Сущность активных методов обучения, их характеристика

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 23:29, контрольная работа

Краткое описание

Целью современного образования является развитие личности учащегося, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья. В современном образовании наметилось немало положительных тенденций: складывается вариативность педагогических подходов к обучению учащихся; у педагогов появилась свобода для творческого поиска; активно используется зарубежный опыт. Вместе с тем, в настоящее время теория и практика образования желает быть значительно лучше в методическом и практическом отношении, а что касается теории, то недостаточно описаны активные методы обучения и воспитания в учебных заведениях, а еще меньше используется в педагогическом процессе.

Оглавление

Введение.
1. Сущность активных методов обучения, их характеристика.
2. Дидактические функции и задачи активных методов обучения.
3. Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности учащихся.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Методы активного обучения в современом образовательном учреждении.docx

— 37.47 Кб (Скачать)

Так, например, ставя перед  собой цель - ознакомить учащихся с информацией по теме занятия, преподаватель может использовать материал лекции и владеть методом ее чтения. Но также ставится цель – не только изложения материала, информации, но и вооружить их этой информацией, для практического ее использования. Для этого и необходим данный принцип.

5. Принцип проблемности. В этом случае требуется такая  организация занятия, когда учащиеся узнают новое, приобретают знания и навыки через преодоление трудностей, препятствий, создаваемых постановкой проблем. Так А.М.Матюшкин, один из основателей теории проблемного обучения, утверждает, что именно проблемное построение занятия гарантирует достижение учебной цели.

6. Принцип «негативного  опыта». В практической деятельности  вместе с успехом, допускаются  и ошибки, поэтому необходимо  учить человека избегать ошибок. Эта задача очень актуальна.  В соответствии с данным принципом  в учебный процесс, построенный  на активных методах обучения, вносятся два новых обучающих  элемента:

- изучение, анализ и оценка ошибок, допущенных в конкретных ситуациях. Материалом для таких занятий могут быть критические публикации в периодической печати и реальные факты из жизни своей группы;

- обеспечение ошибки со стороны учащегося в процессе освоения знаний, умений и навыков. Учащимся предлагается для анализа ситуация или ставится проблемная задача, сформулированная таким образом, что при ее решении студент неизбежно допускает ошибку, источником которой, как правило является отсутствие необходимого опыта. Дальнейший анализ последовательности действий учащегося помогает обнаружить закономерность ошибки и разработать тактику решения задачи. Одновременно учащийся убеждается в необходимости знаний по данной проблеме, что побуждает его к более глубокому изучению учебного курса.

7. Принцип «от простого  к сложному». Занятие планируется  и организуется с учетом нарастающей  сложности учебного материала  и применяемых методов в его  изучении: индивидуальная работа  над первоисточниками, коллективная  выработка выводов и обобщений  и т.д.

8. Принцип непрерывного  обновления. Одним из источников  познавательной активности является  новизна учебного материала, конкретной  темы и метода проведения занятия.  Информативность учебного процесса, то есть насыщенность новым,  неизвестным, привлекает и обостряет  внимание студентов, побуждает  к изучению темы, овладению новыми  способами и приемами учебной  деятельности. Но по мере усвоения  знаний обостренность их восприятия  постепенно начинает снижаться.  Учащиеся привыкают к тем или иным методам, теряют к ним интерес. Для того чтобы этого не произошло, преподавателю необходимо постоянно обновлять новыми элементами построение занятий, методику обучения. Например, не проводить два анализа конкретных ситуаций в течение одного занятия, не применять одно и то же техническое средство обучения на двух занятиях подряд, наглядные средства – стенды, схемы, плакаты, диаграммы – вывешивать в аудитории в тот момент, когда в них возникает необходимость и т.д. Управляемый таким образом учебный процесс не даст погаснуть интересу и активности учащихся.

9. Принцип организации  коллективной деятельности. Учащемуся часто приходиться сталкиваться с необходимостью решения, каких либо задач или принятия решений в группе, коллективно. Возникает задача развития у обучающихся способности к коллективным действиям.

Решение этой задачи в процессе занятий следует осуществлять по этапам. На первом этапе преподаватель  выявляет с помощью групповой  задачи наличие расхождений и  сходства в подходах учащихся к самой задаче и ее решению. На втором - путем организации групповой работы над конкретной ситуацией у них формируется потребность в совместной деятельности, которая способствует достижению результата. На третьем этапе в условиях деловой игры вырабатываются навыки совместной деятельности, анализа и решения задач, разработки проектов и т.п. При этом, организуя коллективную работу на занятиях, преподаватель должен формулировать задания таким образом, чтобы для каждого учащегося было очевидно, что выполнение невозможно без сотрудничества и взаимодействия.

10. Принцип опережающего  обучения. Этот принцип подразумевает  овладение в условиях обучения  практическими знаниями и умение  воплотить их в практику, сформировать уверенность в своих силах, обеспечить высокий уровень результатов в будущей деятельности.

11. Принцип диагностирования. Данный принцип предполагает  проверку эффективности занятий.  Например, анализ самостоятельной  работы учащихся над учебной ситуацией покажет, удачно ли тема вписывается в контекст курса, правильно ли выбран метод проведения занятий, хорошо ли учащиеся ориентируются в изучаемых проблемах, можно ли что–либо изменить к следующему занятию и т.д.

12. Принцип экономии учебного  времени. Активные методы обучения  позволяют сократить затраты  времени на освоение знаний  и формирование умений, навыков.  Так как усвоение знаний, овладение  практическими приемами работы  и выработка навыков осуществляется  одновременно, в одном процессе  решения задач, анализа ситуаций  или деловой игры. Тогда как  обычно эти две задачи решаются  последовательно, вначале учащиеся усваивают знания, а затем на практических занятиях вырабатывают умения и навыки.

13. Принцип выходного контроля. Обычно, выходной контроль знаний  происходит после завершения  обучения в форме экзамена, зачетов,  собеседований, выполнения контрольных  работ или рефератов с последующей  их защитой. Но это формы  проверки знаний не в каждом  случае могут установить количество  и качество приобретенных умений  и навыков. Для выходного контроля  успешно используются активные  методы обучения: серия контрольных  практических заданий, проблемных  задач и ситуаций. Они могут  быть индивидуальными и групповыми.

Активные методы обучения при умелом применении позволяют  решить одновременно три учебно-организационные  задачи:

1. подчинить процесс обучения  управляющему воздействию преподавателя;

2. обеспечить активное  участие в учебной работе как  подготовленных учащихся, так и не подготовленных;

3. установить непрерывный  контроль за процессом усвоения  учебного материала.

 

 

1.3 Проблемное  обучение как средство активизации  познавательной деятельности учащихся.

 

Сегодня наиболее перспективным  и соответствующим социально- экономическим, а также и психологическим  условиям является проблемное обучение.

Проблемное обучение направлено на самостоятельный поиск обучаемым  новых знаний и способов действия, а также предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед  учащимися познавательных проблем, разрешая которые они под руководством педагога активно усваивают новые  знания. Следовательно, оно обеспечивает особый тип мышления, глубину убеждений, прочность усвоения знаний и творческое их применение в практической деятельности. Кроме того, оно способствует формированию мотивации достижения успеха, развивает  мыслительные способности учащихся.

Проблемное обучение в  меньшей мере чем другие типы обучения применимо при формировании практических умений и навыков; оно требует  больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний по сравнению  с другими типами обучения.

Несмотря на выделенные недостатки, на сегодняшний день проблемное обучение является наиболее перспективным. Дело в том, что с развитием рыночных отношений все структуры общества в той или иной мере переходят  с режима функционирования (что в  большей степени было характерно для советского периода развития страны) на режим развития. Движущей силой любого развития является преодоление  соответствующих противоречий. А  преодоление этих противоречий всегда связано с определенными способностями, которые в психологии принято  называть рефлексивными способностями. Они предполагают умение адекватно  оценить ситуацию, выявить причины  возникновения трудностей и проблем  в деятельности (профессиональной, личностной), а также спланировать и осуществить специальную деятельность по преодолению этих трудностей (противоречий). Учебный процесс должен моделировать процесс возникновения и преодоления противоречий, но на учебном содержании. Этим требованиям, по моему мнению, в наибольшей степени соответствует сегодня проблемное обучение.

В чем сущность проблемного  обучения? Его трактуют и как принцип  обучения, и как новый тип учебного процесса, и как метод обучения, и как новую дидактическую  систему.

Под проблемным обучением  обычно понимается такая организация  учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя  проблемных ситуаций и активную самостоятельную  деятельность учащихся по их разрешению.

Роль педагога при проблемном обучении я вижу в создании проблемных ситуаций, в создании на уроке условий для  осознания, принятия и разрешения этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности первых и под общим направляющим руководством последнего, а также для овладения учащимися в процессе такой деятельности обобщенными знаниями и общими принципами решения проблемных задач. Принцип проблемности сближает между собой процесс обучения с процессами познания, исследования, творческого мышления.

Проблемное обучение (как  и любое другое обучение) может  способствовать реализации двух целей:

Первая цель — сформировать у учащихся необходимую систему  знаний, умений и навыков.

Вторая цель — достигнуть высокого уровня развития учащихся, развития способности к самообучению, самообразованию.

Обе эти задачи могут быть реализованы с большим успехом  именно в процессе проблемного обучения, поскольку усвоение учебного материала  происходит в ходе активной поисковой  деятельности учащихся, в процессе решения ими системы проблемно-познавательных задач.

Важно отметить еще одну из важных целей проблемного обучения - сформировать особый стиль умственной деятельности, исследовательскую активность и самостоятельность учащихся.

Особенность проблемного  обучения заключается в том, что оно стремится максимально использовать данные психологии о тесной взаимосвязи процессов обучения (учения), познания, исследования и мышления.

При проблемном обучении преподаватель создаю проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организую поиск решения. Таким образом, учащийся ставится в позицию субъекта своего обучения,  и как результат у него образуются новые знания, он обладает новыми способами действия.

Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение  проблемной ситуации - акт индивидуальный, поэтому от учителя требуется  использование дифференцированного  и индивидуального подхода.

Типичные задания проблемного  обучения: рассмотреть явление с  различных позиций, провести сравнение, обобщить, сформулировать выводы из ситуации, сопоставить факты, сформулировать самим конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения).

Проблемное обучение не может  быть одинаково эффективным в  любых условиях. Практика показывает, что процесс проблемного обучения порождает различные уровни как  интеллектуальных затруднений учащихся, так и их познавательной активности и самостоятельности при усвоении новых знаний, чем при применении прежних знаний в новой ситуации.

Виды проблемного обучения правильнее всего различать по соответствующим  видам творчества. На этом основании  можно выделить три вида проблемного  обучения.

1. Первый вид («научное»  творчество) - это теоретическое  исследование, то есть поиск и  открытие учащимся нового правила, закона, теоремы и т.д. В основе этого вида проблемного обучения лежит постановка и решение теоретических учебных проблем.

2. Второй вид (практическое  творчество) - поиск практического  решения, то есть поиск способа  применения известного знания  в новой ситуации, конструирование,  изобретение. В основе этого  вида проблемного обучения лежит  постановка и решение практических  учебных проблем.

3. Третий вид (художественное  творчество) - это художественное  отображение действительности на  основе творческого воображения,  включающее в себя литературные  сочинения, рисование, написание  музыкального произведения, игру, и  т.д.

Все виды проблемного обучения характеризуются наличием репродуктивной, продуктивной и творческой деятельности ученика, наличие поиска и решения  проблемы. Они могут осуществляться при различных формах организации  педагогического процесса. Однако первый вид чаще всего встречается на занятиях, где наблюдается индивидуальное, групповое и фронтальное решение проблем. Второй - на лабораторных, практических занятиях. Третий вид - на внеурочных занятиях.

Все ли обучение должно быть проблемным?

Нет не все, если под проблемным обучением иметь в виду только решение учебных проблем и  только самостоятельное усвоение всего  учебного материала. Все обучение должно быть развивающим, в котором самостоятельное  усвоение знаний путем решения учебных  проблем, путем открытий сочетается с репродуктивным усвоением знаний, излагаемых учителем или учеником. Учащийся не может и не должен повторять весь исторический путь развития человеческого знания. Но принципы этого развития и обобщенные способы действия он должен повторить для того, чтобы усвоить их выработать у себя способы творческой деятельности.

Проблемное обучение означает понимать как тип обучения, обеспечивающей, в сочетании с традиционным, и  тем новым, что было внесено в  педагогику многими исследователями  и практиками развитие всей совокупности чувств и разума, мышления учащегося и его памяти, развитие целостной, интеллектуально активной личности.

Информация о работе Сущность активных методов обучения, их характеристика