Сплочение классно-родительского коллектива

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2014 в 20:15, доклад

Краткое описание

В 2012 году в очередной раз, набирая в класс новых первоклассников , я заметила, что дети совершенно не умели строить отношения друг с другом. В классе постоянно возникали конфликты. Причиной этому было то, что дети пришли в первый класс из разных деревень, некоторые дети до школы не посещали детский сад. Предположила, что причиной такого поведения могут стать и отношения в семье.
Передо мной встала проблема – создание дружного классного и родительского коллектива. Решение этой задачи для меня стало важным, так как ,я считаю, что конфликтное поведение в классе может влиять на психическое здоровье детей , на успеваемость класса.

Файлы: 1 файл

Исследовательский проект Сплочение классно-родительского коллектива.doc

— 162.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исследовательский проект

 

«Сплочение классно-родительского коллектива»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         

Обоснование проблемы:   

        В 2012 году в очередной раз, набирая в класс новых первоклассников , я заметила, что дети совершенно не умели строить отношения друг с другом. В классе постоянно возникали конфликты. Причиной этому было то, что дети пришли в первый класс из разных деревень, некоторые дети до школы не посещали детский сад. Предположила, что причиной такого поведения могут стать и отношения в семье.

   Передо мной встала проблема – создание  дружного классного  и родительского коллектива. Решение этой задачи для меня стало важным, так как ,я считаю, что конфликтное поведение в классе  может влиять на  психическое здоровье детей  , на успеваемость класса.

 

Предмет исследования : межличностные отношения внутри класса , между родителями и детьми.

 

Цель исследования:

Определение форм и методов деятельности классного руководителя, способствующих сплочению классно-родительского коллектива.

Задачи:

 

1). Изучить педагогическую и психологическую литературу по данной теме;

2).Выявить положительный и отрицательный  опыт отношений в семье

3). Разработать и внедрить в практику мероприятия по сплочению классно-родительского коллектива.

 

Гипотеза исследования: 

Эмоциональная, педагогическая поддержка и совместная деятельность педагога, учащихся и родителей в процессе внеклассной воспитательной работы способствует сплочению классно-родительского коллектива .

 

Ожидаемые результаты

 

1.Установление партнерских отношений Ученик + Родитель + Учитель = Друзья.

2.Создание сплоченного классного коллектива, способного решать учебные и воспитательные задачи.

3Сохранение психического здоровья.

 

 

Срок реализации проекта:  2012 – 2016 гг.

 

Этапы:

I этап –подготовительный (2012-2013 учебный год )- 1 класс

Цель : изучение  литературы и определение мероприятии по сплочению классно-родительского коллектива

 

II - практический этап (2013 – 2015учебный год).

Цель: реализация мероприятий по сплочению классно-родительского коллектива.

 

III – обобщающий этап (2015 – 2016 учебный год).

Цель: определение эффективности проведённых мероприятий.

 

 

Содержание проекта

 

Первый этап.

Изучение теоретических основ с целью обобщения данных научно-методической литературы, знакомство с опытом коллег. Наблюдения, беседы с детьми и родителями, проведение диагностики с учащимися и их родителями, с целью выявление положительных и отрицательных качеств личности ребёнка, его склонностей и способностей,  проведение анкет для изучения взаимоотношений в семьях, учащихся между собой

Второй этап.

Разработка и проведение внеклассных мероприятии, мероприятии с родителями (собрании ,беседы, консультации )

Проведение мониторинга среди учащихся и родителей.

 На этом этапе проводятся мероприятия, которые направлены на сплочение классно-родительского коллектива.

 Самым первым и наиболее  главным мероприятием для меня  стало изучение и разработка  правил бесконфликтного общения самого педагога с коллективом детей и родителей .Педагогу необходимо суметь устанавливать доброжелательные ,доверительные отношения с родителями и детьми.

       Решение проблемы сплочения классно-родительского коллектива считаю возможным как педагогическими средствами на уроках, так и в ходе внеурочной деятельности.

       Работая по  новым федеральным государственным  стандартам, главной целью которой является развитие личности, на уроках формирую универсальные учебные действия. Работа над формированием личностных и коммуникативных УУД позволяет эффективно  решать  проблему сплочения классного коллектива. Коммуникативные действия – обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей.   С этой целью   на уроках применяю следующие приемы и методы: сопереживание героям и выражение своих чувств к ним, помощь героям, использование пословиц, поговорок, разрешение проблемных ситуаций, работа в парах и группах.

При проведении внеклассных мероприятий использую следующие методы и приёмы: анализ жизненных ситуаций и ситуаций в классе, чтение или слушание и обсуждение художественных произведений, просмотр и анализ фрагментов фильмов, игровые задания,  дискуссии, беседы.

     В программу воспитательной работы «Вместе мы сила »в раздел «Нравственность»  включила и провожу мероприятия, способствующие сплочению детского коллектива :

1 класс

  1. Ты – ученик. Правила поведения в школе.
  2. Давайте познакомимся
  3. Доброе слово – что ясный день.
  4. Учимся дружить
  5. Пойми меня правильно

2 класс

  1. Лучшее слово о дружбе
  2. Поступки твои и других

    3.Отчего прибавляется счастье.

4.Дружба-это здорово

5.Правила бесконфликтного общения.

3 класс

  1. Мир добра и зла.
  2. Вежливость и невежество.
  3. Законы дружбы в нашем классе.
  4. В дружбе – сила.
  5. Тепло семейного очага. Моя семья.

4 класс

  1. Хорошие и плохие друзья
  2. Учимся говорить так, чтобы тебя поняли.
  3. Приноси людям радость.
  4. Нет друга – ищи, а нашел – береги.
  5. Волшебники добра.
  6. Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой.

 В 2012 году разработала программу внеклассной работы«Ступени познания», которая была нацелена на оптимизацию и психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации первоклассников. Главной задачей программы было развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и взрослыми, формирование устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности. Были проведены занятия по следующим темам:

   Тема 1.  Мы теперь ученики

   Тема 2.  Я и моя семья.

   Тема 3.   Мое здоровье.

   Тема 4.  Как жить в мире  с другими?

 

 Во втором классе (2013-14 учебный  год) провожу  цикл коротких бесед по книге «Азбука вежливости».

 Сплочению коллектива и установлению межличностных отношений способствуют  праздники,  игры и конкурсы, соревнования, экскурсии и походы, трудовые «десанты» и другие общие дела. В процессе совместной деятельности появляется умение договариваться, согласовывать свои действия, справедливо разрешать спор. В классе все учащиеся имеют общественные поручения. Они интересуются общественными делами и с удовольствием  принимают участие как в школьных мероприятиях, так и в районных конкурсах.

На сплочение классного коллектива направлены игры. Они помогают детям выработать уверенность в себе и внимательно относиться к окружающим. С помощью игр дети научатся: устанавливать доверительный контакт друг с другом; чувствовать состояние  и настроение окружающих; использовать мимику и пантомимику в общении; быть наблюдательными; внимательно относиться друг к другу; прислушиваться к мнению партнера; оказывать взаимопомощь; понимать интонацию других.

Игры провожу и на уроке, и в перемену, и во время внеклассных мероприятий(«Рука к руке», «Отгадай», «Ласковые имена», «Я самый» и другие)

          Сплочению классно-родительского коллектива  способствуют школьные традиции:

1). Активное участие класса в школьных концертах .(День Учителя,Женский день и т.д.)

2).Традиция проведения родительских собраний – праздников («Моя мама-лучшая на свете.», «Праздник дружбы», «Легко ли быть ребенком ?», «Здравствуй, Лето!» и др.

3).Традиция празднования дня рождения учеников.

4).Традиция по-разному отмечать 23 февраля и 8 марта (конкурсные программы для мальчиков и девочек, для мам и пап)

5).  Участие родителей в  школьных туристических слётах .

        Один из главных факторов сплочения классно-родительского коллектива- это активное участие родителей во внеклассной работе :  «День рождения класса»(сентябрь, 2012),  «Прощай, Азбука!»(март, 2013) «Праздник первой оценки» (сентябрь, 2013), «Мамин праздник»(март, 2013), «День матери»(ноябрь, 2012) Такие совместные мероприятия детей с родителями не только сплачивают коллектив, но и расширяет кругозор учащихся, интересы детей, а у родителей - стремление больше общаться со своими детьми, интересоваться их успехами.

 Также использую следующие формы работы с родителями: изучение семейной ситуации и условий воспитания ребенка в семье, проведение родительских собраний (темы «Знаете ли своего ребёнка», «19 секретов родителям второклассников»), анкетирование, беседы и индивидуальные консультации, разработка рекомендаций и памяток для родителей («Секреты общения», «Золотые правила воспитания», )

Форм и методов работы по сплочению детско-родительского коллектива много .И все равно каждый новый рабочий день ставит перед мной наряду с учебными свои воспитательные задачи. Сегодня формирование коллектива на мой взгляд надо строить, опираясь на убеждение: «Мы разные, но мы вместе и у нас общая цель!»

 

Методы исследования

Диагностическое исследование проводилось на констатирующем этапе (2012-2013уч. год) и на формирующем этапе (2013-14 уч. год)   проводилось промежуточное исследование .

Методы исследования: анкетирование педагога и родителей, тестирование детей с помощью проективных методик, методы количественного и качественного анализа данных

 

Диагностическая методика 1: “Если бы ты был волшебником”

 

Цель -определение степени самооценки каждого ученика, выявление атмосферы в классном сообществе   

 

Ребятам предлагается назвать три желания, которые они хотели бы исполнить. Анализ ответов может быть выполнен по следующей схеме: желания – для себя(чел.); для близких людей(чел); для других людей(чел).

 

Результаты теста «Если бы ты был волшебником”

 

Таблица 1.

Ответы

2012-2013год

2013-2014год

Желания –для себя

6

4

Желания –для близких

5

4

Желания –для  других людей

3

6


 
Динамика развития межличностных отношений по тесту «Если бы ты был волшебником»

 

 

 

 

Выводы анкетирования: Прослеживается положительная динамика развитии межличностных отношений. Если в 1 классе большинство детей хотели исполнить желание своё и близких, то во 2 классе уже  половина учащихся хотели исполнить желание других .Наблюдая за детьми класса можно заметить, что ребята помогают друг другу, переживают успехи и неудачи одноклассников, чувствуется атмосфера доброжелательности, взаимопомощи.

 

.Методика 2:“Какой у нас коллектив”.

Цель:определение динамики развития коллектива, уровня развития самоуправления, сформированности межличностных отношений, определение степени удовлетворённости своим коллективом

 
Обработка результатов. Те суждения, которые отмечены большинством учащихся, говорят об определённых взаимоотношениях в коллективе и конкретно о каждом ученике, как ощущает он себя в системе этих отношений.  
Таблица 2.

Результаты теста «Какой у нас коллектив»

 

Вопросы

2012-2013год

2013-2014год

1

Наш класс очень дружный и сплочённый

-

4

2

 Наш класс дружный

6

6

3

В нашем классе нет ссор, но каждый существует сам по себе.

5

3

4

В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя

3

1

5

Наш класс недружный, часто возникают ссоры

-

-

6

Наш класс очень недружный. Трудно учиться в таком классе

-

-

Информация о работе Сплочение классно-родительского коллектива