Структура деятельности преподавателя высшей школы в учебном процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 11:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель: определить структуру деятельности преподавателя высшей школы в учебном процессе
Для достижения намеченной цели надо было решить следующие задачи:
Рассмотреть устройство деятельности преподавателя в учебном процессе, а также виды взаимодействия и педагогический процесс в целом.
Определить структуру деятельности преподавателя в высшем учебном заведении.

Оглавление

Введение 3
1. Структура деятельности преподавателя 5
1.1Виды взаимодействия 5
1.2 Педагогический процесс 14
2. Структура деятельности преподавателя в высшем учебном заведении 16
Заключение 20
Список используемой литературы 18

Файлы: 1 файл

курсовая работа по педагогике.docx

— 39.64 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

ФБГОУ ВПО «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

АГРАРНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ПЕТРА І»

 

ГУМАНИТАРНО-ПРАВОВОЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра педагогики и социально-политических наук

 

Курсовая работа

 

по  дисциплине «Общая и профессиональная педагогика»

на тему: «Структура деятельности преподавателя высшей школы в учебном процессе».

 

 

 

Выполнила: студентка  Г-3-1а

Жихарева Н. А.

 

Проверила: ст. преподаватель

Сиволапова Е. А.

 

 

 

 

Воронеж 2011

Содержание

Введение 3

1. Структура деятельности преподавателя 5

1.1Виды взаимодействия 5

1.2 Педагогический процесс 14

2. Структура деятельности преподавателя в высшем учебном заведении 16

Заключение 20

Список используемой литературы 18

 

Введение

Преподаватель в определенном смысле является ключевой фигурой, ему принадлежит  стратегическая роль в развитии личности студента в ходе профессиональной подготовки.

«Педагогическая энциклопедия» дает такое определение: "Преподаватель— в широком смысле слова— работник высшего, среднего специального или общеобразовательной школы, преподающий какой-либо учебный предмет, в узком смысле слова— штатная должность в вузах и средних специальных учебных заведениях. Педагогическую работу в вузах ведут профессора, доценты, ассистенты, старшие преподаватели. Старший преподаватель в вузе (обычно кандидат наук) выполняет работу, которая поручается доценту.

Преподаватель проводит практические и семинарские занятия. В вузах  и специальных учебных заведениях на преподавателя возлагается учебная  и методическая работа по своей специальности, руководство учебной и производственной практикой, самостоятельными занятиями  и научно-исследовательской работой  студентов ".

Актуальность этой темы определяется тем, что в системе педагогической процесса, структура деятельности преподавателя высшей школы играет важную роль, следуя которой, он стремится к высокому уровню профессионализма.

Для более эффективного усвоения студентами учебного материала современному преподавателю необходимо осознавать структуру его деятельности, владеть  профессионально важными умениями и психологическими качествами, которые  необходимы для её реализации.

Цель: определить структуру деятельности преподавателя высшей школы в учебном процессе

Для достижения намеченной цели надо было решить следующие задачи:

  1. Рассмотреть устройство деятельности преподавателя в учебном процессе, а также виды взаимодействия и  педагогический процесс в целом.
  2. Определить структуру деятельности преподавателя в высшем учебном заведении.

 

1. Структура  деятельности преподавателя

1.1 Виды взаимодействия

Взаимодействие в сфере  высшего профессионального образования  – это взаимодействие преподавателей и студентов, возникающее в ходе реализации их личных и общественных интересов. В процессе развития взаимодействия создается структура отношений  преподавателей и студентов, которая  закрепляется на уровне их межличностных  контактов.

Высшее образование создается  процедурами взаимодействия участников образовательного процесса, каждый из которых одновременно выступает  и как субъект, преследующий общие  цели, и как объект ориентации для  других индивидов. Взаимодействие общностей  студентов и преподавателей –  результат взаимосогласованных  единичных действий, включающих индивида (группу индивидов), цели деятельности, социальную ситуацию, представленную средствами обучения и атмосферой вуза, нормы и ценности, посредством  которых определяется качество образования  в высшем учебном заведении.

Выделяют следующие виды взаимодействия:

Взаимодействие между  учащимся и предметом изучения.

Первый вид— это взаимодействие между учащимся и содержанием или предметом изучения. Это определяющая характеристика обучения. Без этой характеристики не может быть и образования, поскольку она определяет процесс интеллектуального взаимодействия с предметом, в результате чего изменяется уровень подготовки учащегося, расширяются его перспективы или вообще мы можем говорить о повышении его интеллектуального уровня Старейшей формой дистанционного обучения, имеющего цель способствовать взаимодействию учащегося с содержанием изучаемого предмета, был дидактический текст. В средние века почти все тексты были инструктивными, а не просто информационными, и уж конечно не развлекательными. В девятнадцатом столетии использование печатной продукции для обучения было усилено благодаря изобретению методических пособий для домашнего обучения, которые дополняли текст, объясняя его и, кроме того, задавая направление всему процессу обучения. В настоящее время учащиеся уже располагают такими средствами, как учебные радио и телепрограммы, аудио-, видео- и компьютерные программы. В наши дни интерактивный видеодиск является последним изобретением в сфере дидактического взаимодействия. Некоторые из обучающих программ по сути своей являются исключительно предметно-интерактивными. Они представляют собой однонаправленную связь со специалистом по данному предмету, которому иногда помогает создатель этой программы, с целью является помочь «дистанционным» учащимся в изучении предмета. Никаких других профессиональных обучающих приемов в этой программе нет, обучение по существу самостоятельное. По данным исследования сферы взрослого обучения, именно так обучается большинство взрослых.

Взаимодействие между  учащимся и преподавателем. Второй вид интерактивности, который многие педагоги считают не менее важным чем первый и к которому стремится большинство учащихся, представляет собой взаимодействие между учащимся и специалистом, которым был подготовлен изучаемый материал, или лицом, выступающим в роли преподавателя. Сначала разработав, либо получив учебный план, то есть программу преподаваемого предмета, они стремятся стимулировать или, по крайней мере, поддержать интерес студента к изучаемому материалу, вызвать у студента мотивацию к обучению, усилить и сохранить интерес учащегося, в том числе побуждая его к выработке самостоятельного пути, самомотивации. Затем преподаватели представляют вниманию студента определенный материал: это может быть сделано в виде представления информация, демонстрации применения навыков или моделирования определенных подходов и ценностей. Затем преподаватель старается сделать так, чтобы учащийся показал как он может применить получаемые знания, что может происходить в виде практического применения полученных навыков или умения распорядиться новой информацией и новыми идеями. Преподаватели оценивают работу студента, дабы определить результат и при необходимости изменить стратегию обучения. Наконец, преподаватель устраивает обсуждение или оказывают всевозможную поддержку каждому учащемуся, причем степень и существо такой поддержки зависит от образовательного уровня учащегося, личных качеств самого учителя его философских воззрений и других факторов. Степень влияния педагога на учащихся в процессе взаимодействия между ними значительно выше, чем при взаимодействии учащегося и предмета изучения. При разработке инструкции при взаимодействии учащийся — предмет изучения, преподаватель может разрабатывать письменный, либо аудио-, видеоматериал, цель которого — вызвать мотивацию, дать понятие о предмете, способствовать применению полученных знаний, оценить их и даже в какой-то степени обеспечить эмоциональную поддержку студента. Однако, отсутствие обратной связи (от каждого учащегося к преподавателю) делает этот учебный процесс в большой степени обобщенным, без индивидуального подхода, при котором на самих учащихся возлагается вся ответственность и за поддержание мотивации, и за понимание существа предмета, и за анализ успешности его применения, и за определение степени трудности — иными словами такой подход подразумевает высокий уровень автономии учащегося. В тех случаях, когда взаимодействие между учащимся и преподавателем можно вести путем переписки или телеконференции, студент попадает под влияние профессионального преподавателя и у него появляется возможность, ориентируясь на опыт педагога, изучать предмет наиболее подходящим для него способом. Индивидуальный подход — вот существенное преимущество такого метода. При этом методе преподаватель не общается с классом, перед ним находится то, что написали его студенты; преподаватель ведет диалог с каждым из своих учащихся — обращает внимание на мотивационный аспект одного студента и постигает причину непонимания другого. При работе с определенным текстом (представленным либо на бумаге, либо на аудио- или видеокассете) каждый студент воспринимает его по разному, вследствие чего и подход преподавателя к учащемуся должен быть индивидуальным: кому-то должны быть разъяснены непонятные моменты (одному — с помощью упрощений, другому — посредством аналогий), кому-то дана уточняющая информация, кому-то дополнительный материал. Роль педагога особенно важна при оценке применения учащимися новых знаний. Если ознакомится с предметом и определить свою мотивацию студент может самостоятельно, то на стадии применения полученной информации он нуждается в руководстве. Его знания о предмете еще не настолько глубоки, чтобы верно и всесторонне применить их. Взаимодействие между учащимися и преподавателем имеет наибольшее значение на этапе обратной связи.

Взаимодействие между  учащимися. Это третий вид взаимодействия, новое измерение дистанционного образования, которое станет вызовом нашему мышлению и практике в девяностых годах. Это взаимодействие между учащимися, между отдельно взятым учащимся и другими учащимися в составе группы или без нее, в присутствии преподавателя или без него в реальном времени. Практика образования, за всю его историю чаще всего строилась через создание класса или какой-либо другой группа обучающихся по причины, которые не имеют никакого отношения к потребностям учащихся.

 В настоящее время классная форма обучения сохраняется во многих случаях потому, что это единственная известная большинству преподавателей организационная форма, и потому что в краткосрочной перспективе это наиболее дешевый способ воплощения всех обучающих действий: формирование интереса, усвоение новой информации, ее практическое применение, оценка и поддержка учащихся. Однако взаимодействие между учащимися, происходящее в классе или в какой-либо другой образовательной группе, является в высшей степени ценным ресурсом обучения, а иногда даже основополагающем. Учащийся может в одиночку или вместе с преподавателем изучать принципы лидерства и взаимоотношений внутри группы. Однако на этапе практического применения знаний и их оценки приобретенный дух коллективизма становится наиболее ценным как для самих учащихся, так и для их преподавателя. Для учащихся младшего возраста, задача преподавателя в развитии побуждения и мотивации будет облегчена взаимодействием внутри группы, в то время как для большинства взрослых и более опытных учащихся эти факторы не столь важны, так как с мотивацией дело у них обстоит уже лучше. Это наиболее важно для некоторых форм подачи материала, таких как современных лекций экспертов, а также на этапах практических и оценочных занятиях.

1.2 Педагогический процесс

Педагогический процесс - это процесс трудовой, он, как  и любом другом трудовом процессе, осуществляется для достижения общественно значимых целей. Специфика педагогического процесса в том, что труд воспитателей и труд воспитуемых сливаются воедино, образуя своеобразные отношения участников трудового процесса - педагогическое взаимодействие.

Как и в других трудовых процессах, в педагогическом выделяются объекты, средства, продукты труда. Объект деятельности педагога - развивающаяся личность, коллектив воспитанников. Объектам педагогического труда кроме сложности, системности, саморегуляции присуще и такое качество, как саморазвитие, чем и обуславливается вариативность, изменчивость, неповторимость педагогических процессов.

Предмет педагогического  труда - формирование человека, который  в отличие от педагога находится  на более ранней ступени своего развития и не обладает необходимыми для взрослого  человека знаниями, умениями, навыками, опытом. Своеобразие объекта педагогической деятельности состоит также в  том, что он развивается не в прямой пропорциональной зависимости от педагогического  воздействия на него, а по законам, свойственным его психике, - особенностям восприятия, понимания, мышления, становления  воли и характера.

В педагогическом процессе орудия труда также очень специфичны, к ним относятся не только знания педагога, его опыт, личное воздействие  на воспитуемого, но и виды деятельности, на которые он должен уметь переключить  школьников, способы сотрудничества с ними, и методика педагогического  влияния. Это духовные средства труда.[2.с.14]

Педагогический процесс, как и любой другой трудовой процесс, характеризуется уровнями организации, управления, продуктивности (эффективности), технологичности, экономичности, выделение  которых открывает пути для обоснования  критериев, позволяющих дать не только качественные, но и количественные оценки достигнутых уровней. Кардинальная характеристика педагогического процесса - время. Оно выступает универсальным  критерием, позволяющим надежно  судить о том, насколько быстро и  качественно протекает данный процесс.

 

2. Структура  деятельности преподавателя  в высшем учебном  заведении

Вопрос  структуры и содержания деятельности преподавателя неоднократно обсуждался в педагогической литературе (О.А.Абдуллина, Ю.П.Азаров, С.И.Архангельский, В.И.Гинецинский, Ф.Н.Гоноболин, З.Ф.Есарева, Н.В.Кузьмина, А.И.Пискунов, К.К.Платонов, В.А.Сластенин, Л.Ф.Спирин, Н.Д.Хмель, А.И.Щербаков и др.). В ряде работ современных исследователей (В.Н.Абросимов, В.И.Горовая, В.Г.Иванов, Л.Н.Макарова, А.К.Маркова) представлены модели деятельности педагога нового типа.

Любая деятельность человека имеет сложную организацию  и динамическую структуру, включающую ряд взаимосвязанных и взаимообусловленных  компонентов. По мнению Л.П.Буевой, для деятельности «характерна определенная упорядоченность, иерархичность строения элементов и связей между ними, в ней наличествует система, управляющая деятельностью индивидуального или общественного субъекта и обеспечивающая функциональное единство всей системы».

Важнейшими  характеристиками деятельности являются:

    1. предметность - она подчиняется, уподобляется свойствам и отношениям преобразуемого в процессе деятельности объективного мира;
    2. социальность - деятельность человека всегда носит общественный характер, побуждающий людей к обмену её продуктами, информацией, к согласованию индивидуальных целей и планов, к взаимопониманию;
    3. сознательность - в процессе организации и осуществления деятельности сознание выполняет разнообразные функции: информационную, ориентирующую, целеполагающую, мотивационно-побудительную, регулирующую и контролирующую.

Информация о работе Структура деятельности преподавателя высшей школы в учебном процессе