Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 20:16, реферат
Индивидуальный стиль деятельности — одна из важных характеристик процесса индивидуализации профессионального труда. Наличие своего стиля у профессионала свидетельствует, с одной стороны, о его приспособлении к объективно заданной структуре профессиональной деятельности, а с другой — о максимально возможном раскрытии своей индивидуальности.
Введение …………………………………………………………………………3
Из истории вопроса……………………………………………………………..4
Педагогическое общение………………………………………………………..6
Стили общения…………………………………………………………………..9
Значение индивидуального стиля общения и средства повышения
коммуникативности педагога…………………………………………………..14
Список литературы………………………………………………………………18
Демократический стиль общения учителя с классом способствует созданию на уроках творческой (креативной) атмосферы. Если рассматривать умение создавать творческую атмосферу как отдельную педагогическую компетентность, то показатели демократичных учителей окажутся значительно выше показателей авторитарных педагогов (рис. 1). Поэтому в начальных классах у детей, обучающихся при демократическом стиле руководства, интенсивно развивается познавательная мотивация, ориентация на содержание и процесс учебной деятельности.
Рис. 1 Уровни профессиональной компетентности учителей 1-х классов
I – получение учителем
информации о запросах ученика
и его продвижении в обучении,
II – демонстрация знания
При либеральном стиле общения со школьниками учитель полностью ориентирован на их потребности и проблемы, его требования и контроль недостаточны, в результате чего страдает дисциплина. Последнее обстоятельство привело к тому, что либеральный стиль называют анархическим или попустительским.
В то же время приобретаемая детьми возможность удовлетворить свои потребности, вести себя достаточно естественно в соответствии с имеющимися мотивами, реализуется по-разному в зависимости от содержания мотивации. Если уроки преподавателя интересны и развивают познавательные интересы, а сам педагог обладает истинным авторитетом и его оценка личностно значима для учеников, ему нет необходимости специально следить за дисциплиной. Дети в таких случаях увлечены содержанием урока, ориентированы на качественный результат своей учебной деятельности и одобрение авторитетным лицом – им не нужно отвлекаться и стыдно не знать учебного материала. Поэтому учителя с высоким уровнем профессионального мастерства могут позволить себе либеральный стиль общения с классом, при котором эмоциональный комфорт сочетается с сосредоточенностью на учебной работе и дисциплинированностью.
Демократичный (реже – либеральный) учитель может стать для класса авторитетным лицом. Тогда ему обеспечено доверие, его мнение признается изначально верным и воспринимается как прямое руководство к действию, а в совместной деятельности ожидается успех. За авторитетным учителем признается право принимать значимые для школьников решения, но при этом не снижается их собственная самостоятельность и ответственность. Если у педагога с классом складываются отношения авторитетности, они проявляются в явных личностных предпочтениях и приобретают яркую эмоциональную окраску: учитель становится по-настоящему любимым.
Исследование, проведенное с учителями, имеющими очень высокий уровень профессионального мастерства (финалистами всероссийского конкурса "Учитель года"), показало - для них характерны демократический и либеральный стили общения с детьми.
Таким образом, в современных условиях обучения оптимальным можно считать демократический стиль общения учителя с классом. При наиболее высоком уровне профессионального мастерства учителя благоприятным для развития личности школьников и результативности их учебной деятельности может быть также либеральный стиль.
Значение индивидуального стиля общения и средства повышения
коммуникативности педагога
От стиля общения
зависит психологическая атмосфера, эмоциональное
благополучие. Определенную роль играет
и незнание технологии общения, отсутствие
у педагога нужных приемов общения. Такие
стили общения, как устрашение, заигрывание
и крайние формы общения-дистанции, опасны
еще и потому, что при отсутствии у педагога
профессиональных навыков общения могут
укорениться и “въесться” в творческую
индивидуальность учителя, а порой становятся
штампами, усложняющими педагогический
процесс и снижающими его эффективность.
Наиболее плодотворный процесс воспитания
и обучения обеспечивается именно надежно
выстроенной системой взаимоотношений.
Такая система должна характеризоваться:
взаимодействием факторов ведомости и
сотрудничества при организации воспитательного
процесса;
наличием у школьников ощущения психологической
общности с педагогами;
ориентировкой на взрослого человека
с высоким самосознанием, самооценкой;
отсутствием авторитарных форм воспитательного
воздействия;
использованием в качестве фактора управления
воспитанием и обучением заинтересованности
учащихся;
единством делового и личностного общения;
включением учащихся в целесообразно
организованную систему педагогического
общения, в том числе через разнообразные
формы деятельности: кружки, конференции,
диспуты и т. п.
В результате многочисленных
исследований и экспериментов психологи
и педагоги советуют учителям для развития
коммуникативных способностей следующее:
Нужно сознавать, что школа
- часть общества, а отношение педагога
к детям - выражение общественных требований.
Учитель не должен открыто
демонстрировать педагогическую позицию.
Для детей слова и поступки педагога должны
восприниматься как проявление его собственных
убеждений, а не только как исполнение
долга. Искренность педагога - залог прочных
контактов с воспитанниками.
Адекватная оценка собственной
личности. Познание себя, управление собой
должно стать постоянной заботой каждого
учителя. Особого внимания требует умение
управлять своим эмоциональным состоянием:
воспитательному процессу вредит раздражительный
тон, преобладание отрицательных эмоций,
крик.
Педагогически целесообразные
отношения строятся на взаимоуважение
ученика и учителя. Надо уважать индивидуальность
каждого школьника, создавать условия
для его самоутверждения в глазах сверстников,
поддерживать развитие положительных
черт личности.
Педагогу необходимо позаботиться
о благоприятной самопрезентации: показать
ребятам силу своей личности, увлечения,
умелость, широту эрудиции, но неназойливо.
Развитие наблюдательности,
педагогического воображения, умения
понимать эмоциональное состояние, верно
истолковывать поведение. Творческий
подход к анализу ситуации и принятию
решений основывается на умении педагога
принимать роль другого - ученика, родителей,
коллеги, - становиться на их точку зрения.
Увеличение речевой деятельности учеников
за счет уменьшения речевой деятельности
учителя - важный показатель мастерства
общения учителя.
Даже при незначительных успехах
учеников быть щедрым на похвалу. Хвалить
нужно в присутствии других, а порицать
лучше наедине. Учительская речь должна
быть при этом выразительной. И если даже
у вас не поставлен голос, вас могут выручить
жесты, мимика, взгляд.
Сделать родителей своих учеников союзниками
педагогических намерений.
Содержание бесед должно
быть интересно обеим сторонам.
Если педагог будет следовать
этим советам, то избежит многих проблем
и трудностей в общении.
Сознательное формирование
своего стиля педагогического общения
возможно при определенном уровне развития
способности к самоанализу профессиональной
деятельности. Педагоги в этом случае
в ходе профессионального взаимодействия
с детьми целенаправленно ищут, отбирают
и накапливают средства и способы общения,
которые обеспечивают оптимальную результативность
во взаимодействии с детьми и соответствуют
их индивидуальности. Это в свою очередь
приносит эмоциональное удовлетворение,
приводит к переживанию психологического
комфорта.
Постепенно происходит стабилизация
состава средств и способов осуществления
коммуникативной деятельности, складывается
определенная устойчивая целостная структура,
а именно — индивидуальный стиль педагогического
общения. В ходе стихийной выработки стиля
педагог также использует известные средства
и способы общения, которые кажутся ему
наиболее эффективными, индивидуально
удобными.
В дальнейшем происходит
стабилизация этих средств и способов
общения, стихийно складывается индивидуальный
стиль общения, субъективно удобный, но
не всегда профессионально оптимальный,
так как воспитатель не уделяет должного
внимания анализу целесообразности используемых
средств и способов деятельности с точки
зрения требований деятельности. Чем раньше
педагог осознает необходимость формирования
своего стиля, тем больше окажется возможностей
для формирования позитивного стиля, тем
эффективнее будет протекать процесс
становления его как профессионала.
Заключение
Одна из сложных проблем современной школы – проблема педагогического общения.
Педагогическое общение – система ограниченного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммутативных средств. Педагог является инициатором этого процесса, организуя его и управляя им.
Общение в педагогической деятельности выступает как средство решения учебных задач, как социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса и как способ организации взаимоотношений педагога и детей, обеспечивающий успешность обучения и воспитания.
Педагогическое общение должно быть эмоционально комфортным и личностно развивающим. Профессионализм общения учителя состоит в том, чтобы преодолеть естественные трудности общения из-за различий в уровне подготовки, способности помогать ученикам обрести уверенность в общении в качестве полноправных партнеров учителя. Для учителя важно помнить, что оптимальное общение - не умение держать дисциплину, а обмен с учениками духовными ценностями. Общий язык с детьми это не язык команд, а язык доверия.
Устная речь является основным средством педагогического общения. Слово учителя должно воздействовать на чувства и сознание, должно стимулировать мышление и воображение, создавать потребность поисковой деятельности.
Список литературы:
.