Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 07:13, доклад
Сенсорное развитие, в том числе формирование зрительно-предметного восприятия – одна из основных задач дошкольного воспитания. К школьному возрасту зрительное восприятие считается достаточно зрелым, на его основе строятся учебные программы.
Решение зрительных задач может быть затруднено, прежде всего, из-за недостаточного развития:
¦ холистической, «сканирующей» стратегии восприятия;
¦ аналитической, «классификационной» стратегии;
¦ ориентировочной основы зрительного действия.
-пересекающиеся контуры(цель данного задания-опознать предмет,разделив контуры наложенных друг на друга изображении предметов)
-перечеркнутые,зашумленные изображения(цель задания-выделить изображение,отделив его от посторонних элементов фона)
-незаконченные изображения(эти задания направлены на развитие целостности восприятия)
-изображения на сложном фоне.
Зрительное восприятие – это отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на зрительный анализатор.
Развитие бинокулярного
зрения осуществляется в дидактических
играх, на занятиях по рисованию, лепке,
физкультуре и др. Решая педагогические
задачи по формированию различных знаний
и умений, педагоги учат детей способам
зрительной ориентации, в различении
признаков и свойств
Для развития зрительного восприятия используются различные изображения: черно-белые, цветные, контурные, силуэтные, штриховые. В процессе выполнения заданий дети анализируют, опознают, описывают, сравнивают изображения, выделяют в них сходные и различительные признаки.
Средства и приёмы зрительного восприятия детей дошкольного возраста
Прежде всего, необходимо правильно сочетать словесные, наглядные и практические методы обучения.
Словесные методы обучения необходимо правильно, продуманно сочетать с наглядными и практическими методами.
Но и сами наглядные методы должны быть правильно отобраны. При работе по развитию восприятия необходимо применять образец (действия по образцу и выбор по образцу), подражание, жестовую инструкцию, совместные действия взрослого и ребёнка.
Для работы по развитию восприятия предъявляются игры, в ходе которых дети должны учитывать свойства и отношения предметов. Например, игра «Что катится, что не катится?».
На последующих годах обучения, когда у детей сформируется интерес к предметам, к их свойствам и отношениям, перед ними ставятся и чисто познавательные задачи, например, играя с матрешкой «Поставь на свое место». Дети должны подойти к пониманию принципа ряда - построения по равномерно убывающей или возрастающей линии.
На занятиях по развитию восприятия и формированию представлений слова - названия свойств и отношений должны употребляться только после того, как дети выделили эти свойства и отношения, поняли их значение.
Только на основе личного опыта детей можно с пользой вводить слова-названия свойств и отношений предмете. Если же давать эти слова до того, как сами свойства будут выделены детьми, станут для них значимыми, они будут механически заучены, не помогут в новой ситуации вспомнить нужное свойство и действовать на его основе.
Восприятие включает в
себя процесс обследования объекта
и сопоставление результатов
обследования с общественно выработанными
мерками-эталонами. Эталоны дают возможность
судить обо всех свойствах предметов
- о форме, цвете, величине, об отношениях
их частей и отношениях разных предметов
между собой - по величине, по цвету,
по форме, по пространственному
Прежде всего, детей нужно
научить различать и
Необходимо все время менять предметы, с которыми действует ребенок. Например, если на одном занятии ребенку дается коробка с квадратной и круглой прорезями, в которые нужно протолкнуть куб и шар, то на следующем занятии дается коробка с прорезями прямоугольной и овальной формы, в которые проталкиваются брусок и яйцо, затем - шестиугольник и круг и т.п. То же самое относится и к игрушкам-вкладкам. Необходимо избегать заучивания и стремиться к усвоению способа действия.
В дальнейшем в действиях
с дидактическими игрушками детей
по-прежнему побуждают к пробам,
но, наряду с этим, формируют и
такие способы соотнесения
С этими способами дети знакомятся на первом году обучения, но не в действиях с дидактическими игрушками, а выбору их по образцу. Главное на этом этапе - показать детям, что при сопоставлении по цвету используется способ приложения; по форме и величине - наложением и обведением по контуру. Ребенку будет легче различать цвета, если ему дают для выбора специальное цветовые карточки, а не выделять цвет в предмете. Точно так же ему легче различать по форме специальные карточки или плоскостные фигуры, чем выделить форму в предмете. Поэтому работу надо начинать с выбора по образцу карточки постепенно учить детей выделять свойства именно в предмете.
Вначале детям дают для выбора 2-3 карточки, например, красная, синяя и желтая или квадратная, круглая, треугольная. Постепенно количество карточек увеличивается, при этом увеличение может идти разными путями - ребенку можно дать по две карточки с одинаковыми цветами, а можно дать сначала четыре основных цвета, затем - шесть цветов и т.д. Постепенно количество цветов, форм, величин, из которых производится выбор, увеличивается. Детям предлагают для выбора все более близкие цвета, формы и величины. Главное - сформировать ориентировку на свойство.
В процессе выбора по образцу детей учат соотносить цвет, форму, величину с эталонами. При выборе величины и формы это делается путем накладывания геометрических форм на рисунок. Детям также предлагают сложить одну геометрическую форму из двух других: квадрат из двух треугольников, круг из двух полукругов, прямоугольник из двух квадратов; квадрат из двух прямоугольников и т.д.
Далее детей учат использовать
свойства предметов в качестве сигнала
к действию. Это трудно для детей,
так как здесь нужно
Кроме свойств предметов, ребенок должен уметь воспринимать их отношения, в частности, пространственные. Для этого педагог также использует игровую форму занятий и подражание. Дети строят по подражанию действиям педагога несложные конструкции, в которых нужно учитывать пространственное распоряжение элементов - внизу, наверху, рядом, ищут спрятанные предметы внизу, под шкафом, наверху, на шкафу и т.п.
Обучение выделению и восприятию целого предмета начинается с самого начала обучения - этому служат все игры и упражнения, направленные на развитие внимания, подражания действиям с предметами, запоминания. В этих играх и упражнениях дети учатся выделять отдельные предметы, следить за их перемещением, узнавать их среди других. Все это способствует формированию целостного образа предмета, но не исчерпывает всех задач, которые связаны с ним. Большую роль в процессе создания целостного образа играет сопоставление парных предметов, выбор предметов по образцу. Здесь обеспечивается узнавание предметов, их дифференциация.
Но узнавать и даже различать предметы можно, и не имея полноценного образа, не представляя себе предмет со всеми его качествами и свойствами, а опираясь лишь на отдельные свойства-ориентиры. Это сразу же выявляется при складывании разрезной картинки или заполнении лото-вкладок.
С самого начала обучения с детьми проводится большая работа по созданию у них целостного образа предмета. Вначале их учат складывать разрезные картинки, на которых изображены хорошо знакомые детям предметы. Они их рассматривают под руководством взрослых, выделяют их значимые части и складывают части в целое. Разрезная картинка должна состоять сначала из двух частей, затем из трех. Количество частей должно постепенно увеличиваться, лишь в соответствии с тем, как уточняется и расчленяется восприятие предметов у детей. Но конфигурация разреза и сами изображения должны меняться с самого начала, например, если ребенок складывает из разрезной картинки мяч, но изображение может быть сначала красным, потом синим, потом желтым с полосой посередине. Картинка может быть разрезана вдоль, поперек, по диагонали и т.п. При этом не нужно класть перед ребенком образец, так как он на этом этапе обучения не может воспользоваться им, а лишь отвлекается. В случае затруднений следует применять показ (ребенок действует по подражанию) или совместные действия. Обучая ребенка заполнению лото-вкладок, нужно также начинать с крупных предметных изображений с двумя вкладками.
Очень большую роль в формировании целостного образа может играть изобразительная деятельность ребенка - аппликация, лепка, рисование.
По мере проведения занятий
по развитию восприятия по созданию целостного
образа предметов, по конструированию,
лепке, аппликации и рисованию у
детей постепенно формируются все
более правильные, четкие и достаточно
дифференцированные образы предметов.
Это проявляется в складывании
разрезной картинки, и в работе
со сборно-разборными игрушками, конструкторами,
в изобразительной деятельности
детей. На этом этапе в занятия
включаются новые задания, требующие
от ребенка умения - в уме, в представлении,
без практического примеривают
частей, как это было до сих пор,
создавать целостный образ
Среди наглядных методов
обучения большое место занимает
работа с разного рода изображениями
- рисунками, схемами, картинками, сюжетными
картинками, диафильмами. Но применение
этих средств в обучении предполагает,
что ребенок правильно
Следующим этапом в работе над восприятием картинки оказывается обучение восприятию движения. В процессе восприятия предметов, действий, изображений у детей формируются образы, отражающие эти предметы, явления, ситуации, действия, свойства и отношения предметов. Для того чтобы можно было передавать новые знания, новые сведения и даже умения с помощью книг, рассказов, чтобы руководить действиями с помощью словесной инструкции, слово должно воскресить в памяти ребенка, актуализировать все то, что он видел, слышал, с чем он действовал.
Основной путь формирования
образов представления
Развитие восприятия теснейшим образом связано с развитием деятельности. Обследование предметов становится более осмысленным, так как у ребенка появляется цель - обследовать предмет, чтобы его нарисовать.
Восприятие направлено на обслуживание практической деятельности - предметной, игровой, трудовой, изобразительной, конструктивной и т.п. Ориентировочная основа необходимая часть восприятия. Именно восприятие дает человеку сведения об условиях, в которых происходит деятельность, позволяет оценить их, приспособиться к ним. Восприятие также дает возможность учитывать в деятельности свойства и отношения предметов, с которыми действует человек, расстояния, направление и т.п. Так, чтобы взять какой-либо предмет, нужно точно оценить расстояние от него до себя, направление, в котором нужно протянуть руку или пойти; величину, чтобы знать, брать ли его одной рукой или двумя или, быть может пальцами; его форму, материал, из которого он сделан, чтобы рассчитать усилие, которое нужно приложить, и т.д. А чем сложнее деятельность, тем более сложной ориентировки она требует от человека. Следовательно, уровень развития всякой деятельности в значительной степени зависит от уровня развития восприятия.