Структура готовности учителя к педагогической деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 11:24, реферат

Краткое описание

Цель: ответить на поставленный вопрос «В педагогических вузах учатся педагоги или учителя?»

Задачи: 1) Выяснить, кто является учителем, а кто педагогом;

2) Найти сходства и различия обоих понятий;

Оглавление

Введение 3

1.Учитель. Сущность учительской профессии 4

1.1.Структура готовности учителя к педагогической деятельности 5

1.2.Качества необходимые учителю для эффективной работы 5

2.Педагог. Сущность педагогической профессии 8

3.Учитель и Педагог. Сходства и различия 10

Заключение 11

Список использованной литературы 12

Файлы: 1 файл

В пед вузах учатся педагоги или учителя2.doc

— 67.00 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение            3

1.Учитель. Сущность  учительской профессии           4

    1.1.Структура готовности учителя к педагогической деятельности 5

    1.2.Качества необходимые учителю для эффективной работы          5

2.Педагог. Сущность педагогической профессии           8

3.Учитель и Педагог. Сходства и различия         10

Заключение         11

Список использованной литературы         12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

       Большинство абитуриентов поступает в педагогический вуз, не имея среднего педагогического образования, и осуществляют первую фазу своего профессионального становления в условиях общеобразовательной школы или до профессионального обучения. А кто - то вообще не задумывается  о выборе профессии и приходит в педагогический вуз,  даже не зная кого там обучают. И возможно эти бушующие студенты преследуют совершенно не профессиональные цели. Обучение в вузе для студентов, собирающихся заниматься педагогической деятельностью, предоставляет совершенно уникальные возможности. С самого первого курса студенты оказываются внутри педагогического процесса, выступая в роли и объектов, и субъектов педагогической деятельности. То есть сам процесс обучения в данном случае является моментом педагогической практики. Студенты могут анализировать ход учебного процесса не только с точки зрения обычного человека, но и с профессиональных позиций не только сдают экзамены, но и учатся их принимать, не только слушают лекции, но и учатся  их читать, не только общаются  с однокурсниками, но и учатся управлять общением в коллективе.             У студентов есть все основания для того, чтобы анализировать педагогический стиль, приемы и методы  преподавателей, учиться у них эффективному построению взаимодействия, развивать свои рефлексивные навыки и пополнять арсенал педагогических техник.

     Что бы понять,  кто обучается в  педагогических вузах и кого выпускают  после его окончания, я поставила для себя цель и ряд задач.

     Цель: ответить на поставленный вопрос  «В педагогических вузах учатся педагоги или учителя?»

     Задачи: 1) Выяснить, кто является учителем, а кто педагогом;

                    2) Найти сходства и различия  обоих понятий;

     1. Учитель. Сущность учительской профессии

       УЧИТЕЛЬ - это профессия и должность в системе общего и профес-сионально-технического образования.

     Лишь  на первый взгляд учительская профессия может показаться ретрансляцией знаний. На самом деле - это высокая миссия, предназначение которой - сотворение и самоопределение личности в культуре, утверждение человека в человеке. При очевидной массовости педагогической профессии для овладения ею оказывается необходимой достаточно жёсткая структура способностей и качеств, определённая социально-психологическая пред-расположенность личности.

       Одно из ведущих, стержневых образований личности  учителя, определяющих её целостность и готовность к деятельности, составляют профессионально-ценностные ориентации. Они могут быть охарактеризованы как избирательные отношения учителя к педагогической профессии, к личности воспитанника, к самому себе.

       Самоопределение учителя обусловлено его ориентацией на ценности именно педагогической деятельности, на широкую гамму гуманистических социально-профессиональных установок: на избранную профессию как образ жизни и способ её полноценного и творческого проживания; на человека как на цель, а не на средство; на развитие рефлексии, эмпатии, социальных способностей, обеспечивающих продуктивность общения и успешность взаимодействия с людьми, прежде всего с детьми.

     В состав профессионально обусловленных  свойств и характеристик учителя  входят общая направленность его личности (социальная зрелость и гражданская ответственность, профессиональные идеалы, гуманизм, высокоразвитые, прежде всего познавательные, интересы, самоотверженное отношение к избранной профессии); некоторые специфические качества - организаторские, коммуникативные, перцептивно-гностические, экспрес-сивные; профессиональная работоспособность.

     1.1. Структура готовности учителя к педагогической деятельности

     1.Сформированное педагогическое сознание: Я – концепция, В – концепция (концепция воспитанника), Д – концепция (концепция деятельности);

     2.Владение педагогическими технологиями воспитания и обучения;

     3.Владение педагогической техникой. Наличие педагогических способностей: коммуникативных, перцептивных, прогностических, конструктивных, дидактических, гностических, организаторских, экспрессивных.

     Для высокого уровня развития профессионального  самосознания  учителя характерны: преобладание в иерархической структуре  его характеристик ценностей личностного роста в профессии; представленность в сознании образа ученика как субъекта своей жизнедеятельности и стремление самому быть отражённым в качестве значимого её субъекта; доминирование установки на личностно-ориентированное взаимодействие с воспитанниками (сочувствие, поддержка, доверие) и пр.

     1.2. Качества необходимые учителю для эффективной работы

     1.Способность к эмпатии, сензитивность к потребностям воспитанников;

     2.Умение придать личностную окраску преподаванию;

     3.Установка на создание позитивных подкреплений для развития            положительной Я-концепции у воспитанников;

     4.Умение управлять собой и детьми;

     5.Владение стилем неформального общения с воспитанниками;

     6.Эмоциональная уравновешенность, самообладание, уверенность в себе, жизнерадостность;

     7.Умение регулировать конфликты ненасильственным путём;

     8.Уважительное отношение к чужим традициям и верованиям;

     9.Креативность;

     10.Способность  к рефлексии.

       Присущий современной цивилизации динамизм в значительной мере изменяет социально-педагогические функции учителя, который из традиционного "педагога-предметника" всё более превращается в организатора процессов, формирующих личность ученика. Школа выступает сферой духовного производства, результат которого - не просто присвоение новых знаний, целей, ценностей и личностных смыслов, но раскрытие сущностных сил и деятельных способностей растущего человека.

     Учитель должен постоянно обогащаться тем  новым, что даёт современность, жить интенсивной духовной жизнью, стать творцом-создателем. Учитель в возрастающей мере становится и исследователем, совмещающим в себе: педагога - экспериментатора; теоретика и практика; тонкого психолога и воспитателя. Ему по силам не только обслуживать имеющиеся педагогические технологии, но и осуществлять инновационные процессы.

     В целом можно сказать что сущность учительской профессии заключается   в необходимости  владеть искусством передачи знаний ученикам, умениями и навыками формирования в них личности.

     Эффективность педагогического процесса определяется деятельностью личностно устойчивого, внутренне целостного и 

профессионально реализующегося учителя. Формирование такого учителя - задача педагогического образования.

     При массовом характере учительской  профессии государство и общество объективно заинтересованы в создании надлежащих условий для подготовки учителя, для его полноценной профессиональной реализации. От успешности педагогической деятельности учителя зависит будущее каждой нации и, в конечном счёте, судьба мировой цивилизации.

     Исходя  из фундаментального права личности на образование и роли учителя в реализации идеалов, закреплённых во Всеобщей декларации прав человека, Декларации прав ребёнка, Уставе ООН и других международных нормативных актах, ЮНЕСКО приняла (1966) Рекомендацию о положении учителей (опубликована в России в начале 90-х гг.), охватывающую широкий круг вопросов, связанных с целями и политикой в области образования, подготовкой и совершенствованием педагогов, условиями работы и пр.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Педагог. Сущность педагогической профессии

     ПЕДАГОГ - (от греч . paidagogos - воспитатель), 1) лицо, ведущее практическую работу по воспитанию, образованию и обучению детей и молодежи и имеющее специальную подготовку в этой области. 2) Ученый, разрабатывающий теоретические проблемы педагогики.

     Основное  содержание педагогической профессии  составляют взаимоотношения с окружающими людьми, разрешение конфликтных ситуаций. Особенность обучения и воспитания как деятельности по социальному управлению состоит в том, что она имеет как бы двойной предмет труда. С одной стороны, главное её содержание составляют взаимоотношения с людьми. Если не складываются должные отношения с людьми, то нет самого важного в его деятельности.

     С другой стороны, профессии этого  типа всегда требуют от человека специальных знаний, умений и навыков, в какой - либо области. Педагог, как любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащегося, процессом развития, которых он руководит. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки - человеческой и специальной. Своеобразие педагогической профессии состоит и в том, что она по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер. За педагогической профессией исторически закрепились две социальные функции - адаптивная и гуманистическая («человека - образующая»).

     Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которую осуществляют её представители и которая называется педагогической. Она представляет особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта создание условий для их личного развития и подготовку к выполнению определённых социальных ролей в обществе.

     Педагогическая  деятельность как профессиональная имеет место в специально организованных обществом образовательных учреждений: дошкольных учреждениях, школах, профессионально - технических училищах, средних специальных и высших учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки.

     Сущность  педагогической профессии состоит  во взаимодействии с людьми, направленное на улучшение, преобразование, формирование личностных качеств человека. Будучи связана с человеком, эта профессия требует особой ответственности и чувства долга. Педагог должен обладать определенным типом мышления, что объясняется характером его деятельности. Особенностью педагогической профессии является ее двойственность: с одной стороны педагог должен обладать знаниями о человеке, его возрастных психологических особенностях, закономерностях развития и т. д., с другой стороны, он должен в полной мере владеть предметом своей предметной специализации. Первоначальной задачей педагога является налаживание контакта с учениками, далее – передача знаний, формирование умений и навыков, соответствующих конкретной предметной области, выявление общественных целей и концентрация усилий других людей на их достижение. 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Учитель и Педагог. Сходства и различия

     Если  взглянуть на определения понятий  «Учитель» и «Педагог» в  справочной литературе, то станет ясным, что эти два слова не будут являться синонимами, но сам смысл  в некоторых моментах будет пересекаться. На самом деле «Педагог» – это более общее понятие по отношению к понятию учитель. Педагогами называют и воспитателей детских садов (дошкольных учреждений) и преподавателей в области профессионально-технического и высшего образования, и социальных педагогов. Общим для профессий «Педагог» и «Учитель», будет является вид трудовой деятельности. Это педагогическая деятельность.  Профессия учитель служит базовой для различных педагогических специальностей.

     Цель, предмет, средства педагогической деятельности неоднозначны. В большей степени  эти составляющие труда определяются особенностями профессионального сознания.

Информация о работе Структура готовности учителя к педагогической деятельности