Структура деятельности преподавателя высшей школы в учебном процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 11:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель: определить структуру деятельности преподавателя высшей школы в учебном процессе
Для достижения намеченной цели надо было решить следующие задачи:
Рассмотреть устройство деятельности преподавателя в учебном процессе, а также виды взаимодействия и педагогический процесс в целом.
Определить структуру деятельности преподавателя в высшем учебном заведении.

Оглавление

Введение 3
1. Структура деятельности преподавателя 5
1.1Виды взаимодействия 5
1.2 Педагогический процесс 14
2. Структура деятельности преподавателя в высшем учебном заведении 16
Заключение 20
Список используемой литературы 18

Файлы: 1 файл

курсовая работа по педагогике.docx

— 39.64 Кб (Скачать)

Существует  множество классификаций деятельности, в основу которых положены ее различные  признаки, отражающие разнообразные  стороны этого феномена. К примеру, М.С.Каган выделяет преобразовательную, познавательную, ценностно-ориентационную, коммуникативную деятельность. Но среди  разнообразных форм человеческой деятельности ведущее место занимает профессиональная деятельность, одним из видов которой  является педагогическая.

В педагогической литературе выделяют следующие виды педагогической деятельности: обучающую, воспитательную, организаторскую, управленческую, консультационно-диагностическую и  др. Следовательно содержанием педагогической деятельности является обучение, воспитание, образование, развитие обучающихся.

Основное  содержание деятельности преподавателя  включает в себя выполнение нескольких функций — обучающей, воспитывающей, организующей и исследовательской. Они воспринимаются в единстве, хотя у многих одни довлеют над другими. Наиболее специфично для преподавателя  высшей школы сочетание педагогической и научной деятельности; исследовательская  работа обогащает его внутренний мир, развивает творческий потенциал, повышает научный уровень знаний.

Для эффективного выполнения педагогических функций современному педагогу важно осознавать структуру  педагогической деятельности, ее основные компоненты, педагогические действия и профессионально важные умения и психологические качества (ПВУ и К), необходимые для ее реализации.

Н.В.Кузьмина в структуре педагогической деятельности выделила четыре взаимосвязанных компонента: конструктивный, организаторский, коммуникативный, гностический и проектировочный.

Конструктивный  компонент - это особенности конструирования  педагогом собственной деятельности и активности учащихся с учетом ближних  целей обучения и воспитания (урок, занятие, цикл занятий).

Конструктивная  деятельность, в свою очередь, распадается  на конструктивно-содержательную (отбор  и композиция учебного материала, планирование и построение педагогического процесса), конструктивно-оперативную (планирование своих действий и действий учащихся) и конструктивно-материальную (проектирование учебно-материальной базы педагогического  процесса).

Организаторский компонент - это система умений педагога организовать собственную деятельность, а также предполагает выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные  виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности.

Коммуникативный компонент - это особенности коммуникативной  деятельности преподавателя, специфика  его взаимодействия с учащимися. Акцент ставится на связи коммуникации с эффективностью педагогической деятельности, направленной на достижение дидактических (воспитательных и образовательных) целей.

Гностический  компонент - это система знаний и умений преподавателя, составляющих основу его профессиональной деятельности, а также определенные свойства познавательной деятельности, влияющие на ее эффективность. К последним относится умение строить и проверять гипотезы, быть чувствительным к противоречиям, критически оценивать полученные результаты. Система знаний включает мировоззренческий, общекультурный уровни и уровень специальных знаний.

Проектировочный компонент обеспечивают стратегическую направленность педагогической деятельности и проявляются в умении ориентироваться  на конечную цель, решать актуальные задачи с учетом будущей специализации студентов, при планировании курса учитывать его место в учебном плане и устанавливать необходимые взаимосвязи с другими дисциплинами и т.п. Все компоненты, или функциональные виды, деятельности проявляются в работе педагога любой специальности. Их осуществление предполагает владение педагогом специальными умениями[2.с.64].

В дальнейшем на основе функциональной модели были разработаны различные подходы  к анализу структуры педагогической деятельности. Так, З.Ф.Есарева, анализируя структуру научной деятельности преподавателя вуза, выделила в конструктивном компоненте проектировочные и собственно конструктивные умения, характеризуя первые «как интеллектуальные, необходимые для мысленного моделирования всего научного поиска, а собственно конструктивные - для практического осуществления научного процесса на разных его этапах». По её мнению, стратегическую направленность педагогической деятельности обеспечивают проектировочные способности, которые проявляются в умении ориентироваться на конечную цель, решать актуальные задачи с учетом будущей специализации студентов, при планировании курса учитывать его место в учебном плане и устанавливать необходимые взаимосвязи с другими дисциплинами. [15.с.26]

 

Заключение

В ходе исследования данной темы, мы выяснили, педагогическая деятельность — это деятельность не индивидуальная, а совместная. Она всегда совместная уже потому, что в педагогическом процессе обязательно присутствуют две активные стороны: учитель, преподаватель — и ученик, студент. Ученик, студент в процессе обучения одновременно взаимодействует не с одним педагогом, а с целой группой учителей, преподавателей. И их педагогическая деятельность оказывается наиболее эффективной, их усилия оставляют наибольший след в личности учащегося тогда, когда деятельность педагогов оказывается совместной, согласованной. Высшим критерием такой согласованности является не просто взаимодействие педагогов между собой, но их взаимосодействие, направленное на достижение конечной цели, каковой является вовсе не методическое совершенство процесса, а личность учащегося — его развитие, обучение и воспитание. Мы выяснили, что существуют 3 вида взаимодействия: взаимодействие между учащимся и предметом изучения; взаимодействие между учащимися и преподавателем и взаимодействие между учащимися. Далее, мы рассмотрели, что такое педагогический процесс. Педагогический процесс - это процесс трудовой, он, как и любом другом трудовом процессе, осуществляется для достижения общественно значимых целей. Деятельность преподавателя высшей школы предполагает выполнение нескольких функций: обучающей, воспитывающей, организующей и исследовательской и для эффективного выполнения этих функций, педагогу необходимо осознавать структуру педагогической деятельности, которая в свою очередь состоит из нескольких компонентов: организаторского, коммуникативного, конструктивного, гностического и проектировочного.

 Если убрать один из этих компонентов - и единство тут же развалится, ликвидируется. С другой стороны, ни один компонент невозможно заменить на иной или на совокупность других составляющих. В данном случае все структурные компоненты педагогической деятельности находятся как в прямой, так и в обратной зависимости. Центральная научная задача педагогики как науки заключается в том, чтобы описать, как именно данные структурные компоненты взаимодействуют друг с другом.

 

Список  используемой литературы

    1. Бордовская, Н.В. Реан А.А. «Педагогика. Учебник для вузов»./ Н.В. Абрамова. -  С.Пб., 2000
    2. Буланова-Топоркова М.В. «Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие»./ М.В. Буланова-Топоркова. –– Ростов-на-Дону: Феникс., 2002
    3. Волгин В. Н. «Молодежь в науке». / В. Н. Волгин. - М., 1964
    4. Волков, Г.Н. «Этнопедагогика»./ Г.Н. Волков. - М.,1999
    5. Галагузова, Ю. Н., Сорвачева Г. В., Штинова Г. Н. «Социальная педагогика: Практика глазами преподавателей и студентов»./ Ю.Н. Глазунова. - М., 2001
    6. Горовая, В.И., Антонова Н.А., Харченко Л.Н. «Творческая индивидуальность учителя и её развитие в условиях повышения профессиональной квалификации»./В.И. Горовая. – Ставрополь., 2005.
    7. Долгова, В.И. «Инновационная культура и педагогический менеджмент». / В.И.Долгова. – Челябинск., 2008
    8. Есарева, 3.Ф. «Особенности деятельности преподавателя высшей школы». / 3.Ф.Есарева. - Л.: Ленинградский университет., 1993
    9. Зиновкина М. «Вузовский педагог XXI в». / М. Зиновкина.- М., 1998
    10. Кузьмина, Н.В. «Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения». / Н.В.Кузьмина. - М., 1990
    11. Лихачев, Б. Т. «Педагогика»./ Б.Т. Лихачёв. - М., 1992.
    12. Маркова, А.К. «Психология труда учителя»./ А.К. Маркова. – М., 1993
    13. Митина Л. М. «Учитель как личность и профессионал». /Л. М. Митина. - М.; 1994
    14. Немов, Р.С. «Психология». / С.Р. Немов. – М., 2001
    15. Сластенин, В.А.  «Педагогика учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений». / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - М., 2002
    16. Фокин, Ю.Г. «Преподавание и воспитание в высшей школе: методология, цели и содержание, творчество»./Ю.Г. Фокин. – М.,

 


Информация о работе Структура деятельности преподавателя высшей школы в учебном процессе