Стратегии и приемы выполнения обучающих заданий по развитию зрительного восприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 07:13, доклад

Краткое описание

Сенсорное развитие, в том числе формирование зрительно-предметного восприятия – одна из основных задач дошкольного воспитания. К школьному возрасту зрительное восприятие считается достаточно зрелым, на его основе строятся учебные программы.
Решение зрительных задач может быть затруднено, прежде всего, из-за недостаточного развития:
¦ холистической, «сканирующей» стратегии восприятия;
¦ аналитической, «классификационной» стратегии;
¦ ориентировочной основы зрительного действия.

Файлы: 1 файл

дс стратегии и приемы.docx

— 736.43 Кб (Скачать)

    -пересекающиеся контуры(цель данного задания-опознать предмет,разделив контуры наложенных друг на друга изображении предметов) 

    -перечеркнутые,зашумленные изображения(цель задания-выделить изображение,отделив его от посторонних элементов фона) 

    -незаконченные изображения(эти задания направлены на развитие целостности восприятия) 

     -изображения на сложном фоне.

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зрительное восприятие – это отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на зрительный анализатор.

Развитие бинокулярного  зрения осуществляется в дидактических  играх, на занятиях по рисованию, лепке, физкультуре и др. Решая педагогические задачи по формированию различных знаний и умений, педагоги учат детей способам зрительной ориентации, в различении признаков и свойств предметного  мира, зрительно-пространственных признаков  и т. д. Система упражнений, способствующих активизации зрительного восприятия и познания окружающей действительности, согласуется с врачом-офтальмологом. Содержание занятий определяется наличием или отсутствием у детей зрительной ориентации. Важны занятия по развитию осязания и мелкой моторики, слухового восприятия.

Для развития зрительного  восприятия используются различные  изображения: черно-белые, цветные, контурные, силуэтные, штриховые. В процессе выполнения заданий дети анализируют, опознают, описывают, сравнивают изображения, выделяют в них сходные и различительные признаки.

Средства и  приёмы зрительного восприятия детей  дошкольного возраста

Прежде всего, необходимо правильно сочетать словесные, наглядные  и практические методы обучения.

Словесные методы обучения необходимо правильно, продуманно сочетать с наглядными и практическими  методами.

Но и сами наглядные  методы должны быть правильно отобраны. При работе по развитию восприятия необходимо применять образец (действия по образцу и выбор по образцу), подражание, жестовую инструкцию, совместные действия взрослого и ребёнка.

Для работы по развитию восприятия предъявляются игры, в ходе которых  дети должны учитывать свойства и  отношения предметов. Например, игра «Что катится, что не катится?».

На последующих годах  обучения, когда у детей сформируется интерес к предметам, к их свойствам  и отношениям, перед ними ставятся и чисто познавательные задачи, например, играя с матрешкой «Поставь на свое место». Дети должны подойти к  пониманию принципа ряда - построения по равномерно убывающей или возрастающей линии.

На занятиях по развитию восприятия и формированию представлений  слова - названия свойств и отношений  должны употребляться только после  того, как дети выделили эти свойства и отношения, поняли их значение.

Только на основе личного  опыта детей можно с пользой  вводить слова-названия свойств  и отношений предмете. Если же давать эти слова до того, как сами свойства будут выделены детьми, станут для  них значимыми, они будут механически  заучены, не помогут в новой ситуации вспомнить нужное свойство и действовать  на его основе.

Восприятие включает в  себя процесс обследования объекта  и сопоставление результатов  обследования с общественно выработанными  мерками-эталонами. Эталоны дают возможность  судить обо всех свойствах предметов - о форме, цвете, величине, об отношениях их частей и отношениях разных предметов  между собой - по величине, по цвету, по форме, по пространственному расположению. Всему этому - способам обследования предметов, их свойств и отношений, сопоставлению результатов обследования с эталонами - ребенка нужно учить. Только в этом случае восприятие будет  развиваться нормально.

Прежде всего, детей нужно  научить различать и воспринимать эти свойства и сделать их значимыми  для них. Чтобы обратить внимание детей на свойства и отношения  предметов, необходимо дать такие задания, в которых они вынуждены будут учитывать свойства предметов, ориентироваться на них. Это могут быть игры с дидактическими игрушками (матрешками, пирамидками, различными вкладками). Например, при проталкивании геометрических форм в прорези коробки нужно найти отверстие, соответствующее форме фигуры, которую ребенок проталкивает. Педагог подсказывает ребенку сначала самый первый способ - учит его пробовать. Пробы подводят ребенка к вычленению формы и величины предметов, дают ключ к самостоятельным поискам, к решению новых задач, что очень важно для развития ребенка. Нужно только помнить, что происходит это постепенно и не сразу. Кроме того, нужно строго дозировать количество предметов, с которыми действует ребенок.

Необходимо все время  менять предметы, с которыми действует  ребенок. Например, если на одном занятии  ребенку дается коробка с квадратной и круглой прорезями, в которые  нужно протолкнуть куб и шар, то на следующем занятии дается коробка  с прорезями прямоугольной и  овальной формы, в которые проталкиваются брусок и яйцо, затем - шестиугольник  и круг и т.п. То же самое относится и к игрушкам-вкладкам. Необходимо избегать заучивания и стремиться к усвоению способа действия.

В дальнейшем в действиях  с дидактическими игрушками детей  по-прежнему побуждают к пробам, но, наряду с этим, формируют и  такие способы соотнесения предметов, как прикладывание, накладывание и  обведение по контуру, которые помогают им перейти от проб к более высокому способу ориентировки на свойства - зрительному соотнесению.

С этими способами дети знакомятся на первом году обучения, но не в действиях с дидактическими игрушками, а выбору их по образцу. Главное  на этом этапе - показать детям, что  при сопоставлении по цвету используется способ приложения; по форме и величине - наложением и обведением по контуру. Ребенку будет легче различать  цвета, если ему дают для выбора специальное  цветовые карточки, а не выделять цвет в предмете. Точно так же ему  легче различать по форме специальные  карточки или плоскостные фигуры, чем выделить форму в предмете. Поэтому работу надо начинать с выбора по образцу карточки постепенно учить  детей выделять свойства именно в  предмете.

Вначале детям дают для  выбора 2-3 карточки, например, красная, синяя и желтая или квадратная, круглая, треугольная. Постепенно количество карточек увеличивается, при этом увеличение может идти разными путями - ребенку  можно дать по две карточки с одинаковыми  цветами, а можно дать сначала  четыре основных цвета, затем - шесть  цветов и т.д. Постепенно количество цветов, форм, величин, из которых производится выбор, увеличивается. Детям предлагают для выбора все более близкие  цвета, формы и величины. Главное - сформировать ориентировку на свойство.

В процессе выбора по образцу  детей учат соотносить цвет, форму, величину с эталонами. При выборе величины и формы это делается путем накладывания геометрических форм на рисунок. Детям также предлагают сложить одну геометрическую форму  из двух других: квадрат из двух треугольников, круг из двух полукругов, прямоугольник  из двух квадратов; квадрат из двух прямоугольников и т.д.

Далее детей учат использовать свойства предметов в качестве сигнала  к действию. Это трудно для детей, так как здесь нужно одновременно воспринять сигнал и соотнести с  ним свои действия. Сигналы можно  применять в играх: «Кто ловкий», «Поезд», «Светофор».

Кроме свойств предметов, ребенок должен уметь воспринимать их отношения, в частности, пространственные. Для этого педагог также использует игровую форму занятий и подражание. Дети строят по подражанию действиям педагога несложные конструкции, в которых нужно учитывать пространственное распоряжение элементов - внизу, наверху, рядом, ищут спрятанные предметы внизу, под шкафом, наверху, на шкафу и т.п.

Обучение выделению и  восприятию целого предмета начинается с самого начала обучения - этому  служат все игры и упражнения, направленные на развитие внимания, подражания действиям  с предметами, запоминания. В этих играх и упражнениях дети учатся выделять отдельные предметы, следить  за их перемещением, узнавать их среди  других. Все это способствует формированию целостного образа предмета, но не исчерпывает  всех задач, которые связаны с  ним. Большую роль в процессе создания целостного образа играет сопоставление  парных предметов, выбор предметов  по образцу. Здесь обеспечивается узнавание  предметов, их дифференциация.

Но узнавать и даже различать  предметы можно, и не имея полноценного образа, не представляя себе предмет  со всеми его качествами и свойствами, а опираясь лишь на отдельные свойства-ориентиры. Это сразу же выявляется при складывании  разрезной картинки или заполнении лото-вкладок.

С самого начала обучения с  детьми проводится большая работа по созданию у них целостного образа предмета. Вначале их учат складывать разрезные картинки, на которых изображены хорошо знакомые детям предметы. Они  их рассматривают под руководством взрослых, выделяют их значимые части  и складывают части в целое. Разрезная  картинка должна состоять сначала из двух частей, затем из трех. Количество частей должно постепенно увеличиваться, лишь в соответствии с тем, как  уточняется и расчленяется восприятие предметов у детей. Но конфигурация разреза и сами изображения должны меняться с самого начала, например, если ребенок складывает из разрезной  картинки мяч, но изображение может  быть сначала красным, потом синим, потом желтым с полосой посередине. Картинка может быть разрезана вдоль, поперек, по диагонали и т.п. При  этом не нужно класть перед ребенком образец, так как он на этом этапе  обучения не может воспользоваться  им, а лишь отвлекается. В случае затруднений следует применять  показ (ребенок действует по подражанию) или совместные действия. Обучая ребенка  заполнению лото-вкладок, нужно также  начинать с крупных предметных изображений  с двумя вкладками.

Очень большую роль в формировании целостного образа может играть изобразительная  деятельность ребенка - аппликация, лепка, рисование.

По мере проведения занятий  по развитию восприятия по созданию целостного образа предметов, по конструированию, лепке, аппликации и рисованию у  детей постепенно формируются все  более правильные, четкие и достаточно дифференцированные образы предметов. Это проявляется в складывании  разрезной картинки, и в работе со сборно-разборными игрушками, конструкторами, в изобразительной деятельности детей. На этом этапе в занятия  включаются новые задания, требующие  от ребенка умения - в уме, в представлении, без практического примеривают  частей, как это было до сих пор, создавать целостный образ предмета. Детям предлагается новый тип  задания: «Нарисуй целое». Перед ребенком раскладывается разрезная картинка, но складывать ее ему не разрешают, а предлагают подумать, какая она  будет, когда ее сложат, и нарисовать целый предмет. Задача это сложная, потому что требует от ребенка  мысленного разбора и соединения частей, мысленного создания целостного образа предмета и лишь затем его  изображения.

Среди наглядных методов  обучения большое место занимает работа с разного рода изображениями - рисунками, схемами, картинками, сюжетными  картинками, диафильмами. Но применение этих средств в обучении предполагает, что ребенок правильно воспринимает изображение, «читает» его так, как  мы этого хотим.

Следующим этапом в работе над восприятием картинки оказывается  обучение восприятию движения. В процессе восприятия предметов, действий, изображений  у детей формируются образы, отражающие эти предметы, явления, ситуации, действия, свойства и отношения предметов. Для того чтобы можно было передавать новые знания, новые сведения и  даже умения с помощью книг, рассказов, чтобы руководить действиями с помощью  словесной инструкции, слово должно воскресить в памяти ребенка, актуализировать  все то, что он видел, слышал, с  чем он действовал. 

Основной путь формирования образов представления заключается  в том, что педагог закрепляет воспринятое в слове, а затем  пользуется словом, чтобы вызвать  этот образ, актуализировать его. Так, когда ребенок выбирает по образцу  из «чудесного мешочка» шар или куб, мы говорим: «Верно, это шар, он круглый», когда он играет в игру «Что катится, что не катится» и хочет взять  шар, мы опять говорим: «Верно, шар  катится, он круглый». Постепенно в  представлении ребенка возникает  не только образ шара, но и образ  круглого предмета. Теперь слово «круглый» может вызвать в памяти ребенка нужное представление. Если же слова даются детям в отрыве от их чувственного опыта, они зачастую остаются «пустыми», за ними нет представления.

Развитие восприятия теснейшим  образом связано с развитием  деятельности. Обследование предметов  становится более осмысленным, так  как у ребенка появляется цель - обследовать предмет, чтобы его  нарисовать.

Восприятие направлено на обслуживание практической деятельности - предметной, игровой, трудовой, изобразительной, конструктивной и т.п. Ориентировочная  основа необходимая часть восприятия. Именно восприятие дает человеку сведения об условиях, в которых происходит деятельность, позволяет оценить  их, приспособиться к ним. Восприятие также дает возможность учитывать  в деятельности свойства и отношения  предметов, с которыми действует  человек, расстояния, направление и  т.п. Так, чтобы взять какой-либо предмет, нужно точно оценить расстояние от него до себя, направление, в котором нужно протянуть руку или пойти; величину, чтобы знать, брать ли его одной рукой или двумя или, быть может пальцами; его форму, материал, из которого он сделан, чтобы рассчитать усилие, которое нужно приложить, и т.д. А чем сложнее деятельность, тем более сложной ориентировки она требует от человека. Следовательно, уровень развития всякой деятельности в значительной степени зависит от уровня развития восприятия.

Информация о работе Стратегии и приемы выполнения обучающих заданий по развитию зрительного восприятия