» творчество) - это теоретическое исследование, то есть поиск и открытие учащимся нового правила, закона, теоремы и т.д. В основе этого вида проблемного обучения лежит постановка и решение теоретических учебных проблем.
2. Второй вид (практическое
творчество) - поиск практического
решения, то есть поиск
3. Третий вид (художественное
творчество) - это художественное
отображение действительности
Все виды проблемного обучения характеризуются наличием репродуктивной, продуктивной и творческой деятельности ученика, наличие поиска и решения проблемы. Они могут осуществляться при различных формах организации педагогического процесса. Однако первый вид чаще всего встречается на занятиях, где наблюдается индивидуальное, групповое и фронтальное решение проблем. Второй - на лабораторных, практических занятиях. Третий вид - на внеурочных занятиях.
Все ли обучение должно быть проблемным?
Нет не все, если под проблемным обучением иметь в виду только решение учебных проблем и только самостоятельное усвоение всего учебного материала. Все обучение должно быть развивающим, в котором самостоятельное усвоение знаний путем решения учебных проблем, путем открытий сочетается с репродуктивным усвоением знаний, излагаемых учителем или учеником. Учащийся не может и не должен повторять весь исторический путь развития человеческого знания. Но принципы этого развития и обобщенные способы действия он должен повторить для того, чтобы усвоить их выработать у себя способы творческой деятельности.
Проблемное обучение означает понимать как тип обучения, обеспечивающей, в сочетании с традиционным, и тем новым, что было внесено в педагогику многими исследователями и практиками развитие всей совокупности чувств и разума, мышления учащегося и его памяти, развитие целостной, интеллектуально активной личности.
Информация о работе Сущность активных методов обучения, их характеристика