Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 11:24, реферат
Цель: ответить на поставленный вопрос «В педагогических вузах учатся педагоги или учителя?»
Задачи: 1) Выяснить, кто является учителем, а кто педагогом;
2) Найти сходства и различия обоих понятий;
Введение 3
1.Учитель. Сущность учительской профессии 4
1.1.Структура готовности учителя к педагогической деятельности 5
1.2.Качества необходимые учителю для эффективной работы 5
2.Педагог. Сущность педагогической профессии 8
3.Учитель и Педагог. Сходства и различия 10
Заключение 11
Список использованной литературы 12
Оглавление
Введение 3
1.Учитель. Сущность
учительской профессии
1.1.Структура готовности учителя к педагогической деятельности 5
1.2.Качества необходимые учителю для эффективной работы 5
2.Педагог. Сущность педагогической профессии 8
3.Учитель и Педагог. Сходства и различия 10
Заключение 11
Список использованной
литературы 12
Введение
Большинство абитуриентов поступает в педагогический вуз, не имея среднего педагогического образования, и осуществляют первую фазу своего профессионального становления в условиях общеобразовательной школы или до профессионального обучения. А кто - то вообще не задумывается о выборе профессии и приходит в педагогический вуз, даже не зная кого там обучают. И возможно эти бушующие студенты преследуют совершенно не профессиональные цели. Обучение в вузе для студентов, собирающихся заниматься педагогической деятельностью, предоставляет совершенно уникальные возможности. С самого первого курса студенты оказываются внутри педагогического процесса, выступая в роли и объектов, и субъектов педагогической деятельности. То есть сам процесс обучения в данном случае является моментом педагогической практики. Студенты могут анализировать ход учебного процесса не только с точки зрения обычного человека, но и с профессиональных позиций не только сдают экзамены, но и учатся их принимать, не только слушают лекции, но и учатся их читать, не только общаются с однокурсниками, но и учатся управлять общением в коллективе. У студентов есть все основания для того, чтобы анализировать педагогический стиль, приемы и методы преподавателей, учиться у них эффективному построению взаимодействия, развивать свои рефлексивные навыки и пополнять арсенал педагогических техник.
Что бы понять, кто обучается в педагогических вузах и кого выпускают после его окончания, я поставила для себя цель и ряд задач.
Цель: ответить на поставленный вопрос «В педагогических вузах учатся педагоги или учителя?»
Задачи: 1) Выяснить, кто является учителем, а кто педагогом;
2) Найти сходства и различия обоих понятий;
1. Учитель. Сущность учительской профессии
УЧИТЕЛЬ - это профессия и должность в системе общего и профес-сионально-технического образования.
Лишь на первый взгляд учительская профессия может показаться ретрансляцией знаний. На самом деле - это высокая миссия, предназначение которой - сотворение и самоопределение личности в культуре, утверждение человека в человеке. При очевидной массовости педагогической профессии для овладения ею оказывается необходимой достаточно жёсткая структура способностей и качеств, определённая социально-психологическая пред-расположенность личности.
Одно из ведущих, стержневых образований личности учителя, определяющих её целостность и готовность к деятельности, составляют профессионально-ценностные ориентации. Они могут быть охарактеризованы как избирательные отношения учителя к педагогической профессии, к личности воспитанника, к самому себе.
Самоопределение учителя обусловлено его ориентацией на ценности именно педагогической деятельности, на широкую гамму гуманистических социально-профессиональных установок: на избранную профессию как образ жизни и способ её полноценного и творческого проживания; на человека как на цель, а не на средство; на развитие рефлексии, эмпатии, социальных способностей, обеспечивающих продуктивность общения и успешность взаимодействия с людьми, прежде всего с детьми.
В
состав профессионально обусловленных
свойств и характеристик
1.1. Структура готовности учителя к педагогической деятельности
1.Сформированное педагогическое сознание: Я – концепция, В – концепция (концепция воспитанника), Д – концепция (концепция деятельности);
2.Владение педагогическими технологиями воспитания и обучения;
3.Владение педагогической техникой. Наличие педагогических способностей: коммуникативных, перцептивных, прогностических, конструктивных, дидактических, гностических, организаторских, экспрессивных.
Для высокого уровня развития профессионального самосознания учителя характерны: преобладание в иерархической структуре его характеристик ценностей личностного роста в профессии; представленность в сознании образа ученика как субъекта своей жизнедеятельности и стремление самому быть отражённым в качестве значимого её субъекта; доминирование установки на личностно-ориентированное взаимодействие с воспитанниками (сочувствие, поддержка, доверие) и пр.
1.2. Качества необходимые учителю для эффективной работы
1.Способность к эмпатии, сензитивность к потребностям воспитанников;
2.Умение придать личностную окраску преподаванию;
3.Установка на создание позитивных подкреплений для развития положительной Я-концепции у воспитанников;
4.Умение управлять собой и детьми;
5.Владение стилем неформального общения с воспитанниками;
6.Эмоциональная уравновешенность, самообладание, уверенность в себе, жизнерадостность;
7.Умение регулировать конфликты ненасильственным путём;
8.Уважительное отношение к чужим традициям и верованиям;
9.Креативность;
10.Способность к рефлексии.
Присущий современной цивилизации динамизм в значительной мере изменяет социально-педагогические функции учителя, который из традиционного "педагога-предметника" всё более превращается в организатора процессов, формирующих личность ученика. Школа выступает сферой духовного производства, результат которого - не просто присвоение новых знаний, целей, ценностей и личностных смыслов, но раскрытие сущностных сил и деятельных способностей растущего человека.
Учитель должен постоянно обогащаться тем новым, что даёт современность, жить интенсивной духовной жизнью, стать творцом-создателем. Учитель в возрастающей мере становится и исследователем, совмещающим в себе: педагога - экспериментатора; теоретика и практика; тонкого психолога и воспитателя. Ему по силам не только обслуживать имеющиеся педагогические технологии, но и осуществлять инновационные процессы.
В
целом можно сказать что
Эффективность
педагогического процесса определяется
деятельностью личностно
профессионально реализующегося учителя. Формирование такого учителя - задача педагогического образования.
При
массовом характере учительской
профессии государство и
Исходя
из фундаментального права личности
на образование и роли учителя в реализации
идеалов, закреплённых во Всеобщей декларации
прав человека, Декларации прав ребёнка,
Уставе ООН и других международных нормативных
актах, ЮНЕСКО приняла (1966) Рекомендацию
о положении учителей (опубликована в
России в начале 90-х гг.), охватывающую
широкий круг вопросов, связанных с целями
и политикой в области образования, подготовкой
и совершенствованием педагогов, условиями
работы и пр.
2. Педагог. Сущность педагогической профессии
ПЕДАГОГ - (от греч . paidagogos - воспитатель), 1) лицо, ведущее практическую работу по воспитанию, образованию и обучению детей и молодежи и имеющее специальную подготовку в этой области. 2) Ученый, разрабатывающий теоретические проблемы педагогики.
Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с окружающими людьми, разрешение конфликтных ситуаций. Особенность обучения и воспитания как деятельности по социальному управлению состоит в том, что она имеет как бы двойной предмет труда. С одной стороны, главное её содержание составляют взаимоотношения с людьми. Если не складываются должные отношения с людьми, то нет самого важного в его деятельности.
С другой стороны, профессии этого типа всегда требуют от человека специальных знаний, умений и навыков, в какой - либо области. Педагог, как любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащегося, процессом развития, которых он руководит. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки - человеческой и специальной. Своеобразие педагогической профессии состоит и в том, что она по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер. За педагогической профессией исторически закрепились две социальные функции - адаптивная и гуманистическая («человека - образующая»).
Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которую осуществляют её представители и которая называется педагогической. Она представляет особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта создание условий для их личного развития и подготовку к выполнению определённых социальных ролей в обществе.
Педагогическая деятельность как профессиональная имеет место в специально организованных обществом образовательных учреждений: дошкольных учреждениях, школах, профессионально - технических училищах, средних специальных и высших учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки.
Сущность
педагогической профессии состоит
во взаимодействии с людьми, направленное
на улучшение, преобразование, формирование
личностных качеств человека. Будучи связана
с человеком, эта профессия требует особой
ответственности и чувства долга. Педагог
должен обладать определенным типом мышления,
что объясняется характером его деятельности.
Особенностью педагогической профессии
является ее двойственность: с одной стороны
педагог должен обладать знаниями о человеке,
его возрастных психологических особенностях,
закономерностях развития и т. д., с другой
стороны, он должен в полной мере владеть
предметом своей предметной специализации.
Первоначальной задачей педагога является
налаживание контакта с учениками, далее
– передача знаний, формирование умений
и навыков, соответствующих конкретной
предметной области, выявление общественных
целей и концентрация усилий других людей
на их достижение.
3. Учитель и Педагог. Сходства и различия
Если взглянуть на определения понятий «Учитель» и «Педагог» в справочной литературе, то станет ясным, что эти два слова не будут являться синонимами, но сам смысл в некоторых моментах будет пересекаться. На самом деле «Педагог» – это более общее понятие по отношению к понятию учитель. Педагогами называют и воспитателей детских садов (дошкольных учреждений) и преподавателей в области профессионально-технического и высшего образования, и социальных педагогов. Общим для профессий «Педагог» и «Учитель», будет является вид трудовой деятельности. Это педагогическая деятельность. Профессия учитель служит базовой для различных педагогических специальностей.
Цель,
предмет, средства педагогической деятельности
неоднозначны. В большей степени
эти составляющие труда определяются
особенностями
Информация о работе Структура готовности учителя к педагогической деятельности