Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2014 в 20:15, доклад
В 2012 году в очередной раз, набирая в класс новых первоклассников , я заметила, что дети совершенно не умели строить отношения друг с другом. В классе постоянно возникали конфликты. Причиной этому было то, что дети пришли в первый класс из разных деревень, некоторые дети до школы не посещали детский сад. Предположила, что причиной такого поведения могут стать и отношения в семье.
Передо мной встала проблема – создание дружного классного и родительского коллектива. Решение этой задачи для меня стало важным, так как ,я считаю, что конфликтное поведение в классе может влиять на психическое здоровье детей , на успеваемость класса.
Исследовательский проект
«Сплочение классно-родительского коллектива»
Обоснование проблемы:
В 2012 году в очередной раз, набирая в класс новых первоклассников , я заметила, что дети совершенно не умели строить отношения друг с другом. В классе постоянно возникали конфликты. Причиной этому было то, что дети пришли в первый класс из разных деревень, некоторые дети до школы не посещали детский сад. Предположила, что причиной такого поведения могут стать и отношения в семье.
Передо мной встала проблема – создание дружного классного и родительского коллектива. Решение этой задачи для меня стало важным, так как ,я считаю, что конфликтное поведение в классе может влиять на психическое здоровье детей , на успеваемость класса.
Предмет исследования : межличностные отношения внутри класса , между родителями и детьми.
Цель исследования:
Определение форм и методов деятельности классного руководителя, способствующих сплочению классно-родительского коллектива.
Задачи:
1). Изучить педагогическую и психологическую литературу по данной теме;
2).Выявить положительный и
3). Разработать и внедрить в практику мероприятия по сплочению классно-родительского коллектива.
Гипотеза исследования:
Эмоциональная, педагогическая поддержка и совместная деятельность педагога, учащихся и родителей в процессе внеклассной воспитательной работы способствует сплочению классно-родительского коллектива .
Ожидаемые результаты
1.Установление партнерских отношений Ученик + Родитель + Учитель = Друзья.
2.Создание сплоченного классного коллектива, способного решать учебные и воспитательные задачи.
3Сохранение психического здоровья.
Срок реализации проекта: 2012 – 2016 гг.
Этапы:
I этап –подготовительный (2012-2013 учебный год )- 1 класс
Цель : изучение литературы и определение мероприятии по сплочению классно-родительского коллектива
II - практический этап (2013 – 2015учебный год).
Цель: реализация мероприятий по сплочению классно-родительского коллектива.
III – обобщающий этап (2015 – 2016 учебный год).
Цель: определение эффективности проведённых мероприятий.
Содержание проекта
Первый этап.
Изучение теоретических основ с целью обобщения данных научно-методической литературы, знакомство с опытом коллег. Наблюдения, беседы с детьми и родителями, проведение диагностики с учащимися и их родителями, с целью выявление положительных и отрицательных качеств личности ребёнка, его склонностей и способностей, проведение анкет для изучения взаимоотношений в семьях, учащихся между собой
Второй этап.
Разработка и проведение внеклассных мероприятии, мероприятии с родителями (собрании ,беседы, консультации )
Проведение мониторинга среди учащихся и родителей.
На этом этапе проводятся мероприятия, которые направлены на сплочение классно-родительского коллектива.
Самым первым и наиболее главным мероприятием для меня стало изучение и разработка правил бесконфликтного общения самого педагога с коллективом детей и родителей .Педагогу необходимо суметь устанавливать доброжелательные ,доверительные отношения с родителями и детьми.
Решение проблемы сплочения классно-родительского коллектива считаю возможным как педагогическими средствами на уроках, так и в ходе внеурочной деятельности.
Работая по
новым федеральным
При проведении внеклассных мероприятий использую следующие методы и приёмы: анализ жизненных ситуаций и ситуаций в классе, чтение или слушание и обсуждение художественных произведений, просмотр и анализ фрагментов фильмов, игровые задания, дискуссии, беседы.
В программу воспитательной работы «Вместе мы сила »в раздел «Нравственность» включила и провожу мероприятия, способствующие сплочению детского коллектива :
1 класс
2 класс
3.Отчего прибавляется счастье.
4.Дружба-это здорово
5.Правила бесконфликтного общения.
3 класс
4 класс
В 2012 году разработала программу внеклассной работы«Ступени познания», которая была нацелена на оптимизацию и психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации первоклассников. Главной задачей программы было развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и взрослыми, формирование устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности. Были проведены занятия по следующим темам:
Тема 1. Мы теперь ученики
Тема 2. Я и моя семья.
Тема 3. Мое здоровье.
Тема 4. Как жить в мире с другими?
Во втором классе (2013-14 учебный год) провожу цикл коротких бесед по книге «Азбука вежливости».
Сплочению коллектива и установлению межличностных отношений способствуют праздники, игры и конкурсы, соревнования, экскурсии и походы, трудовые «десанты» и другие общие дела. В процессе совместной деятельности появляется умение договариваться, согласовывать свои действия, справедливо разрешать спор. В классе все учащиеся имеют общественные поручения. Они интересуются общественными делами и с удовольствием принимают участие как в школьных мероприятиях, так и в районных конкурсах.
На сплочение классного коллектива направлены игры. Они помогают детям выработать уверенность в себе и внимательно относиться к окружающим. С помощью игр дети научатся: устанавливать доверительный контакт друг с другом; чувствовать состояние и настроение окружающих; использовать мимику и пантомимику в общении; быть наблюдательными; внимательно относиться друг к другу; прислушиваться к мнению партнера; оказывать взаимопомощь; понимать интонацию других.
Игры провожу и на уроке, и в перемену, и во время внеклассных мероприятий(«Рука к руке», «Отгадай», «Ласковые имена», «Я самый» и другие)
Сплочению классно-родительского коллектива способствуют школьные традиции:
1). Активное участие класса в школьных концертах .(День Учителя,Женский день и т.д.)
2).Традиция проведения родительских собраний – праздников («Моя мама-лучшая на свете.», «Праздник дружбы», «Легко ли быть ребенком ?», «Здравствуй, Лето!» и др.
3).Традиция празднования дня рождения учеников.
4).Традиция по-разному отмечать 23 февраля и 8 марта (конкурсные программы для мальчиков и девочек, для мам и пап)
5). Участие родителей в школьных туристических слётах .
Один из главных факторов сплочения классно-родительского коллектива- это активное участие родителей во внеклассной работе : «День рождения класса»(сентябрь, 2012), «Прощай, Азбука!»(март, 2013) «Праздник первой оценки» (сентябрь, 2013), «Мамин праздник»(март, 2013), «День матери»(ноябрь, 2012) Такие совместные мероприятия детей с родителями не только сплачивают коллектив, но и расширяет кругозор учащихся, интересы детей, а у родителей - стремление больше общаться со своими детьми, интересоваться их успехами.
Также использую следующие формы работы с родителями: изучение семейной ситуации и условий воспитания ребенка в семье, проведение родительских собраний (темы «Знаете ли своего ребёнка», «19 секретов родителям второклассников»), анкетирование, беседы и индивидуальные консультации, разработка рекомендаций и памяток для родителей («Секреты общения», «Золотые правила воспитания», )
Форм и методов работы по сплочению детско-родительского коллектива много .И все равно каждый новый рабочий день ставит перед мной наряду с учебными свои воспитательные задачи. Сегодня формирование коллектива на мой взгляд надо строить, опираясь на убеждение: «Мы разные, но мы вместе и у нас общая цель!»
Методы исследования
Диагностическое исследование проводилось на констатирующем этапе (2012-2013уч. год) и на формирующем этапе (2013-14 уч. год) проводилось промежуточное исследование .
Методы исследования: анкетирование педагога и родителей, тестирование детей с помощью проективных методик, методы количественного и качественного анализа данных
Диагностическая методика 1: “Если бы ты был волшебником”
Цель -определение степени самооценки каждого ученика, выявление атмосферы в классном сообществе
Ребятам предлагается назвать три желания, которые они хотели бы исполнить. Анализ ответов может быть выполнен по следующей схеме: желания – для себя(чел.); для близких людей(чел); для других людей(чел).
Результаты теста «Если бы ты был волшебником”
Таблица 1.
Ответы |
2012-2013год |
2013-2014год |
Желания –для себя |
6 |
4 |
Желания –для близких |
5 |
4 |
Желания –для других людей |
3 |
6 |
Динамика развития межличностных
отношений по тесту «Если бы ты был волшебником»
Выводы анкетирования: Прослеживается положительная динамика развитии межличностных отношений. Если в 1 классе большинство детей хотели исполнить желание своё и близких, то во 2 классе уже половина учащихся хотели исполнить желание других .Наблюдая за детьми класса можно заметить, что ребята помогают друг другу, переживают успехи и неудачи одноклассников, чувствуется атмосфера доброжелательности, взаимопомощи.
.Методика 2:“Какой у нас коллектив”.
Цель:определение динамики развития коллектива, уровня развития самоуправления, сформированности межличностных отношений, определение степени удовлетворённости своим коллективом
Обработка результатов. Те суждения, которые отмечены
большинством учащихся, говорят об определённых
взаимоотношениях в коллективе и конкретно
о каждом ученике, как ощущает он себя
в системе этих отношений.
Таблица 2.
Результаты теста «Какой у нас коллектив»
№ |
Вопросы |
2012-2013год |
2013-2014год |
1 |
Наш класс очень дружный и сплочённый |
- |
4 |
2 |
Наш класс дружный |
6 |
6 |
3 |
В нашем классе нет ссор, но каждый существует сам по себе. |
5 |
3 |
4 |
В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя |
3 |
1 |
5 |
Наш класс недружный, часто возникают ссоры |
- |
- |
6 |
Наш класс очень недружный. Трудно учиться в таком классе |
- |
- |
Информация о работе Сплочение классно-родительского коллектива