Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 12:32, реферат
Теория деятельности, сформулированная А.Н. Леонтьевым в начале 70-х годов 20 века, привлекла внимание всего сообщества отечественных психологов, как новое “видение” проблемы деятельности с позиций психологической науки. В то же время, она вызвала множество разнообразных точек зрения на возможность и перспективы ее применения в практике.
Словарь подает
следующие определения понятия
«теории деятельности»:
1. Теория деятельности,
разработанная С.Л.
2. Теория деятельности,
разработанная А.Н. Леонтьевым - реализация
деятельностного подхода к
Время создания
"теории деятельности" - 1920-1930 гг.
Разрабатывалась двумя учеными параллельно
и независимо друг от друга. Рубинштейн
и Леонтьев опираются на труды Выготского
и на философскую теорию К. Маркса, поэтому
в их работах много общего, но имеются
и отличительные моменты.
Теория деятельности,
сформулированная А.Н. Леонтьевым в начале
70-х годов 20 века, привлекла внимание всего
сообщества отечественных психологов,
как новое “видение” проблемы деятельности
с позиций психологической науки. В то
же время, она вызвала множество разнообразных
точек зрения на возможность и перспективы
ее применения в практике.
По мнению отечественных
ученых, принцип единства сознания
и деятельности предполагает включение
сознания в контекст жизненных связей
человека с объективным миром, причем
основу этих связей образует деятельность,
посредством которой человек, изменяя
мир, изменяется сам. Таким образом, был
предложен новый продуктивный метод психологического
познания, получивший название «единство
воздействия и изучения».
Психология открывает
свои тайны не в созерцании феноменов,
открытых прямому внутреннему или внешнему
наблюдению, а в процессе преобразованию
исследуемых объектов посредством практических
действий (включая и практику исследовательского
труда).
Субъектно –
деятельностный подходпо В.А. Сластенину
строится на основе теории самоорганизации:
воспитание основывается не на прямых
причинно-следственных зависимостях,
а протекает неоднозначно под воздействие
разнообразных внешних и внутренних факторов.
В соответствии с данной гуманистической
парадигмой личность выступает как самоорганизующийся
субъект в любых сферах деятельности.
Субъектно-деятельностный
подход в педагогическом
образовании
Одним из направлений
модернизации российского образования
является осуществление
Понятие «компетентность»,
по нашему мнению, пока еще не является
устоявшимся в научно-
В дальнейшем рассмотрении
под компетенцией мы в первом приближении
будем понимать деятельностную состоятельность
личности как таковую (как интегративную
способность-осведомленность), а под
компетентностями — отдельные слагаемые
компетенции (способности и способы деятельности).
При этом ключевые компетентности определяем
как наиболее универсальные способы деятельности.
Специальные компетентности, в нашем понимании,
напротив, связаны с конкретным объектом
деятельности. В таком контексте профессиональная
компетенция выражает уровень сформированности
ключевых профессиональных компетентностей
(универсальных способов профессиональной
деятельности) и совокупности специальных
компетентностей (заданных спецификой
объекта конкретной профессиональной
деятельности). Считается, что ключевые
компетентности формирует общее образование,
а специальные — профессиональное. Компетенция
личности есть интегрированное проявление
освоенных компетентностей и является
результатом образования в широком смысле
слова.
Ключевые компетентности
носят надпрофессиональный
При этом в комплексе ключевых компетентностей инициативность, по нашему мнению, является ведущей, что соответствует философско-антропологической концепции первичности воли в познании и деятельности (Августин, Шопенгауэр, Хайдеггер и т.д.). Для выполнения задачи формирования инициативности в процессе профессионального образования необходимо, чтобы инициативы присутствовали в самой атмосфере образовательного учреждения, составляли «подпочвенный» слой образовательного процесса, исходили от квалифицированных преподавателей, передающих детям и молодежи эстафету творческого огня. И это особенно важно в отношении педагогического образования, где противоречие личности и технологии, духовности и компетентности осознается наиболее остро.
Безусловно, профессиональному сообществу работников высшей школы очень необходимо говорить на одном языке, где бы она не находилась: в Лондоне, Париже, Милане или Берлине, Москве, Новосибирске, Твери или Казани. Важно, чтобы язык этот содержал верифицируемые понятия: без этого нет возможности объективной оценки качества образования и, в конечном итоге, не может быть «конвертируемости» дипломов. Еще важнее, чтобы педагогические категории, выражающие содержание целеполагания в педагогике, были «операциональными», то есть — пригодными для практического использования.
Но где в
этом языке «компетентностей»
Многие публикации
по теме компетентностного подхода
в образовании оставляют
Нет, мы не против
подхода как такового: рационализация-
Поэтому в профессиональном — особенно педагогическом образовании необходимо избежать ограниченности компетентностного подхода. При этом следует использовать те формы образовательной практики, которые оказывают комплексное воздействие на развитие личности специалиста, воспитывая особое — педагогическое отношение к действительности, побуждающее осознать свою ответственность за сохранение и преумножение культуры, родного Отечества, сопричастность к духовной ситуации в обществе. Путь к такой «компетенции» — выдвижение и осуществление общественно-педагогических инициатив, общественно-педагогических проектов, реализация в профессиональном педагогическом образовании субъектно-деятельностного подхода.
На наш взгляд,
принцип субъектностив
Если исходить из этого последнего значения, то субъектный подход в педагогическом образовании есть, во-первых, предъявляемое к будущему педагогу требование активности, сознательно-волевого участия в собственной образовательной и последующей профессионально-педагогической деятельности (студент есть субъект образовательного процесса). Мы полагаем, что наиболее полно такая активность достигается в исследовательской деятельности студентов, когдаобразовательный процесс максимально приближен к исследовательской деятельности, реализуемой в аудиторных формах лекций-исследований, семинаров-исследований, тренингов, конференций, Интернет-сессий, герменевтических практикумов иво внеаудиторных формах практикумов по дисциплинам, «полевых» исследований, осуществляемых в рамках курсовых и дипломных работ. Занятия-исследования и внеаудиторные формы исследовательской деятельности рассматриваются нами в качестве важнейшей составляющей подготовки специалистов психолого-педагогических специальностей.
Однако субъектный подход в педагогическом образовании есть нечто большее, чем просто сознательно-волевая активность будущего педагога, и иное, чем полагание им ученика в качестве «объекта» педагогического воздействия.
По нашему мнению,
требуется возвращение к
Означает ли это, что педагогическое образование сообщит будущему педагогу «рецепт человечности», который и будет использоваться им в педагогической практике? Конечно, нет. В отличие от традиционной философско-педагогической парадигмы, новое образование побуждает юную личность к творческому жизнебытию, не навязывая ей наперед заданную «человеческую сущность» в виде готового набора свойств и качеств (пресловутых ЗУНов, универсальных смыслов, стереотипных ценностей и т.п.). Оно признает за индивидом свободу выборасобственного бытийственного образа, право активного поиска собственной сущности, созидания своего жизненного мира, выработки собственных форм миросозерцания.
Информация о работе Субъектно-деятельностный подход в педагогическом образовании